Описание опыта работы педагога дополнительного образования по хореографии по теме "Развитие творческих способностей детей посредством танца"
методическая разработка по теме
1. Подготовительный этап.
2. практический этап.
3. Результативность.
4. Выводы.
5. Приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.docx | 900.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА».
2.1 Подготовительный этап
Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Создавшаяся сегодня социально-экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- телевизор, компьютерные игры, которые окружают детей дома, ограничиваются в основном только развлекательной средой. Только некоторые родители создают дома все условия для развития творческих танцевальных способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по танцевальной культуре, журналов, книг по развитию музыкально-двигательного творчества в танце, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
- повышено внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека, но отсутствуют среда, которая творчески развивала бы ребенка.
Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости.
Работая с детьми различного дошкольного возраста, столкнулась с тем, что творческий потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающейся потребности в движении и общении.
Поэтому проблема развития творчества, посредством танца над которой, работаю, актуальна.
Таким образом, пришла к выводу, что основной идеей моего опыта работы должно стать - развитие творческих способностей детей посредством танца.
Считаю что, возраст моих воспитанников благоприятен тем, что в это время легко стимулировать детскую любознательность и естественный интерес к танцевальной деятельности: танцу, легко затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров.
Знакомство детей с различными танцами позволяет не только расширить кругозор, но и дает возможность экспериментировать и создавать самому, творить. Связь танцевальных композиций с музыкально-ритмической деятельностью, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность и ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца.
Главное в моей деятельности – это совместное танцевальное творчество с детьми. Детское танцевальное творчество – это отражение впечатлений, полученных в жизни, выражение своего отношения к образному исполнению, полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Творчество детей проявляется в развитии способностей к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передачи своих мыслей, переживаний, чувств.
Развитие творческих способностей в хореографической деятельности современные учёные рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального). Основной показатель детского творчества субъективность новизны открытий. Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлёкшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.
В своей деятельности опираюсь на труды таких авторов, как Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика», А.В.Буренина «Ритмическая мозаика», О.А.Апраскина «Музыка в воспитании творческой личности».
По их мнению, необходимо как можно раньше побуждать детей к творчеству, развивать творческие способности в процессе обучения. Отличительной чертой этих программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству. Методика занятий по танцевальному творчеству, предусмотренная в этих программах, отличается значительной новизной.
Знакомство с этими программами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Хореографическое искусство обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместной танцевально – творческой деятельности. К ним относятся способность к самостоятельности, инициативе, творчеству, умение сотрудничать и взаимодействовать.
Основной целью моей работы является системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- Развивать творческое воображение, мышление посредством музыкальных образов.
- Побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности.
- Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в танце.
- Приобщать родителей к совместной танцевально-творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.
Основные принципы, которые легли в основу моей работы над темой:
Принцип целенаправленности.
Цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития танцевально-творческих способностей.
Принцип систематичности и последовательности.
Работу по развитию танцевального творчества велась в определённой системе и последовательности.
Принцип доступности.
Использовала различные формы и методы работы с детьми: открытые занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и другие формы работы.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Определяла ведущие цели обучения для формирования у детей: познавательной, воспитательной, развивающей среды; интереса к различным видам танцевальной деятельности, развитии творческих способностей.
Принцип адаптивности.
Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности применялся в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Принцип прочности.
Старалась реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторяла и закрепляла полученные знания, формировала умения и навыки, применяла их на практике.
В своей работе использую и реализую современные педагогические методы и технологии такие как:
- словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.)
- наглядный метод (выразительный показ под счет, с музыкой.)
- практический метод (многократное выполнении конкретного музыкально-ритмического движения)
- игровые технологии (речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире)
- здоровьесберегающие технологии (системность, поэтапность, конкретные и доступные для выполнения задач; сохранение рекомендуемых норм занятий; распределение физической нагрузки; проветривание)
- личностно-ориентированный подход (используется для способа организации общения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей учащихся, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей)
По результатам проведённой работы ожидается повышение уровня развития творческих способностей детей.
2.2 Практический этап
На первоначальном этапе работы было проведено анкетирование родителей с целью выбора основных направлений в развитии творческих способностей детей посредством танца и для реализации поставленных задач было проведено входящее диагностирование детей на предмет выявления творческих способностей. В качестве критериев выбрала следующие параметры:
Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом.
Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па".
Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Входящая диагностика развития творческих способностей детей посредством танца май 2012 год.
Развитие творческих способностей у детей 1 младшей группы (1)
20 детей
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
1 Музыкальность | 15 | 50 | 35 | |||
2 Эмоциональность | 60 | 40 | ||||
3 Творческие проявления | 45 | 55 | ||||
4 Внимание | 35 | 65 | ||||
5 Память | 20 | 80 | ||||
6 Подвижность (лабильность) нервных процессов | 5 | 95 | ||||
7 Координация, ловкость движений | 45 | 55 | ||||
8 Гибкость, пластичность | 20 | 30 | 50 |
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей 1 младшей группы (1) 20 детей
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей в 1 младшей группе 1, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: творческих проявлений, внимания, памяти, подвижности нервных процессов, координации движений, гибкости.
Развитие творческих способностей у детей 1 младшей группы 2 (2)
20 детей
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Музыкальность | 15 | 40 | 45 |
Эмоциональность | 15 | 20 | 65 |
Творческие проявления | 60 | 40 | |
Внимание | 25 | 10 | 65 |
Память | 50 | 50 | |
Подвижность (лабильность) нервных процессов | 65 | 35 | |
Координация, ловкость движений | 40 | 60 | |
Гибкость, пластичность | 10 | 45 | 45 |
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей 1 младшей группы 2 (2)
20 детей
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей в 1 младшей группе 2, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: музыкальности, эмоциональности, подвижности нервных процессов, координации.
Развитие творческих способностей у детей 2 младшая группы
22 ребенка
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Музыкальность | 32 | 68 | |
Эмоциональность | 9 | 41 | 50 |
Творческие проявления | 45 | 55 | |
Внимание | 55 | 45 | |
Память | 45 | 55 | |
Подвижность (лабильность) нервных процессов | 36 | 64 | |
Координация, ловкость движений | 68 | 32 | |
Гибкость, пластичность | 50 | 50 |
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей 2 младшая группы
22 ребенка
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей во 2 младшей группе, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: внимания, координации.
Развитие творческих способностей у детей средняя группы 1 (19 детей)
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Музыкальность | 11 | 26 | 63 |
Эмоциональность | 42 | 38 | |
Творческие проявления | 63 | 37 | |
Внимание | 11 | 21 | 68 |
Память | 53 | 47 | |
Подвижность (лабильность) нервных процессов | 42 | 58 | |
Координация, ловкость движений | 37 | 63 | |
Гибкость, пластичность | 11 | 21 | 68 |
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей средняя группы 1 (19 детей)
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей в средней группе 1, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: эмоциональности, творческих проявлений.
Развитие творческих способностей у детей средняя группы 2 (20 детей)
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Музыкальность | 40 | 60 | |
Эмоциональность | 15 | 50 | 35 |
Творческие проявления | 55 | 45 | |
Внимание | 10 | 45 | 45 |
Память | 15 | 35 | 50 |
Подвижность (лабильность) нервных процессов | 30 | 70 | |
Координация, ловкость движений | 10 | 30 | 60 |
Гибкость, пластичность | 55 | 45 |
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей средняя группы 2 (20 детей)
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей в средней группе 2, оценен как низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: эмоциональности, творческих проявлений, гибкости и пластичности.
Исходя из данных диагностики в группах, и для успешного осуществления целей и задач, составила перспективный план работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по хореографии, который включает в себя использование музыкально - танцевального и игрового творчества. Это даст возможность детям творчески проявлять себя в танцевальных и пантомимических импровизациях, танцевальных упражнениях и этюдах, сюжетных танцах, образных перевоплощениях.
Для того чтобы оценить результаты навыков сохранившихся за лето, в сентябре 2012 года была проведена входящая диагностика развития творческих способностей детей.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Входящая диагностика развития творческих способностей детей в сентябре 2012 года
Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы (1)
20 детей
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей в 1 младшей группе 1, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на недостатки в развитии тех критерий, которые были выявлены в мае 2012 года.
Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы 2 (2)
20 детей
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей в 1 младшей группе 2, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на недостатки в развитии тех критерий, которые были выявлены в мае 2012 года.
Развитие творческих способностей у детей средней группы (22 ребенка)
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей во 2 младшей группе, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на недостатки в развитии тех критерий, которые были выявлены в мае 2012 года.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей старшей группы 1 (19 детей)
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей в средней группе 1, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: эмоциональности, творческих проявлений.
Развитие творческих способностей у детей старшей группы 2
20 детей
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Вывод: общий уровень развития творческих способностей в средней группе 2, остался низкий. В процессе работы, уделить особое внимание на развитие: эмоциональности, творческих проявлений, гибкости и пластичности.
2.3 Результативность
Танцевальное творчество – это умение детей импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции. Простейшие элементы пантомимы, доступные для детского исполнения использованы в художественно-пластической деятельности дошкольников и в частности – танцах.
В своей работе придаю большое значение танцевальной и пантомимической импровизации, так как танцевальное творчество создаётся в этюдах, а этюды – естественное продолжение линии обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений. Понимая, что умение творить, самостоятельно искать различные образы и элементы для детей непросто.
Формируя у детей танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, учила критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побудило детей к свободе самовыражения, к творчеству. Учитывая, что творческие способности детей индивидуальны, старалась создать наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если танцевальная импровизация примитивна и неинтересна, доброжелательно уверяла маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать и придет успех.
Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация. Работу над импровизацией детей вела поэтапно, на первом этапе, использовала творческие задания на развитие пантомимики такие как диалоги-пантомимы, загадки-пантомимы, покажи руками или пальцами, покажи частями тела. (Приложение 3.1) и занятия, включающие в себя ритмические упражнения под чтения стихов: «У маленькой Мэри». «Доктор Фостер» (Приложение 3.2).
На занятиях, включающих в себя ритмические упражнения под чтение стихов, развивала у детей чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений.
На втором этапе нацеливала детей на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В качестве приёма предлагала детям послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда какое движение исполняется. Работу над этюдами, импровизациями вела на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.
На третьем этапе, учила детей сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия) после прослушивания музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т.д.), а затем совместно мы объединяем их в простейший рисунок. Обращала своё внимание, на выразительность исполнения постепенно подготавливая детей к постановке танца.
Преобладающий вид деятельности в моей работе это постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания детские танцы делятся на следующие разновидности:
- сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях (его часто называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);
- элементы классического танца (соединяющие в себе пластичность исполнения с различными акробатическими и пластическими этюдами);
- массовый детский танец;
- ритмические танцы;
- спортивные танцы (тематического характера);
- элементы народного танца.
В своей работе использую один из наиболее распространенных детских танцев - сюжетный танец, например: «Танец с чайниками», «Танец мышек», «Цыплята» (Приложение № 3.3), в котором основным элементом композиции является сюжет. Сюжет в танце – это последовательность изображаемых событий, происходящих в определённой ситуации. Первоначально обучение приёмам образного перевооплащения проводила на материале «Учимся пластике у растений и животных» например: упражнение «дерево», «кошка», «лягушка» каждый из которых предназначен для работы над образом. (Приложение №3.4).
Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций : с куклами и погремушками (Приложение 3.5) основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбирала наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми. При этом и сама стремилась получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствовал эмоциональному «заражению», установлению тёплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Когда я предлагала детям новый материал, старалась их привлечь новой композицией, сконцентрировать их внимание, активизировать детей с учётом индивидуальных особенностей.
Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребенка. Переход к самостоятельности от подражания требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскрепощенности.
На первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Подбадриваю детей, стараюсь стимулировать творческую активность, подбираю образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушаю уверенность в собственных силах. В процессе наблюдения за детьми, определяла те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их сразу же показывала в медленном темпе под счет, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагала детям исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получались у детей, то их заменяла более простыми.
Анализируя работу детей, оценивала характер движений, отражающих музыкально-игровой образ: «Маленький беленький», «Сапожник», «Ворон». «Качели» (Приложение 3.6), и показывала приёмы, облегчающие детям освоение упражнений. Предлагала детям танцевальные композиции, требующие разных установок, и перевоплощения в различные образы.
Работая хореографом много лет, пришла к выводу, что освоение детьми танцевальных композиций происходит в течение двух-трёх недель. При этом не ставлю задачу абсолютно точного и синхронного исполнения движений. Дети двигаются, кто, как может, главное, чтобы с удовольствием.
Постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые ставлю танцы массовые или с подгруппой детей, но в этом случае, акцентирую внимание на качестве, выразительности движений.
Использую в своей работе проведение тематических занятий «Комплекс игр-превращений», «Игровой стретчинг»: «Просыпаемся», «Слонёнок», «Шлагбаум» (Приложение 3.7) дети овладевают мышцами своего тела, элементами подражания, а игровой стретчинг - относится к длительным творческим играм, в которые дети играют долго и с удовольствием. Подобные игры сплачивают ребят вокруг одной цели, объединяют общим интересом, вызывают совместные радостные переживания, стимулируют танцевальное воображение и фантазию.
Для обеспечения эффективности в своей работе использовала такие средства обучения как музыка, слово, движение, пантомима, танцевально-ритмические композиции. На занятиях по хореографии использовала технические средства обучения, музыкальный центр, комплекты дисков «Ритмическая мозаика», «Ладушки», «Детский праздник», «Инструментальная музыка», «Народная музыка». Звучание этих дисков использую на занятиях и праздниках.
Большое внимание уделяю подготовке развлечений, праздников, утренников. На них дети испытывают радость собственного творчества, фантазируют, импровизируют, исполняют танцевальные композиции, изученные на занятиях.
Успешное развитие творческих способностей достигалось только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому, стараюсь убедить родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, консультирую их. На консультациях родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье: «Танец – как средство развития» (Приложение 3.8). Проблемам творчества было посвящены и открытое хореографическое занятие для родителей: «Веселое путешествие» (Приложение 3.9). Родители, которые в основном видели своих детей в повседневной жизни, удивлялись, что их дети умеют импровизировать под музыку, прекрасно танцуют.
Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей, для меня - это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за проделанную работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.
Положительным результатом своей работы считаю участие моих воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.
Участие детей в конкурсах
Учебный год | Название мероприятия | Уровень | Результат |
2012 | Конкурс детских танцевальных коллективов «Каблучок» | г. Свободный | Участие в конкурсе |
Участие детей в концертах
Дата | Место проведения | Название танца |
12 апреля 2012 год – День авиации и космонавтики | КДЦ «Восток» | Танец «Мы дети твои Россия» |
4 мая 2012 года – День Победы | КДЦ «Восток» | Танец «Русские потешки» |
18 мая 2012 год – Международный день семьи | КДЦ «Восток» | Танец «Русские потешки» |
28 мая 2012 год - городская спартакиада воспитанников дошкольных образовательных учреждений г. Свободного и ЗАТО Углегорск | ДЮСШ ЗАТО Углегорск | Танец «Русские потешки» |
2 ноября 2012 год – День народного единства | КДЦ «Восток» | Русский народный хоровод «Ягодиночка» |
Чтобы проследить эффективность выбранных методов работы направленных на повышение уровня развития творческих способностей была проведена промежуточная диагностика.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Промежуточная диагностика развития творческих способностей детей посредством танца ноябрь 2012 год.
Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы 1 (20 детей)
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 Музыкальность | 20 | 60 | 20 |
2 Эмоциональность | 5 | 70 | 25 |
3 Творческие проявления | 60 | 40 | |
4 Внимание | 50 | 50 | |
5 Память | 30 | 70 | |
6 Подвижность (лабильность) нервных процессов | 15 | 85 | |
7 Координация, ловкость движений | 55 | 45 | |
8 Гибкость, пластичность | 35 | 45 | 20 |
Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы 1 (20 детей)
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание;
6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений;
8-гибкость, пластичность.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы 2
20 детей
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Музыкальность | 25 | 55 | 20 |
Эмоциональность | 25 | 35 | 40 |
Творческие проявления | 10 | 70 | 20 |
Внимание | 35 | 25 | 40 |
Память | 10 | 65 | 25 |
Подвижность (лабильность) нервных процессов | 80 | 20 | |
Координация, ловкость движений | 10 | 60 | 30 |
Гибкость, пластичность | 10 | 55 | 35 |
Развитие творческих способностей у детей 2 младшей группы 2
20 детей
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей средней группы (22 ребенка)
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Музыкальность | 14 | 45 | 41 |
Эмоциональность | 14 | 50 | 36 |
Творческие проявления | 14 | 50 | 36 |
Внимание | 9 | 63 | 28 |
Память | 9 | 59 | 32 |
Подвижность (лабильность) нервных процессов | 59 | 41 | |
Координация, ловкость движений | 77 | 23 | |
Гибкость, пластичность | 5 | 63 | 32 |
Развитие творческих способностей у детей средней группы (22 ребенка)
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей старшей группы 1 (19 детей)
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Музыкальность | 16 | 37 | 47 |
Эмоциональность | 58 | 42 | |
Творческие проявления | 74 | 26 | |
Внимание | 21 | 42 | 37 |
Память | 5 | 63 | 32 |
Подвижность (лабильность) нервных процессов | 53 | 47 | |
Координация, ловкость движений | 58 | 42 | |
Гибкость, пластичность | 11 | 37 | 52 |
Развитие творческих способностей у детей старшей группы 1 (19 детей)
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Развитие творческих способностей у детей старшей группы 2
20 детей
Критерии оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Музыкальность | 10 | 50 | 40 |
Эмоциональность | 25 | 60 | 15 |
Творческие проявления | 65 | 35 | |
Внимание | 10 | 60 | 30 |
Память | 15 | 45 | 40 |
Подвижность (лабильность) нервных процессов | 5 | 50 | 45 |
Координация, ловкость движений | 10 | 55 | 35 |
Гибкость, пластичность | 75 | 25 |
Развитие творческих способностей у детей старшей группы 2
20 детей
Примечание: 1-музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 5-внимание; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7-координация, ловкость движений; 8-гибкость, пластичность.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Сравнительный анализ результатов диагностики творческих способностей детей посредством танца сентябрь-ноябрь 2012 год
Младшая группа 1(в процентах) количество детей- 20 человек
Примечание: 1- музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 4- внимание; 5-память; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7- координация, ловкость движений, 8- гибкость, пластичность.
Вывод: музыкальность – высокий уровень 5 , средний уровень 10 , низкий уровень 15 ; эмоциональность – высокий уровень 5 , средний уровень 10 , низкий уровень 15 ; творческие проявления - средний уровень 15 , низкий уровень 5 ; внимание - средний уровень 15 , низкий уровень 15 ; память - средний уровень 150, низкий уровень 10 ; подвижность нервных процессов - средний уровень 10 , низкий уровень 10 ; координация и ловкость движений - средний уровень 10 , низкий уровень 10 ; пластичность и гибкость – высший уровень 15 , средний уровень 15 , низкий уровень 30 .
Примечание: - повышение уровня; - понижение уровня.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Сравнительный анализ результатов диагностики творческих способностей детей посредством танца сентябрь-ноябрь 2012 год
Младшая группа 2(в процентах) количество детей -20 человек
Примечание: 1- музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 4- внимание; 5-память; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7- координация, ловкость движений, 8- гибкость, пластичность.
Вывод: музыкальность – высокий уровень 10 , средний уровень 15 , низкий уровень 15 ; эмоциональность – высокий уровень 10 , средний уровень 15 , низкий уровень 25 ; творческие проявления - высокий уровень 10 , средний уровень 10 , низкий уровень 20 ; внимание - высокий уровень 15 , средний уровень 15 , низкий уровень 25 ; память - высокий уровень 10 , средний уровень 15, низкий уровень 25 ; подвижность нервных процессов - средний уровень 15 , низкий уровень 15 ; координация и ловкость движений - высокий уровень 10 , средний уровень 20 , низкий уровень 30 ; пластичность и гибкость –, средний уровень 10 , низкий уровень 10 .
Примечание: - повышение уровня; - понижение уровня.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Сравнительный анализ результатов диагностики творческих способностей детей посредством танца сентябрь-ноябрь 2012 год
Средняя группа (в процентах) количество детей- 22 человека
Примечание: 1- музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 4- внимание; 5-память; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7- координация, ловкость движений, 8- гибкость, пластичность.
Вывод: музыкальность – высокий уровень 14 , средний уровень 13 , низкий уровень 27 ; эмоциональность – высокий уровень 5 , средний уровень 9 , низкий уровень 14 ; творческие проявления - высокий уровень 14 , средний уровень 5 , низкий уровень 19 ; внимание - высокий уровень 9 , средний уровень 8 , низкий уровень 17 ; память - высокий уровень 9 , средний уровень 14, низкий уровень 13 ; подвижность нервных процессов - средний уровень 23 , низкий уровень 23 ; координация и ловкость движений - средний уровень 9 , низкий уровень 9 ; пластичность и гибкость – высокий уровень 5 средний уровень 13 , низкий уровень 18 .
Примечание: - повышение уровня; - понижение уровня.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Сравнительный анализ результатов диагностики творческих способностей детей посредством танца сентябрь-ноябрь 2012 год
Старшая группа 1(в процентах) количество детей-19 человек
Примечание: 1- музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 4- внимание; 5-память; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7- координация, ловкость движений, 8- гибкость, пластичность.
Вывод: музыкальность – высокий уровень 5 , средний уровень 11 , низкий уровень 16 ; эмоциональность – средний уровень 16 , низкий уровень 4 ; творческие проявления - средний уровень 11 , низкий уровень 11 ; внимание - высокий уровень 10 , средний уровень 21 , низкий уровень 31 ; память - высокий уровень 5 , средний уровень 10, низкий уровень 15 ; подвижность нервных процессов - средний уровень 11 , низкий уровень 11 ; координация и ловкость движений - средний уровень 21 , низкий уровень 21 ; пластичность и гибкость –средний уровень 16, низкий уровень 16 .
Примечание: - повышение уровня; - понижение уровня.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Сравнительный анализ результатов диагностики творческих способностей детей посредством танца сентябрь-ноябрь 2012 год
Старшая группа 2 (в процентах) количество детей -20 человек
Примечание: 1- музыкальность; 2-эмоциональность; 3-творческие проявления; 4- внимание; 5-память; 6-подвижность (лабильность) нервных процессов; 7- координация, ловкость движений, 8- гибкость, пластичность.
Вывод: музыкальность – высокий уровень 10 , средний уровень 10 , низкий уровень 20 ; эмоциональность – высокий уровень 10 , средний уровень 10 , низкий уровень 20 ; творческие проявления - средний уровень 10 , низкий уровень 10 ; внимание - средний уровень 15 , низкий уровень 15 ; память - средний уровень 10, низкий уровень 10 ; подвижность нервных процессов - высокий уровень 5 средний уровень 20 , низкий уровень 25 ; координация и ловкость движений - средний уровень 25 , низкий уровень 25 ; пластичность и гибкость – средний уровень20 , низкий уровень 15 .
Примечание: - повышение уровня; - понижение уровня.
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
Сравнительный анализ среднего балла
по направлению «Творческое развитие».
Группа | Сентябрь 2012 год | Ноябрь 2012 год |
Младшая группа 1 | 1,2 | 2 |
Младшая группа 2 | 1,2 | 2 |
Средняя группа | 1,5 | 2 |
Старшая группа 1 | 1,7 | 2,1 |
Старшая группа 2 | 1,8 | 2,3 |
Примечание: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
Проанализировав результаты диагностирования, можно сделать вывод, что благодаря выбранным методам работы, систематическим занятиям с учетом интеграции образовательных областей: физической культуры, здоровья, музыки, коммуникации, социализации, безопасности - дети стали намного собраннее, общительнее, добрее по отношению друг к другу. Педагоги и родители заметили, как дети стали активнее, легко исполняют танцевальные композиции, фантазируют, сочиняют элементарные танцевальные движения.
Воспитание и обучение носит творческий характер, мною тщательно был продуман и подобран наглядный материал - репродукции знаменитых художников (о балете и музыке); практический материал - упражнения; дидактический материал - фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов.
2.4 Выводы
Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе работы, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы:
- дети научились самостоятельно импровизировать под музыку разных ритмов;
- дошкольники проявляют творчество в выразительном исполнении танцевальных композиций различной тематики и характера, импровизируют в соответствующих ситуациях в повседневной жизни;
- у ребят появилось желание придумывать элементы движения к танцам, элементарные рисунки танца;
- дети творчески передают действия персонажей в танцевальных этюдах, с удовольствием перевоплощаются в различные образы;
- дошкольники выполняют творческие задания с выдумкой и фантазией;
- заметно изменились взаимоотношения детей, они стали проявлять больше внимания друг к другу.
- выпускники нашего детского сада продолжают своё творческое обучение в учреждениях дополнительного образования детей: МАОУДОД Детской школе искусств, МБУДОД ЦДТ «Созвездие».
- Несмотря на положительную динамику развития творческих способностей детей посредством танца, необходимо продолжить работу по следующим направлениям: выразительность, индивидуальная манера исполнения пластических, танцевальных образов, коммуникативные танцы (построенные, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, производят положительные, радостные эмоции).
Верно. Заведующий Н.В. Горбунова
III. ПРИЛОЖЕНИЕ
3.1. Творческие задания на развитие пантомимики.
Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей.
Задания
1. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.)
— смотрится в зеркало;
— пробует любимое блюдо;
— пробует нелюбимое блюдо;
— выслушивает комплимент;
— выслушивает замечание;
— садится на стул.
2. Диалоги-пантомимы:
— разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например: в магазине, на вокзале, в аптеке и т. д.;
— разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.
Данные творческие задания являются наиболее сложными, в них обязательно участие взрослого (а лучше — двоих). На первых порах дети наблюдают, как действует педагог, и постепенно втягиваются в игровое общение.
3. Загадки-пантомимы:
— в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) — отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке;
— в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;
— отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
— отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолетом, поездом и пр.);
— отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т. д.);
— отгадать, какая на улице погода;
— определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т. д.).
Примечание: в предлагаемых упражнениях играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие отгадывают. В ходе игры команды меняются заданиями.
4. Показать (руками или пальцами):
— Стой на месте!
— Идем со мной!
— До свидания.
— Давай, помиримся.
— Я тебя люблю!
— Я боюсь.
5. Показать частями тела:
— как твои плечи говорят: «Я горжусь»;
— как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»
— как твой палец говорит: «Иди сюда!»;
— как твои глаза говорят: «Нет»;
— как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье...»;
— как твое ухо говорит: «Я слышу птичку»;
— как твой нос говорит: «Мне что не нравится...»
3.2. Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов.
Упражнение № 1.
Читая текст, отбивайте вместе с ребёнком ритм стихотворения хлопками. Затем попросите ребёнка сделать это самостоятельно.
Доктор Фостер
Отправился в Глостер
Весь день его дождь поливал.
Свалился он в лужу,
Промок еще хуже,
И больше он там не бывал!
Упражнение № 2.
Это упражнение научит ребёнка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.
У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал её правый башмак (7 хлопков)
В одном она скачет,
И жалобно плачет,-
Нельзя без другого никак! (7 хлопков).
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере (вперёд 7 шагов).
Ботинок для правой ноги (3 хлопка)
Сошьём тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги! (7 шагов назад).
3.3. Сюжетный танец для детей старшего дошкольного возраста. ТАНЕЦ С ЧАЙНИКАМИ
“ Калинка”.
Участвует 4 девочки и 1 мальчик.
Атрибуты: 4 плоскостных чайника, привязанных к спинкам стульев,
4 бумажных блюдца, 4 платочка (на сиденьях стульев);
большая чашка, бублик (настоящий).
Костюмы: девочки – в сарафанах, на голове – платки, мальчик – в русском костюме, на голове – картуз.
Задачи: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку,
способности чувствовать музыкальную форму;
развитие чувства ритма,
выразительности движений,
образного мышления.
Этапы разучивания танца:
1 этап: знакомство детей с сюжетом танца, прослушивание музыки.
Основная цель – заинтересовать детей.
2 этап: разучивание основных элементов танца, последовательности движений,
работа с солистом.
3 этап: работа над выразительностью движений,
самостоятельное исполнение танца.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ.
1 часть.
А. Девочки выходят из-за ширмы топающим шагом, перед собой держат
стулья с плоскостными чайниками. Выстраиваются в шеренгу у центральной стены лицом к зрителям. Присаживаются, прячутся за чайниками.
На «раз-два” встает первая девочка, на «три-четыре” выполняет «пружинку», остается стоять (руками держит юбочку). Так поочередно встают все девочки. Девочки выполняют пружинки с наклоном вправо-прямо, влево-прямо. Всего 4 раза (по 2 раза в каждую сторону).
Б. 1. Берут в правую руку блюдце, выполняют образные движения:
-“кусают сахар”, повернув голову вправо;
- « запивают чаем”, повернув голову влево.
2. Ставят блюдце на сиденье стула, обмахиваются руками, выполняя
полуприседания (8 раз).
Выбегают вперед, встают перед чайниками. Сложив руки «полочкой”, выбрасывают ноги, затем кружатся парами под руку и убегают к своим чайникам, прячутся за ними.
2 часть.
А. Выходит мальчик (шаг с носка), за спиной держит чашку, останавливается перед чайниками, лицом к зрителям. Достает чашку, переворачивает ее, показывая, что она пустая, пожимает плечами, затем, поворачиваясь вполоборота к чайникам, выставляет левую ногу на пятку одновременно показывая левой рукой на чайники. Подходит поочередно к каждому чайнику, наклоняясь по музыкальным фразам, подставляет чашку к носику чайника, а девочка, слегка наклонив чайник «наливает чай”. Мальчик осторожно идет с чашкой в вытянутой руке и останавливается в центре зала лицом к зрителям. Достает левой рукой из-за пояса бублик, показывая его всем.
Б. 1. Мальчик выполняет образные движения:
«кусает бублик” – повернув голову влево,
«запивает чаем” – повернув голову вправо.
Мальчик ставит чашку перед собой, вытирает пот со лба.
Выбегают девочки с платочками, встают вокруг мальчика.
Обмахивают мальчика платочками, держа их двумя руками, мальчик стоит закинув голову назад.
Мальчик выполняет «присядку” с выставлением ноги на пятку, девочки в это время делают “ковырялочку”. Мальчик кружится топ. шагом вправо (пр.р. – за головой, л.р. – на поясе), а девочки, подняв платочек в пр. р. бегут вокруг мальчика. Мальчик кружится влево, а девочки кружатся на своем месте.
С концом музыки все останавливаются лицом к зрителю, топают пр.ногой, одновременно поднимая руки в стороны-вверх.
3.4. Упражнения на повторение «движений» растений и животных.
Упражнение № 1. Дерево
Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
Упражнения № 2. Роза
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.
Упражнение №1. Кошка
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую Вы видели. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! Вспомните, как кошка умывается, попробуйте вместе с ребёнком делать те же движения, что и она. Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать. Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться или когда у неё просто хорошее настроение.
Можно придумать и сыграть сценку – этюд: кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.
Упражнение № 2. Лягушка
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.
Упражнение № 3. Лебедь
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными
крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
3.5. Музыкально-ритмическая композиция с куклами и погремушками для детей младшего возраста.
Выходит девочка с куклой, читает стихотворение:
Баю, куколка моя,
Хочешь – покачаю.
Я ведь мамочка твоя,
Все об этом знают.
На руках тебя ношу
И целую в носик.
Все игрушки покажу,
Если ты попросишь.
Выходят девочки с куклами, встают на свои места в кругу лицом к зрителям.
И. п. – ноги на ширине плеч.
Музыкальное сопровождение – «Куколка” с кассеты “Веселые уроки” С. Железнова
На слова куплета девочки укачивают куклу, покачиваясь с ноги на ногу.
На “а-а-а....” идут по кругу на носочках, дойдя до своего места кружатся.
С концом музыки опускаются на колени лицом к зрителям.
Музыкальное сопровождение – ''Полька” нем.плясовая мел. с кассеты «Топ-хлоп малыши”
1 часть музыки - мальчики с погремушками идут к своей девочке, высоко поднимая
ноги, и останавливаются справа от нее. Девочки сидя качают куклу.
2 часть музыки - мальчики, повернувшись к своей девочке, стучат погремушкой по
ладошке (будят куклу);
девочки, положив куклу перед собой, качают головой, держась руками за голову.
1 часть музыки - девочки грозят пальцем мальчикам (ругают);
мальчики, важно задрав нос, притопывают носком правой ноги (руки за спиной).
2 часть музыки- повторение движений второй части.
Девочки грозят пальцем мальчикам: Тише, тише, не шумите,
Наших кукол не будите!
Мальчики: Куколкам не время спать,
Лучше им потанцевать!
Мальчики-музыканты убегают к центральной стене. Девочки стоят в кругу, куклу держат перед собой на вытянутых руках.
Музыкальное сопровождение – «Танец” муз. З. Бетман
! часть музыки - девочки бегут по кругу;
мальчики встряхивают погремушки.
2 часть музыки - а) девочки приседают – «куколка танцует на полу”;
б) девочки кружатся, подняв куколку вверх.
Мальчики стучат погремушкой по ладошке.
Все движения повторить еще раз.
С концом музыки девочки поворачиваются лицом к зрителям, куклу протягивают вперед;
мальчики поднимают вверх погремушки.
.
3.6. Музыкально-игровой образ.
Музыкально-игровой образ в характерных, но однотипных движениях отдельных персонажей.
Задача. Формировать способы передачи сначала однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей; побуждать детей к поискам выразительных движений.
Методические указания. Детей знакомят с темой игры и предлагают двигаться сразу под музыку. Движения носят импровизационный характер. Чтобы создать определенное настроение, можно дать выразительную характеристику персонажей, например прочитать строчку песни: «Наши кони чисты, наши кони быстры» (песня Е. Тиличеевой «Наши кони чисты»). Можно использовать форму музыкальной загадки, например сказать: «Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит» — и исполнить соответствующую пьесу, в которой передан образ бойкого петуха (пьеса В. Агафонникова «Не ездок, а со шпорами»). После этого дети играют, находя выразительные, характерные движения. Педагог должен ярко, выразительно использовать музыкальное произведение, чтобы дети ощутили стремительный, героический характер песни «Наши кони чисты», плавность, равномерность движения мелодии «Качели», задорный характер пьесы «Не ездок, а со шпорами» и т. д.
Задания.
1. «Маленький, беленький», муз. В. Агафонникова, сл. народные. Музыкальная загадка — передать образ легко прыгающего зайца.
2. «Вся мохнатенька», муз. В. Агафонникова, сл. народные. Музыкальная загадка — передать образ мягко двигающейся кошки.
3. «Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, сл. народные. Музыкальная загадка — передать образ бойкого петуха.
4. «Качели», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского — передать образы качающихся на качелях.
5. «Наши кони чисты», муз. Е. Тиличеевой, сл. С. Маршака — передать образы отважных кавалеристов, скачущих на конях.
Развитие музыкально-игрового образа в действиях отдельных персонажей.
Задача. Формировать способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии, привлечь внимание детей к изменению характера музыки в различных музыкальных фразах, частях.
Методические указания. Так же как и в предыдущих заданиях, дети самостоятельно ищут характерные движения отдельных персонажей. Но при этом педагог обращает внимание детей на то, что музыкально-игровой образ уже имеет определенное развитие. Поэтому надо указать детям на отдельные эпизоды, которые характеризуют это развитие. Например, при инсценировке песни «Сапожник» педагог напоминает, что вначале сапожник спокойно шил сапоги, а потом вдруг: «Ой, беда пришла — сломана игла...» Детям ничего не говорят о движении, они сами начинают поиски, двигаясь под музыку.
Дети импровизируют свои движения под песни, исполненные взрослыми. Все внимание детей должно быть обращено на поиски выразительных движений.
Задания.
1. «Сапожник», чешская народная песня, обр. Ан. Александрова, пер. В. Викторова. Первый эпизод — шитье сапожек, второй эпизод — сломалась игла у сапожника.
2. «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. С. Полонского, пер. Н. Найденовой. Пляска персонажей, различных по возрасту, по характеру.
3. «Уж я колышки тешу», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Инсценировка характерных трудовых движений.
4. «Выйду за ворота», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Первый эпизод — прогулка около озера, любование им; второй эпизод — ловля рыбы.
5. «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные. Первый эпизод — полка лука; второй эпизод — перебрасывание сорняка; третий эпизод — любование растением.
6. «Земелюшка-чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут венки и т. д.
7. «Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки, танцует.
8. «На горе-то калина», русская народная песня, обр. Ю. Чичкова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки и т. д.
9. «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского. Ребенок дирижирует оркестром, меняя характер движений в соответствии с игрой различных инструментов.
3.7. Игровой стретчинг
Упражнения игрового стретчинга:
1. «Просыпаемся». Сесть на корточки, пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову, медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони, руки через стороны опустить вниз.
2. «Грустный медвежонок». Сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их, пятки приблизить к ягодицам, руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны. Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено. Задержаться нужное время, то же движение левой ногой.
3. «Носорог». Лечь на спину, руки положить за голову, ноги выпрямить, носки оттянуть. Поднимать голову, плечи и руки, одновременно поднимая одну ногу и сгибая её, стараться коленом коснуться лба, носок остается оттянут. Задержаться. То же движение другой ногой.
4. «Удав». Лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди ладонями вниз. Медленно поднимаясь на руках. Одновременно прогнуться, насколько возможно, и, поворачивая голову вправо, посмотреть на пятки, медленно вернуться. Сделать то же самое, но в другую сторону.
5. «Страус». Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены вниз. Не сгибая колени, наклониться вперёд, стараясь лбом коснуться колен. Постараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ногами. Руками обхватить ноги сзади, задержаться.
6. «Шлагбаум». Лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. руки в стороны, ладонями вниз. Поднять прямую правую ногу в вертикальное положение, наклонить влево до касания пола, сохраняя угол в 90 градусов. Вернуться в вертикальное положение. То же проделать другой ногой.
7. «Зайчик». Встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол. Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки, руки от пола не отрывать.
8. «Слонёнок». Встать на колени, руки сзади сцеплены в замок, медленно наклониться назад, как можно дальше. Задержаться.
9. «Зёрнышко». Сидя на корточках, пятки на полу, ноги вместе. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд-вниз, опустив голову, чуть наклонив туловище. Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! – руки через стороны опустить вниз.
10. Поза «Индеец», в которой дети находятся между выполнением упражнений. Сесть на пятки, руки положить на бедра, локти развести в стороны. Представить себя вождём индейцев с гордой осанкой и всё время за ней следить.
3.8. Консультация для родителей «Танец – как средство развития ребенка»
Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют, свою потребность в движении. Приобщения детей к различным видам танцевального творчества с младшего дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей, физических данных, повышается жизненный тонус, что создает ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Занятия хореографией в значительной степени помогают ребенку сформулировать правильную осанку, делает его более грациозным, пластичным, гибким, а это не маловажно. Ведь не правильная осанка, плохая походка, слабый позвоночник не дают правильно дышать, а правильное насыщение кислородом очень важно для хорошего состояния всех внутренних органов и для подержания в должном состоянии здоровья детей всех возрастов. Поэтому на занятиях хореографией большое внимание уделяется развитию подвижности, эластичности и гибкости суставов, мышц. Будет происходить постепенная установка верного положения позвоночника по средствам создания мышечного корсета.
Помимо умения красиво двигаться, да и просто танцевать, хореография учит еще, и существовать в коллективе, выполнять требования педагога, правильно распределять свои силы и время. Самый неорганизованный и непоседливый малыш, год - два позанимавшись в студии, вписывается в школьную жизнь гораздо легче и с существенно меньшими моральными потерями, нежели те дети, которые посещали только детский сад.
Советы родителям
Начинать заниматься лучше всего в 5-7 лет. Энергии и сил в этом возрасте уже достаточно, чтобы выдерживать нагрузки, скажем, дважды в неделю. Опорно-двигательный аппарат еще достаточно пластичен. Те, кто начинает позже, сталкиваются со многими проблемами: постепенно утрачивается гибкость, некоторые упражнения просто не даются, а если они и получаются, то на их выполнение приходится затрачивать куда больше времени и усилий.
Если у ребенка нет потребности, заниматься танцами серьезно, это еще не значит, что надо уходить из хореографической студии. Растущий организм нуждается в постоянных полезных нагрузках, за год-два "заработать" хорошую физическую форму на всю оставшуюся жизнь нельзя. Нередко бывает, что ребенок ленится: на улице дождь - не пойду на танцы, нет настроения. Пропустит раз, другой, а потом и вовсе ходить перестанет. Замотанным родителям это вроде бы и на руку: не надо два-три раза в неделю куда-то возить свое чадо. Но через несколько лет взрослые вдруг спохватываются: плавность движений у подросших детей ушла, "фигуры" никакой, да еще начинаются упреки: "Мама, ну почему ты не настояла, чтобы я продолжала заниматься?!" Об этом нужно помнить.
3.9. Открытое занятие «Веселое путешествие»
Задачи:
Учить передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений.
Развивать музыкальный слух, творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой.
Закрепить умение самостоятельно перестраиваться в пространстве (становиться врассыпную, в общий круг, соблюдая интервалы).
Тренировать слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений.
Воспитывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе; доброжелательное отношение к сверстникам.
Развитие координации движений рук и ног
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал друг за другом и строятся лицом к педагогу. Приветствие.
Педагог: Сегодня к нам на занятие пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились. Давайте поприветствуем всех.
Приветствие: «Здравствуйте, гости!»
(Во время приветствия дети ритмично хлопают, топают, щёлкают, стучат и т.д.)
«Здравствуйте ручки! Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ, топ!
Здравствуйте щёчки! Плюх, плюх, плюх, плюх!(слегка похлопывают себя по щекам)
Толстенькие щёчки! Плюх, плюх, плюх, плюх!(похдопывание по надутым щекам)
Здравствуйте зубки! Щёлк, щёлк, щёлк, щёлк! (стучат зубами)
Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок, чмок! (имитируют поцелуй направо и налево)
Здравствуй, мой носик! Пим, пим, пим, пим! (слегка надавливают на нос пальцем)
Здравствуйте гости! Здрав-ствуй-те всем!»
(исполнение поклона)
Педагог: Сегодня мы с вам отправляемся путешествовать на паровозике!
-Внимание, внимание отправляется поезд «Веселые путешественники», все желающие занимайте места.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы считать.
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Раз, два, три -
Машинистом будешь – ты!
-Вот и выбрали машиниста, а чтобы все знали, что он машинист, наденем ему фуражку. Приглашаю всех занять места в поезде. Дети становятся друг за другом.
Стоим мы на перроне,
Ждем свои вагоны.
Машинист, поспеши!
Нас быстрее отвези.
(Исполняется музыкально – ритмическая композиция “Весёлые путешественники”, муз. М. Старокадомского, см. программу “Ритмическая мозаика”).
Педагог: Вот и первая станция «Разминочная».
Ребенок 1: Наше занятие мы начинаем, всем здоровья пожелаем.
Прими участие скорей, да зови своих друзей.
Ритмика плюс пластика, а еще гимнастика – вот залог здоровья!
Чтобы быть здоровым, бодрым и красивым, ты зарядку по утрам делай интенсивно!
Ребенок 2: Нам лениться не годится,
Помните, ребята,
Даже птицы, даже звери.
Делают зарядку.
Все движения разминки повторяйте без запинки.
Разминка.
Динь-динь, динь - день
Начинаем новый день-
(Марш на месте.)
Дили, дили, дили, дили
Колокольчики будили
(Руки на поясе, повороты влево - вправо)
Всех зайчат, всех ежат
(Руки на поясе, наклоны влево - вправо)
И воробышек проснулся,
(Прыжки на месте.)
И зайчонок встрепенулся-
(Plie - releve)
На зарядку, кто вприпрыжку
Кто вприсядку,
(Наклоны головы вправо-влево)
( Упражнение каблучок)
Через поле напрямик
Прыг – прыг – прыг – прыг
(Прыжки на месте.)
Педагог: Внимание, внимание скорый поезд «Веселые путешественники» отправляется со станции «Разминочная».
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы считать.
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Раз, два, три -
Машинистом будешь – ты!
Стоим мы на перроне,
Ждем свои вагоны.
Машинист, поспеши!
Нас быстрее отвези.
(Дети двигаются по кругу под музыку)
Педагог: Вот и следующая станция «Гимнастическая».
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Ответ: Бабочка
(Исполнение упражнения «Бабочка»)
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
Ответ: Книжка
(Исполнение упражнения «Книжка»)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Ответ: Кукла
(Исполнение упражнения «Кукла»)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
Ответ: Змея
(Исполнение упражнения «Змейка»)
В магазине ювелирном
Я колечко подберу
И себе колечко это
Я на память заберу.
(Исполнение упражнения «Колечко»)
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.
Ответ: Лодка
(Исполнение упражнения «Лодочка»)
Ходит город-великан
На работу в океан.
Ответ: Корабль
Педагог: Внимание, внимание скорый поезд «Веселые путешественники» отправляется со станции «Гимнастическая».
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы считать.
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Раз, два, три -
Машинистом будешь – ты!
Стоим мы на перроне,
Ждем свои вагоны.
Машинист, поспеши!
Нас быстрее отвези.
(Дети двигаются по кругу под музыку)
Педагог: Вот и следующая станция «Сказочная».
Цель: Развитие у детей музыкальных способностей, чувства ритма. Развитие музыкальных способностей
Основные виды ритмических длительностей
«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Жила была большая дружная семья прабабушка, две бабушки, мамы с папами и ребятишки.
Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.
По дороге идут ребятишки
И считают шаги шалунишки,
А выходит у них вот так:
Мамы с папами их услыхали
И шаги свои сосчитали.
Вот что у них получилось:
Ну и бабушки, чтоб не отстать,
Тоже стали шаги считать.
Вот так:
Тут прабабушка тихо сказала:
- А я тоже шаги сосчитала:
Ой, как медленно шла она!
Гуляли они, гуляли,
Считать шаги устали
И пошли домой отдыхать.
Значит, сказку пора кончать.
«ДВА БРАТА»
Цель: Развитие у детей навыков восприятия музыки. Отличие мажорного по настроению звучания музыкального произведения от минорного.
В давние – давние времена в сказочной стране под названием Ладия, жили, были два брата – Лада. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали МАЖОР, а грустного – МИНОР.
Педагог: Как вы думаете, кто из них окрашивает музыку в грустные, печальные тона?
Дети: Минор.
Педагог: А кто любит яркие, веселые, жизнерадостные краски?
Дети: Мажор.
Педагог: Внимание, внимание скорый поезд «Веселые путешественники» отправляется со станции «Сказочная».
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы считать.
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Раз, два, три -
Машинистом будешь – ты!
Стоим мы на перроне,
Ждем свои вагоны.
Машинист, поспеши!
Нас быстрее отвези.
(Дети двигаются по кругу под музыку)
Педагог: Вот и следующая станция «Танцевальная».
(Дети вместе с педагогом исполняют музыкально-ритмическую композицию «Разноцветная игра, см. программу “Ритмическая мозаика”»)
Библиографический список
1 | АмироваН.М.,Власенко О.П., Лунева Т.А. Осень в гости к нам пришла/ Амирова Н. М., Власенко О.П., Лунева Т.А. – Волгоград, |
2 | Учитель,2007. – 316 с. |
3 | Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. – С.-П. , 2000. – 220 с. |
4 | Горшкова Е.В. От жеста к танцу / Горшкова Е.В. – М.: «Гном и Д», 2002. – 120 с. |
5 | Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М.Б. – М. : Мозаика-синтез, 2006. – 96с. |
6 | Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/Зацепина М.Б. , Антонова Т.В. - М. : Мозаика-синтез, 2005. – 152с. |
7 | Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду./ Картушина М.Ю. - М.: ТЦ «Сфера»,2003. – 192 с. |
8 | Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика / Слуцкая С.Л. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 272 с. |
9 | Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са –Фи – Дансе./ Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001. – 352 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...
Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»
1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...
Статья: "Описание опыта работы педагога дополнительного образования руководителя хореографического коллектива"
Актуальность опыта: Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к...
Статья " Организация работы педагога дополнительного образования по хореографии в детском саду"
Работа в ДОУ осуществляется на основе программы по танцевально-игровой гимнастике "Са-Фи-Дансе", рассчитанная на четыре года обучения детей от 3 до 7 лет. Программа направлена на всесторонне...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В. «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»
Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В. «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»...