Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) по теме
Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры. Разработанное планирование по декоративно - прикладному искусству для детей среднего возраста включает в себя индивидуальную: дидактические игры, подготовку руки к письму, развитие навыков по ИЗО; совместную, непосредственно-образовательную деятельности, задачи и содержание соответствует нормам ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебный завиток | 415.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»
Методическая разработка
в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего
дошкольного возраста
2013
Печатается по решению научно-методического совета
Ачинского педагогического колледжа
© Научно-методический отдел
Ачинского педагогического колледжа
Утверждаю
Директор КГБОУ СПО
«Ачинский педагогический колледж»
_______________ Е.С. Рожкова
Методическая разработка
в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего
дошкольного возраста
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 5 |
Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста | 6 |
Пояснительная записка | 6 |
Результативность | 8 |
Перспективный план занятий по декоративно – прикладному искусству в средней группе | 9 |
Список литературы | 18 |
Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры. Разработанное планирование по декоративно - прикладному искусству для детей среднего возраста включает в себя индивидуальную: дидактические игры, подготовку руки к письму, развитие навыков по ИЗО; совместную, непосредственно-образовательную деятельности, задачи и содержание соответствует нормам ФГОС.
« ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»
Методическая разработка
в области декоративно – прикладного искусства
для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Творческий потенциал (концепция А. М. Матюшкина) – это творческие возможности, заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.
Главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Ребёнок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. В процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.
Одной из задач программ развития и воспитания в ДОУ является: «пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность». Развитие творческой активности является на сегодняшний момент актуальным, т.к. процесс обучения основан на действии по алгоритму и образцу, шаблону. Творчество проявляется лишь в свободной деятельности у небольшого количества детей.
Для развития творческих способностей необходимо создать условия для разнообразных видов деятельности, воспитывать устойчивый интерес к ним, поощрять активность, инициативу, оригинальность подходов к решению той или иной познавательной задачи. Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими способностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
В цикл непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» входят следующие виды художественной деятельности: рисование – 1 раз в неделю, лепка и аппликация чередуются через неделю, проводится как совместная деятельность в режиме дня и планируется по календарно-тематическому плану.
Совместная деятельность воспитателя и детей: рассматривание альбомов, беседы, рассказы, оформление выставок, композиций.
Самостоятельная деятельность предполагает работу с дидактическими играми.
Индивидуальная: подготовка руки к письму – упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки; задания для развития навыков по ИЗО.
Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры. Разработанное планирование по декоративно - прикладному искусству для детей среднего возраста включает в себя индивидуальную: дидактические игры, подготовку руки к письму, развитие навыков по ИЗО; совместную, непосредственно-образовательную деятельности, задачи и содержание соответствует нормам ФГОС.
Результативность:
Ребенок пятого года жизни проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью в совместной со взрослым и самостоятельной.
Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течении года.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.
Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
Актуальность проблемы заключается в том, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей детей в процессе систематической работы декоративно-прикладным искусством.
Данная методическая разработка может быть использована воспитателями ДОУ, а так же студентами специальности «Дошкольное образование» при прохождении педагогических практик в ДОУ, написании практической части ВКР.
Цель: применение перспективного планирования по декоративно-прикладному искусству для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Перспективный план занятий по декоративно – прикладному искусству в средней группе.
Месяц | Тема | Вид деятельности | Форма работы | Программные задачи | |
Сентябрь | «Составление узора в квадрате» | Самостоятельная: Индивидуальная: Подготовка руки к письму Развитие навыков по ИЗО | Д/и «Выложи узор» «Продолжи орнамент» «Золотые листья» | Учить детей составлять узор в квадратной форме по образцу и самостоятельно, закрепить приём примакивания. Развивать внимание, зрительную память, моторику рук. Воспитывать самостоятельность. | |
Совместная | Оформление выставки картин из природного материала «Жизнь сухого цветка» | Продолжать учить составлять узоры в квадрате/прямоугольнике, сочетать мелкие и крупные элементы. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образное мышление, воображение. Побуждать интерес к творчеству. | |||
НОД | Рисование
| «Салфетка для пирожного» | Учить детей соблюдать симметрию, правильно держать кисть, использовать приём примакивания для создания элементов. Развивать способность дать оценку своей работе. Воспитывать усидчивость в работе. | ||
Аппликация
| «Осенний ковёр» | Закрепить ТБ в работе с ножницами, учить вырезывать листья из сложенной пополам бумаги. Развивать моторику рук, творческие способности при составлении композиции. Воспитывать любовь к природе, аккуратность. | |||
Октябрь | «Дымковская игрушка» | Самостоятельная: Индивидуальная: Подготовка руки к письму Развитие навыков по ИЗО | Д/и «Найди такой же» «Цветные полоски» «Круг в круге» | Учить выполнять элементы росписи, закрепить умение выполнять тонкие линии кистью, сочетать цвета. Развивать глазомер, внимание, моторику рук. Вызывать положительные эмоции, творческую активность. | |
Совместная | Беседа об истории дымковской игрушки. Рассматривание альбома. | Дать представление детям о разнообразии дымковских игрушек, познакомить с элементами дымковской росписи. Развивать наблюдательность, усидчивость. Приобщать к декоративному искусству. | |||
НОД | Рисование | «Волшебная птица» | Учить выполнять элементы дымковской росписи: круги, цветные полоски, точки; равномерно располагать их по форме. Развивать умение держать кисть, проводить тонкие линии, глазомер, моторику. Формировать потребность изучать традиции и историю народа. | ||
Лепка
| «Дымковская птица» | Продолжать учить лепить отдельные детали - придавливать, примазывать их, закреплять умение украшать налепами, подбирать цвет. Развивать моторику рук, силу пальцев. Воспитывать бережное отношение к игрушке. | |||
Ноябрь | «Каргопольская игрушка» | Самостоятельная: Индивидуальная: Подготовка руки к письму Развитие навыков по ИЗО | Д/и «Что лишнее?» «Забор» «Крест – волна - точка» | Осваивать традиционные элементы каргопольской росписи: волнистые линии, кресты, точки, обратить внимание на цвета красок. Развивать внимание, моторику рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость. | |
Совместная | Рассматривание альбома, элементов каргопольской росписи. | Дать представление об изготовлении игрушек, обратить внимание на используемые в росписи цвета. Развивать способность сравнивать, находить отличия. Воспитывать внимательное отношение к собеседникам. | |||
НОД | Рисование | «Тяни - толкай» | Познакомить детей с понятием «симметрия», закрепить умение проводить линии концом кисти, аккуратно закрашивать, не выходя за контур. Развивать чувство меры, воображение, моторику рук. Побуждать интерес к творчеству. | ||
Аппликация
| «Каргопольский барашек» | Закрепить знания ТБ работы с ножницами, учить сочетать цвета, вырезать детали нужного размера. Развивать силу рук, моторику. Воспитывать аккуратность, целеустремлённость. | |||
Декабрь | «Филимоновская игрушка» | Самостоятельная: Индивидуальная: Подготовка руки к письму Развитие навыков по ИЗО | Д/и «Обведи по контуру» «Ромбы» «Розетки» | Освоить простые элементы росписи, учить выполнять рисунок стекой. Развивать внимание, терпение, мелкую моторику рук. Воспитывать доброжелательные отношения, уважение. | |
Совместная | Беседа об истории игрушки, рассматривание альбома, изучение специфики филимоновской росписи. | Знакомить детей с историей игрушки, учить видеть отличительные черты, называть цвета. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать бережное отношение к предметам. | |||
НОД | Рисование | «Барышня» | Учить детей выполнять элементы: ёлочки, узкие полоски, ромбы, розетки. Развивать глазомер, память, усидчивость. Воспитывать чувство прекрасного. | ||
Лепка
| «Птичка - свистулька» | Закрепить основные движения, приёмы лепки (раскатывание, вытягивание, защипывание). Развивать творческие способности, умение приводить рабочее место в порядок. Воспитывать аккуратность. | |||
Январь | «Составление узора в круге» | Самостоятельная: Индивидуальная: Подготовка руки к письму Развитие навыков по ИЗО | Д/и «Продолжи узор» «Волна» «Трилистник» | Учить составлять узор в круглой форме, освоить приём рисования трилистника, волнистой линии. Развивать умение выполнять тонкие линии, мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать аккуратность. | |
Совместная | Оформление выставки «Волшебное блюдце» | Продолжить учить располагать узор в круге. Развивать чувство красоты, умение оценивать работы. Воспитывать доброжелательные отношения. | |||
НОД | Рисование | «Блюдце для Деда Мороза» | Учить выполнять и сочетать узоры, располагать в круге, освоить приём рисования «трилистника», волнистой линии. Развивать чувство ритма, моторику рук, наблюдательности. Воспитывать желание делать подарки. | ||
Аппликация
| «Ковер из снежинок» | Учить вырезать снежинки из сложенной бумаги. Развивать умение аккуратно использовать клей и салфетку. Воспитывать терпение, внимательное отношение к сверстникам. | |||
Февраль | «Нарядные платки» | Самостоятельная: Индивидуальная: Подготовка руки к письму Развитие навыков по ИЗО | Д/и «Найди силуэт предмета» «Соедини точки» «Лепестки» | Учить рисовать лепесток всей кистью, правильно держать её. Развивать наблюдательность, внимание, моторику рук. Воспитывать любовь к природе. | |
Совместная | Рассматривание альбома, «Русские платки». | Познакомить с историей создания русских платков, обратить внимание на своеобразие элементов, цветовой гаммы. Развивать внимание, память. Воспитывать уважение к труду. | |||
НОД
| Рисование | «Платочек для Кати» | Учить создавать и выполнять узоры, проводить прямые линии, плотно прижимая кисть к листу, волнистые линии концом кисти. Развивать моторику рук, наблюдательность, усердие. Воспитывать трудолюбие. | ||
Лепка | Барельеф «Украсим платок» | Учить выполнять налепы, создавать образ цветка, использовать цвет для выразительности. Развивать умение отделять куски, использовать приём примазывания, накладывания и совмещения. Воспитывать любовь к природе. | |||
Март | «Выставка матрёшек» | Самостоятельная: Индивидуальная: Подготовка руки к письму Развитие навыков по ИЗО | Д/и «Расставь по размеру» «Штриховка» «Дорисуй 2 половинку» | Продолжать учить правильно держать в руке карандаш, выполнять прямые и наклонные линии. Развивать глазомер, внимание, моторику рук. Формировать доброжелательные отношения. | |
Совместная | Беседа. Рассматривание альбома «Матрёшки». Оформление выставки матрёшек: «Мы такие разные!» | Дать представление о разнообразии видов матрёшек, сравнить, найти отличия. Подготовить экспонаты для выставки. | |||
НОД Занятия: | Рисование | «Весёлые матрёшки» | Учить ориентироваться на листе, сочетать мелкие и крупные элементы росписи. Закрепить умение рисования цветка и трилистника. Развивать моторику, аккуратность, творческие способности. | ||
Аппликация | «Сарафан для матрёшки» | Учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое. Приводить рабочее место в порядок. Развивать умение составлять цветок из элементов, умение творчески мыслить. Воспитывать любовь к искусству. | |||
Апрель | «Готовимся к Пасхе» | Самостоятельная: Индивидуальная: Подготовка руки к письму Развитие навыков по ИЗО | Д/и «Найди отличия» «Овалы» «Волшебные семена» | Учить правильно держать карандаш, рисовать округлые формы. Развивать внимание, наблюдательность. Продолжать учить составлять узоры из семян, развивать моторику рук, воображение.
| |
Совместная | Рассматривание альбома: «Пасхальные яйца» | Развивать наблюдательность, внимание. Учить видеть особенности, называть цвета, форму узоров, материал. | |||
НОД | Рисование | «Пасхальное яйцо» | Учить украшать форму, использовать различные приёмы рисования, сочетать цвета. Развивать чувство красоты, воображение. Воспитывать чувство прекрасного. | ||
Лепка
| «Яйцо, украшенное семенами» | Учить выполнять узоры и украшения из сухих семян. Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности. Воспитывать уважение к русским праздникам и традициям. | |||
Май | «Городецкие узоры» | Самостоятельная: Индивидуальная: Подготовка руки к письму Развитие навыков по ИЗО | Д/и «Дорисуй» «Линия без отрыва» «Бутон» | Учить правильно держать карандаш, проводить линию без отрыва. Развивать внимание, моторику рук. Учить вырезывать детали бутона и цветка. | |
Совместная | Беседа. Рассматривание альбома «Городецкая роспись» | Учить видеть отличительные черты росписи, характерные элементы. Развивать умение называть элементы, цвета и их оттенки. | |||
НОД | Рисование | «Роспись птицы» | Учить выполнять элементы росписи: листья, травку, пятна. Формировать умение рисовать концом кисти, выполнять широкие мазки. Воспитывать трудолюбие, усердие. | ||
Аппликация
| «Городецкая доска» | Учить вырезывать детали из сложенной бумаги, составлять «бутон», «цветок», аккуратно приклеивать детали, располагать на форме доски по собственному желанию. Развивать аккуратность, умение пользоваться клеем и салфеткой, умение убирать рабочее место. Воспитывать бережное отношение к поделкам. |
Список литературы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, В.И. Логиновой.
- Основная общеобразовательная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О.Л. Князева и М.Д. Маханева.
- Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.
- А.П. Усупова. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 1972г.
- Н.Б Халезова Народная пластика и декоративная лепка в детском саду - М. «Просвещение» - 1984г.
- Декоративно - прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4
- Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm
Ачинский педагогический колледж
662162 Ачинск, ул. Ленина, 10
тел. (39151)7-54-30
факс (39151)7-44-83
E-mail: achcol@cross-apk.ru
metodkb@cross-apk.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация "Значение декоративно - прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей о значении искусства в развитии детей дошкольного возраста....
Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы
Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобще...
Консультация для воспитателей. «Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятель...
Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»
1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...
"Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей"
Народное декоративно-прикладное искусство — является одним из важнейших средств художественного воспитания детей в дошкольном возрасте. Раннее развитие творческих способностей уже в дошкольном д...
Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
АннотацияДанная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью из...