Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое Башкирии»
методическая разработка (старшая группа)

Зарипова Люзия Шафкатзяновна
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
 «Путешествие в прошлое Башкирии»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_bashkirii.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

 «Путешествие в прошлое Башкирии»

                                

Программное содержание.

1.     Познакомить с историей  и культурой Башкирского народа.

2.     Расширять представления о предметах,  используемых в быту.

3.     Расширять знания детей об особенностях башкирского народного жилища (юрта), с устройством юрты, с особенностями быта башкир.

4.     Развивать познавательный интерес к занятию.

5.     Воспитывать толерантное отношение к другим народам.

Словарная работа: юрта, елэн, ситек , бурек, тубетэй, шаршау.

6. Активизация в речи слов, типовых фраз, использованных на занятиях по лексической теме. 

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!..Молодцы!

 Ход занятия.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель.  Ребята как называется республика , в котором мы живем?.. (Башкортостан)

- Скажите, пожалуйста, какие народы проживают в нашей республике?.. (ответы детей)

Верно, в нашей республике живут русские, башкиры, татары, чуваши, мордва и другие национальности.

И сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в прошлое Башкирии. А на чем можно отправиться в путешествие?...А я вам предлагаю  отправиться в путешествие на ковре самолете. Сейчас мы сядем на ковер-самолет, закроем глаза и полетим. (звук летящего самолета).

Ребята, мы прилетели. Садитесь на стулья.

(Слайд №1 - Ребята,  внимание на экран, эта ранняя башкирская деревня.

-Ребята, башкиры располагали свои жилища в долинах рек, у подножья гор, или около лесаПочему?.. (Потому что, в реках много рыбы, в лесах много ягод, грибов и меда диких пчел).

Башкиры занимались рыболовством, скотоводством, охотились .

-Как вы думаете, почему они переходили с одного места на другое, почему они кочевали?..  Кочевали потому что, табуны лошадей вытаптывали траву и их перегоняли на другое, богатое травой место. ---Поэтому они жили во временных жилищах, которые  легко складывались, перевозились и также легко устанавливались на новом месте. Жилище называлась «юрта». Башкиры свою юрту называли тирмэ. Давайте ребята вместе повторим «тирмэ».

Слайд №2 .Ребята, давайте рассмотрим башкирскую юрту.

- Какой формы юрта? .. Из чего изготовливали юрту ? 

Стены юрты собирались из решеток, они скреплялись ремнями. Полукруглый деревянный каркас покрывали войлоком. Это плотное, толстое, шерстяное полотно, его изготовляли из шерсти овец.

В центре крыши было круглое отверстие. Почему в центре крыши есть круглое отверстие?  (Ответы детей : летом сквозь него проходят солнечные лучи, а зимой выходит дым от печи.)

Есть ли двери и окна в юрте? (Ответы детей : одна дверь, окон не было)

Ребята, я что-то заметила .Что это?.. Это сундук. А как  вы думаете, что внутри может быть? Я посмотрю что там…Что это?.. (Платки). Поиграем игру с платками? Я предлагаю поиграть с ними игру

 «Юрта».  Но в начале вам нужно поделится на 2 команды.

Мы с вами образуем  круг . Взявшись за руки, все идем шагаем и поем. «Мы , веселые ребята, соберемся все в кружок..».По окончанию музыки мы должны  брать  платок за углы  и натягивают в виде крыши, получится юрта. Дети садятся.

   

(Слайд № 3 – внутреннее убранство юрты)

Ребята ,юрта  состояла из двух половин: большая - мужская, меньшая - женская. Обе половины были разделены занавеской - «шаршау». Давайте, в месте повторим «шаршау». Какие предметы вы видите? А в юрте была мебель? (ответы детей) . Мебель располагалась по кругу у стен в определенном порядке.

Предметы  в юрте в основном располагались на стенах: это предметы быта, одежда, охотничьи снаряжения

(Слайд № 4 – внутреннее убранство юрты)

На  деревянной подставке стоял сундук. На сундуке горкой складывались одеяла, подушки.

 В гостевой половине юрты всегда стояли посуды, чаши для питья кумыса. Все предметы быта башкир – сундуки, подставки , кроватки , колыбели, ковши, посудные полки выполнены из дерева.  Полы в юрте, стены, скамейки были застелены коврами. Ковры для юрты раньше служили мебелью, постелью и утеплителем жилища.

Ребята, подойдите посмотрим что еще есть в сундуке.

 Ребята, что это? Эта  башкирская дорожка.

А как, называется узор, который народ использовал для украшения ковров?.. Правильно, орнаментом.

Артем, как называется узор, для украшения ковров?..  Что вы еще  видите на дорожке? Выслушиваю ответы детей.

Башкиры использовали  орнаменты геометрические,  растительные узоры. В башкирском орнаменте одним  из основных символов был ромб. Он являлся символом семьи, дома, а цепочка ромбов означала «древо жизни».  Цвета тоже имели какое-то значение : красный означал  огонь , розовый- тепло, жёлтый —  богатство, чёрный — землю зелёный —  зелень, белый —  миролюбие, синий — небо. Молодцы ребята, все вы знаете.

Ребята, посмотрим что еще есть в сундуке? …Это конверты , а там игры. Поиграем? Я вам предлагаю поиграть  игру «Собери ковёр». Ребята, садитесь за столы. Вы должны  собрать целую картинку (целый ковер) из отдельных частей, соответствующих орнаменту. Молодцы, все правильно собрали ковер из частей. Эмир, какие геометрические фигуры есть на твоем ковре?..Молодец, правильно.  Айгиза, а  какие геометрические фигуры есть на твоем ковре?..Все верно, умница. Я вижу, что вы справились с заданием. Молодцы. Сейчас, положите картинки в конверт.

Воспитатель. Ребята у каждого народа есть своя национальная одежда, обувь, головной убор. Как называется т обувь, которую носили русские? (Ответ: Лапти). А у башкир  обувь называется башкир? (ситек)

Как называется головной убор у  русских, который мы видим на картинке? (шапка) , а у башкир называется  бурек , еще  тубэтэй.

 Какую одежду одевал русский народ? Русский народ одевал «кафтан», а башкирский народ  одевал «елэн». Какую одежду одевал русский народ Никита? Русский народ одевал «кафтан. А какую одежду одевал башкирский народ Элина? Башкирский народ  одевал «елэн».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам покажу картинки.

-Ребята, вы должны внимательно рассмотреть рисунки и найти лишнюю одежду, обувь или головной убор. (Игра «Найди лишнее»). Молодцы.

Воспитатель : Ребята, посмотрим, может что-то еще осталось в сундуке..?

Посмотрите внимательно на юрту и избу. И скажите, чем они похожи.

Похоже тем, что в них можно…жить. Похоже тем, что у них есть… дверь, есть крыша

А сейчас скажите  чем различаются?

-Различаются формой : изба квадратной или прямоугольной формы, а юрта круглой формы.

- цветом.

- материалом. Изба деревянная, юрта деревянная ,но покрыто войлоком.

Труба…

В избе есть окна, в юрте — нет

-Ребята, наше путешествие заканчивается. Сядем на ковер-самолет и вернемся в детский сад. (звук летящего самолета, дети садятся « на ковер» 

Вот  мы с вами вернулись в группу. Понравилось ли вам наше путешествие? А что больше всего понравилось?

Рефлексия. Ребята, сейчас вы должны взять картинки с изображением солнышка, которые соответствуют вашему настроению.

Мне  понравилось сегодняшнее занятие, особенно как вы отвечали на вопросы, играли веселую игру. Вы очень старательные ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в лес"

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну Настроений»

Цель:  Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Образовательные:- Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.- Закрепить произношение звука...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста « Путешествуем по улицам города»

Цель. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам с опорой на знаки; познакомить с новым знаком «подземный переход»....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к памятнику штурмовику ИЛ-2».

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к памятнику штурмовику ИЛ-2». Цели: формирование нравственно-патриотических чувств у детей, осно...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный город прав»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный город прав»...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Числяндия»

Цель: создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений посредством познавательной и игровой деятельностей....