Педагогический проект по народной культуре в старшей группе "Истоки творчества"
проект (старшая группа)

Мансурова Евгения Александровна

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.   Без глубокого познания духовного богатства  и истоков творчества своего народа, и  освоения народной культуры не может быть успешно решена. Многие ремесла  позабыты,  утрачены и наша задача вспомнить  и  возродить народную культуру для будущего наших детей.

Один из способов воспитания детей - это знакомство с национальными традициями, особенно русскими народными традициями. Это позволяет детям погрузиться в богатый материал истории нашего народа, узнать о культурном наследии предков. Кроме того, они могут познакомиться с различными видами народного искусства, такими как народные песни, танцы, ремесла и прочее.

Особенность народного искусства заключается в его доступности и понятности для детей. Оно рождается из самых глубинных чувств и эмоций народа, передает его уникальность и идентичность. Русские народные песни, например, великолепно передают настроение и духовные ценности наших предков. Они позволяют детям понять важность доброты, терпения, умения помогать другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Истоки творчества"34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №63 «Лесная полянка» города Белово»

 Педагогический проект

по народной культуре в старшей группе

«Истоки творчества».

Составитель:

Мансурова Евгения Александровна;

Беловский городской округ

2024

Паспорт проекта.

Название проекта: «Истоки творчества».

Приобщение детей к истокам народного творчества через организацию худежественно-продуктивной и творческой деятельности

Образовательные области: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи,

Вид проекта: групповой, творческий.

Сроки реализации проекта: 2023-2024уч. год

Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игровой деятельности).

Тип проекта: развивающий.

Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Основополагающие принципы реализации проекта – это принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

поддержка разнообразия детства; детского творчества; сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • уважение к народной культуре;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность проекта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.   Без глубокого познания духовного богатства  и истоков творчества своего народа, и  освоения народной культуры не может быть успешно решена. Многие ремесла  позабыты,  утрачены и наша задача вспомнить  и  возродить народную культуру для будущего наших детей.

Один из способов воспитания детей - это знакомство с национальными традициями, особенно русскими народными традициями. Это позволяет детям погрузиться в богатый материал истории нашего народа, узнать о культурном наследии предков. Кроме того, они могут познакомиться с различными видами народного искусства, такими как народные песни, танцы, ремесла и прочее.

Особенность народного искусства заключается в его доступности и понятности для детей. Оно рождается из самых глубинных чувств и эмоций народа, передает его уникальность и идентичность. Русские народные песни, например, великолепно передают настроение и духовные ценности наших предков. Они позволяют детям понять важность доброты, терпения, умения помогать другим.

Кроме того, изучение народного искусства помогает развивать эстетическое чувство детей. Они могут насладиться красотой народных костюмов, рукоделия, народных игр и танцев. Это развивает их воображение, творческие способности и воспитывает в них чувство гармонии и красоты.

Один из методов воспитания детей через народное искусство - это организация тематических мероприятий, где дети могут познакомиться с различными аспектами народной культуры. Это может быть проведение народных праздников, концертов, мастер-классов по народным ремеслам и т.д. Важно создать атмосферу, где дети смогут испытать радость и восторг от участия в народной традиции.

Также важно привлекать детей к активному участию в народном искусстве. Это может быть пение народных песен, танцы, игры, создание поделок в народной технике. В процессе такого участия дети будут развивать свои творческие способности, учиться работать в команде, узнавать других людей и их культуру.

Особое внимание следует уделить педагогам и родителям, которые играют ключевую роль в воспитании детей через народное искусство. Они должны быть осведомлены о богатстве и значимости народной культуры и передавать это знание детям. Они должны быть готовы стать проводниками народного искусства и вместе с детьми открывать его миру.

Народное искусство, отличающееся своей самобытностью и многовековой историей, является мощным инструментом воздействия на внутренний мир ребенка, обладает значительной нравственной, эстетической и познавательной ценностью. Оно способно не только развить творческие способности подрастающего поколения, но и сформировать в их душах высокие моральные принципы, такие как доброта, сострадание, любовь к ближнему, терпение и уважение к окружающим.

Сегодня, когда многие традиционные ценности размываются, а нравственные ориентиры становятся все более зыбкими, особенно важно обращаться к истокам и знакомить детей с богатым наследием нашей культуры. Народные традиции, промыслы и ремесла, передаваемые из поколения в поколение, способны научить детей ценить и уважать труд, понимать красоту и гармонию окружающего мира, видеть прекрасное в простых и незамысловатых вещах.

Окунаясь в мир народного искусства, дети знакомятся с культурой, обычаями и традициями своего народа, начинают ощущать себя частью единого целого. Они учатся ценить и уважать труд народных мастеров, понимают, что за каждым изделием ручной работы стоит огромный творческий и физический труд.

Вовлекая детей в процесс освоения народных промыслов, мы не только развиваем их творческий потенциал, но и формируем в них чувство патриотизма и любви к своей Родине. Они начинают чувствовать гордость за свой народ, за его богатую историю и культуру.

Таким образом, народное искусство является не только ценным образовательным и воспитательным ресурсом, но и мощным инструментом формирования нравственных качеств подрастающего поколения. Оно помогает детям обрести духовные корни, понять свое место в мире и стать достойными продолжателями традиций своего народа.

Этапы реализации проекта:

I этап (аналитический): сентябрь 2023г

  • Обоснование актуальности проекта
  • Определение системы, направлений, цели и задач
  • Подбор методической и педагогической литературы, пособий, атрибутов
  • Составление плана мероприятий
  • Проведение мониторинга
  • Анкетирование родителей.

II этап (основной): октябрь 2023г.

  • Разработка НОД познавательного цикла, сценариев к праздникам и развлечениям;
  • Подбор дидактического материала, дидактических игр, основанных на народном фольклоре; изготовление картотек – закличек, пословиц, поговорок, примет, народных игр; художественной литературы;
  • Подбор и изготовление костюмов, поделок и сувениров;
  • Работа с педагогами: консультации, мастер-классы, открытые показы НОД, выступления, рекомендации;
  • Работа с детьми: беседы, НОД познавательного цикла, театрализованная деятельность, проведение праздников и развлечений, организация проектной деятельности в уголках (познавательно-игровом, художественном, музыкальном), знакомство с предметами старины, декоративно-прикладным искусством, мастер –классы, дидактические игры. Работа с родителями: консультации, беседы, дни открытых дверей, участие в праздниках, развлечениях, мастер –классы, оформление рекомендаций, информационного стенда, буклетов, анкетирование

III этап (итоговый): май 2024г.

  • Анализ достижения целей и полученных результатов;
  • Практический и теоретический семинар, консультация по теме проекта
  • Выполнение педагогами и родителями совместных творческих работ и пособий
  • Проведение выставки совместных работ родителей и детей
  • Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»
  • Обобщение опыта по теме проекта в форме презентации.

История создания проекта

В течение двух лет мы неустанно трудились над изучением различных видов народного промысла, начиная с младшей группы. Первоначально детям было непросто освоить старинные названия предметов быта и элементов росписи, однако с каждым занятием их интерес и вовлеченность росли. Мы экспериментировали с различными формами работы, чтобы сделать обучение увлекательным и запоминающимся. Среди наших методов были путешествия в сказочные миры, превращения в мастеров-художников и увлекательные экскурсии в гончарные мастерские.

Каждое новое знакомство с видом народного промысла начиналось с просмотра увлекательной компьютерной презентации. Благодаря ей дети узнавали о возникновении того или иного вида художественной росписи, его характерных узорах и элементах, используемых цветах, технике рисования и изделиях, украшенных этой росписью.

Мы не ограничивались теоретическими знаниями и переходили к практике, осваивая различные техники росписи. Дети с энтузиазмом создавали свои собственные изделия в соответствии со своими собственными мотивами народных орнаментов; мы использовали разнообразные материалы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка — от обработки материалов до изготовления художественных изделий из дерева или металла (например: акриловые краски).

Результатом нашей кропотливой работы стало создание мини-музея народного творчества в нашей группе. В нем собраны работы детей, отражающие различные виды народного промысла, такие как гжель, хохлома и городец. Дети с гордостью проводят экскурсии для своих родителей и групп детского сада, рассказывая о каждом изделии и его уникальности.

Наша работа в этом направлении продолжается, мы постоянно пополняем нашу коллекцию и знакомим детей с новыми видами народного промысла. Мы стремимся привить им любовь к традиционному искусству, воспитать уважение к труду мастеров и сохранить культурное наследие для будущих поколений.

Знакомить детей с народно-декоративным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах изо деятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием, а также использовать интерактивные материалы. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно, развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм. Так в средней группе дети познакомились с народным праздником "Масленица", заучивали заклички, веснянки, песни. Мы  познакомили ребят с православным праздником "Пасха", после чего расписывали пасхальное яйцо акриловыми красками. Дети познакомились с праздником "Рождество Христово", узнали историю возникновения праздника, его традициях, узнали, как празднуют в других странах. Кроме того, мы играли и в народные игры: «Пузырь", "Колпачок", "Ходит Ваня", "Заинька" и многие другие.

Так родилась идея создания проекта «Истоки творчества» в старшей группе.

Фольклорные праздники:

Фольклорный праздник - это яркий и привлекательный способ ознакомления детей с народными традициями. Через игровые забавы создается веселая атмосфера современного праздничного общения, а использование различных художественных выразительных средств (речи, песен, танцев, игр, костюмов) помогает детям погрузиться в общий праздничный настрой. Календарные праздники, такие как "осенины", "рождественские колядки" и "масленица", которые повторяются из года в год, помогают детям осознать обрядовые правила и каноны.

У каждого ребенка есть свои способности и знания, он участвует в традиционных обрядах. Богатство фольклорных праздников заряжает детей творческой энергией творчества и неожиданных сюрпризов — их эстетическое восприятие расширяется еще больше благодаря естественным условиям детского досуга.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Взаимодействие с родителями.

На основе объединения с педагогов с родителями , их творчества создается новое содержание досуга. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью для создания нового содержания ее жизни; создает условия совместной творческой деятельности педагоги, родители и дети, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов в мини-музеи, в украшении группы, в пополнении развивающей среды, участвуют в проектах.

Создание предметно-развивающей среды

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации: в группах пополняются уголки ряжения, театральные, музыкальные, изо уголки, игровые уголки.

Для пополнения предметно – пространственной среды также используются репродукции картин и иллюстрации из детских книг по теме " Народное прикладное искусство", альбомы с образцами росписи, альбомы с изображением народных промыслов, раскраски по темам, скульптуры малых форм (глиняные игрушки, деревянная посуда)

Изобразительный материал: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, мел для рисования на доске, кисти, «тычки», пластилин, стеки, доски для лепки, цветная бумага, ножницы, клей, палитры.

Предполагаемый результат:

Воспитанники детского сада:

  • Знают виды народных промыслов их отличительные способности;
  • Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
  • Умеют играть в русские народные подвижные игры;
  • Знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям декоративного народного творчества;
  • Уважение с народным истокам творчества.

Родители:

  • формируется активная родительская позиция;
  • повышается компетентность родителей в вопросах русской национальной культуры;
  • родители активно участвуют в жизни детского сада.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций - воспитательная, т.к. в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Все начинается с детства, и мы надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром искусства. Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".

Календарное планирование образовательной деятельности по приобщению дошкольников старшей разновозрастной группы к истокам народной культуры на 2023-2024 уч.год

Сентябрь

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь» Д/И «Вершки да корешки» загадывание загадок

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Декоративное рисование «Завиток»

Учит украшать лист бумаи крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий), использовать различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги)

Октябрь

Беседа о дымковских игрушках «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства.

Рассматривание Дымковских игрушек.

Гончарные мастерские

Д/И «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Лошадки (веселая карусель)»

Лека лошадки из цилиндра (приемом надрезания с двух сторон) по мотивам дымковских игрушек

Дек. рисование на объемной форме «Нарядные лошадки»

Дек. оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами)

Покров,

Занятие в музее русского быта тема: «Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день).

  Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-осень»

Знакомство  и разучивание подвижных игр

Ноябрь

Лепка сюжетная о мотивам народных сказок «Бабушкины сказки»

Лепка о мотивам русских народных сказок: самостоятельный выбор образов сказочных героев и сказок; определение способов и приемов лепки; передача движений и взаимодействий персонажей

Игровой вечер:

«Веселые Матрешки».

Устроить игровые ситуации с участием народной игрушки- Матрешки; помочь освоить специфику росписи «Матрешки»; обратить внимание детей на их «схожесть» и «уникальность», на эмоции, нарисованные на их лицах

Конкурс: «Моя любимая народная игрушка»

Развивать желание использовать в рисовании изображения народных игрушек, элементов их росписи; формировать умение создавать декоративные композиции; продолжать развивать и интерес к изобразительной деятельности.

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек

Рисование по мотивам городецкой росписи «Кони - птицы»

Создание условий для рисования детьми фантазийных коней –птиц о мотивам городецкой росписи

Декабрь

Новый год

Занятие в музее русского быта тема: «Здравствуй, зимушка-зима», «С Новым годом со всем родом!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц и поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».  

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Январь

Рождественский сочельник

занятие в музее русского быта тема:  «Пришла коляда накануне Рождества», «Гуляй, да присматривайся»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение песенок, беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко», знакомство  и разучивание подвижных игр.

Викторина: «Наши народные узоры»

Закреплять полученные знания в сфере народноприкладного искусства; закреплять умение различать виды народно прикладного творчества.

Прослушивание народной музыки

Поощрять проявление эмоционального самовыражения, самобытности при прослушивание российского фольклора; формировать умение понимать содержание музыкальных произведений народного творчества.

Февраль

«Нарядный индюк» (лепка по мотивам вятской игрушки)

Создание условий для творчества по мотивам дымковской игрушки. Показ обобщенных способов создания образа – лепка индюка на основе конуса или яйца.

Рисование «Кукла в национальном костюме»

Учить изображать характерные особенности национальной одежды.

Март

Масленица

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен, частушек.

Русская матрешка. Поэзия народного костюма

Рассказ о матрешке. Рассказ об истории народного костюма.

Рисование «Кукла в национальном костюме»

Учить изображать характерные особенности национальной одежды.

Апрель

«Красная горка»

Рассказ о традициях и обрядах Светлой Пасхи. Словесные народные игры.

Чудо – писанки (беседа о декоративно – прикладном искусстве)

Ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Рисование на объемной форме (скорлупе яйца) «Чудо - писанки»

Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного (раппортного) рисования на объемной форме.

Май

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Экскурсия в краеведческий музей.

Лепка декоративная «Водоноски у колодца»

Дальнейшее знакомство с дымковской игрушкой. Лепка женской фигурки на основе юбки – колокола.

Используемая литература:

1. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014)

2. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева С-Петербург Изд. «Детство - Пресс» 2015г

3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ИД «Цветной мир» Москва 2017

4. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Изд. «Мозаика - синтез» Москва 2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Народные культура и традиции"

Творческий,нравственно- патриотический проект...

Отчет о проделанной работе по приобщению воспитанников к русской народной культуре в старшей группе

Большинство современных людей поверхностно знакомо с русской культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и родителей связь времен, утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

перспективное планирование на год со  списком  используемой литеоатуры....

Реализация педагогического потенциала народной культуры в воспитательном процессе.

В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сох...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....