Педагогический проект: Неделя Народной культуры Японии
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Проект был реализован в рамках недели Народной культуры, проходившей в детском саду накануне Дня Народного Единства, строился с учетом ФГТ. Проведен в старшей группе. Здесь я представляю пример комплексного плана на неделю.А так же конспект "Мазковая живопись" и примеры работ детей; и варианты математических игр по теме недели. Планирую далее выложить материалы - приложения к нему. Надеюсь, мой опыт будет вам полезен!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.5 КБ |
![]() | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 31 октября – 3 ноября)
Группа: старшая Тема: «Неделя народной культуры. Япония».
Цель: Познакомить детей с искусством Японии. Создать творческую атмосферу. Расширить круг материалов и приемов творческого самовыражения, доступных детям. Учить выполнять поделки в стиле «Оригами». Познакомиться с народной японской «мазковой» живописью. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к действительности. Формировать первичные ценно стные представления о Японии как о стране древней яркой культуры. Воспитание уважения к людям разных национально стей.
Итоговое мероприятие: «Бумажная графика. Стиль оригами. «Музыка ветра: Бабочки»» Чайная церемония. Дата проведения итогового мероприятия 3 ноября 2011.
Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатель Савельева МВ
Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Утро: | худож.творч. социализация труд,познание коммуникац. чтение х/л музыка здоровье безопасность физ. культура | Утренняя гимнастика. Педагогические ситуации и си туации мо рального выбора по теме; рассматривание фотографий, репродукций с изображе нием памятников культуры Японии, других фо томатериалов, иллюстра ций по теме праздника - чтение художественной, научно-познава тельной и научно-художе ственной литера туры о традициях, особенностях искусства Японии; Чтение по выбору детей. отгадывание и составление зага док по теме. Рассматривание примеров произведений японского народного искусства. Беседа «Искусство Оригами. Японский журавлик» | Пальчиковая гимнастика с элементами оригами. Упражнение детей в работе с выразительными средствами графики. Чтение, обсуждение стихов Хоку. Упражнение детей в составлении рассказа о Японии. | Ситуативный разговор «Что такое «Народная культура»?», «Искусство рядом». Ситуативный разговор о традициях чаепития России и Японии в сравнении. Ситуативный разговор во время одевания о традиционной японской одежде. | Выставка книг «Путешествие в Японию». Продуктивная деятельность – мастерская оригами (моделирование из бумаги). См. Приложение 15. Обогащение материалами уголка природы, создание коллекций «Сакура», «Сад камней», «Карликовые деревья»; Обогащение материалами уголка с/р игры «Клуб путешественников». Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Дежурство в уголке природы, по столовой. Японские народные игры и игрушки. Экспериментирование с художественным материалом (при продуктивной деятельности). Самостоятельные игры детей | Поговорить с родителями о важности интернационального воспитания ребенка. Рекомендации родителям по подбору литературы для знакомства ребенка с культурой Японии. Взаимодействие с муз руководителем: разучивание музыкальных игр, слушание народной музыки Японии. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей Консультация для родителей «Оригами как средство развития ребенка», «Рисуем зверька в три мазка!» Совместный труд детей и родителей по очистке спортивного участка от снега. |
Непосредственно образовательная деятельность | 31.10.2011 | Изобразительная деятельность, Развитие речи, Физкультура на воздухе. Продуктивная, коммуникативная, двигательная деят-ть | Продуктивная деятельность, чтение детям: рассказ воспита теля «Живопись Японии», слайд-шоу. Знакомство с народной «мазковой» живописью (рисова ние мазками тонкой кистью - «Ёжики»); Развивать творческие способности детей, упражнять детей в передаче образа, динамики, фактуры с помощью новой техники. См. Приложения 1,2,3, 16. | |||
Рассказать детям о разнообразии монологических высказываний; показать красоту Хокку, как способа выражения эмоционального отношения к красоте окружающего. Расширение, конкретизация словаря: страна, народ, эмблема, Япония, японец, японка, хокку, каллиграфия. См. Приложения 4,5 | ||||||
Двигательная деятельность: Физическая культура. Разучивание народных игр Японии. См. Приложение 6 | ||||||
1.11.11 | Математика, Музыка. Познавательно- следовательская, музыкально-художественная деят-ть | Развивать представления о геометрических фигурах, отношениях между ними и способах сравнения (д/ игра «Геометрическая пагода»). См Приложение 7. | ||||
Музыкальная деятельность. Прослушивание народных песен Японии, слайд-шоу «Страна Восходящего солнца». См. Приложения 8,9 | ||||||
2.11.11 | Развитие речи, Познавательное развитие, Физкультура. Коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная деят-ть | Знакомить детей со словами, пришедшими в наш язык из японского (оригами, икебана, хокку, бонсай, самурай, кабуки, суши, сансей, каратэ, ниндзя), уточнить их первоначальный смысл; дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове. | ||||
Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность: беседа - презентация по теме недели «Япония». См Приложение 4 | ||||||
Двигательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми - разучивание народных игр Японии, игра «Кабуки» – имитация пластики животных (для последующего его изображения). См. Приложение 10 | ||||||
3.11.11 | Изобразительная деятельность. Музыка. Познавательно-исследовательская, музыкально-художественная деят-ть | Продолжать знакомить детей с искусством Японии. Создать творческую атмосферу. Создать празднично-приподнятое настроение. Продолжать воспитывать эстетическое отношение к действительности. Научить выполнять поделку в стиле “Оригами” - бабочка. Словарь: страна, столица, народ, флаг, эмблема, Япония, японец, японка, чайная церемония, икебана, пагода, кимоно, хайку, бонсай. | ||||
Прогулка: | Худож. творчество, Познание, Коммуникация, Чтение х/л, Музыка, Физич. культура, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд. | Упражнение в каллиграфии (символический рисунок Японии) стекой на влажной земле. Наблюдения «Взаимосвязь изменений в неживой природе и изменений в жизни животных и растений» подвижные игры Японии См приложение 6. сюжетно-ролевые игры, в том числе по теме недели «Самураи», «Чайный домик». Целевая прогулка по дендрарию «Растения разных природных зон». Дид. игра «Подскажи словечко» (назови заимствованные слова про их определениям). Наблюдения за погодой. | Инд работа упражнение в подъеме – спуске по шведской стенке (мальчики). Упражнять в игре «Отбрось банку!». См. Приложение 6. Индивидуальная работа по развитию движений. | Ситуативный разговор «Как появилась бумага?» См. приложение 4. проектная деятельность «Сад камней»; Ситуативный разговор «Кодекс самурая». | Самостоятельная деятельность на прогулке. Изготовления поделок из бросового материала. Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Продуктивная деятельность. Обогащение материалами игры «Армия», «Дом». Вынос оборудования для труда на участке (уборка опавших листьев, веток). | |
Работа перед сном: | Чтение х/л, коммуникация | Чтение любимой книги (отрывок). Проанализировать работу дежурных по столовой. Закреплять навык аккуратно пользоваться туалетом, мыть руки. Свободная деятельность детей в центрах активности. Чтение японских народных сказок. См Приложение 14 | ||||
Вечер: | Худож. творчество, Социализация, Познание, Коммуникация, Чтение х/л, Музыка, Физич. Культура, Безопасность, Здоровье, Труд. | Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Закаливание. слушание, разучивание и испол нение Хокку, танцев и пе сен Японии. Экспериментирование с бумагой. Работа по уходу за растениями (рыхление, полив) | Инд.работа: работа по развитию мелкой моторики (упражнения). педагогические ситуации и си туации мо рального выбора по теме недели. Индивидуальная работа в изостудии (рисование в «мазковой» технике, моделирование из бумаги, оригами). | Ситуативный разговор о правилах Чайной церемонии. См Приложение 4. Напомнить детям, что в группе надо поддерживать чистоту, убирать игрушки, мусор выбрасывать в ведро аккуратно. | Внесение дидактического материала «Мазковая живопись». Сюжетно-ролевая игра «Чайная церемония», «Самураи». Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги. создание коллекций (поделки Оригами, роспись ширмы.) «Природа Японии». | Работа в уголке «Информация для родителей». Оформление материалов по изучаемым техникам изодеятельности. |
Прогулка: | П/и «Охрана сокровища на одной ноге», самостоятельная деятельность детей. Игры-эксперименты с песком. Наблюдение за погодой (первые заморозки, первый снег, перепад температур в течение дня, сумерки) Игры детей с выносным материалом. Труд на участке. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Наблюдения за погодой. П/и «Чужеземцы» См. Приложение 6. |
Предварительный просмотр:
«Мазковая» живопись Японии. «Ёжики под сакурой»
Тема: Народная «мазковая» живопись Японии.
Цель:
- Знакомство с народной «мазковой» живописью (рисова ние мазками тонкой кистью - «Ёжики»);
- Развивать творческие способности детей, упражнять детей в передаче образа, динамики, фактуры с помощью новой техники.
Словарь: «мазковая» живопись, анималист, выразительные средства, народное искусство, Япония, японец, японка, сакура, хокку, мазок.
Оборудование: слайд-шоу «Анималистическая живопись Японии», японская народная музыка, технологические карты по технике, фигурки – символы, изображения сакуры, пагоды, иероглифов.
Ход.
- Организационная часть.
в-ль: Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной техникой страны, называемой «Страна Восходящего Солнца», Японии. Мастера многие века оттачивали эти приёмы изображения животных.
- Рассказ воспита теля «Живопись Японии», сопровождающийся слайд-шоу.
По ходу просмотра дети знакомятся с традиционным японским изобразительным искусством: живописью мазком, каллиграфией и гравюрой со специальных дощечек.
Кроме того на картинах впервые появляются (и вводятся понятия): национальный костюм японца – кимоно и японки – шелковый халат, особая прическа; Чудеса архитектуры: пагода – воздушное здание с изящно загнутыми уголками крыш и чайный домик – специально предназначенная для Чайной церемонии постройка из тростника в саду. Сохраняя верность своей культуре, традициям, Япония является одной из самых развитых стран мира.
III. В качестве физминутки разучиваемся народная игра.
Нос, нос, нос, рот...
Эта игра пришла в Японию из США. Игроки сидят кружком, посредине водящий. Он говорит: нос, нос, нос, рот. При трех первых словах, произнося их, он берется за нос, а при четвертом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие кружком должны делать все, как говорит, а не как делает водящий, и не дать себя сбить. Кто ошибется, выбывает из игры. Один, самый внимательный, остается последним, он и выигрывает.
IV. Анализ изображений, технологических карт. Показ воспитателем приемов изображения животных мазками.
IV. Продуктивная деятельность.
Дети создают свою картину на тему «Ёжики под сакурой», используя изобразительные средства новой техники.
V. Подведение итогов.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/skaner_7_007.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/skaner_7_003.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/skaner_4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/geometricheskaya_pagoda.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/geometricheskaya_pagodaraskroy_variant_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/pagoda_2_razmer.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/pagoda_razmer.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/15/picture-613963-1434389284.jpg)
Конспект интегрированной НОД по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ЗПР по теме «Сравнение предметов по размеру » в рамках недели «Народная культура и традиции»
на данном занятии закрепляются знания о величине предметов . способах их сравнения. знакомятся с народным праздником "масленица" и некоторыми масленичными забавами....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-1036957-1537883106.jpg)
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
Педагогический проект по физической культуре в ДОУ "Олимпийская неделя"
Данный проект содержит информацию об олимпийских играх,расширяя кругозор дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-1308311-1612147640.jpg)
Педагогический проект по народной культуре в старшей группе "Истоки творчества"
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. Без глубокого познания духовного богатства и истоков творчества своего народа,...