ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
методическая разработка (старшая группа) по теме
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
педагога дополнительного образования по основам православной культуры
по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
педагога дополнительного образования по основам православной культуры
Натальи Степановны Евдокимовой по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
" Надо твердо помнить, что все пережитое
нашим народом окажется напрасным,
а сами мы станем предателями и изменниками
великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта,
доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой.
Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий
подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"
Митрополит Санкт-Петебрургский
и Ладожский Иоанн
Серафим Роуз писал: «Опасная и роковая вещь - лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям».
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются не супружеские, а антиродительские, антисемейные установки.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно - нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания, так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях, должен иметь определённые ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
Можно отметить также, что по данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Что это, как не следствие отказа от традиционных ценностей (в том числе и религиозных) в пользу секулярно-гуманистических? (О. М. Потаповская, Д.Г.Левчук).
Становится понятным, что мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, не может быть устойчивым. Обозначенные негативные явления имеют тенденцию к усилению: процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственного критерия, или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.
В России разрушительные последствия жизни без Бога - социального эксперимента ХХ века - и либерально-демократических изменений последнего десятилетия особенно очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Дошкольный возраст важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе, в своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладываются именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и они сами.
Духовно – нравственное воспитание является объективной необходимостью в настоящее время для России. На мо взгляд, данное направление должно стать важнейшей составной частью целостного воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ с привлечением широкого круга учёных, психологов, социальных педагогов, священнослужителей, а также практических работников дошкольных учреждений проводит работу по совершенствованию содержания воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
В 1993 г. впервые была разработана "Концепция православного дошкольного воспитания", которая сыграла свою конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как:
- Комплект нормативных, и методических материалов по организации работы православного детского сада и дошкольного отделения православной гимназии (составитель Полянская Е.В.) и методическое пособие для детей дошкольного возраста "Основы христианской культуры" (Афанасьева С.) (Смоленская и Калининградская епархия);
"- Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников" (автор Алексеева Г.Г.) (Саратовская епархия);
- Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье" (автор Алексеева Н.М.) (Оренбургская епархия);
- Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом) (Челябинская епархия);
- Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова (г. Ступино Московской области).
Отдельным разделом выделена Программа для детей старшего дошкольного возраста в содержании нового учебного курса "Православная культура", разработанного специалистами Курского педагогического Университета (проф. Меньшиков В.М.), а также курса "Православная культура", созданного педагогами Ногинского района Московской области под руководством протоиерея Виктора Дорофеева.
Ряд комплексных и парциальных авторских программ, ориентированных на отечественные культурные традиции, представлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ. Среди этих материалов следует особо выделить программы "Рождение и воспитание здорового ребенка" и "К здоровой семье через детский сад", разработанные Санкт-Петербургской медицинской Академией постдипломного образования, и комплекс программ "Семейный лад" Семейного клуба родительского опыта "Рождество" (г. Москва, руководитель педагогических программ Крячко А.А.).
Часть перечисленных материалов была объединена в сборниках "Православное воспитание детей дошкольного возраста", "Церковные праздники", "Рождество Христово", "Пасха" и др., которые изданы и используются в практической работе детских садов.
В настоящее время разрабатывается и постепенно издается серия книг по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, которые могут также интегрироваться в работу светских учреждений. В этих целях разработано и издано "Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста" под редакцией Алексеевой А.С. В пособии изложена примерная программа православного воспитания детей, распределенная по трем возрастным группам от младшего до старшего дошкольного возраста. В нём содержатся конкретные рекомендации для использования программы по десяти тематическим разделам: "Ребёнок и его окружение", "Бог - Творец мира", "Молитва - общение с Богом" и другие. Это методическое пособие направлено на развитие личности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, оказания ему помощи в приобщении к Богу, обретения своего собственного пути к Нему.
Изданные в этой серии программы "Воспитание сказкой" под редакцией Гладких Л.П. и "Подарок к празднику" под редакцией Потаповской О.М. отражают основные виды деятельности детей дошкольного возраста, раскрывая глубинный духовно-нравственный потенциал сказки и труда для личностного развития ребенка. Обе программы помогают использовать богатые традиции Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей, в формировании духовного семейного окружения.
Возрождению традиций православного семейного воспитания, уклада семьи посвящены программы "Семейная гостиная" и "Мамина школа" под редакцией Гладких Л.П. Обе программы создавались и апробировались в дошкольных учреждениях Северо-восточного округа г. Москвы. Они направлены на решение важнейшей проблемы вовлечения молодых родителей в воспитательный процесс, способствуют духовно-нравственному возрастанию всех членов семьи, гармонизации внутрисемейных отношений.
Совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования РФ разработаны и апробированы материалы для проведения тематических курсов для разных категорий специалистов дошкольного образования по проблемам "Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста" и "Основы православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях".
В распространении и обобщении опыта работы в области православного дошкольного воспитания большое значение имеют ежегодно проводимые Рождественские образовательные чтения. Особое место в рамках этих Чтений занимает секция "Православное дошкольное воспитание". В работе секции принимают участие коллеги не только из России, но и из Беларуси, Украины и Литвы. Традицией секции стало представление новых научных и практических материалов, выработка и уточнение принципиальных позиций системы работы с семьей и подготовки кадров.
В этом году заседание секции "Православное дошкольное воспитание" в рамках Рождественских образовательных чтений проходило на базе детского сада №2365 с этнокультурным компонентом образования Южного округа г. Москвы. Выбор этого детского сада был неслучайным. На протяжении пяти лет в работе с детьми в нем используется богатство национальной культуры, уклад жизни семьи, основанный на православных ценностях. Жизнь детского сада строится не только в соответствии с гражданским и природным, но и с православным церковным календарем, а предметно-игровая среда - в соответствии с традициями русской православной культуры. Использование этого богатого материала позволяет осуществлять более плавный переход к православному воспитанию. И целью секции было ознакомить ее участников с опытом работы этого детского сада.
В секции приняло участие более 200 человек из разных регионов России, Литвы, Беларуси.
Хочется отметить, что в этом году в работе секции участвовало необычно много молодых педагогов, специализирующихся в области духовно-нравственного воспитания дошкольников. Выступило около 20 человек. Было отмечено, что создан целый ряд программ для дошкольных учреждений, нарабатываются методики духовно-нравственного воспитания в православных традициях. Обозначены главные проблемы: нормативно-правовая база, подготовка кадров, создание и организация серийного выпуска игр, игрушек и наглядных пособий.
В докладе Потаповской О.М., ведущего сотрудника Института семьи и воспитания РАО дан анализ процесса создания нормативно-правовой и содержательной базы в современном образовании, обоснована необходимость чёткого определения понятий духовно-нравственного воспитания с опорой на фундаментальные философские и психологические исследования. Выделены три компонента воспитания: нравственное или моральное, эстетическое и религиозное. Основной задачей духовно-нравственного воспитания следует считать эти три составляющих базовой культуры личности.
Большой интерес вызвало выступление Феоктистовой Т.Г., которая говорила о разработке критериев определения уровня воспитанности дошкольников с использованием определенных методов диагностики. Эта экспериментальная работа проводится совместно с Челябинским педагогическим Институтом.
Проведена презентация Программы "Традиция семейного клуба родительского опыта "Рождество". Она рассчитана на детей от 1,5 до 7 лет и предполагает деятельное участие родителей в реализации программы. Она представляет собой годовой тематический план занятий детских студий и знакомит детей с миром нравственных ценностей традиционной российской культуры - через игры, сказки, рукоделия.
Остальные докладчики дополняли эту тему. Все выступления выстраивались в рамках единой темы: "Духовно-нравственное воспитание в детском саду - основа возрождения отечественной культуры". Подчеркивалось, что дело духовно-нравственного воспитания в детском саду вступило в качественно новую стадию развития, предусматривающую интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада, во все виды детской деятельности и во все традиционные методики дошкольного воспитания. Крайне полезной оказалась организация творческих мастерских, таких как "Этнографический музей", "Рождественский подарок", "Тематический диалог".
Участники секции отметили, что именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления ее многолетних православных традиций.
На Рождественских чтениях активно обсуждалась проблема введения в образовательные учреждения курса "Православная культура". Но этот вопрос обсуждается только в отношении общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Вместе с тем известно, что основы этой культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что анализ ряда изданных методических пособий по православной культуре для детских дошкольных учреждений показал, что их содержание часто не соответствует своим названиям. Большинство из них ограничивается курсом Закона Божия, но его содержание превышает возрастные возможности детей дошкольного возраста. Содержание большинства занятий рассчитано на детей, достаточно подготовленных к церковной жизни. В то же время имеется много семей, где родители и дети только начинают приобщаться к ценностям православия.
К сожалению, до настоящего времени все выходящие из Министерства образования РФ директивные документы, касающиеся православного воспитания, практически не предусматривают использования их в деятельности детских садов различного профиля.
Вместе с тем, на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", в принятую в нашей стране систему образования включено и дошкольное образование, осуществляемое в детских садах.
Приобщение детей к православной культуре, традициям, христианскому образу жизни является одним из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви. Начиная c 90-х годов прошлого столетия, в России появилась возможность создания православных детских садов, а также православных групп и факультативов на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Церковь этому вопросу уделяет большое внимание. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях отметил, что «детские сады, воскресные школы, православные гимназии, вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования, адекватно отвечающей на актуальные запросы жизни». Православное дошкольное воспитание становится самостоятельным направлением в системе общего образования. Созданы десятки программ и методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию для детского сада и семьи. Наработан и обобщен немалый практический опыт православного воспитания детей. В настоящее время растет интерес со стороны руководителей и педагогов светских учреждений, а также со стороны родителей к вопросу воспитания детей на православных ценностях. Все чаще к педагогам обращаются родители с пожеланием ввести в образовательную программу духовно - нравственную составляющую.
За последние годы возросло внимание государства к дошкольному образованию. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 30 ноября 2010 года говорится «о необходимости поддержки формы дошкольного образования, в том числе через систему негосударственных детских учреждений». Согласно изменениям от 28 февраля 2012 г. в Федеральном законе «Об образовании» «негосударственные образовательные учреждения получат финансовое обеспечение в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений».
Данное нововведение даст возможность увеличить количество православных детских садов, государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, интегрирующих духовно-нравственный компонент в воспитательно-образовательный процесс.
Введение Православного компонента дошкольного образования позволит не только православным, но и светским детским садам лучше ориентироваться в подборе материала по воспитанию детей на православных ценностях, повысить значимость дошкольных образовательных учреждений в системе общего образования, компетентность родителей в вопросах воспитания детей, улучшить качество труда воспитателей, и осуществить непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания на всех ступенях общего образования Православный компонент дошкольного образования разработан с учетом «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 года. Этот документ является дополнением к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года, который разработан с учетом «Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования», утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 ноября 2010 года.
Основными направлениями системы православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются:
- духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных
дошкольных учреждениях;
- развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;
- становление учреждений социальной реабилитации, использующих
духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и
поведения детей дошкольного возраста;
- возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.
В большинстве епархий Русской Православной Церкви открыты церковные детские сады и православные группы: в каждой из 130 епархий сегодня насчитывается от 2 до 15 таких учреждений. На базе государственных и муниципальных учреждений создаются группы с православной ориентацией, расширяется сеть учреждений с этнокультурным компонентом. В ряде детских учреждений появились кружки и факультативы по вопросам христианской культуры.
В МДОУ детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» в 2008 году был организован кружок «Зёрнышки» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры.
Актуальность темы.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005 – 2010 годы», ориентированная на все слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам духовно – нравственного воспитания детей.
Учитывая огромную роль христианского мировоззрения в формировании мировой цивилизации, определяющую роль Православия в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства, а также богатейший многовековой положительный педагогический опыт мировой православной традиции, способный реально противостоять нарастающим негативным социальным тенденциям современности, считаю, что правильно организованное и систематическое обучение основам православной культуры будет способствовать воспитанию высоконравственной и культурной личности.
Актуальность темы.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005 – 2010 годы», ориентированная на все слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам духовно – нравственного воспитания детей.
Учитывая огромную роль христианского мировоззрения в формировании мировой цивилизации, определяющую роль Православия в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства, а также богатейший многовековой положительный педагогический опыт мировой православной традиции, способный реально противостоять нарастающим негативным социальным тенденциям современности, считаю, что правильно организованное и систематическое обучение основам православной культуры будет способствовать воспитанию высоконравственной и культурной личности.
Мы обратились к духовно – нравственному ценностям и традициям отечественного образования и воспитания. Потому что православие, христианство составляют культурообразующую основу русского народа, его духовного облика и менталитета. Поэтому необходимо подчеркнуть взаимосвязь нравственного и духовного воспитания как части целого.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием морально - этических основ личности, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, дружелюбным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. Педагоги вместе с родителями должны дать детям определённые ориентиры, ценности, которые служили бы им своеобразным компасом в жизни.
Духовное богатство и благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей, от их духовно – нравственного здоровья.
Задачи.
- Формирование и развитие морально – интеллектуальной компетенции детей, нравственно – этических норм и представлений. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание в духе почитания традиций и культуры своего и иных народов, нравственно – интеллектуальных черт личности, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным и церковным праздникам.
- Формирование культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и на современном этапе.
II
СИСТЕМА
изучения основ православной культуры
в МДОУ ЦРР – д/с № 11 «Теремок»
Комплектование групп кружка по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры проведено на добровольных началах в соответствии с заявлениями родителей воспитанников.
Безусловно, организация работы по духовно – нравственному воспитанию – дело не простое, требующее единство желания родителей и их детей, чуткости и душевной тонкости воспитателя. Важно, чтобы педагог сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей, был примером справедливого и внимательного отношения к людям. Необходимо и заинтересованное участие администрации ДОУ в создании условий для организации учебного процесса.
Сущностью и содержанием любого занятия является обучение единству двух сторон – работы воспитателя по организации процесса обучения и соответствующей деятельности воспитанников. Знакомство ребёнка с азами православной культуры лучше всего происходит в практической деятельности: на занятиях ИЗОдеятельностью, конструированием, ручным трудом.
Следует отметить, что для детей этого возраста важно не однократное повторение излагаемого материала, иногда даже в одной и той же интерпретации.
III
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ.
Педагогическое творчество ярче всего раскрывается при проведении занятий с детьми. Именно в нём воспитатель полностью может реализовать потребность, передать накопленные знания, опыт, развить мысли, эмоции, волю, саму личность воспитанников.
Детей старшей и подготовительной к школе групп начинаем знакомить с именами и житием наиболее известных своими деяниями святых, так как преподобный Сергий
Радонежский, Серафим Саровский, благоверный князь Александр Невский и др. Детям следует просто рассказывать о жизни отдельных святых, не акцентируя внимания на том, почему и как церковь их прославляет и канонизирует. В рассказах необходимо подчеркнуть их любовь ко всем людям, животным, птицам. Рассказы необходимо иллюстрировать картинами, репродукциями икон, слайдами, посвящённых тому или иному святому.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ И АНАЛИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ.
Культурное наследие создают и присваивают люди. Чем больше человек знает, умеет, чем бережнее относится к окружающему миру, к себе, тем он культурнее. Формировать верные представления о христианской системе ценностей невозможно без опоры на первоисточники. Именно в них воспитатель находит нужный к занятию фактический материал. Задача воспитателя – подобрать фрагменты первоисточника в соответствии с планом кружка. Как это сделать? Например, при изучении темы «Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа (Богоявление). Таинство Крещения» предлагаю детям репродукции икон «Иоанн Креститель, «Крещение Господа», фотографии из семейных альбомов, сделанные во время Таинства Крещения. Познакомившись с наглядным материалом, дети отвечают на вопросы:
- Кто был первым крестителем? – Кто крестил вас? – Помните ли вы об этом?
НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
Занятие – откровение можно провести, например, при изучении темы «Именины» в подготовительной к школе группе.
Занятия – экскурсии.
Наверное, было бы не совсем правильно так много слышать о храмах, иконах, крестах и не побывать там, не увидеть всё собственными глазами и не почувствовать атмосферу спокойствия и радости. При изучении следующих тем: «Знакомство с внешним и внутренним устройством храма», «Кресты» были организованы экскурсии в Свято – Преображенский храм и к кресту, установленному на месте бывшей казачьей церкви. Перед занятием – экскурсией дети получают инструкцию о том, как вести себя в храме, какая должна быть форма одежды, как обращаться к священнику. В ходе этого занятия – экскурсии ребята воочию увидели иконы, облачение священника, свечи, кресты. Живым и интересным оказалось общение с отцом Александром Загорским.
Применяя на практике знания, полученные в ходе экскурсии, дети с желанием и интересом рисуют подсвечники, лампадки, вырезают из бумаги ангелов. На следующих занятиях закрепляются знания, полученные в ходе экскурсий, воспитанники во время беседы отвечают на вопросы: «Как называется…», «Перечислите…», «Где расположено…». Например:
- Как называется наш поселковый храм?
- Перечислите, какую церковную утварь вы видели в храме?
- Где расположена колокольня в Свято – Преображенском храме?
Живой интерес вызвала экскурсия в музей МОУГ № 4 и Псебайский Дом детского творчества.
Интегрированные занятия.
Одно из таких занятий было представлено вашему вниманию.
IV
Контроль
знаний воспитанников.
(Диагностика).
Для проверки знаний воспитанников используются беседы, описания, рисунки, дидактические игры.
V
Систематизация рабочего материала.
Материалы, используемые воспитателем на занятиях, для удобства необходимо систематизировать. Рабочий материал на бумажных носителях оформляется в виде накопительных папок по темам: «Православная азбука», «Глоссарий», «Сценарии православных праздников», «Загадки», «Духовная жизнь на страницах районных и краевых газет», «Катехизические беседы с родителями» и т. п. на титульном листе каждой папки нужно указать, при изучении какого раздела или темы можно использовать её содержимое.
VI
Результативность обучения.
О результатах обучения говорить рано. но интерес у детей и родителей к православию очевиден. Занятия кружка «Зёрнышки» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры проводятся с сентября 2008 года. Сохраняя светский характер образования, кружок «Зёрнышки» способствует приобщению дошкольников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий. У воспитанников возрастает интерес к духовно – нравственному, культурно – историческому наследию и православной культуре.
В 2009 – 2010 учебном году мы планируем более тесное сотрудничество со Свято – Преображенским храмом, Псебайским станичным казачьим обществом, со школьным музеем МОУГ № 4 и музеем ПДДТ. Уже составлены проекты договоров о сотрудничестве.
Новые начинания всегда даются с трудом. Комплексные программы дошкольного образования не включают в себя такой раздел как духовно – нравственное воспитание. Поэтому педагогами в рамках дополнительного образования, кружковой работы используются учебно-методические пособия, книги для чтения, рекомендованные Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной церкви; пособия, одобренные департаментом образования и науки Краснодарского края и ряд других книг духовно – нравственной направленности для детей.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. Значение духовно – нравственного воспитания стр. 1 детей старшего дошкольного возраста путём приобщения их к основам православной культуры.
2. Система изучения основ православной культуры в МДОУ стр.2 ЦРР – детский сад № 11 «Теремок».
3. Особенности методики обучения: стр.3
- исследование темы и анализ первоисточников; стр.3
- нетрадиционные формы проведения занятий:
pанятия - откровения;
- занятия, опирающиеся на фантазию воспитанников:
занятия – сюрпризы;
- занятия - экскурсии;
- занятия с использованием информационных технологий. стр.4
4. Контроль знаний воспитанников стр.5.
5. Систематизация рабочего материала. стр.5
6. Результативность обучения.
7.Приложения:
№ 1 Нормативно – правовое основание религиозно – познавательного
обучения.
№ 2 Православная азбука. № 3 Глоссарий.
№ 4 Краткий мяцеслов с указанием дня Ангела. № 5. Святые, имена которых мы носим.
№ 6. Катехизические беседы с родителями
№ 7. Духовная жизнь в районных и краевых газетах.
№ 8. Конспекты занятий кружка «Зёрнышки», праздников и
развлечений.
№ 9. Заявления от родителей на имя заведующего.
№ 10. Договора с социумом.
№ 11. Мои выступления и презентации в МБДОУ, районе, крае.
Коллектив нашего ДОУ обратился к духовно – нравственным ценностям и традициям отечественного образования и воспитания. Почему именно к духовно – нравственным? Потому что православие, христианство составляет культурообразующую основу русского народа, его духовного облика и менталитета. Поэтому необходимо подчеркнуть взаимосвязь нравственного и духовного воспитания как части целого.
В 2008-2009 учебном году в старшей и подготовительной группах мы организовали кружок по приобщению детей к основам православной культуры. Мы искали темы и события, наиболее актуальные для нашего образовательного учреждения и связанные с традиционной культурой и пытаемся реализовать их в воспитательно – образовательном процессе д/с.
Одним из наиболее очевидных поводов обращения к православной культурной традиции в дошкольном учреждении могут быть:
- Рождество Христово – праздник и церковного, и гражданского календаря, к тому же имеющий глубокие корни в европейской культуре и соотносящийся с субкультурой дошкольного детства;
- Пасха Господня как духовная доминанта годового и недельного («воскресный день») календарного круга;
- Праздники, одновременно являющиеся и личными, и общими: дни рождения и именины детей, их родителей, воспитателей и других членов коллектива образовательного учреждения.
На основе понимания значимости праздника как средства духовно – нравственного воспитания возникла идея возродить добрую и благочестивую традицию: регулярно, в конце месяца, проводить занятие и досуговое мероприятие, посвящённые поздравлению тех детей и взрослых, которые в прошедшем месяце отмечали свои дни рождения и именины.
Идея празднования дня именин не нова. Но можно по новому подойти к её реализации и постараться сделать ежемесячный именинный праздник любимым, ожидаемым, трепетным и сокровенным. Ведь в настоящее время , когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним.
Уникальные возможности для духовно – нравственного воспитания представляет сочетание в одном празднике тематики, связанной и с днём рождения, и с Днём ангела. Именины – это день памяти святого, прославившего в веках своё имя делами служения Богу и людям. Поэтому в любом имени жива историческая память, сохраняемая для будущих поколений ив традиции имянаречения, а также закрепляемая ежегодными празднованиями именинных дней, которые приближают к нам образы древнего благочестия.
Знакомясь с жизнью святых, мы не только узнаём об истории и внутренней жизни Церкви, но и получаем сведения о всеобщей истории государственно – церковных отношений, которая насчитывает вот уже почти две тысячи лет, о той роли, которую Православие сыграло в истории России, становлении и развитии её духовности и культуры.
Именины – День ангела. Именины – День памяти. Именины – День имени. Знакомство с историей своего имени помогает детям раскрыть самих себя, обрести свои духовные и культурные истоки. Народная пословица так и гласит: «По имени и житие».
Присоединение семьи к жизни группы и образовательного учреждения в целом через различные формы участия родителей в подготовке к празднованию именин является одной из важнейших задач проведения ежемесячных праздников.
При разработке программы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры мы опирались на цели духовно – нравственного воспитания, которые сформулировал Ш.А.Амонашвили: «В душе и сердце Ребёнка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли; устремлённость к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…».
Поэтому главной целью нашей программы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно – нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
По своей направленности наша программа является светской. В соответствии со ст. 14.Закона «Об образовании»она включает требование интеграции личности как в мировую, так и национальную культуру.
Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового.
Программа построена в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единство с современными программами дошкольного образования.
Программа построена по тематическому принципу. Её основными темами являются: «Имя», «Семья», «Добро и зло», «Церковный календарь» и другие.
В процессе работы по программе у каждого ребёнка формируются представления о важных духовно – нравственных ценностях и их антиподах, личное отношение к ним, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка, гуманному взаимодействию с окружающим миром.
Каждая тема предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, а также многократные упражнения в положительных поступках.
Такое содержание и методика проведения занятий кружка способствует разрешению противоречия, сложившегося в традиционной системе воспитания, когда дети формально знают нормы и правила, но не всегда поступают в соответствии с ними.
Значение семьи в духовно – нравственном воспитании детей.
Педагог и учёный, священник ЕВГЕНИЙ ШЕСТУН, разрабатывающий методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребёнка, а семью, в связи с тем, что «системообразующей основой духовно – нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья. Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом её передачи»(Девятые православные Всекубанские К – М чтения).
В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек узнаёт «что такое хорошо и что такое плохо», учится преодолевать эгоизм. Испокон веку воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялись образом жизни отца и матери, тем насколько си родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность. Особенностью современных условий духовно – нравственного воспитания является то, что осваивать традиции родителям необходимо не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к себе). Им придётся решать двойную задачу:
- Становиться носителями той духовно – нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям.
- Создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому, доброму.
Какие же сложности препятствуют решению этих задач?
- Скудность общественного опыта освоения традиций православного воспитания.
- Отсутствие чётких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной культуры и недостаточность личной духовной опытности.
- Отсутствие системы духовно – нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно – нравственной помощи семье в воспитании детей.
- Низкий духовный уровень современных детей и родителей.
- В работе с семьёй не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально – педагогической и духовно – нравственной поддержке семьи.
Нормативно – правовое обеспечение.
Осуществить разработку и утверждение в регионе законодательных материалов по совершенствованию содержания и форм духовно – нравственного сопровождения семейного воспитания: постановлений регионального правительства, департаментов образования.
Информационно – просветительское обеспечение.
Провести в посёлке и районе цикл просветительских мероприятий:
- создание рубрик «Духовно – нравственные традиции» в местной печати, на телевидении, радио с целью ознакомления населения с содержанием воспитания подрастающего поколения в ДОУ, семье, знакомства с традициями православного воспитания;
- выпуск и распространение через ДОУ печатных материалов для детей и родителей;
- открытие сети родительских лекториев, «маминых школ», «семейных гостиных» с привлечением в качестве лекторов православных медиков. педагогов, священников.
СПИСОК
воспитанников кружка «Зёрнышки»
Старшая группа.
- Волохов Серёжа
- Жукова Настя
- Залесова Алина
- Затыльская Аня
- Игнатова Вика
- Карабейникова Кристина
- Костерина Катя
- Кузнецов Андрюша
- Лезликова Вера
- Незамаева Вика
- Подлубная Софья
- Соболева Ксения
- Тимошенко Катя
- Уразовский Никита
- Ходусова София
Подготовительная к школе группа.
- Агафонова Софья
- Амелин Павел
- Бульботка Георгий
- Курганов Никита
- Мацкевич Женя
- Полторацкий Влад
- Руденко Илья
- Шатохин Дима
- Шадрин Давид
- Целаури Данил
ЖУРНАЛ
посещаемости кружка «Зёрнышки»
старшая группа
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||||||||
1. | ВолоховСерёжа | ||||||||||||||||||
2. | Жукова Настя | ||||||||||||||||||
3. | Залесова Алина | ||||||||||||||||||
4. | Затыльская Аня | ||||||||||||||||||
5. | Игнатова Вика | ||||||||||||||||||
6. | Карабейникова Кристина | ||||||||||||||||||
7. | Костерина Катя | ||||||||||||||||||
8. | Кузнецов Андрей | ||||||||||||||||||
9. | Лезликова Вера | ||||||||||||||||||
10. | Незамаева Вика | ||||||||||||||||||
11. | Подлубная Софья | ||||||||||||||||||
12. | Соболева Ксеня | ||||||||||||||||||
13. | Тимошенко Катя | ||||||||||||||||||
14. | Уразовский Никита | ||||||||||||||||||
15. | Ходусова София |
ПРОЕКТ
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к основам православной культуры».
Проект долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско – творческий.
Участники проекта.
Дети, родители, воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.
Актуальность темы.
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «История религиозной культуры», ориентированная на все слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам духовно – нравственного воспитания детей.
Учитывая огромную роль христианского мировоззрения в формировании мировой цивилизации, определяющую роль Православия в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства, а также богатейший многовековой положительный педагогический опыт мировой православной традиции, способный реально противостоять нарастающим негативным социальным тенденциям современности, считаю, что правильно организованное и систематическое обучение основам православной культуры будет способствовать воспитанию высоконравственной и культурной личности.
Мы обратились к духовно – нравственному ценностям и традициям отечественного образования и воспитания. Потому что православие, христианство составляют культурообразующую основу русского народа, его духовного облика и менталитета. Поэтому необходимо подчеркнуть взаимосвязь нравственного и духовного воспитания как части целого.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием мораль - этических основ личности, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, дружелюбным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. Педагоги вместе с родителями должны дать детям определённые ориентиры, ценности, которые служили бы им своеобразным компасом в жизни.
Духовное богатство и благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей, от их духовно – нравственного здоровья.
Задачи.
- Формирование и развитие морально – интеллектуальной компетенции детей, нравственно – этических норм и представлений. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитание в духе почитания традиций и культуры своего и иных народов, нравственно – интеллектуальных черт личности, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным и церковным праздникам.
- Формирование культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и на современном этапе.
- Вызвать интерес к знакомству с храмами как духовными святынями Отечества и культурного наследия в целом. Подвести к пониманию того, что храмы строились в память о великих исторических событиях и в знак благодарности предкам за их добрые дела.
Цель. Формирование развивающих, воспитательных и образовательных компетенций детей старшего дошкольного возраста в области православной культуры, толерантности и уважительного отношения к мировому полиэтничному и поликонфессиональному многообразию. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование духовно – нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Гипотеза.
Духовно – нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на занятиях факультативного кружка «Зёрнышки». наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно – нравственного воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Предполагаемый результат.
Дети должны знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду, дорожить своей, семьёй, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: посёлок, район, край, государство; предприятия родного посёлка и их значимость; символику посёлка, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну посёлка, района и края; крупные краевые города, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
- свою нацию, свой язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название планеты, на которой мы живём;
- пять – шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут и растения, которые там растут;
- основные религиозные понятия, устройство православных храмов;
- главные церковные праздники;
- правила поведения в храме;
- в доступной форме знать содержание заповедей Божиих;
Основные направления
реализации проекта.
- Разработать проекты:
- «Мир – наш дом»
- «Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад);
- «Человек. День рожденья»;
- «Начальное знакомство с Божьими заповедями»;
- «Таинства церковные».
- Разработать и провести циклы занятий:
- «Мой дом- моя семья»;
- «Хорошо у нас в саду»!
- «Мама и папа. Почитание родителей»;
- «Мой посёлок»;
- «Крёстные родители Имя .Именины. Святые»;
- «Культура моей родины» (обычаи, традиции, народное творчество, история России);
- «Таинства церковные» (таинство Крещения. Таинство Исповеди. Таинство Причастия);
- «Занятия-экскурсии в храм, к поклонному Кресту, к памятнику 100-летия Псебая».
- Создать мини-музей – почётных граждан посёлка. Оформить фотоальбомы: храмов Мостовского района, репродукций икон; церковных праздников (Крещения, Пасхи, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы).
- Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей:
- Праздники в детском саду.
«День защитников Отечества»;
«Мамин день»;
«9 мая – День Победы»;
«Крещение»;
«Пасха»;
«Троица».
- Выставки детского творчества и совместных работ родителей и детей.
«Наши милые мамы»;
«Псебай – глазами детей»;
«Пасха в кубанской семье».
- Физкультура и здоровье:
- Дни здоровья;
- спортивные эстафеты, праздники «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- экологические походы;
- экскурсии.
- Акции:
- «Озеленение территории детского сада»;
- «Памятник»;
- «Покормите птиц зимой».
- Оснащение предметно – развивающей среды комнаты для преподавания
основ православной культуры:
- оформление макета храма;
- изготовление дидактической куклы для ознакомления внешним видом священнослужителя;
- создание мнемотехнических дорожек и таблиц;
- оформление альбомов: «Храмы Мостовского района», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Здесь мы любим отдыхать», «Наши праздники»;
- создание мини – музея почётных граждан посёлка;
- выпуск бюллетеня для родителей по ОПК «Зёрнышки».
- Работа с родителями:
- ознакомление детей с семейными реликвиями;
- анкетирование родителей «Знаете ли Вы своего ребёнка?»;
- посильная помощь при организации экскурсий, походов в музеи, выступлений на поселковых праздниках;
- помощь в снятии видеофильмов;
- «Трудовой десант» родителей с детьми и педагогами (посадка деревьев, обрезка кустов, уборка мусора и т. д.);
- выставка плакатов – проектов: «Псебай – глазами детей», «пасха в кубанской семье».
9.Социальное развитие:
- встречи со священником Свято- Преображенского храма Александром Загорским; атаманом Псебайского станичного казачьего общества, почётными гражданами посёлка;
- экскурсии (в музеи МОУГ № 4 и ПДДДТ, в Свято – Преображенский храм, достопримечательностям посёлка);
- посещение выставок в ПДШИ, Псебайской детской библиотеке, Псебайском КДЦ, ДДТ;
- создание библиотеки православной литературы в комнате для проведения основ православной культуры;
- создание православной видеотеки в комнате для проведения основ православной культуры.
`
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему «Роль мелкой моторики в непосредственно образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мыш...
Обобщение опыта работы по теме "Роль мелкой моторики в непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Умелыми пальцы становятся не сразу. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью). Чем больше ма...
Обобщение опыта работы на тему "Роль мелкой моторики в непосредственной образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Тема является актуальной. Все чаще из жизни ребенка исключаются мелкие движения пальцами, что так необходимо в дошкольном возрасте. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, к...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)
Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастерская как форма работы по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста (на основе православной культуры)
Мастерская - это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога-мастера и воспитанников, в процессе которой в специально организованном пространстве и времени создаются услов...
Отчёт по самообразованию на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»
Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютериза...
Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
обобщение оыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...