НОД в средней группе "Народное декоративно-прикладное искусство"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме

Баширова Римма Айратовна

«Развитие эмоциональной сферы  детей при ознакомлении с народным декоративно - прикладным искусством». 

 

Тема: «Весенняя ярмарка».

Программное содержание.

Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке. Продолжать учить детей знакомить с особенностями дымковской игрушкой, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, волнистая линия, кружочек). Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования (тычок, рисование ватными палочками).

Закрепить приемы рисования полученные ранее. Учить детей рисовать полосы, волнистые линии, точки, и круги. Совершенствовать способы рисования кистью (плашмя). Учить составлять узор, расписывать силуэт барыни; подбирать яркие, сочные цвета для росписи, характерные для дымковских игрушек; составлять композицию через чередование повторяющихся элементов; подводить к умению заполнять орнаментом весь силуэт. Стимулировать детское воображение и цветовосприятие. Развивать творческую активность.

Продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание,  воображение.

Побуждать детей к активному общению. Учить ребят выразительно рассказывать небольшие стихотворения и развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Обогащение словаря:ярмарка, мастерская,  кокошник, узор, орнамент, силуэт. Активизация словаря: барыня, барышня, выставка, умельцы, мастерица, мастера, тычок, печатка.

Воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками, воспитывать чувство взаимопомощи – учить оказывать друг другу помощь.

 

Предварительная работа.

  • Знакомство с дымковской игрушкой: петушок, уточка, птичница, водоноска, индюк, козел, баран, конь, барыня.
  • Рассматривание дымковских игрушек.
  • Лепка дымковской барыни.
  • Экскурсия в изостудию.
  • Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и о дымковских игрушках.
  • Чтение русских потешек, песенок.
  • МРД под русские народные мелодии.
  • Слушание записей русских народных ансамблей «Игранчики», «Журавушка».
  • Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами.
  • Рисование дымковских орнаментов: серия занятий по народному декоративно-прикладному искусству (изо, лепка, познавательное).
  • Домашние задания: заучивание стихотворений, рисование традиционным и нетрадиционным способами.
  • Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей».
  • Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент».
  • Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Русские узоры».

 

Материал к занятию.

  • Экспонаты для ярмарки: предметы народного декоративно-прикладного искусства.
  • Костюм в русском стиле для педагога.
  • Силуэты дымковской барыни белого цвета.
  • Гуашевые краски, кисточки, печатки-тычки двух размеров.
  • Вода, салфетки: бумажная и фланелевая.
  • Подставки для кисточек и тычков, клеенка для рабочего места.
  • Черновой лист для опробования краски.
  • Образец дымковской барыни на подставке.
  • Магнитная доска и магниты для крепления.
  • Музыкальный ряд: русские народные частушки, плясовая «Барыня» в исполнении ансамбля «Игранчики» (аудиозапись).
  • Фланелеграф со схемой для зрительной гимнастики, указка.

 

Связь со специалистами.

  • Педагог по доп. обр. (изо).
  • Музыкальный руководитель.
  • Педагог по доп. обр. (ручной труд).
  • Учитель-логопед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НОД изо в средней группеdoc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

в средней группе №13 «Рябинка».

Тема занятия: «Развитие эмоциональной сферы

детей при ознакомлении с народным

декоративно - прикладным искусством».

Подготовила и провела:

Воспитатель Баширова Р.А.

Дата проведения: 25.03.2009

МДОУ ЦРР д/с «Танюша»

2008-2009 уч.г.

Тема: «Весенняя ярмарка».

Программное содержание.

Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке. Продолжать учить детей знакомить с особенностями дымковской игрушкой, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, волнистая линия, кружочек). Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования (тычок, рисование ватными палочками).

Закрепить приемы рисования полученные ранее. Учить детей рисовать полосы, волнистые линии, точки, и круги. Совершенствовать способы рисования кистью (плашмя). Учить составлять узор, расписывать силуэт барыни; подбирать яркие, сочные цвета для росписи, характерные для дымковских игрушек; составлять композицию через чередование повторяющихся элементов; подводить к умению заполнять орнаментом весь силуэт. Стимулировать детское воображение и цветовосприятие. Развивать творческую активность.

Продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание,  воображение.

Побуждать детей к активному общению. Учить ребят выразительно рассказывать небольшие стихотворения и развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Обогащение словаря: ярмарка, мастерская,  кокошник, узор, орнамент, силуэт. Активизация словаря: барыня, барышня, выставка, умельцы, мастерица, мастера, тычок, печатка.

Воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками, воспитывать чувство взаимопомощи – учить оказывать друг другу помощь.

Предварительная работа. 

  1. Знакомство с дымковской игрушкой: петушок, уточка, птичница, водоноска, индюк, козел, баран, конь, барыня.
  2. Рассматривание дымковских игрушек.
  3. Лепка дымковской барыни.
  4. Экскурсия в изостудию.
  5. Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и о дымковских игрушках.
  6. Чтение русских потешек, песенок.
  7. МРД под русские народные мелодии.
  8. Слушание записей русских народных ансамблей «Игранчики», «Журавушка».
  9. Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами.
  10. Рисование дымковских орнаментов: серия занятий по народному декоративно-прикладному искусству (изо, лепка, познавательное).
  11. Домашние задания: заучивание стихотворений, рисование традиционным и нетрадиционным способами.
  12. Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей».
  13. Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент».
  14. Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Русские узоры».

Материал к занятию.

  1. Экспонаты для ярмарки: предметы народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Костюм в русском стиле для педагога.
  3. Силуэты дымковской барыни белого цвета.
  4. Гуашевые краски, кисточки, печатки-тычки двух размеров.
  5. Вода, салфетки: бумажная и фланелевая.
  6. Подставки для кисточек и тычков, клеенка для рабочего места.
  7. Черновой лист для опробования краски.
  8. Образец дымковской барыни на подставке.
  9. Магнитная доска и магниты для крепления.
  10. Музыкальный ряд: русские народные частушки, плясовая «Барыня» в исполнении ансамбля «Игранчики» (аудиозапись).
  11. Фланелеграф со схемой для зрительной гимнастики, указка.

Связь со специалистами.

  1. Педагог по доп. обр. (изо).
  2. Музыкальный руководитель.
  3. Педагог по доп. обр. (ручной труд).
  4. Учитель-логопед.

Этапы занятия

Ход занятия

Работа с детьми

1. Сюрпризный момент.

Мастерица в русском народном костюме (педагог).

Мастерица загадывает детям загадку о дымковской игрушке.

- Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

 А ну, назови-ка меня!

Предполагаемые ответы детей: 

- (дымковская игрушка).

Мастерица: 

- Ребята, я приглашаю вас на весеннюю ярмарку. Кто из вас знает, что такое ярмарка?

Предполагаемые ответы детей: 

- Ярмарка – это веселая торговля. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.

  1. Вызвать интерес к занятию, желание участвовать в общем действии.
  2. Развивать мышление.
  3. Учить детей отвечать на поставленный вопрос полным ответом.

2. Проблемная ситуация.

Ярмарка весенняя.

Музыкальное сопровождение  русские народные частушки (ансамбль «Игранчики»).

Мастерица: ( Предложить детям рассмотреть экспонаты народного декоративно-прикладного искусства).

- Посмотрите, дети, на выставленные экспонаты, рассмотрите их. Что вам знакомо?  Расскажите каждый о своей игрушке.

(Дети рассказывают небольшие стихотворения о некоторых дымковских игрушках).

Предполагаемые ответы детей:

  1. Бока крутые, рога золотые

Копыта с оборкой. На спине Егорка.

  1. Утка – Марфутка

бережком идет,

Уточек –Марфуточек

купаться ведет.

  1. Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

  1. Мы игрушки знатные

Мы повсюду славимся

Складные да ладные

Мы и вам понравимся

  1. Расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
  3. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.
  4. Продолжать учить детей знакомить с особенностями дымковской игрушкой.
  5. Обогащать и активизировать словарь, учить выразительно рассказывать небольшие стихотворения.

3.Зрительная гимнастика.

- Поможем уточке найти озеро. Следите глазами за уточкой.

Снять зрительное напряжение.

4. Дидактическое задание:

«Подбери картинку к игрушке»

Мастерица: ребята, вот вам картинки, посмотрите внимательно и найдите на нашей ярмарке такие же.

Предполагаемые ответы детей:

- Это дымковский индюк, он сделан из глины, расписан красивыми узорами.

- Это водоноска, она похожа на барыню, только у нее есть ведра с коромыслом.

- Это дымковский баран, у него рога золотые.

  1. Учить узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, извилистая линия, кружочек).
  2. Уточнить знания детей о народных промыслах.
  3. Учить детей отвечать полным ответом на поставленный вопрос.
  4. Развивать внимание, память, образное мышление, воображение.

5 Физкультминутка.

«Дымковские игрушки».

Физкультминутка:

«Дымковские игрушки».

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

Хохотушки вятские,

 (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские,

 (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские. 

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком 

(Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки.

 (Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком

(Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке. 

(Поклон)

  1. Снять эмоциональное напряжение у детей.
  2. Стимулировать детское воображение и эмоциональное восприятие действа.
  3. Продолжать учить сочетать движения с текстом стихотворения.
  4. Развивать имитационные способности, навыки импровизации.

6  Практическая часть.

Мастерская умельцев.

Мастерица: Ребята, все эти экспонаты сделаны руками народных умельцев, еще их называют мастерами. Дымковские игрушки мастера – умельцы вылепили из глины, расписали яркими красками и привезли продавать на ярмарку. А вы хотите стать умельцами?

Предполагаемые ответы детей:

 - Да, хотим стать умельцами.

Мастерица: Вот вам силуэты барынь, распишите их. Начинаем расписывать барыню сверху вниз. Что на голове у барыни? Какие узоры вам знакомы, как они называются? Чем ты будешь рисовать?

Предполагаемые ответы детей:

- На барыне кокошник.

- На юбке у барыни кружочки, клеточки, линии.

- Я сначала нарисую кисточкой линию, а потом тычком – кружочки, маленькие и большие.

  1. Закрепить приемы рисования полученные ранее.
  2. Учить детей рисовать полосы, волнистые линии, и круги.
  3. Совершенствовать способы рисования кистью (плашмя).
  4. Учить составлять узор, расписывать силуэт барыни; подбирать яркие, сочные цвета для росписи, характерные для дымковских игрушек; составлять композицию через чередование повторяющихся элементов; подводить к умению заполнять орнаментом весь силуэт.
  5. Стимулировать детское воображение и цветовосприятие.
  6. Развивать творческую активность.
  7. Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования.  
  8. Воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками, воспитывать чувство взаимопомощи – учить оказывать друг другу помощь.

7.Динамическая пауза.

Пляска «Барыня» (под музыкальное сопровождение).

Мастерица: Дорогие умельцы, пока наши экспонаты подсыхают, я вас приглашаю «Барыню» сплясать.

Мастерица:

Эй, веселый народ,

Вставай в хоровод!

Будем «Барыню» плясать,

И гостей забавлять!

(Дети под музыку выполняют русские народные плясовые движения вместе с педагогом).

  1. Продолжать знакомить с русской пляской «Барыня», напомнить русские народные плясовые движения.
  2. Вызвать эмоциональный отклик.
  3. Снять психоэмоциональное напряжение.

8. Итог занятия.

Мастерица:  Ребята, мы вашими барышнями пополним нашу ярмарку. Поставим их в хоровод.

Какой получился хоровод?

Предполагаемые ответы детей:

- Хоровод яркий, красочный, разноцветный, красивый.

Мастерица: Что вам понравилось на ярмарке?

Предполагаемые ответы детей:

- Мне понравилась уточка, мне понравилась барышня, мне понравился индюк.

Мастерица: Понравилось ли вам быть мастерами – умельцами? Что мастера делают?

Предполагаемые ответы детей:

- Мастера лепят игрушки, расписывают их и продают на ярмарке.

Мастерица: Мне кажется, что из вас получатся искусные мастера, очень мне понравились ваши  красочные барыни. Но многому ещё предстоит научиться, я с вами не прощаюсь, а только говорю до свидания, ведь мы ещё не раз встретимся.

Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные:

Веселы и ярки, словно подарки.

Отдохнули все по - праву?

Мастерам воздали славу?

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

Долго - долго помнить будем!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставаться,

до свиданья!

 Предполагаемые ответы детей:

- До свиданья!

  1. Повысить эмоциональную восприимчивость и доставить удовольствие от полученного результата.
  2. Учить дошкольников анализировать работы, подводить итог занятия.
  3. Продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание,  воображение.
  4. Побуждать детей высказывать свое мнение от результата практической работы.
  5. Развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

Использованная литература.

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
  2. Алексахин Н.Н. Матрешка: Методика преподавания росписи матрешки. – М.: Народное образование, 1998.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. М.: Академия, 1998.
  4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.
  6. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1985.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (ср. гр.) М.: ТЦ Сфера 2007
  9. Соломенникова О.А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005.
  10. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого районного досуга по декоративно-прикладному искусству в средней группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №74 «Лучик»               Конспект открытого районно...

Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать ...

Конспект занятия в средней группе по декоративно-прикладному искусству (соленое тесто).

Тема «Нарядный индюк»Цель:  Учить лепить фигуру  из целого куска теста, чтобы один конец был тоньше др.Учить сформировать фигурку : из тонкого конца- шею и голову ,а из толстого –брюшко и хв...

Декоративно прикладное искусство Дымковская роспись средняя группа НОД ТЕРЕМОК

Декоративно прикладное искусство  Дымковская роспись средняя группа НОД ТЕРЕМОК...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

«Декоративно-прикладное искусство. Декупаж (декоративно-прикладное искусство)»

Задачи:Образовательные: - познакомить детей с техникой «декупаж», дать представление о последовательности изготовления поделок в этой технике;-  учить детей создавать аппликацию в тех...