Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
проект по физкультуре (старшая группа) по теме

Савкова Татьяна Александровна

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Давно забыты русские народные игры, а они являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве. Развиваем  в них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества.

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Анализ уровня воспитанности детей средней группы в мае 2017 года, показал, что у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, патриотические чувства, дети мало знают обычаи, традиции русского народа. Из наблюдений за детьми видно, что они редко играют в народные игры.

Также недостаточно методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.

Таким образом, была сформулирована следующая гипотеза: включение в содержание физического воспитания  русских народных подвижных  игр будет способствовать приобщению воспитанников к истокам русской народной культуры.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов России через подвижную игру.

Задачи проекта: 

1. Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.

4.Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.

5.Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.

Прогнозируемый результат: у детей формируются знания о традициях  русского народа; дети проявляют интерес к национальным играм в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве; родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный – сентябрь

  1. Определение педагогом темы, целей и задач, прогнозирование результата.
  2. Выбор методов диагностики. 
  3. Изучение литературы по народным подвижным играм, которые оказывают влияние на приобщение воспитанников к истокам русской национальной культуры.
  4. Подготовка проекта «Подвижные народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»        

2 ЭТАП

Основной этап реализации проекта  – октябрь – апрель

                                                

Срок

Направления

деятельности

Вид деятельности или

форма работы

Название мероприятия (игры)

Октябрь

Работа с детьми

Народные  игры – подвижные, малоподвижные

«Кот  и мыши», «Ловишка», «Жаворонок»

«Эхо; У   Маланьи, у старушки»

Народная пальчиковая игра

«Этот пальчик хочет спать»

Досуг

«Матрешки»

Ноябрь

Работа с детьми

Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Перелизы» ,«Ловишка»,

«Зюзюка»

Народная пальчиковая игра

«Замок»

Декабрь

Работа с детьми

Работа с детьми

Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Горелки», «Мороз», «Лиса и зайцы», «Медведь».

«Скалка»

Досуг

«Зимушка-зима»

Народная пальчиковая игра

«Бабушкины пирожки»

Январь

Работа с детьми

Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Заря», «Пятнашки» «Жмурки на местах»

 «Слепой козел»

«Много троих хватит двоих»

Народная пальчиковая игра

«Сорока-белобока»

Февраль

Работа с детьми

Работа с детьми

Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Ручеек с платочками»

«Юрта», «Салки-догонялки»

Досуг

«Заюшкина избушка»

Народная пальчиковая игра

«Птички-невелички»

Март

Работа с детьми

Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Скок-скок-перескок», «Кошки-мышки», «Гори-гори ясно», «Воробей»

Досуг

«Весну красную зовем»

Народная пальчиковая игра

«Едут-едут бабка с дедом»

Работа с педагогами

Семинар - практикум

«Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»

Апрель

Работа с детьми

Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Хлопушки», «Мельница»

«Тишина» «Море волнуется». «Много троих хватит двоих»

«Пора бабушка в пир»

 «Молчанка»

Народная пальчиковая игра

«Пастушок»

Работа с родителями

Мастер - класс

«Русские народные игры как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Май

Работа с детьми

Народные игры- подвижные, малоподвижные

«Фестиваль народных игр»

По желанию детей «Горелки с платочком»

 «Здравствуй сосед». «Салки у тетки»

 «Поливалася вода»

                                                                

3 ЭТАП

Аналитический – май

  1. Анализ деятельности системы по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры.
  2. Обобщение и систематизация опыта.

Участники проекта:

  1. Воспитанники старшей группы
  2. Педагоги – воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по ФК
  3. Родители воспитанников

Длительность проекта: 8 месяцев

Проект построен на основе главных методических принципов:

  1. учет возрастных особенностей детей;
  2. доступность материала;
  3. постепенность его усложнения

Общий результат: создание системы  подвижных  народных игр по приобщению детей к истокам национальной культуры (проект).

Презентация проекта:

  1. Изготовление картотеки народных подвижных игр (по возрастам), пособий и атрибутов по теме проекта
  2. Фестиваль народных игр для детей.
  3. Консультации для родителей и педагогов .
  4. Мастер-класс для родителей «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа».
  5. Семинар – практикум для педагогов «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста.                                                                

Литература:

1. О.Л. Князева, М.Д. Моханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа». Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство – Пресс. 2010г.

2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

 

 

 

                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры

Материал для воспитателя по духовно-нравственному воспитанию  младшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...

«Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.Народные игры способствуют воспитанию сознатель­ной дисциплины, воли, настойч...