Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
статья (старшая группа)
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное. Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников. В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Платонова Наталья Геннадьевна
Педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования детский оздоровительно-образовательный центр
Красносельского района Санкт-Петербурга «Центр гражданско-патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности»
Тема: «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное. Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников. В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм. Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности. Набор дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. Особенностью образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения является оказание дополнительных платных образовательных услуг. К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по желанию родителей. Организация данных услуг в ДОУ - неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей. Организация дополнительных платных образовательных услуг предполагает работу над решением следующих задач: - расширить образовательные возможности ребенка; - совершенствование обратной связи с социальными заказчиками образовательных услуг (родителей); - получить дополнительный доход.
Учитывая интересы дошкольников по дополнительным услугам, в детском саду были выбраны следующие направления: интеллектуальное развитие «Занимательная шашки».
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке нашей эры. Шахматы — это не просто игра, шахматы- это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами.
Цели и задачи дополнительного образования: «Занимательные шашки и шахматы»
Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Цель: научить детей игре в шахматы; в процессе обучения способствовать концентрации внимания, развивать логическое мышление, произвольную память, изобретательность. Задачи: 1. Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения и их родителей. 2. Организация здорового досуга. 3. Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной игры. 4. Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений. 5. Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей. Игра в шахматы захватывает сразу несколько образовательных областей: 1.Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление. 2.Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. 3.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям. 4.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. 5.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Шахматы – это целый мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и несчастьями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.
Дополнительные занятия должны сочетаться с обязательными. Учитывается загруженность и возможности педагогов, соблюдаются нагрузка детей по продолжительности занятий и по дням недели. Колличество охваченных детей дополнительными образовательными услугами требуют подгрупповой формы занятий, а при таких факторах как занятия доп услугами организуются в основном во второй половине дня. И с воспитателями утверждается график реализации услуги в соответствии с графиком основной работы. Таким образом координируется право на полноценную реализацию рабочей программы дополнительного образования. Как правило, родители считают, что их дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности. Но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Поэтому воспитатели проводят пробные организованные практики дополнительных услуг, и определяют наиболее интересные и приемлемые для детей направления деятельности. Утверждение рабочих программ и перспективного планирования дополнительного образования по выбранному направлению. Создание нормативной базы (заключение договора с родителями, должностные инструкции педагогов, утверждение расписания занятий, график работы педагогов, план мероприятий с детьми).
Занимаясь работой по оказанию дополнительных образовательных услуг, можно отметить социальную и практическую значимость; и главное, что в детском саду создана ситуация успеха образовательного учреждения в обществе.
Используемая литература:
1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.
2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
3. Золотарёва А. В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011 № 3//
4 Мулюкина, Е. И. Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.
5 В Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....
Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....
Описание опыта работы педагога дополнительного образования по хореографии по теме "Развитие творческих способностей детей посредством танца"
1. Подготовительный этап.2. практический этап.3. Результативность.4. Выводы.5. Приложения....
Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.
Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...
Статья: "Описание опыта работы педагога дополнительного образования руководителя хореографического коллектива"
Актуальность опыта: Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к...
«Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»
laquo;Какие принципы отбора содержания экологического образования дошкольников»Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным....