Программа « Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с красотой природы и достопримечательностями родного края – села Лукерьино»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
« Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с красотой природы и достопримечательностями родного края – села Лукерьино».
1.Пояснительная записка
Река начинается с ручейка, любовь к Родине- с детского сада
Воспитание любви к Родине - важная задача нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Дошкольный возраст - самый чувствительный из всех возрастных периодов. Именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.
Как научить ребенка любить Родину? Скорее всего начать надо с малого - рассказать о том месте, где он родился, познакомить с историей, природой, культурой родного края. Именно обращение к отеческому наследию в дальнейшем воспитывает желание сохранять и приумножать богатства своей страны, с уважением и интересом относиться к культуре других народов.
Детский сад «Колосок» расположен в живописном селе с красивым названием - Лукерьино Коломенского района Московской области.
Лукерьинская земля богата смешанными лесами, бескрайними полями, голубыми водами рек Коломенки и Виленки, чистыми родниками, цветущими лугами, чудесными соловьиными трелями на утренней и вечерней заре. На красоту лесов и полей смотришь и не насмотришься, сладкую родниковую воду пьешь и не напьешься, а поля, как щедрая скатерть – самобранка, одаривают и хлебом, и овощами, и ягодами.
Красота природы «малой» родины - села Лукерьино выражена в поэтических и музыкальных произведениях, авторами которых являются и жители нашего села – Нечаева Г.Н. , Квашнин В.Н., и Коломенские деятели искусств: заслуженный работник культуры РФ художественный руководитель СДК Лукерьино Казанцева Раиса Павловна и талантливая Коломенская поэтесса Наталья Вениаминовна Евстигнеева.
Село имеет и богатую историю. В начале 17 века владельцем Лукерьино был знаменитый полководец народного ополчения 1612 года - князь Дмитрий Пожарский. А в 18 веке на территории сельской местности располагалась суконная фабрика Коломенского купца И.Т. Мещанинова. Позже она была переведена в его каменный дом, который сохранился до нашего времени и является достопримечательностью села.
Также в Лукерьино есть несколько домов, построенных более ста лет, которые имеют свою историю. Один из них – это Лукерьинская школа.
Достопримечательностью села является и Памятный знак погибшим воинам – землякам в годы Великой Отечественной войны.
Рядом с детским садом расположен сельский Дом культуры, в котором ведется большая работа по приобщению детей к русскому народному искусству, воспитанию любви и уважения к традициям, обычаям села Лукерьино. Наши воспитанники частые гости данного учреждения культуры. Здесь под руководством педагогов СДК они учатся декоративной лепке, рисованию, биссероплетению, кукловождению. Вместе с художественным руководителем дети разучивают русские народные песни, участвуют в певческих конкурсах, фестивалях, сельских праздниках.
СДК Лукерьино проводит разнообразные тематические выставки, в которых принимает участие и наше дошкольное учреждение. Свое художественное творчество представляют и родители наших воспитанников.
В дошкольном учреждении создана экспозиция «Русская изба», в которой представлены старинные предметы быта жителей села, прекрасные работы мастериц-вышивальщиц, резчиков по дереву и т.д.
Во время бесед, наблюдений, прогулок, экскурсий дети знакомятся с историей и достопримечательностями Лукерьино, с бытом сельских жителей, растительностью, животным миром, водной системой родного края, любуются красотой окружающей природы, слушают музыкальные и поэтические произведения Коломенских авторов. Эстетические чувства дети выражают в художественном творчестве.
Исходя из этого, наше дошкольное учреждение решило разработать Программу дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста « Эстетическое воспитание дошкольников через ознакомление с красотой природы и достопримечательностями родного края – села Лукерьино».
2. Цель и задачи Программы
Цель: раскрыть через разные виды образовательной деятельности уникальную историю и красоту малой Родины; воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края и историческим местам; познакомить с культурными традициями села Лукерьино.
Основные задачи Программы:
- изучать историю, культуру, природно – экологическое своеобразие родного края;
- воспитывать у детей любовь и уважение к своему родному дому, земле, где они родились и живут, бережное отношение ко всему, что нас окружает;
- формировать художественно-творческие способности детей средствами природы малой родины – села Лукерьино (создание макетов, составление коллективных рассказов, сочинение стихотворений), осуществлять интегрированный подход для решения данных задач;
- вызывать у детей желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы родного края, учить детей видеть интересное и красивое в обыденном, высокое в малом.
3. Структура и содержание Программы
Программа разработана на 2 года и предусматривает в работе с детьми старшего дошкольного возраста постепенное изучение материала по 4 разделам через организацию кружковой работы в ДОУ.
1 раздел: «Село мое Лукерьино»
Содержание данного раздела ориентировано на знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей села Лукерьино и его достопримечательностями, слушание поэтических и музыкальных произведений Коломенских авторов о малой Родине, продуктивную деятельность детей.
2 раздел: «Виленка с Коломенкой водами встречаются…»
Этот раздел направлен на работу педагогов по ознакомлению дошкольников с водной системой села Лукерьино (реками, прудами, родниками). Цель: во время прогулок, экскурсий, походов полюбоваться с детьми красотой окружающей природы вокруг прудов, вдоль рек Коломенки и Виленки, а также рассказать об этих водоемах, послушать журчание воды звонких родников, познакомиться со стихотворениями Коломенских поэтов о природе родного края, выразить свои впечатления в художественном творчестве.
3 раздел: «Подмосковный наш город Коломна моя вековая»
Раздел предусматривает рассказы педагогов о Коломне, ее красоте, исторических памятниках, рассматривание слайдов, фотографий, иллюстраций с видами древнего и современного города, слушание музыкальных и поэтических произведений Р.П. Казанцевой, Н. В. Евстигнеевой о Коломне и Коломенском крае.
4 раздел: «Природа нашего края»
Содержание данного раздела направлено на формирование знаний дошкольников об особенностях растительного и животного мира малой Родины, воспитания любви к природе родного края, чувства сопричастности к ее сбережению, развитию способностей детей воспринимать красоту природных явлений во все времена года и выражать свои эмоции через художественное слово и творчество.
- Календарно – тематическое планирование (1 год обучения)
Раздел | Название блока и темы | Форма проведения | Количество занятий |
«Село мое Лукерьино» | октябрь «Недалеко от города раскинулось село» | ||
1.«Знаем ли мы своё село?» | беседа | 1 | |
2.«Встреча с осенью на улицах нашего села» | целевая прогулка по селу | 1 | |
3.«Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья» (изготовление поделок из различного природного материала к выставке в СДК Лукерьино) | художественное творчество (нетрадиционная техника) | 1 | |
4.«Дары Подмосковной осени» | посещение выставки «Дары Подмосковной осени»в СДК Лукерьино | 1 | |
5.«Осень, осень, в гости просим!» | участие в сельском празднике | 1 | |
«Виленка с Коломенкой водами встречаются» | ноябрь «Перед долгим сном» | ||
1.«Ах ты, речка, реченька Коломенка» | Беседа, слушание музыкальных произведений | 1 | |
2.«Течет Коломенка речушка милая» | экскурсия к реке Коломенка | 1 | |
3.«Может быть, по ней когда – то теплоходы поплывут…» | экскурсия к реке Виленка | ||
4.«Подводное царство» | художественное творчество | 1 | |
«Природа нашего края» | декабрь Зимняя сказка | ||
1.«На дворе и домах снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным ковром» | целевая прогулка по селу | 1 | |
2.«Что такое снеженика?» | художественное творчество | 1 | |
3.«Чудо – всюду» | проектно – исследовательская деятельность | 1 | |
4.«Мы кормушки смастерили и столовую открыли» | природоведческая акция | 1 | |
«Подмосковный наш город Коломна моя вековая» | январь «Коломна – городок наш небольшой» | ||
1. «Коломна городок – Москвы уголок» | беседа, рассматривание фотографий с видами Коломны | 1 | |
2. «Путешествие по Коломне» | игра-путешествие | 1 | |
3. «С каждым годом мудрее душой и лицом молодея…» | познавательная беседа | 1 | |
4. «Золотые купола» | слушание музыкальных произведений о Коломне | 1 | |
«Село мое Лукерьино» | февраль «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля» | ||
1.«Морозные узоры» | художественное творчество | 1 | |
2.«Поет зима – аукает – мохнатый лес баюкает» | экскурсия в парк | 1 | |
«Виленка с Коломенкой водами встречаются» | 3.«Наша речка, словно в сказке» | экскурсия к реке Коломенка | 1 |
4.«Живые родники» | прогулка к родникам села | 1 | |
«Природа нашего края» | март «Путешествие в царство звуков и цветов» | ||
1.«Поющие в голубом небе» | беседа, слушание муз. произведений | 1 | |
2.«И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи» | экскурсия к грачевнику, наблюдения за птицами | 1 | |
3.«Уронило солнце лучик золотой…» | наблюдения в природе | 1 | |
4.«Первоцветы» | проектная деятельность | 1 | |
«Виленка с Коломенкой водами встречаются» | Апрель Пробуждение после долгого сна | ||
1. «Ледоход на реке» | экскурсия на реку Коломенку и Виленку | 1 | |
2. «Кругом вода» | Опытно – исследовательская деятельность | 1 | |
«Природа нашего края» | 3. «Шумные теплые ветры весну на поля принесли» | прогулка на поле | 1 |
4. «Весенние превращения» | коллективное составление рассказов по теме месяца | 1 | |
май «Месяц май для деревьев, птиц, цветов рай» | |||
«Село мое Лукерьино» | 1.«Вишневые сады» | экскурсия по окрестностям села | 1 |
2. «Кто на яблоньку похож?» | прогулка по экологической тропинке ДОУ | 1 | |
3. «Слышишь, соловушка поет» | итоговое занятие | 1 | |
Всего занятий: | 32 |
- Календарно – тематическое планирование (2 год обучения)
Раздел | Название блока и темы | Форма проведения | Количество занятий |
«Село мое Лукерьино» | октябрь «Родной свой край люби и знай» | ||
1.«Село известно именем Пожарского» | беседа об истории села | 1 | |
2.«Помните!» | экскурсия к памятному знаку погибшим в Великой Отечественной войне 1941–1945гг. | 1 | |
3.«Преданья старины глубокой» | комплексное занятие в комнате «Русская изба» | 1 | |
4.«Дары Подмосковной осени» | посещение выставки «Дары Подмосковной осени»в СДК Лукерьино | 1 | |
5.«Осенние посиделки» | участие в сельском празднике | 1 | |
«Виленка с Коломенкой водами встречаются» | ноябрь «В речном царстве, прибрежном государстве» | ||
1.«Коломенка родом из деревни Утинково» | беседа | 1 | |
2.«Течет Коломенка речушка милая, через Лукерьино – село родимое» | экскурсия к реке Коломенка | 1 | |
3. «Перед долгим сном» | экскурсия к реке Виленка | 1 | |
4.«Осенний хоровод у воды» | художественное творчество | 1 | |
«Природа нашего края» | декабрь «В снежном царстве» | ||
1.«Вот и к нам пришла зима» | целевая прогулка по селу | 1 | |
2.«Наша речка, словно сказка» | художественное творчество | 1 | |
3.«Письмо на снегу» | наблюдения, проектно – исследовательская деятельность | 1 | |
4.«Лесная новость» | природоведческая акция | 1 | |
«Подмосковный наш город Коломна моя вековая» | январь «Текла река Коломенка – к Москве – реке текла и городу старинному название дала» | ||
1. «Город старинный мастерами славный» | интегрированное занятие | 1 | |
2. «Маринкина башня» | познавательная беседа | 1 | |
3. «Мемориальный парк» | познавательная беседа | 1 | |
4. «Коломенские дворики» | просмотр видеослайдов, графических рисунков А.А.Федорова | 1 | |
«Село мое Лукерьино» | февраль «Родимый край, на карте мира ты даже меньше, чем кленовый лист» | ||
1.«А я люблю свои места родные, свои родные милые места» | просмотр видеофильма о селе Лукерьино | 1 | |
2. «Лукерьинская школа» | экскурсия в школу | 1 | |
3. «Кудиновский фарфор» | беседа | 1 | |
4.«Усадьба и фабрика купца Мещанинова» | комплексное занятие | 1 | |
«Природа нашего края» | март «Первые проталинки» | ||
1.«Весенняя капель» | беседа, слушание муз. произведений | 1 | |
2.«Птичий город на деревьях» | экскурсия к грачевнику, наблюдения за птицами | 1 | |
3.«Удивительная прогулка» | наблюдения в природе, чтение поэтических произведений о родном крае, составление коллективных рассказов | 1 | |
4.«Первоцветы» | проектная деятельность | 1 | |
«Виленка с Коломенкой водами встречаются» | Апрель «Улыбки теплые весны» | ||
1. «В гостях у дедушки Мазая» | экскурсия на реку Коломенку и Виленку | 1 | |
2. «Кому нужна вода?» | опытно – исследовательская деятельность | 1 | |
«Природа нашего края» | 3. «Родная земля, с днем рожденья тебя!» | праздник | 1 |
4. «Панорама добрых дел» | природоведческая акция | 1 | |
май «Месяц май для деревьев, птиц, цветов рай» | |||
«Село мое Лукерьино» | 1.«Вишенье за речками» | экскурсия по окрестностям села | 1 |
2. « Яблонька душистая, подружись со мной» | прогулка по экологической тропинке ДОУ, коллективное составление рассказа по теме | 1 | |
3. «Юные экологи» | итоговое занятие | 1 | |
Всего занятий: | 32 |
6.Формы работы с детьми:
- совместная деятельность, обеспечивающая интегрированный подход к организации образовательного процесса, с использованием различных методов и приемов (беседы, рассказы, конкурсы, викторины, чтение художественной литературы, слушание поэтических и музыкальных произведений);
- рассматривание наглядного материала, фотографий и иллюстраций, просмотр видеофильмов и слайдов;
- дидактические и творческие игры; продуктивная творческая деятельность;
- экскурсии, целевые прогулки по улицам и окрестностям села Лукерьино, наблюдения за объектами природы во все времена года.
Итоговое занятие проводится в конце года (май).
- глубокие знания старших дошкольников о малой Родине как части России, об истории возникновения родного села, города Коломна, основных достопримечательностях (понимать, что такое история, как она хранит события);
- интерес к истории своего народа, забота о своем селе, благодарность и уважение к землякам;
- проявление бережного отношения к природе и достопримечательностям родного края;
- формирование художественного вкуса у детей при восприятии и изображении красоты природы малой Родины;
- составление коллективных рассказов о малой родине – селе Лукерьино;
- создание макетов ландшафта окружающей природы;
- продуктивная и познавательно – исследовательская деятельность детей;
- организация совместных выставок, творческих работ детей, педагогов и родителей на темы природы;
- участие в традиционных сельских праздниках.
Мониторинг образовательного процесса и детского развития по дополнительной программе осуществляется педагогом с использованием метода наблюдения, подготовленных вопросов, викторин, бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности 2 раза в год (октябрь, май).
Данные о результатах мониторинга заносятся в карту развития ребенка в рамках дополнительной образовательной программы дошкольного учреждения.
8. Методическое обеспечение Программы
Педагогами дошкольного учреждения разработаны беседы с детьми, наблюдения, прогулки в природу, конспекты занятий по следующим темам: «Знаем ли мы свое село?», «Село мое – Лукерьино», «Ах ты, речка, реченька Коломенка», «Коломна городок – Москвы уголок», «Путешествие по Коломне», «Родина моя – бескрайняя Россия», «Знакомство детей с символикой Коломны и Коломенского района», «Лукерьинский овраг» и т.д.
Имеется материал по истории села, дома Мещаниновых, Памятного знака, погибшим в Великой Отечественной войне 1941- 1945г.г., Лукерьинской школы, СДК с. Лукерьино, МДОУ д/с 18 «Колосок», водной системы села.
Поэтические произведения Коломенских авторов Н. Евстигнеевой, Р.П. Казанцевой представлены в сборниках «Над Россией лебеди летят» и «Вдохновение».
В ДОУ есть фото и видео материалы о селе Лукерьино, городе Коломна, природе родного края; информационные листки «Коломенский краевед», аудиозаписи песен на стихи Р.П. Казанцевой в исполнении хора русской песни «Славянский задор» СДК с. Лукерьино.
9. Литература
- С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»
- «Красота, радость, творчество» программа эстетического воспитания дошкольников «Педагогическое общество России» г. Москва 2005 г.
- Бычков Г.И., Девятериков А.Н. «Коломенский край» (страницы истории) Москва 1985 г.
- Составитель Юриков О.А., художник Федоров А.А. «Моя Коломна» г. Коломна 2000 г.
- А. И. Кузовкин, А.А. Федоров «В Коломенском Кремле» г. Коломна 2003 г.
- Поэтический сборник Н.В. Евстигнеевой «Над Россией лебеди летят»
г. Коломна 2004г.
- «Вдохновение» поэтический сборник Р.П. Казанцевой г. Коломна 2002 г.
- А.Е. Денисов, А.И. Кузовкин, Е.А. Новикова «Край родной Коломенский» краеведческий альманах Коломна: РПЦ «Тираж»
- «Судьба планеты в наших руках» методическое пособие «Инлайт» г. Коломна 2006 г.
- А.А. Плешаков «Зеленые страницы» «Просвещение» г. Москва 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Статья "Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края" способствует поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края....
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....
Консультация "Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с культурой и достопримечательностями родного города"
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Б...
Рабочая программа по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Рабочая программа по самообразованиюТема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»...