Технологическая карта занятия «Поможем Сибирячку создать карту-маршрут с достопримечательностями Иркутска!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Линник Надежда Николаевна

Технологическая карта интегрированного занятия для дошкольников 6-7 лет тренировочного и обобщающего типа (автор методики Л.Г.Петерсон). Технология деятельностного подхода.

Цель: систематизация и обобщение знаний о родном городе Иркутске через создание коллективной проектной работы-маршрутной карты.

Занятие проводится в форме путешествия с использованием карты-маршрута и включает в себя различные виды деятельности: решение звуковых ребусов, сборку пазлов и разрезных картинок, лексические игры на составление предложений, конструирование, дидактическую игру "Четвертый лишний" и отгадывание загадок. Все задания направлены на закрепление знаний о городе и формирование чувства гордости за малую родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ten.karta_zanyatiya_s_sibiryachkom_po_rodnomu_gorodu.docx52.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

(технология деятельностного подхода, автор Л. Г. Петерсон)

ФИО воспитателя

Линник Надежда Николаевна

Возрастная группа

6-7 лет с ТНР (подготовительная к школе)

Тема образовательной ситуации

«Поможем Сибирячку создать карту достопримечательностей Иркутска!»

Культурная практика (вид деятельности с подвидом)

Коммуникативная деятельность (диалог, обсуждение, рассказ); речевая деятельность (составление описаний, рассказов, составление вопросов, отгадывание загадок.); игровая деятельность (решение звуковых ребусов, сборка пазлов и разрезных картинок, лексические игры: «Живые слова», «Живые звуки», конструирование звезды, дидактическая игра «Четвертый лишний».

Культурно-смысловой контекст – детская цель

Создание карты маршрута по достопримечательностям Иркутска для Сибирячка.

Цель: с учетом дидактической единицы образовательного результата и деятельности

Формирование у детей целостного представления о родном городе Иркутске через создание коллективной проектной работы – маршрутной карты, выявление знаний о достопримечательностях города.

Задачи:

 (что сделать вместе с детьми?) субъектная формулировка пошагового достижения цели

Образовательные: закрепить знания о достопримечательностях Иркутска, расширить представления об истории и значении памятников, закрепить знания о символах города.

Развивающие развивать познавательную активность, связную речь, умение вести диалог, логическое мышление, творческие способности, умение работать в команде. Пополнить словарь детей новыми словами (арка, бюст, первопроходец).

Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию, бережное отношение к памятникам.

Предварительная работа:

Беседы о городе, рассматривание фотографий, экскурсия по городу, участие в конкурсе «География Сибирячка», прослушивание музыки о городе, чтение стихов.

Размещение и организация пространства

Групповое расположение детей возле экрана для презентации, вокруг стола с материалами для коллективной работы; место для выполнения индивидуальных заданий проекта.

Материалы

и оборудование

 Гимн Иркутска (автор стихов Марк Сергеев, композитор Елизавета Туманян). Маршрутная карта (основа), картинки достопримечательностей, презентация. Дидактические игры: разрезные картинки, пазлы, ребус, «Четвертый лишний», «Распутай предложение», «Угадай по описанию». Палочки для конструирования звезды, солнышко, лучики. Сундучок с письмом от Сибирячка, материалы для поощрения. 

Планируемые результаты

Дети создают коллективную проектную работу – маршрутную карту достопримечательностей Иркутска.

 Дети демонстрируют знания о достопримечательностях, могут кратко рассказать о них, активно участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.

 Дети проявляют интерес к истории родного города.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО

И ОБОБЩАЮЩЕГО ТИПА

Этапы

деятельности

Действия педагога

Действия детей

Методы

(приемы)

  1. Организационный этап (3-5 мин)

Цель: создание интересной мотивации к детской игровой, познавательной обобщающей деятельности, постановка задачи.

1. Введение в ситуацию.

Задача: создать эмоциональный настрой, заинтересовать детей, создать игровую мотивацию, поставить задачу.

1. Воспитатель включает спокойную мелодичную музыку. Читает стихотворение об Иркутске на фоне музыки.   Задает вопросы о стихотворении. «Ребята, послушайте, какая красивая мелодия!  Она словно приглашает нас в путешествие по нашему любимому городу Иркутску!

 

2.Находит «сундучок с письмом от Сибирячка».

Посмотрите, какое письмо я получила! Давайте прочитаем его вместе!» 

Показывает письмо с изображением Сибирячка и читает письмо.  

   «Здравствуйте, ребята группы «Сибирячки»!  Я, Сибирячок, слышал, что вы знаете наш город очень хорошо. Хочу с вами отправиться в путешествие, но моя карта потерялась! Помогите мне создать новую карту маршрута по Иркутску.   Если справитесь с 9 интересными заданиями, то вас ждёт сюрприз!»

  «А вот, и сама карта! (воспитатель достает из сундучка карту).

  Акцентирует внимание на том, что Сибирячок нуждается в помощи – создать карту-маршрут.

1.Дети входят в группу под музыку. Слушают музыку, стихотворение. Отвечают на вопросы.

 

2.Слушают письмо, отвечают на вопросы воспитателя о содержании письма и о том, что нужно сделать, чтобы помочь Сибирячку.

Дети проявляют интерес к карте.

Наглядно-слуховой (музыка). Словесный (стихотворение, беседа).

Игровой (письмо от Сибирячка).

Наглядный

(карта, письмо), словесный (беседа, вопросы-ответы, обсуждение.

2. Актуализация знаний и умений детей

Задача: вспомнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Иркутска.

 

 Воспитатель показывает карту детям.

 «Посмотрите на карту. На ней только наш детский сад? Как вы думаете, почему?»

Предлагает детям вспомнить информацию, полученную ранее.

«Наша экскурсия началась с детского сада, на какой улице он находится?»

Дети рассматривают представленную карту, обсуждают её. Вспоминают экскурсию по родному городу, достопримечательности.

 Высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Словесный (беседа, вопросы-ответы, обсуждение), наглядный (карта).

Создание проблемной ситуации (элементы мозгового штурма).

II. Основной этап (20-22 мин).

Цель: закрепление и обобщение знаний о достопримечательностях Иркутска, создание карты-маршрута.

3. Применение знаний и умений в условиях выполнения упражнений, игр и заданий. Задача:

организовать

 серию заданий (9 заданий).

1. «Прежде чем начать составлять карту-маршрут, послушайте». Включает запись звучания колоколов.  

 «Кто может рассказать о Казанской церкви?»

 Предлагает рассказать о церкви.

После рассказа предлагает разместить картинку с изображением Казанской церкви на карте.

2. «Следующее задание от Сибирячка — загадка!  Воспитатель читает загадку.

Тебе подобной нет на свете, ручьём ты малым не текла. Держал Байкал тебя в секрете, любимой дочерью была. О какой реке идёт речь?»

Воспитатель задает наводящие вопросы, если дети затрудняются с ответом: «Из какого озера вытекает река? Куда она впадает?» Воспитатель хвалит детей за правильный ответ. «Верно, это река Ангара!  Молодцы!»

Воспитатель показывает слайд с изображением реки Ангары и береговой линии. Воспитатель предлагает ребенку прочитать стихотворение об Ангаре. Воспитатель подводит итог: «отправляемся на берег Ангары, где расположено несколько интересных мест.  Давайте посмотрим, что там находится!»

3. Воспитатель объявляет следующее задание: «Следующее испытание от Сибирячка – это ребус! Но отгадывать его мы будем необычным способом – с помощью игры «Живые звуки».

 Воспитатель показывает на экране картинки: арбуз, рыба, кот, ананас. «Первый звук каждого слова – это подсказка

Воспитатель объясняет правила игры «Живые звуки».

Игра «Живые звуки» Воспитатель предлагает детям выбрать роли: кто-то будет «арбузом», кто-то - «рыбой», кто-то - «котом», кто-то - «ананасом».

Воспитатель руководит игрой, называя картинки, помогает детям соединить звуки в слово: «Какие звуки мы услышали?  Давайте сложим их вместе!»

Воспитатель спрашивает: «Какое слово получилось?  А что в нашем городе называется аркой?»

Воспитатель предоставляет возможность ребенку рассказать о Московских воротах (Триумфальной арке).  Воспитатель предлагает ребенку разместить картинку.

Воспитатель подводит итог:

 «Молодцы!  Мы добавили на карту еще одну достопримечательность».

Воспитатель предлагает отдохнуть и проводит физминутку музыкальную «Росиночка-росинка».

4. «Следующее задание от Сибирячка –игра «Собери картинку»!  Перед вами разрезная картинка, из которой нужно собрать изображение памятника.» 

Воспитатель раздает детям части разрезной картинки, наблюдает за работой детей.

После того как дети собрали картинку, воспитатель спрашивает: «Как называется памятник, который вы собрали?»

Воспитатель предоставляет возможность ребенку рассказать о памятнике.

5. «Следующее задание от Сибирячка – это пазлы!  Вам нужно собрать пазлы».

Воспитатель раздает детям пазлы, наблюдает за работой детей, оказывает помощь, если это необходимо. После сборки пазлов, воспитатель спрашивает: «Как называется этот памятник?»

Воспитатель предлагает отхлопать слово «первопроходец» по слогам и определить, из каких двух слов оно состоит, задаёт вопросы: «Какие слова вы услышали? Что означает слово «первый»? Что означает слово «проходит»?»

Воспитатель предоставляет возможность ребенку рассказать о памятнике, предлагает ребенку разместить картинку памятника на карте маршрута.

6. «Следующее испытание – игра «Живые слова»!  Нам нужно составить предложение из слов, которые перепутались».

 Воспитатель произносит слова: «Белобородов, Иркутской, области, в, родился».  Помогает детям составить предложение, задавая наводящие вопросы: «Кто? Что сделал? Где он родился?» Воспитатель помогает детям правильно расположить слова.

После составления предложения, воспитатель показывает слайд с изображением памятника Афанасию Белобородову. Воспитатель предоставляет возможность ребенку рассказать о памятнике.

7. Воспитатель объявляет следующее задание: «Следующее задание – конструирование!  Давайте вместе выложим звезду из палочек».

Воспитатель организует коллективную работу.

После конструирования воспитатель говорит: «Звезда – это один из символов Великой Победы.  Звезды украшали форму наших солдат. В нашем городе есть Вечный огонь, он тоже имеет форму звезды». Воспитатель наблюдает за процессом, помогает, если это необходимо. Воспитатель показывает слайды с изображением Вечного огня. предоставляет возможность ребенку рассказать о Вечном огне.

8. Воспитатель объявляет следующее задание. «Следующее задание – дидактическая игра «Четвертый лишний»!  Вам нужно определить, какая картинка лишний.»

Воспитатель показывает слайд с изображениями: Казанская церковь, Костёл-органный зал, Собор Богоявления, памятник Александру III.

Воспитатель показывает слайд с изображением памятника Александру III и предоставляет возможность ребенку рассказать о нём.

Воспитатель задает вопросы: «Какие символы вы видите на памятнике? Где ещё мы можем увидеть изображение двуглавого орла?»

9. Воспитатель объявляет заключительное задание: «Последнее задание от Сибирячка – загадка!» Воспитатель загадывает загадку: 

«Это черный удивительный зверь, с красными глазами, перепончатыми лапами и пышным хвостом, в зубах он держит добычу – соболя. Раньше он обитал на Байкале. Кто это?»

Воспитатель хвалит детей за правильный ответ («Молодцы, это Бабр!»).

Воспитатель показывает слайд с изображением памятника Бабру, предоставляет возможность ребенку рассказать о памятнике.

После рассказа ребёнка воспитатель задает вопросы: «Где расположен памятник? Что символизирует Бабр? Что символизирует соболь в его пасти?»

Воспитатель спрашивает: «Где ещё мы можем встретить символ Бабра?»

Воспитатель предлагает разметить картинку на карте.

Воспитатель подводит итоги занятия: «Вот и выполнили все задания Сибирячка! Мы сделали карту-маршрут с достопримечательностями нашего города.  Эту карту мы отправим Сибирячку!»

1.Дети внимательно слушают запись звона колоколов и называют Казанскую церковь.

Дети внимательно слушают рассказ ребенка. Ребенок размещает картинку на карте.

 2. Дети внимательно слушают загадку, обдумывают ответ.

Ответы детей.

Дети радуются правильному ответу.

 Дети рассматривают слайд.  Ребенок читает стихотворение.

Дети готовятся к дальнейшему путешествию по Ангаре.

3.Дети слушают инструкцию к заданию.

Дети рассматривают картинки. 

Дети слушают объяснение правил игры «Живые звуки».

Дети распределяют роли.

Дети выстраиваются по очереди и произносят первый звук названия своего предмета: А, Р, К, А.

Дети называют слово «арка».

Дети высказывают свои предположения, рассуждения.

 Рассказ ребёнка, используя свои знания и впечатления.

Дети слушают рассказ.

Ребенок размещает картинку Московских ворот на карте.

Дети радуются успешному выполнению задания.

Дети повторяют движения.

4. Дети слушают инструкцию к заданию, получают части разрезной картинки. Собирают разрезную картинку, называют памятник «Первому учителю».

 Ребенок рассказывает о памятнике.

Дети слушают рассказ, дополняют информацию.

Ребенок размещает картинку на карте.

5. Дети получают пазлы.

Дети собирают пазлы.

Дети называют памятник.

Дети отхлопывают слово по слогам.  Определяют, что слово состоит из слов «первый» и «проходит».

Дети объясняют значение слов.

Ребенок рассказывает о памятнике, используя свои знания. Дети слушают и дополняют рассказ. Ребенок размещает картинку на карте.

6. Дети слушают инструкцию, обсуждают, как составить предложение, распределяют слова между собой.  Дети выстраиваются в правильном порядке, составляя предложение: «Белобородов родился в Иркутской области». Дети рассматривают слайд. Ребенок рассказывает о памятнике и Афанасии Белобородове. Дети слушают рассказ. Ребенок размещает картинку на карте.

7.Дети слушают инструкцию.

Дети строят звезду из палочек, помогают друг другу.

Дети обсуждают значение звезды как символа.

Ребенок рассказывает о Вечном огне.

Ребенок размещает картинку на карте.

8. Дети рассматривают изображения. Они определяют лишний объект.

Дети обосновывают свой выбор.

Дети рассматривают слайд. Ребенок рассказывает о памятнике.

Дети слушают и дополняют рассказ.

Ответы детей (двуглавый орёл, герб, монеты и т.д.).

9. Дети слушают загадку, обдумывают ответ, высказывают свои предположения. Дети радуются правильному ответу.

Дети рассматривают слайд. Ребенок рассказывает о памятнике Бабру.

Дети слушают и дополняют рассказ.

Ответы детей (герб Иркутска, флаг Иркутской области).

Ребенок размещает картинку.

Дети радуются успешному выполнению всех заданий.

Звуковой (запись звона колоколов), словесный (рассказ), наглядный (карта, слайд с изображением церкви). Практический (работа с картой).

Словесный (чтение загадки).

Эвристический (наводящие вопросы), словесный(обсуждение).

Наглядный (слайд с изображением реки Ангары), словесный (стихотворение о реке Ангаре).

Словесный (объяснение, инструктаж). Наглядный (слайд с изображением предметов для ребуса, с изображением арки «Московские ворота»). Проблемно-поисковый (решение ребуса).

Игровой (игра), словесный (произношение звуков, составление слова, обсуждение, наводящие вопросы).

Словесный (рассказ, вопросы, ответы). Наглядный (слайд с изображением Московских ворот). https://vk.com/photo70026182_457239277

Практический (работа с картой). Словесный (подведение итогов).

Здоровьесберегающая технология (музыкальная зарядка) https://rutube.ru/video/ac7c7daf6553d500406808eb4a5f3870/

Словесный (инструкция), игровой (игра «Собери картинку»). Практический (работа с разрезной картинкой). Словесный (вопрос-ответ, рассказ), наглядный (слайд-памятника «Первому учителю»).https://vk.com/photo70026182_457239276

Практический (работа с картой).

Практический (сборка пазлов).

Словесный (вопрос-ответ, анализ слова), игровой (хлопки).

Словесный (рассказ, вопросы, ответы), наглядный (слайд с изображением памятника «Первопроходцам»), практический (работа с пазлами, картой).

https://vk.com/photo70026182_457239274

Словесный (инструкция, объяснение), игровой (игра «Живые слова»).

Словесный (рассказ, вопросы, ответы), наглядный (слайд с изображением памятника Афанасию Белобородову).

https://vk.com/photo70026182_457239273

Практический (работа с картой).

Словесный (инструкция), практический (конструирование,

 коллективная работа).

Словесный (беседа, вопросы, ответы, рассказ), наглядный (слайды с изображением Вечного огня).https://vk.com/photo70026182_457239278

 Практический (работа с картой).

Словесный (инструкция, объяснение), игровой (дидактическая игра).  Словесный (объяснение выбора). Наглядный (слайд с изображениями).

Словесный (рассказ, вопросы, ответы). Практический (работа с картой).

Словесный (загадка, вопросы, ответы, рассказ), наглядный (слайд с изображением памятника Бабру).

https://vk.com/wall70026182_303

Практический (работа с картой), наглядный (рассматривание продукта проекта).

 Словесный (подведение итогов).

III. Заключительный этап (5 мин) 

Цель: закрепление полученных знаний, завершение занятие на позитивной ноте,

 

4. «Осмысление»

Задача: способствовать осознанию ценности достопримечательностей как части малой Родины, закрепить знания через игру

для формирования чувства гордости за свой город.

Воспитатель обращает внимание детей на изображение солнца без лучей.  «Ребята, вы заметили, что на нашем занятии присутствовало солнышко? А чего у него не хватает?»

Воспитатель предлагает игру «Скажи какой?»

Чтобы солнышко стало ярким и лучистым, давайте поиграем и каждый из вас назовет, какой бывает памятник!?» 

Подводит итог занятия (с позиций выполнения взрослой цели). Посмотрите, какое яркое и лучистое стало наше солнышко! Пусть оно освещает наш город и над нами всегда будет чистое и мирное небо! Мы сегодня говорили о достопримечательностях нашего города – это наша малая Родина».

Воспитатель организует оценивание детьми собственной деятельности, задаёт вопросы: «Чем мы сегодня занимались?», «Какие задания были особенно интересными?», «С чем справились легко и почему?», «С какими трудностями столкнулись и почему?». Воспитатель подводит итог, подчеркивая достижения детей и их вклад в работу.

Подведение итогов и вручение подарков. Воспитатель говорит о сюрпризе: «Сибирячок приготовил для вас сюрприз!  Давайте его найдём!»

Вручение подарков от «Сибирячка» – значки с эмблемами «Сибирячка», награждение дипломами за участие в региональном конкурсе «География Сибирячка».

Дети замечают, что у солнышка нет лучей. Дети называют прилагательные, описывающие памятники (большой, бронзовый, каменный, старый, красивый, высокий и т.д.)

С каждым ответом дети по очереди берут лучики и размещают их к солнышку.

Дети рассматривают солнышко.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, делятся впечатлениями и трудностями, слушают итоги занятия.

Дети ищут сюрприз.

Дети получают подарки и медали

Закрепление знаний (игра «Скажи какой?»), словесный (называние прилагательных).  Рефлексия (вопросы для самооценки и анализа деятельности, «Солнышко с лучиками - Эмоции и Знания»).

Эмоциональное завершение (похвала и положительная оценка, сюрприз и подарки).

https://vk.com/photo-52854611_457244145

https://vk.com/wall-52854611_5820


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область"

Технологическая карта занятия "Природа родного края- Иркутская область" вторая сладшая группа...

Технологическая карта занятия "Поможем Золушке попасть на бал"

Занятие по социально-коммуникативному развитию для детей с ОИН....

Технологическая карта занятия "Поможем друзьям" (закрепление цвета и формы)

Закрепление цвета и формы с детьми раннего возраста...

Технологическая карта занятия "Поможем Лисёнку"

Технологическая карта занятия  по формированию ЗОЖ "Поможем Лисёнку" Младшая группа...

Технологическая карта занятия "Поможем леснику"

Занятие по художественно-эстетическому развитию...

Технологическая карта занятия "Поможем Красной шапочке найти бабушку"

Технологическая карта занятия "Поможем Красной шапочке найти бабушку" для детей средней группы Образовательная область: Познавательное развитие (сенсорные эталоны, математические предст...

Технологическая карта занятия "Виртуальная экскурсия по городу Иркутск"

систематизировать знания детей об архитектуре города, о музеях, местах отдыха....