Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.
учебно-методический материал по рисованию по теме
Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ребёнка в нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intergratsiya_pedagogicheskogo_protsessa.docx | 350.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция педагогического процесса
Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, высшей квалификационной категории –
Литовки Л.В.
Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ребёнка в нём.
Освоение детьми социального и художественного опыта происходит через взаимосвязанные ступени познания: увидеть, услышать, обыграть, получить художественный продукт.
Несмотря на то, что в летний период наше учреждение не работает с детьми, мы говорим о лете, как будущем сезоне, и формируем представление о нём.
Продолжение работы с детьми о лете, уточнению их знаний о летнем сезоне осуществляется в начале осени, как воспоминание о прошлом сезоне, с обязательным включением художественной наглядности, которая активизирует, уточняет и обобщает
знания детей, учит их видеть окружающий мир с учётом особенностей развития.
На протяжении долгого времени, отрабатывается данная логика отборов содержания работы с детьми в творческой деятельности в целом и в рисовании в частности.
Как показывает анализ, такая последовательность работы с детьми, даёт положительный результат в целостном развитии личности и художественном развитии в частности.
Рассмотрим подробнее последствия развивающей технологии в обучении детей рисованию. Как мы выше определили, обучение концентрируется в конкретном блоке.
На самом деле это представление может складываться при условии, если педагог владеет специальной методикой обучения детей, основанной на формировании способности концентрировать внимание на конкретных средствах выразительности, вместе с педагогом обсуждать форму последовательности действий произведённых художником при её создании, с учётом передачи соотношения частей, подбора цвета, расположения основных и дополнительных деталей.
Следовательно, педагог профессионал отличается тем, что он умело, ставит ребёнка перед необходимостью решать проблему и задавать вопросы, побуждающие к внимательному рассматриванию, к анализу и умозаключениям.
.
Приведём пример: Занятие в средней группе в блоке «Натюрморт». Сентябрь.
Вот некоторые выдержки и приёмы занятий: « Возьмите яблоко в руку, какое оно? Покатайте, понюхайте, полюбуйтесь! Как вы думаете, хочет ли яблоко, чтобы его съели? (хочет). Почему? (В середине зёрнышки – семечки, которые попадут в землю, если мы его съедим!) Что же вырастет из семечка? Яблонька! И только потом, на веточке появляются яблочки. – Показ иллюстраций.
Висит яблочко на веточке, щёчки надувает! – Надуйте щёчки и обведите их пальчиком – кругленькие! - А чтобы щёчки не лопнули, у яблока есть звёздочка – завязочка» (показать). Внимание детей обращается на иллюстрацию с изображением солнца и его лучей, «раскрашивающих» плоды. «Висит яблочко, а солнышко лучиком его по щёчке гладит, гладит, вот так! Погладьте свою щёчку,! Кругленькая!
(Рисунки детей подготовительной групп)
- Солнце с кисточкой горячей
Совершает свой обход,
И лежачий и висячий
Разрумянивает плод.
Как вы думаете, какие эти красивые яблочки на вкус? Хочется съесть? Но если мы яблоки съедим, не будет такой красоты! Что мы можем сделать? Нарисовать!»
Педагог, зная эмоциональное начало ребёнка, задействует его способность сконцентрировать своё внимание на объекте, потому что живой объект не может оставить равнодушным ребёнка. Действия педагога заключаются в том, чтобы побудить свои суждения, впечатления, рассуждать о форме, строении, расположении частей.
Затем дети включаются в творческий поиск через рассматривание произведений изобразительного искусства, игрушек. (Предлагается зрительный ряд).
С выходом на следующий этап изучения изображения художественной картины, где процесс познания, внимание детей направлено на разгадку тайны – создание образа художником, от педагога требуется владение технологией процесса. Требуется направленность внимания ребёнка, на самостоятельное вычленение: композиции, соотношение частей, линий, передачи формы по частям, целостно, пунктирной проволочной линией и др. показателей выразительности образа.
Чтобы было яснее, рассмотрим, как это происходит.
Перед детьми картина с изображением фруктов на столе.
« - Художники, как волшебники, сохраняют для нас красоту. Посмотрите, разложил художник яблоки на столе, внимательно к ним присмотрелся, видит как яблоки « прижались» друг к другу, а потом «разбежались – любопытные!» А сейчас они встали в хоровод вокруг самого красивого и большого яблочка».
На столе раскладываются разноцветные яблоки.
« Что можно сказать об этих яблоках? Как вы думаете, самое красивое и главное яблоко, где нарисует художник? Вверху, внизу?
Конечно в центре! Чтобы его было всем хорошо видно. Натюрмортом называют то, что художник что – то красиво раскладывает или расставляет на столе, а потом и изображает это.
В этот момент дети, высказывая своё отношение к образу, включаются в процесс познания и высказывают свои суждения о том, как, зачем и почему, в какой последовательности мастер – художник реализует свой замысел, анализирует предполагаемое движение руки и определяет своё отношение: «Что я чувствую?»
В этих условиях ребёнок добывает доступную для него информацию о возможности использования композиции, формы, цвета и разнообразных техник. В этот момент, для успешного эмоционального восприятия детям предлагаются литературные и музыкальные произведения, уточняющие характеристики, обогащающие образы, при этом дети ведут диалог с педагогом и обмениваются мнениями друг с другом.
Приведём пример:
Занятие в подготовительной группе. Блок «Натюрморт».
«Зовут меня розой» « Любите ли вы цветы? У каждого человека есть свой любимый цветок. Какие цветы у вас самые любимые? А знаете ли вы, что у каждого цветка есть своя тайна? Какая? Хотите узнать об одной такой тайне? Только сначала надо догадаться, о каком цветке идёт речь.
« На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд,
Но нередко, льются слёзы тех,
Кто рвёт руками …(розы)»
Когда – то, давным - давно, на земле ничего не было, ни травы, ни деревьев, ни цветов. От этого земля казалась холодной, сырой, не уютной и не красивой.
Но однажды, тёплый солнечный лучик проник на сырую землю, а из капелек дождя и солнца появилась – радуга! Каждая капелька в этой радуге была разного цвета. Капельки падали на землю и каждая из них превращалась в семена трав, деревьев и цветов. Какого цвета была капелька, такого цвета и был цветок. Цветы вырастали маленькие и большие, разные. Ну, вот они раскрылись и стали разглядывать друг друга, а один цветок был таким красивым и источал такой нежный и приятный аромат! Вы догадались, о каком цветке идёт речь? Конечно, это роза! Все люди и цветы решили, что роза будет царицей цветов. Она с тех пор говорит:
«Зовут меня розой, примите меня,
Я очень душиста и цветом нежна.
По цвету и имя такое мне дали
И даже царицей за пышность прозвали!»
Роза стала символом любви и красоты. Кроме того она умеет хранить тайны: - Я сказал тебе под розой.
Есть сказания, утверждающие, что каждый человек, принесший царю розу, может попросить у него всё, что только пожелает. Родиной розы считается Персия (Иран). Но все ли розы одинаковые?
( Перейти к рассматриванию зрительного ряда)
Чем отличаются? Форма, количество лепестков, величина, раскрытые цветы, нераскрытые. А какое разнообразие в цвете!
Белые, красные, розовые, жёлтые… Но все они очень красивые!
Стоит роза, любуется собой, хочется ей в зеркальце посмотреться, а зеркальце, это её листья – ладошки, в них отражается цвет розы и её красота. Художники такое отражение называют – рефлекс. (Педагог показывает на цветке и работах художников). Красота должна уметь защищаться, что у розы есть для этого? Шипы. А теперь давайте посмотрим, есть ли у розы серединка? Не видно! Все лепестки сложены и закручены, как бы в чашечку (бутон), из которой можно пить росу! А какой формы лепестки у розы? (Широкие, короткие, закруглённые…)» Организация творческого процесса лежит на плечах педагога, который выступает в роли доброжелательного собеседника, оценивающего положительно малейшие успехи ребёнка на этапах увидеть, обыграть и сделать.
Мы обращаем внимание на то, что во всех возрастных периодах используются игровые приёмы.
Для того, чтобы даже самый маленький ребёнок сказал:
« Хочу, мне интересно!»
«Я знаю, как рисовать!»
Эти приёмы имеют тенденцию к усложнению, т. к. дети выросли, у них сформировалось образное мышление. Обыгрывание связано с образом.
Вот пример игрового приёма на занятии:
«Такие весёлые эти ромашки»
Блок «Натюрморт». Младшая группа.
«…И вы у меня очень красивые, как ромашки, идите на полянку! (Дети идут на коврик). А что самое красивое у цветов и у нас (головка). У цветочка есть личико и волосики – лепесточки, покажите! Лепесточки двигаются, но не отлетают от ветра, крепко держатся!
А когда ветерок утих, цветочкам захотелось посмотреться в зеркальце. Где же взять зеркальце? Это листик – ладошка! Поднимают ромашки ручки и ладошки вверх, опускают вниз, хлопают, им хочется поиграть!
«Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки –
Вот – вот заиграют,
Как дети в пятнашки!»
В подготовительной группе в выше описанном занятии «Зовут меня розой», игра «Соберём розу из лоскутков».
Дети выбирают лоскутки определённого тона и объединяют их в цветок.
Игра даёт возможность работать над такими параметрами, как размер, величина, расположение частей, цветовые отношения.
Так мы разработали собственный подход в организации творческой деятельности детей.
Сила эмоциональных переживаний углубляется прослушиванием музыки, поэзии, занятиями пантомимики на различных этапах деятельности. Однако это возможно только при условии процесса замысливания, где ребёнок становится активным участником процесса. У ребёнка складывается ясное представление не только о том, что он будет рисовать, но и о последовательности собственных действий. Если такое представление формируется, ребёнок сам начинает контролировать свои действия и выполнять работу творчески, не ожидая внешней подсказки, потому что ему всё ясно. В случае затруднения педагог не спешит ему показать, а снова включает ребёнка в процесс исследования, предлагая посмотреть на работу художника и определить, как справился художник, что он для этого предпринял.
Т.О. такой подход обеспечил качественные изменения в изобразительной деятельности детей, позволил получать результат, безгранично радующий детей и взрослых, переживать чувство успеха, где изобразительная деятельность становится эффективным средством, формирующим интеллектуальные способности детей и ручную умелость.
Прогимназия «Пансион» № 698 Санкт - Петербург 2013год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....
Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....
Описание опыта работы педагога дополнительного образования по хореографии по теме "Развитие творческих способностей детей посредством танца"
1. Подготовительный этап.2. практический этап.3. Результативность.4. Выводы.5. Приложения....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...