Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
статья (старшая группа)

Наталья Геннадьевна Платонова

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.                                                                                                  Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.                                                                                                                Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников.                                                                  В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения.                                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Платонова Наталья Геннадьевна

Педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное учреждение дополнительного

образования детский оздоровительно-образовательный центр

Красносельского района Санкт-Петербурга «Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности»

Тема: «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.                                                                                                  Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.                                                                                                                Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников.                                                                  В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения.                                                                                                 Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка.                                                           Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм.                  Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности.                                                                                                                                              Набор дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. Особенностью образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных услуг. К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по желанию родителей.                                Организация данных услуг в ДОУ - неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей. Организация дополнительных платных образовательных услуг предполагает работу над решением следующих задач:                                        - расширить образовательные возможности ребенка;                                                                  - совершенствование обратной связи с социальными заказчиками образовательных услуг (родителей);                                                                                                                                                           - получить дополнительный доход.

Учитывая интересы дошкольников по дополнительным услугам, в детском саду были выбраны следующие направления: интеллектуальное развитие «Занимательная шашки».

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. Шахматы — это не просто игра, шахматы- это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами.

Цели и задачи дополнительного образования:                                                                      «Занимательные шашки и шахматы»

Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Цель: научить детей игре в шахматы; в процессе обучения способствовать концентрации внимания, развивать логическое мышление, произвольную память, изобретательность.                     Задачи:                                                                                                                                                            1. Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения и их родителей.                                                                                                                                    2. Организация здорового досуга.                                                                                                                      3. Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной игры.                                     4. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.                                                                                                                                                         5. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.                             Игра в шахматы захватывает сразу несколько образовательных областей:                1.Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.           2.Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.                                                                                          3.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.                                                                                                             4.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.                                                                                                 5.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

Дополнительные занятия должны сочетаться с обязательными. Учитывается загруженность и возможности педагогов, соблюдаются нагрузка детей по продолжительности занятий и по дням недели. Колличество охваченных детей дополнительными образовательными услугами требуют подгрупповой формы занятий, а при таких факторах как занятия доп услугами организуются в основном во второй половине дня. И с воспитателями утверждается график реализации услуги в соответствии с графиком основной работы. Таким образом координируется право на полноценную реализацию рабочей программы дополнительного образования.                                                                  Как правило, родители считают, что их дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности. Но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Поэтому воспитатели проводят пробные организованные практики дополнительных услуг, и определяют наиболее интересные и приемлемые для детей направления деятельности. Утверждение рабочих программ и перспективного планирования дополнительного образования по выбранному направлению. Создание нормативной базы (заключение договора с родителями, должностные инструкции педагогов, утверждение расписания занятий, график работы педагогов, план мероприятий с детьми).

Занимаясь работой по оказанию дополнительных образовательных услуг, можно отметить социальную и практическую значимость; и главное, что в детском саду создана ситуация успеха образовательного учреждения в обществе.

Используемая литература:

1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.

3. Золотарёва А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011 № 3//

4 Мулюкина, Е. И. Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.

5 В Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.

Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный  путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...

Статья: "Описание опыта работы педагога дополнительного образования руководителя хореографического коллектива"

Актуальность опыта: Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к...

«Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»

laquo;Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным....