НОД в средней группе "Народное декоративно-прикладное искусство"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме
«Развитие эмоциональной сферы детей при ознакомлении с народным декоративно - прикладным искусством».
Тема: «Весенняя ярмарка».
Программное содержание.
Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке. Продолжать учить детей знакомить с особенностями дымковской игрушкой, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, волнистая линия, кружочек). Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования (тычок, рисование ватными палочками).
Закрепить приемы рисования полученные ранее. Учить детей рисовать полосы, волнистые линии, точки, и круги. Совершенствовать способы рисования кистью (плашмя). Учить составлять узор, расписывать силуэт барыни; подбирать яркие, сочные цвета для росписи, характерные для дымковских игрушек; составлять композицию через чередование повторяющихся элементов; подводить к умению заполнять орнаментом весь силуэт. Стимулировать детское воображение и цветовосприятие. Развивать творческую активность.
Продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание, воображение.
Побуждать детей к активному общению. Учить ребят выразительно рассказывать небольшие стихотворения и развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Обогащение словаря:ярмарка, мастерская, кокошник, узор, орнамент, силуэт. Активизация словаря: барыня, барышня, выставка, умельцы, мастерица, мастера, тычок, печатка.
Воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками, воспитывать чувство взаимопомощи – учить оказывать друг другу помощь.
Предварительная работа.
- Знакомство с дымковской игрушкой: петушок, уточка, птичница, водоноска, индюк, козел, баран, конь, барыня.
- Рассматривание дымковских игрушек.
- Лепка дымковской барыни.
- Экскурсия в изостудию.
- Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и о дымковских игрушках.
- Чтение русских потешек, песенок.
- МРД под русские народные мелодии.
- Слушание записей русских народных ансамблей «Игранчики», «Журавушка».
- Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами.
- Рисование дымковских орнаментов: серия занятий по народному декоративно-прикладному искусству (изо, лепка, познавательное).
- Домашние задания: заучивание стихотворений, рисование традиционным и нетрадиционным способами.
- Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей».
- Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент».
- Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Русские узоры».
Материал к занятию.
- Экспонаты для ярмарки: предметы народного декоративно-прикладного искусства.
- Костюм в русском стиле для педагога.
- Силуэты дымковской барыни белого цвета.
- Гуашевые краски, кисточки, печатки-тычки двух размеров.
- Вода, салфетки: бумажная и фланелевая.
- Подставки для кисточек и тычков, клеенка для рабочего места.
- Черновой лист для опробования краски.
- Образец дымковской барыни на подставке.
- Магнитная доска и магниты для крепления.
- Музыкальный ряд: русские народные частушки, плясовая «Барыня» в исполнении ансамбля «Игранчики» (аудиозапись).
- Фланелеграф со схемой для зрительной гимнастики, указка.
Связь со специалистами.
- Педагог по доп. обр. (изо).
- Музыкальный руководитель.
- Педагог по доп. обр. (ручной труд).
- Учитель-логопед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД изо в средней группеdoc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
в средней группе №13 «Рябинка».
Тема занятия: «Развитие эмоциональной сферы
детей при ознакомлении с народным
декоративно - прикладным искусством».
Подготовила и провела:
Воспитатель Баширова Р.А.
Дата проведения: 25.03.2009
МДОУ ЦРР д/с «Танюша»
2008-2009 уч.г.
Тема: «Весенняя ярмарка».
Программное содержание.
Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке. Продолжать учить детей знакомить с особенностями дымковской игрушкой, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, волнистая линия, кружочек). Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования (тычок, рисование ватными палочками).
Закрепить приемы рисования полученные ранее. Учить детей рисовать полосы, волнистые линии, точки, и круги. Совершенствовать способы рисования кистью (плашмя). Учить составлять узор, расписывать силуэт барыни; подбирать яркие, сочные цвета для росписи, характерные для дымковских игрушек; составлять композицию через чередование повторяющихся элементов; подводить к умению заполнять орнаментом весь силуэт. Стимулировать детское воображение и цветовосприятие. Развивать творческую активность.
Продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание, воображение.
Побуждать детей к активному общению. Учить ребят выразительно рассказывать небольшие стихотворения и развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Обогащение словаря: ярмарка, мастерская, кокошник, узор, орнамент, силуэт. Активизация словаря: барыня, барышня, выставка, умельцы, мастерица, мастера, тычок, печатка.
Воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками, воспитывать чувство взаимопомощи – учить оказывать друг другу помощь.
Предварительная работа.
- Знакомство с дымковской игрушкой: петушок, уточка, птичница, водоноска, индюк, козел, баран, конь, барыня.
- Рассматривание дымковских игрушек.
- Лепка дымковской барыни.
- Экскурсия в изостудию.
- Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и о дымковских игрушках.
- Чтение русских потешек, песенок.
- МРД под русские народные мелодии.
- Слушание записей русских народных ансамблей «Игранчики», «Журавушка».
- Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами.
- Рисование дымковских орнаментов: серия занятий по народному декоративно-прикладному искусству (изо, лепка, познавательное).
- Домашние задания: заучивание стихотворений, рисование традиционным и нетрадиционным способами.
- Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей».
- Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент».
- Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Русские узоры».
Материал к занятию.
- Экспонаты для ярмарки: предметы народного декоративно-прикладного искусства.
- Костюм в русском стиле для педагога.
- Силуэты дымковской барыни белого цвета.
- Гуашевые краски, кисточки, печатки-тычки двух размеров.
- Вода, салфетки: бумажная и фланелевая.
- Подставки для кисточек и тычков, клеенка для рабочего места.
- Черновой лист для опробования краски.
- Образец дымковской барыни на подставке.
- Магнитная доска и магниты для крепления.
- Музыкальный ряд: русские народные частушки, плясовая «Барыня» в исполнении ансамбля «Игранчики» (аудиозапись).
- Фланелеграф со схемой для зрительной гимнастики, указка.
Связь со специалистами.
- Педагог по доп. обр. (изо).
- Музыкальный руководитель.
- Педагог по доп. обр. (ручной труд).
- Учитель-логопед.
Этапы занятия | Ход занятия | Работа с детьми |
1. Сюрпризный момент. Мастерица в русском народном костюме (педагог). | Мастерица загадывает детям загадку о дымковской игрушке. - Веселая белая глина Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну, назови-ка меня! Предполагаемые ответы детей: - (дымковская игрушка). Мастерица: - Ребята, я приглашаю вас на весеннюю ярмарку. Кто из вас знает, что такое ярмарка? Предполагаемые ответы детей: - Ярмарка – это веселая торговля. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник. |
|
2. Проблемная ситуация. Ярмарка весенняя. Музыкальное сопровождение русские народные частушки (ансамбль «Игранчики»). | Мастерица: ( Предложить детям рассмотреть экспонаты народного декоративно-прикладного искусства). - Посмотрите, дети, на выставленные экспонаты, рассмотрите их. Что вам знакомо? Расскажите каждый о своей игрушке. (Дети рассказывают небольшие стихотворения о некоторых дымковских игрушках). Предполагаемые ответы детей:
Копыта с оборкой. На спине Егорка.
бережком идет, Уточек –Марфуточек купаться ведет.
Весь такой он складный У большого индюка Все расписаны бока.
Мы повсюду славимся Складные да ладные Мы и вам понравимся |
|
3.Зрительная гимнастика. | - Поможем уточке найти озеро. Следите глазами за уточкой. | Снять зрительное напряжение. |
4. Дидактическое задание: «Подбери картинку к игрушке» | Мастерица: ребята, вот вам картинки, посмотрите внимательно и найдите на нашей ярмарке такие же. Предполагаемые ответы детей: - Это дымковский индюк, он сделан из глины, расписан красивыми узорами. - Это водоноска, она похожа на барыню, только у нее есть ведра с коромыслом. - Это дымковский баран, у него рога золотые. |
|
5 Физкультминутка. «Дымковские игрушки». | Физкультминутка: «Дымковские игрушки». Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом) Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя) Кумушки посадские. (Небольшие приседания) У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс) Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам) С нами издавна знаком (Стойка прямо) Весь народ на ярмарке. (Поклон) |
|
6 Практическая часть. Мастерская умельцев. | Мастерица: Ребята, все эти экспонаты сделаны руками народных умельцев, еще их называют мастерами. Дымковские игрушки мастера – умельцы вылепили из глины, расписали яркими красками и привезли продавать на ярмарку. А вы хотите стать умельцами? Предполагаемые ответы детей: - Да, хотим стать умельцами. Мастерица: Вот вам силуэты барынь, распишите их. Начинаем расписывать барыню сверху вниз. Что на голове у барыни? Какие узоры вам знакомы, как они называются? Чем ты будешь рисовать? Предполагаемые ответы детей: - На барыне кокошник. - На юбке у барыни кружочки, клеточки, линии. - Я сначала нарисую кисточкой линию, а потом тычком – кружочки, маленькие и большие. |
|
7.Динамическая пауза. Пляска «Барыня» (под музыкальное сопровождение). | Мастерица: Дорогие умельцы, пока наши экспонаты подсыхают, я вас приглашаю «Барыню» сплясать. Мастерица: Эй, веселый народ, Вставай в хоровод! Будем «Барыню» плясать, И гостей забавлять! (Дети под музыку выполняют русские народные плясовые движения вместе с педагогом). |
|
8. Итог занятия. | Мастерица: Ребята, мы вашими барышнями пополним нашу ярмарку. Поставим их в хоровод. Какой получился хоровод? Предполагаемые ответы детей: - Хоровод яркий, красочный, разноцветный, красивый. Мастерица: Что вам понравилось на ярмарке? Предполагаемые ответы детей: - Мне понравилась уточка, мне понравилась барышня, мне понравился индюк. Мастерица: Понравилось ли вам быть мастерами – умельцами? Что мастера делают? Предполагаемые ответы детей: - Мастера лепят игрушки, расписывают их и продают на ярмарке. Мастерица: Мне кажется, что из вас получатся искусные мастера, очень мне понравились ваши красочные барыни. Но многому ещё предстоит научиться, я с вами не прощаюсь, а только говорю до свидания, ведь мы ещё не раз встретимся. Ой, вы гости дорогие! У нас игрушки расписные: Веселы и ярки, словно подарки. Отдохнули все по - праву? Мастерам воздали славу? Что ж теперь домой пойдем. Что узнали, не забудем, Долго - долго помнить будем! Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям. Пришло время расставаться, до свиданья! Предполагаемые ответы детей: - До свиданья! |
|
Использованная литература.
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
- Алексахин Н.Н. Матрешка: Методика преподавания росписи матрешки. – М.: Народное образование, 1998.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. М.: Академия, 1998.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1985.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (ср. гр.) М.: ТЦ Сфера 2007
- Соломенникова О.А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству в средней группе. "Дымковская ярмарка"
Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству в средней группе....
Конспект открытого районного досуга по декоративно-прикладному искусству в средней группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №74 «Лучик» Конспект открытого районно...
Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать ...
Конспект занятия в средней группе по декоративно-прикладному искусству (соленое тесто).
Тема «Нарядный индюк»Цель: Учить лепить фигуру из целого куска теста, чтобы один конец был тоньше др.Учить сформировать фигурку : из тонкого конца- шею и голову ,а из толстого –брюшко и хв...
Декоративно прикладное искусство Дымковская роспись средняя группа НОД ТЕРЕМОК
Декоративно прикладное искусство Дымковская роспись средняя группа НОД ТЕРЕМОК...
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...
«Декоративно-прикладное искусство. Декупаж (декоративно-прикладное искусство)»
Задачи:Образовательные: - познакомить детей с техникой «декупаж», дать представление о последовательности изготовления поделок в этой технике;- учить детей создавать аппликацию в тех...