Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.П. Рожкова
Из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Основное кредо в работе:
творческая деятельность направлена на поиск нового неизвестного, и изменение устоявшегося.
Приоритетные направления в работе:
развитие творческого интереса и познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ технологии.
Педагогическая цель:
формирование у детей исследовательских навыков, исследовательского склада мышления, способности быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся; адаптировать к динамичной картине мира.
Задачи:
- расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
- развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др.;
- воспитание уверенности в собственных силах;
- активизация управляемого, продуктивного воображения;
- развитие дивергентного и системного мышления;
- совершенствование речевого творчества;
- формирование качеств творческой личности на понятийной основе;
- воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений;
- формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;
- расширение представлений у детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, звук, отражение и преломление света и др.).
- формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Поставленную цель и задачи решала комплексно: в познавательной, в художественно-продуктивной, речевой, игровой и других видах деятельности
(фронтально, по подгруппам, индивидуально).
В основу работы были положены принципы:
- создания психологического комфорта;
- интеграции;
- предоставления возможности для творчества, самореализации личности;
- сотрудничества;
- создания развивающей среды.
В процессе работы я использую методы, активизирующие мыслительную деятельность, побуждающие детей к творчеству:
Адаптированные методы | Функция использования метода | Типы творческих заданий |
Дихотомия | Формирование у дошкольников умения выделять разнообразные признаки объектов, производить группировку предметов по выявленным характеристикам, анализировать ситуации. | Задания, направленные на познание признаков объекта и обучение анализу ситуации |
Системный подход | С помощью алгоритма системного мышления упражнять детей в познании объекта как системы. | -- // -- |
Диалектический подход | Формировать у детей способность чувствовать и решать противоречия. | -- // -- |
Эвроритм | Познавать объект средствами изменения его количественных и качественных характеристик и прогнозировать развитие объекта и его функции. | -- // -- |
Моделирование маленькими человечками | Упражнять детей в применении знаний об изменениях агрегатного состояния вещества с использованием моделей. | -- // -- |
Экспериментирование и исследование | Определенная система, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде. | -- // -- |
Мозговой штурм | Формировать у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальное решение задачи. | Задания, направленные на формирование умений преобразовывать объекты и ситуации |
Морфологический анализ | Формировать у детей умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные. | -- // -- |
Каталог | Учить ребенка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия. | -- // -- |
Метод фокальных объектов (МФО) | Учить детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств. | -- // -- |
Синектика | Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий. | -- // -- |
Приемы типового фантазирования (ПТФ) | Формировать у детей умения делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы), с помощью приемов, заданных педагогом или выбранных самим дошкольником. | -- // -- |
Цель использования данной технологии в детском саду: развитие с одной стороны таких качеств, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны – поисковой активности, речи и творческого воображения, стремление к новизне.
Актуальность опыта на современном этапе дошкольного образования очевидна, назрела необходимость ее решения:
- изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь;
- интенсивно ведутся поиски новых механизмов воспитания творческой личности;
- исследуются, апробируются и внедряются в учебно-воспитательный процесс ДОУ новые рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии;
- определяется их место и значимость в эмоциональной и интеллектуальной структуре личности.
Новизна моего опыта заключается в том, что я попыталась создать новую технологию развития детского творчества, с помощью интеграции современных методик: ТРИЗ-РТВ, разработала эффективную систему постепенного перехода от приемов и методов обучения дошкольников инструментам творчества к их самостоятельной творческой деятельности, к процессу самореализации личности.
Длительность работы над опытом: проблема развития творческих способностей меня интересовала всегда. На протяжении двадцати лет я работаю по технологии ТРИЗ-РТВ.
Диапазон опыта - это система занятий в старших и подготовительных к школе группах (смотреть циклограмму).
План работы с детьми старших групп
Месяц | Тема | |
сентябрь | 1 неделя | «Противоречия в предметах» |
2 неделя | «Противоречия в ситуациях» | |
3 неделя | «Противоречия в размерах» | |
4 неделя | «Противоречия в количестве» | |
октябрь | 1 неделя | «Противоположные признаки» |
2 неделя | «Обобщающее занятие по противоречиям» | |
3 неделя | «Подсистемы человека» | |
4 неделя | «Подсистемы предметов: объект «чайник» | |
ноябрь | 1 неделя | «Подсистемы предметов: объект «машина» |
2 неделя | «Твердые и жидкие человечки» | |
3 неделя | «Дождик» | |
4 неделя | «Волшебница вода» | |
декабрь | 1 неделя | «Куда подевалась вода после дождика» |
2 неделя | «Смачивание или почему вода мокрая» | |
3 неделя | «Растворы» | |
4 неделя | «Путешествие по улице моющих средств» | |
январь | 1 неделя | «Два агрегатных состояния воды. Замерзание воды» |
2 неделя | «Газообразные человечки» | |
3 неделя | «Знакомство с Феей Огня и ее друзьями» | |
4 неделя | «Цветные человечки» | |
февраль | 1 неделя | «Обобщающее занятие по ММЧ» |
2 неделя | «Твердые вещества могут быть жидкими» | |
3 неделя | «Что рассказала сковорода» | |
4 неделя | «Прошлое» | |
март | 1 неделя | «Будущее человека» |
2 неделя | «Будущее предметов» | |
3 неделя | «Что такое трение» | |
4 неделя | «Трение и теплота» | |
апрель | 1 неделя | «Значение трения в природе и в жизни человека» |
2 неделя | «Море Вырасталка» | |
3 неделя | «Река Оживилка» | |
4 неделя | «Овраг и поляна» | |
май | 1 неделя | «Экскурсия в город Физиков» |
2 неделя | «Экскурсия в город Химиков» | |
3 неделя | «Стульчики» | |
4 неделя | «Итоговое занятие за год» |
План работы с детьми подготовительных групп
Месяц | Тема | |
сентябрь | 1 неделя | «Мы - изобретатели» |
2 неделя | «Мы - исследователи» | |
3 неделя | «Вода – это жизнь» | |
4 неделя | «Царство трех ветров» | |
октябрь | 1 неделя | «Как человек Огонь и Воду помирил» |
2 неделя | «Маленькие человечки» | |
3 неделя | «Твердые предметы и жидкости» | |
4 неделя | «Газообразные вещества» | |
ноябрь | 1 неделя | «Гибкость и хрупкость твердых предметов» |
2 неделя | «Сыпучие вещества» | |
3 неделя | «Мягкие вещества» | |
4 неделя | «Густые и негустые жидкости» | |
декабрь | 1 неделя | «Масляные чудеса» |
2 неделя | «Плавление сахара и изготовление леденцов» | |
3 неделя | «Теплообмен» | |
4 неделя | «Теплопроводность или почему пальто, шапка и варежки в мороз греют» | |
январь | 1 неделя | «Нагревание и охлаждение. Почему в холодильнике холодно» |
2 неделя | «Что такое звук» | |
3 неделя | «Высокие и низкие звуки» | |
4 неделя | «Как сделать звук громче и как услышать тихие звуки» | |
февраль | 1 неделя | «Звук помогает видеть» |
2 неделя | «Что мы знаем о звуке (итоговое)» | |
3 неделя | «Свет и тень» | |
4 неделя | «Отражение света или как поймать солнечный луч» | |
март | 1 неделя | «Кто раскрасил радугу» |
2 неделя | «Почему небо голубое» | |
3 неделя | «Цвета и краски» | |
4 неделя | «Электричество вокруг нас» | |
апрель | 1 неделя | «Электричество на службе человеку» |
2 неделя | «Электрический ток» | |
3 неделя | «Испытание магнита» | |
4 неделя | «Магнитные силы, магнетизм» | |
май | 1 неделя | «Магнитное поле земли, электромагниты» |
2 неделя | «Извержение вулкана» | |
3 неделя | «Каменный уголь» | |
4 неделя | «Итоговое занятие за год» |
ЦИКЛОГРАММА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПО ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Н.П. РОЖКОВОЙ НА 2010-2011 год
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
14.00-14.30 Практическая деятельность в старшей группе № 6 14.30-15.00 Практическая деятельность в старшей группе № 7 15.00-15.40 Индивидуальная работа с детьми старшей группы № 2 15.40-15.50 Подготовка к занятию 15.50-16.20 Занятие с детьми подготовительной группы № 12 (1 подгруппа) 16.20-16.50 Занятие с детьми подготовительной группы № 12 (2 подгруппа) 16.50-17.10 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми подготовительной группы №11 17.10-17.36 Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы №6 | 14.00-14.30 Практическая деятельность в подготовительной группе № 11 14.30-15.00 Практическая деятельность в подготовительной группе № 12 15.00-15.45 Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы № 12 15.45-16.00 Подготовка к занятии 16.00-16.25 Занятие с детьми старшей группы № 6 (1 подгруппа) 16.25-16.50 Занятие с детьми старшей группы № 6 (2 подгруппа) 16.50-17.10 Поисково-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы № 11 17.10-17.36 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми старшей группы №7 | 8.00 - 8.45 Индивидуальная работа с детьми старшей группы №6 8.45-9.00 Подготовка к занятию 9.00-9.25 Занятие с детьми старшей группы № 7 (1 подгруппа) 9.25-9.50 Занятие с детьми старшей группы № 7 (2 подгруппа) 9.50-10.30 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми старшей группы №2 10.30-11.00 Поисково-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы № 12 на прогулке (1 подгруппа) 11.00-11.36 Поисково-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы № 12 на прогулке (2 подгруппа) | 8.00 -8.45 Индивидуальная работа с детьми старшей группы № 7 8.45-9.00 Подготовка к занятию 9.00-9.30 Занятие с детьми подготовительной группы № 11 (1 подгруппа) 9.30-10.00 Занятие с детьми подготовительной группы № 11 (2 подгруппа) 10.00-10.30 Инновационная деятельность в подготовительной группе № 12 10.30-11.00 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми старшей группы №6 по подгруппам 11.00-11.36 Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы №2 на прогулке | 8.00 - 8.45 Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы № 11 8.45-9.00 Подготовка к занятию 9.00-9.25 Занятие с детьми старшей группы №2 (1 подгруппа) 9.25-9.50 Занятие с детьми старшей группы №2 (2 подгруппа) 9.50-10.40 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми подготовительной группы № 12 (на прогулке) 10.40-11.05 Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы № 7 на прогулке (1 подгруппа) 11.05-11.36 Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы № 7 на прогулке (2 подгруппа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-82456-1358407624.jpg)
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123381-1350048704.jpg)
Описание опыта работы педагога дополнительного образования по хореографии по теме "Развитие творческих способностей детей посредством танца"
1. Подготовительный этап.2. практический этап.3. Результативность.4. Выводы.5. Приложения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/18/picture-265059-1371543699.jpg)
Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.
Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-655230-1443717383.jpg)
Статья: "Описание опыта работы педагога дополнительного образования руководителя хореографического коллектива"
Актуальность опыта: Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/08/picture-1320218-1615194185.jpg)
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...