Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnoe_kredo_v_rabote_rozhkova_np.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.П. Рожкова
Из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Основное кредо в работе:
творческая деятельность направлена на поиск нового неизвестного, и изменение устоявшегося.
Приоритетные направления в работе:
развитие творческого интереса и познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ технологии.
Педагогическая цель:
формирование у детей исследовательских навыков, исследовательского склада мышления, способности быстро входить в новые предметные области; анализировать новые ситуации; ставить и решать нетиповые проблемы никогда прежде не встречавшиеся; адаптировать к динамичной картине мира.
Задачи:
- расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
- развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др.;
- воспитание уверенности в собственных силах;
- активизация управляемого, продуктивного воображения;
- развитие дивергентного и системного мышления;
- совершенствование речевого творчества;
- формирование качеств творческой личности на понятийной основе;
- воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений;
- формирование у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;
- расширение представлений у детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, звук, отражение и преломление света и др.).
- формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Поставленную цель и задачи решала комплексно: в познавательной, в художественно-продуктивной, речевой, игровой и других видах деятельности
(фронтально, по подгруппам, индивидуально).
В основу работы были положены принципы:
- создания психологического комфорта;
- интеграции;
- предоставления возможности для творчества, самореализации личности;
- сотрудничества;
- создания развивающей среды.
В процессе работы я использую методы, активизирующие мыслительную деятельность, побуждающие детей к творчеству:
Адаптированные методы | Функция использования метода | Типы творческих заданий |
Дихотомия | Формирование у дошкольников умения выделять разнообразные признаки объектов, производить группировку предметов по выявленным характеристикам, анализировать ситуации. | Задания, направленные на познание признаков объекта и обучение анализу ситуации |
Системный подход | С помощью алгоритма системного мышления упражнять детей в познании объекта как системы. | -- // -- |
Диалектический подход | Формировать у детей способность чувствовать и решать противоречия. | -- // -- |
Эвроритм | Познавать объект средствами изменения его количественных и качественных характеристик и прогнозировать развитие объекта и его функции. | -- // -- |
Моделирование маленькими человечками | Упражнять детей в применении знаний об изменениях агрегатного состояния вещества с использованием моделей. | -- // -- |
Экспериментирование и исследование | Определенная система, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде. | -- // -- |
Мозговой штурм | Формировать у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальное решение задачи. | Задания, направленные на формирование умений преобразовывать объекты и ситуации |
Морфологический анализ | Формировать у детей умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать наиболее удачные. | -- // -- |
Каталог | Учить ребенка связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия. | -- // -- |
Метод фокальных объектов (МФО) | Учить детей подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств. | -- // -- |
Синектика | Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий. | -- // -- |
Приемы типового фантазирования (ПТФ) | Формировать у детей умения делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы), с помощью приемов, заданных педагогом или выбранных самим дошкольником. | -- // -- |
Цель использования данной технологии в детском саду: развитие с одной стороны таких качеств, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны – поисковой активности, речи и творческого воображения, стремление к новизне.
Актуальность опыта на современном этапе дошкольного образования очевидна, назрела необходимость ее решения:
- изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь;
- интенсивно ведутся поиски новых механизмов воспитания творческой личности;
- исследуются, апробируются и внедряются в учебно-воспитательный процесс ДОУ новые рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии;
- определяется их место и значимость в эмоциональной и интеллектуальной структуре личности.
Новизна моего опыта заключается в том, что я попыталась создать новую технологию развития детского творчества, с помощью интеграции современных методик: ТРИЗ-РТВ, разработала эффективную систему постепенного перехода от приемов и методов обучения дошкольников инструментам творчества к их самостоятельной творческой деятельности, к процессу самореализации личности.
Длительность работы над опытом: проблема развития творческих способностей меня интересовала всегда. На протяжении двадцати лет я работаю по технологии ТРИЗ-РТВ.
Диапазон опыта - это система занятий в старших и подготовительных к школе группах (смотреть циклограмму).
План работы с детьми старших групп
Месяц | Тема | |
сентябрь | 1 неделя | «Противоречия в предметах» |
2 неделя | «Противоречия в ситуациях» | |
3 неделя | «Противоречия в размерах» | |
4 неделя | «Противоречия в количестве» | |
октябрь | 1 неделя | «Противоположные признаки» |
2 неделя | «Обобщающее занятие по противоречиям» | |
3 неделя | «Подсистемы человека» | |
4 неделя | «Подсистемы предметов: объект «чайник» | |
ноябрь | 1 неделя | «Подсистемы предметов: объект «машина» |
2 неделя | «Твердые и жидкие человечки» | |
3 неделя | «Дождик» | |
4 неделя | «Волшебница вода» | |
декабрь | 1 неделя | «Куда подевалась вода после дождика» |
2 неделя | «Смачивание или почему вода мокрая» | |
3 неделя | «Растворы» | |
4 неделя | «Путешествие по улице моющих средств» | |
январь | 1 неделя | «Два агрегатных состояния воды. Замерзание воды» |
2 неделя | «Газообразные человечки» | |
3 неделя | «Знакомство с Феей Огня и ее друзьями» | |
4 неделя | «Цветные человечки» | |
февраль | 1 неделя | «Обобщающее занятие по ММЧ» |
2 неделя | «Твердые вещества могут быть жидкими» | |
3 неделя | «Что рассказала сковорода» | |
4 неделя | «Прошлое» | |
март | 1 неделя | «Будущее человека» |
2 неделя | «Будущее предметов» | |
3 неделя | «Что такое трение» | |
4 неделя | «Трение и теплота» | |
апрель | 1 неделя | «Значение трения в природе и в жизни человека» |
2 неделя | «Море Вырасталка» | |
3 неделя | «Река Оживилка» | |
4 неделя | «Овраг и поляна» | |
май | 1 неделя | «Экскурсия в город Физиков» |
2 неделя | «Экскурсия в город Химиков» | |
3 неделя | «Стульчики» | |
4 неделя | «Итоговое занятие за год» |
План работы с детьми подготовительных групп
Месяц | Тема | |
сентябрь | 1 неделя | «Мы - изобретатели» |
2 неделя | «Мы - исследователи» | |
3 неделя | «Вода – это жизнь» | |
4 неделя | «Царство трех ветров» | |
октябрь | 1 неделя | «Как человек Огонь и Воду помирил» |
2 неделя | «Маленькие человечки» | |
3 неделя | «Твердые предметы и жидкости» | |
4 неделя | «Газообразные вещества» | |
ноябрь | 1 неделя | «Гибкость и хрупкость твердых предметов» |
2 неделя | «Сыпучие вещества» | |
3 неделя | «Мягкие вещества» | |
4 неделя | «Густые и негустые жидкости» | |
декабрь | 1 неделя | «Масляные чудеса» |
2 неделя | «Плавление сахара и изготовление леденцов» | |
3 неделя | «Теплообмен» | |
4 неделя | «Теплопроводность или почему пальто, шапка и варежки в мороз греют» | |
январь | 1 неделя | «Нагревание и охлаждение. Почему в холодильнике холодно» |
2 неделя | «Что такое звук» | |
3 неделя | «Высокие и низкие звуки» | |
4 неделя | «Как сделать звук громче и как услышать тихие звуки» | |
февраль | 1 неделя | «Звук помогает видеть» |
2 неделя | «Что мы знаем о звуке (итоговое)» | |
3 неделя | «Свет и тень» | |
4 неделя | «Отражение света или как поймать солнечный луч» | |
март | 1 неделя | «Кто раскрасил радугу» |
2 неделя | «Почему небо голубое» | |
3 неделя | «Цвета и краски» | |
4 неделя | «Электричество вокруг нас» | |
апрель | 1 неделя | «Электричество на службе человеку» |
2 неделя | «Электрический ток» | |
3 неделя | «Испытание магнита» | |
4 неделя | «Магнитные силы, магнетизм» | |
май | 1 неделя | «Магнитное поле земли, электромагниты» |
2 неделя | «Извержение вулкана» | |
3 неделя | «Каменный уголь» | |
4 неделя | «Итоговое занятие за год» |
ЦИКЛОГРАММА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПО ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Н.П. РОЖКОВОЙ НА 2010-2011 год
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
14.00-14.30 Практическая деятельность в старшей группе № 6 14.30-15.00 Практическая деятельность в старшей группе № 7 15.00-15.40 Индивидуальная работа с детьми старшей группы № 2 15.40-15.50 Подготовка к занятию 15.50-16.20 Занятие с детьми подготовительной группы № 12 (1 подгруппа) 16.20-16.50 Занятие с детьми подготовительной группы № 12 (2 подгруппа) 16.50-17.10 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми подготовительной группы №11 17.10-17.36 Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы №6 | 14.00-14.30 Практическая деятельность в подготовительной группе № 11 14.30-15.00 Практическая деятельность в подготовительной группе № 12 15.00-15.45 Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы № 12 15.45-16.00 Подготовка к занятии 16.00-16.25 Занятие с детьми старшей группы № 6 (1 подгруппа) 16.25-16.50 Занятие с детьми старшей группы № 6 (2 подгруппа) 16.50-17.10 Поисково-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы № 11 17.10-17.36 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми старшей группы №7 | 8.00 - 8.45 Индивидуальная работа с детьми старшей группы №6 8.45-9.00 Подготовка к занятию 9.00-9.25 Занятие с детьми старшей группы № 7 (1 подгруппа) 9.25-9.50 Занятие с детьми старшей группы № 7 (2 подгруппа) 9.50-10.30 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми старшей группы №2 10.30-11.00 Поисково-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы № 12 на прогулке (1 подгруппа) 11.00-11.36 Поисково-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы № 12 на прогулке (2 подгруппа) | 8.00 -8.45 Индивидуальная работа с детьми старшей группы № 7 8.45-9.00 Подготовка к занятию 9.00-9.30 Занятие с детьми подготовительной группы № 11 (1 подгруппа) 9.30-10.00 Занятие с детьми подготовительной группы № 11 (2 подгруппа) 10.00-10.30 Инновационная деятельность в подготовительной группе № 12 10.30-11.00 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми старшей группы №6 по подгруппам 11.00-11.36 Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы №2 на прогулке | 8.00 - 8.45 Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы № 11 8.45-9.00 Подготовка к занятию 9.00-9.25 Занятие с детьми старшей группы №2 (1 подгруппа) 9.25-9.50 Занятие с детьми старшей группы №2 (2 подгруппа) 9.50-10.40 Экспериментально-опытническая деятельность с детьми подготовительной группы № 12 (на прогулке) 10.40-11.05 Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы № 7 на прогулке (1 подгруппа) 11.05-11.36 Поисково-исследовательская деятельность с детьми старшей группы № 7 на прогулке (2 подгруппа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....
Описание опыта работы педагога дополнительного образования по хореографии по теме "Развитие творческих способностей детей посредством танца"
1. Подготовительный этап.2. практический этап.3. Результативность.4. Выводы.5. Приложения....
Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.
Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...
Статья: "Описание опыта работы педагога дополнительного образования руководителя хореографического коллектива"
Актуальность опыта: Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...