Статья «Эстетическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство».
статья ( группа) на тему

Салтыкова Татьяна Васильевна

Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного искусства у ребят происходит активный процесс мышления, который включает в себя самые различные сферы знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Эстетическое воспитание дошкольников  через народно-прикладное  искусство».

Русское народное декоративно-прикладное искусство всегда было тесно связано с другими видами народного творчества и древнеславянской символикой. Оно служило украшением необходимых для жизни человека вещей. Достойны удивления великая и постоянная тяга народа к красоте и умение простую вещь повседневного обихода сделать не только удобной, но и красивой.

Любое изделие народного искусства – пышный резной дом или расписная прялка, тканая одежда или простой кованый светец, берестяной короб или деревянный ковш – поражает богатством фантазии, выдумкой, блестящим мастерством исполнения.

Народное декоративно-прикладное искусство представляет собой область художественно-прикладной деятельности человека различной направленности.

Декоративно – прикладное искусства явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах ДПИ материализовано образное мышление народа. Результаты художественно – творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и богатый по своему содержанию, опыт придает декоративно – прикладному искусству своеобразную ценность как средству нравственно – эстетического воспитания человека. Поэтому в данном контексте он составляет такую важную область социальной жизни, как народная педагогика. Многофункциональность декоративно – прикладного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество.

Единый процесс развития культуры невозможно представить себе без народного декоративно-прикладного искусства, т.е. той области художественно-практической деятельности человека, в сфере которой создаются своеобразные художественные предметы быта повседневного обихода.

Произведения декоративно-прикладного искусства, составляя органическую часть предметной среды человека, положительно влияют на людей, служат источником положительных эмоций, воздействуют на их душевное состояние, в конечном счёте, отражают окружающий мир и влияют на отношение каждого из нас к окружающему миру.

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Во время знакомства с декоративно-прикладным искусством дети узнают о культурных традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного искусства у ребят происходит активный процесс мышления, который включает в себя самые различные сферы знания.

Великий педагог В.А. Сухомлинский был убеждён, что эффективную воспитательную работу можно строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. И чем глубже и шире дети изучают исторически сложившиеся виды народного творчества, тем последовательнее и успешнее они продолжают творческие традиции народа, и тем выше результаты формирования творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Эстетическое воспитание детей и развитие их художественно-творческих способностей.

В данной статье представлен опыт работы  по развитию художественно-творческих способностей дошкольников. В результате освоения разнообразных нетрадиционных техник (лепка из соленого теста, роспис...

Статья. Эстетическое воспитание детей средствами окружающей природы

Красоту природы ребёнок способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна для его восприятия....

Статья: Эстетическое воспитание старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.

В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Многие писатели, педагоги, деятели...

Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)

В данной статье  представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает  обновление образовательной деятельности на основ...

статья "Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Эстетическое воспитание  обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: глубину его мы...

Статья "Эстетическое воспитание в психолого-педагогических исследованиях"

Эстетическое воспитание в психолого-педагогических исследованиях."Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." В. А. Сухомлинский.Искусство &nd...