Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Вудвуд Галина Владимировна

Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры. Разработанное планирование по декоративно - прикладному искусству для детей среднего возраста включает в себя индивидуальную: дидактические игры, подготовку руки к письму, развитие навыков по ИЗО; совместную, непосредственно-образовательную деятельности, задачи и содержание соответствует нормам ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Волшебный завиток415.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»

Методическая разработка

в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего

дошкольного возраста

2013

Печатается по решению научно-методического совета

Ачинского педагогического колледжа

©   Научно-методический отдел
Ачинского педагогического колледжа

Утверждаю

Директор КГБОУ СПО

«Ачинский педагогический колледж»

_______________      Е.С. Рожкова

Методическая разработка

в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего

дошкольного возраста

2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

5

Методическая разработка в области декоративно – прикладного искусства для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

6

Пояснительная записка

6

Результативность

8

Перспективный план занятий по декоративно – прикладному искусству в средней группе

9

Список литературы

18

Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры. Разработанное планирование по декоративно - прикладному искусству для детей среднего возраста включает в себя индивидуальную: дидактические игры, подготовку руки к письму, развитие навыков по ИЗО; совместную, непосредственно-образовательную деятельности, задачи и содержание соответствует нормам ФГОС.

« ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»

Методическая разработка

в области декоративно – прикладного искусства

для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

Творческий потенциал (концепция А. М. Матюшкина) – это творческие возможности, заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.

Главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.  

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Ребёнок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. В процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.

Одной из задач программ развития и воспитания в ДОУ является: «пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность». Развитие творческой активности является на сегодняшний момент актуальным, т.к. процесс обучения основан на действии по алгоритму и образцу, шаблону. Творчество проявляется лишь в свободной деятельности у небольшого количества детей.

Для развития творческих способностей необходимо создать условия для разнообразных видов деятельности, воспитывать устойчивый интерес к ним, поощрять активность, инициативу, оригинальность подходов к решению той или иной познавательной задачи. Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими способностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

В цикл непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» входят следующие виды художественной деятельности: рисование – 1 раз в неделю, лепка и аппликация чередуются через неделю, проводится как совместная деятельность в режиме дня и планируется по календарно-тематическому плану.

Совместная деятельность воспитателя и детей: рассматривание альбомов, беседы, рассказы, оформление выставок, композиций.

Самостоятельная деятельность предполагает работу с дидактическими играми.

Индивидуальная: подготовка руки к письму – упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки; задания для развития навыков по ИЗО.

Применение данной методической разработки способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры. Разработанное планирование по декоративно - прикладному искусству для детей среднего возраста включает в себя индивидуальную: дидактические игры, подготовку руки к письму, развитие навыков по ИЗО; совместную, непосредственно-образовательную деятельности, задачи и содержание соответствует нормам ФГОС.

Результативность:

Ребенок пятого года жизни проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью в совместной со взрослым и самостоятельной.

Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течении года.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом.

В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.

Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

Актуальность проблемы  заключается в том, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей детей в процессе систематической работы декоративно-прикладным искусством.

Данная методическая разработка может быть использована воспитателями ДОУ, а так же студентами специальности «Дошкольное образование» при прохождении педагогических практик в ДОУ, написании практической части ВКР.

Цель: применение перспективного планирования по декоративно-прикладному искусству для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.


Перспективный план занятий по декоративно – прикладному искусству в средней группе.

Месяц

Тема

Вид деятельности

Форма работы

Программные задачи

Сентябрь

«Составление узора в квадрате»

Самостоятельная:

Индивидуальная:

Подготовка руки к письму

Развитие навыков по ИЗО

Д/и «Выложи узор»

«Продолжи орнамент»

«Золотые листья»

Учить детей составлять узор в квадратной форме по образцу и самостоятельно, закрепить приём примакивания.

Развивать внимание, зрительную память, моторику рук.

Воспитывать самостоятельность.

Совместная

Оформление выставки картин из природного материала «Жизнь сухого цветка»

Продолжать учить составлять узоры в квадрате/прямоугольнике, сочетать мелкие и крупные элементы.

Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образное мышление, воображение.

Побуждать интерес к творчеству.

НОД

 Рисование

 

«Салфетка для пирожного»

Учить детей соблюдать симметрию, правильно держать кисть, использовать приём примакивания для создания элементов.

Развивать способность дать оценку своей работе.

Воспитывать усидчивость в работе.

Аппликация

 

«Осенний ковёр»

Закрепить ТБ в работе с ножницами, учить вырезывать листья из сложенной пополам бумаги.

Развивать моторику рук, творческие способности при составлении композиции.

Воспитывать любовь к природе, аккуратность.

Октябрь

«Дымковская игрушка»

Самостоятельная:

Индивидуальная:

Подготовка руки к письму

Развитие навыков по ИЗО

Д/и «Найди такой же»

«Цветные полоски»

«Круг в круге»

Учить выполнять элементы росписи, закрепить умение выполнять тонкие линии кистью, сочетать цвета.

Развивать глазомер, внимание, моторику рук.

Вызывать положительные эмоции, творческую активность.  

Совместная

Беседа об истории дымковской игрушки.

Рассматривание альбома.

Дать представление детям о разнообразии дымковских игрушек, познакомить с элементами дымковской росписи.

Развивать наблюдательность, усидчивость.

Приобщать к декоративному искусству.

НОД

Рисование

«Волшебная птица»

Учить выполнять элементы дымковской росписи: круги, цветные полоски, точки; равномерно располагать их по форме.

Развивать умение держать кисть, проводить тонкие линии, глазомер, моторику.

Формировать потребность изучать традиции и историю народа.

Лепка

 

«Дымковская птица»

Продолжать учить лепить отдельные детали - придавливать, примазывать их, закреплять умение украшать налепами, подбирать цвет.

Развивать моторику рук, силу пальцев.

Воспитывать бережное отношение к игрушке.

Ноябрь

«Каргопольская игрушка»

Самостоятельная:

Индивидуальная:

Подготовка руки к письму

Развитие навыков по ИЗО

Д/и «Что лишнее?»

«Забор»

«Крест – волна - точка»

Осваивать традиционные элементы каргопольской росписи: волнистые линии, кресты, точки, обратить внимание на цвета красок.

Развивать внимание, моторику рук.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.  

Совместная

Рассматривание альбома, элементов каргопольской росписи.

Дать представление об изготовлении игрушек, обратить внимание на используемые в росписи цвета.

Развивать способность сравнивать, находить отличия.

Воспитывать внимательное отношение к собеседникам.

НОД

 Рисование

«Тяни - толкай»

Познакомить детей с понятием «симметрия», закрепить умение проводить линии концом кисти, аккуратно закрашивать, не выходя за контур.

Развивать чувство меры, воображение, моторику рук.

Побуждать интерес к творчеству.

Аппликация

 

«Каргопольский барашек»

Закрепить знания ТБ работы с ножницами, учить сочетать цвета, вырезать детали нужного размера.

Развивать силу рук, моторику.

Воспитывать аккуратность, целеустремлённость.

Декабрь

«Филимоновская игрушка»

Самостоятельная:

Индивидуальная:

Подготовка руки к письму

Развитие навыков по ИЗО

Д/и «Обведи по контуру»

«Ромбы»

«Розетки»

Освоить простые элементы росписи, учить выполнять рисунок стекой.

Развивать внимание, терпение, мелкую моторику рук.

Воспитывать доброжелательные отношения, уважение.

Совместная

Беседа об истории игрушки, рассматривание альбома, изучение специфики филимоновской росписи.

Знакомить детей с историей игрушки, учить видеть отличительные черты, называть цвета.

Развивать наблюдательность, внимание.

Воспитывать бережное отношение к предметам.

НОД

Рисование

«Барышня»

Учить детей выполнять элементы: ёлочки, узкие полоски, ромбы, розетки.

Развивать глазомер, память, усидчивость.

Воспитывать чувство прекрасного.

Лепка

 

«Птичка - свистулька»

Закрепить основные движения, приёмы лепки (раскатывание, вытягивание, защипывание).

Развивать творческие способности, умение приводить рабочее место в порядок.

Воспитывать аккуратность.

Январь

«Составление узора в круге»

Самостоятельная:

Индивидуальная:

Подготовка руки к письму

Развитие навыков по ИЗО

Д/и «Продолжи узор»

«Волна»

«Трилистник»

Учить составлять узор в круглой форме, освоить приём рисования трилистника, волнистой линии.

Развивать умение выполнять тонкие линии, мелкую моторику рук, внимание.

Воспитывать аккуратность.

Совместная

Оформление выставки «Волшебное блюдце»

Продолжить учить располагать узор в круге.

Развивать чувство красоты, умение оценивать работы.

Воспитывать доброжелательные отношения.

НОД

Рисование

«Блюдце для Деда Мороза»

Учить выполнять и сочетать узоры, располагать в круге, освоить приём рисования «трилистника», волнистой линии.

Развивать чувство ритма, моторику рук, наблюдательности.

Воспитывать желание делать подарки.

Аппликация

 

«Ковер из снежинок»

Учить вырезать снежинки из сложенной бумаги.

Развивать умение аккуратно использовать клей и салфетку.

Воспитывать терпение, внимательное отношение  к сверстникам.

Февраль

«Нарядные платки»

Самостоятельная:

Индивидуальная:

Подготовка руки к письму

Развитие навыков по ИЗО

Д/и «Найди силуэт предмета»

«Соедини точки»

«Лепестки»

Учить рисовать лепесток всей кистью, правильно держать её.

Развивать наблюдательность, внимание, моторику рук.

Воспитывать любовь к природе.

Совместная

Рассматривание альбома,  «Русские платки».

Познакомить с историей создания русских платков, обратить внимание на своеобразие элементов, цветовой гаммы.

Развивать внимание, память.

Воспитывать уважение к труду.

НОД

 

Рисование

«Платочек для Кати»

Учить создавать и выполнять узоры, проводить прямые линии, плотно прижимая кисть к листу, волнистые линии концом кисти.

Развивать моторику рук, наблюдательность, усердие.

Воспитывать трудолюбие.

Лепка

Барельеф «Украсим платок»

Учить выполнять налепы, создавать образ цветка, использовать цвет для выразительности.

Развивать умение отделять куски, использовать приём примазывания, накладывания и совмещения.

Воспитывать любовь к природе.

Март

«Выставка матрёшек»

Самостоятельная:

Индивидуальная:

Подготовка руки к письму

Развитие навыков по ИЗО

Д/и «Расставь по размеру»

«Штриховка»

«Дорисуй 2 половинку»

Продолжать учить правильно держать в руке карандаш, выполнять прямые и наклонные линии.

Развивать глазомер, внимание, моторику рук.

Формировать доброжелательные отношения.

Совместная

Беседа. Рассматривание альбома «Матрёшки». Оформление выставки матрёшек: «Мы такие разные!»

Дать представление о разнообразии видов матрёшек, сравнить, найти отличия.

Подготовить экспонаты для выставки.

НОД

Занятия:

Рисование

«Весёлые матрёшки»

Учить ориентироваться на листе, сочетать мелкие и крупные элементы росписи.

Закрепить умение рисования цветка и трилистника.

Развивать моторику, аккуратность, творческие способности.

Аппликация  

«Сарафан для матрёшки»

Учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое. Приводить рабочее место в порядок.

Развивать умение составлять цветок из элементов, умение творчески мыслить.

Воспитывать любовь к искусству.

Апрель

«Готовимся к Пасхе»

Самостоятельная:

Индивидуальная:

Подготовка руки к письму

Развитие навыков по ИЗО

Д/и «Найди отличия»

«Овалы»

«Волшебные семена»

Учить правильно держать карандаш, рисовать округлые формы.

Развивать внимание, наблюдательность.

Продолжать учить составлять узоры из семян, развивать моторику рук, воображение.

        

Совместная

Рассматривание альбома: «Пасхальные яйца»

Развивать наблюдательность, внимание. Учить видеть особенности, называть цвета, форму узоров, материал.

НОД

Рисование

«Пасхальное яйцо»

Учить украшать форму, использовать различные приёмы рисования, сочетать цвета.

Развивать чувство красоты, воображение.

Воспитывать чувство прекрасного.

Лепка

 

«Яйцо, украшенное семенами»

Учить выполнять узоры и украшения из сухих семян.

Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности.

Воспитывать уважение к русским праздникам и традициям.

Май

«Городецкие узоры»

Самостоятельная:

Индивидуальная:

Подготовка руки к письму

Развитие навыков по ИЗО

Д/и «Дорисуй»

«Линия без отрыва»

«Бутон»

Учить правильно держать карандаш, проводить линию без отрыва.

Развивать внимание, моторику рук.

Учить вырезывать детали бутона и цветка.

Совместная

Беседа. Рассматривание альбома «Городецкая роспись»

Учить видеть отличительные черты росписи, характерные элементы.

Развивать умение называть элементы, цвета и их оттенки.

НОД

Рисование

«Роспись птицы»

Учить выполнять элементы росписи: листья, травку, пятна.

Формировать умение рисовать концом кисти, выполнять широкие мазки.

Воспитывать трудолюбие, усердие.

Аппликация

 

«Городецкая доска»

Учить вырезывать детали из сложенной бумаги, составлять «бутон», «цветок», аккуратно приклеивать детали, располагать на форме доски по собственному желанию.

Развивать аккуратность, умение пользоваться клеем и салфеткой, умение убирать рабочее место.

Воспитывать бережное отношение к поделкам.


Список литературы:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, В.И. Логиновой.
  2. Основная общеобразовательная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О.Л. Князева и М.Д. Маханева.
  4. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.
  5. А.П. Усупова. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 1972г.
  6. Н.Б Халезова Народная пластика и декоративная лепка в детском саду - М. «Просвещение» - 1984г.
  7. Декоративно - прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4
  8. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm

Ачинский педагогический колледж

662162 Ачинск, ул. Ленина, 10

тел. (39151)7-54-30

факс (39151)7-44-83

E-mail: achcol@cross-apk.ru 

metodkb@cross-apk.ru

www.cross-apk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация "Значение декоративно - прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении искусства в развитии детей дошкольного возраста....

Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках реализуемой программы

Декоративно-прикладное искусство – это особый вид искусства, который дает возможность увидеть красоту предмета, понять смысл его существования и имеет свой образный язык, которому присущи обобще...

Консультация для воспитателей. «Значение декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

     Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.  Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятель...

Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»

1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...

"Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей"

Народное декоративно-прикладное искусство — является одним из важнейших средств художественного воспитания детей в дошкольном возрасте. Раннее развитие творческих способностей уже в дошкольном д...

Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АннотацияДанная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью из...