Индивидуальная программа на ребенка старшего дошкольного возраста по разделу «Речевое развитие» группа старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)

Абашева Виктория Витальевна
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слуха - произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь. В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи: - преодоление недостатков в речевом развитии; - воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия; - подготовке и обучению грамоте, овладение элементами грамоты; - формирование навыков учебной деятельности; Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_starshego_doshkolnogo_vozrasta_2024.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 33»

  г. Ачинска

Красноярского края

Принято: на заседании ППк                                                                             Утверждена приказом Заведующего

МБДОУ «Д/с № 33» г.Ачинска                                                                        МБДОУ «Д/с № 33» г.Ачинска                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                             №________от___________20______г.                                                                                                  

протокол №____ от _______20 ___ г.                                                              ___________________ Иванова Ж.Н.

                                                                                                                             

     

Индивидуальная программа  

на ребенка старшего дошкольного возраста

по разделу «Речевое развитие»

             

 ХХХХХХХХХХХХХХХ

     группа старшего дошкольного возраста

                                                                                                                  Учитель-логопед: Абашева В.В.

             

            В основу индивидуальной программы положены следующие  принципы (Левина Р.Е):

  • раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего дефекта  обусловленных им недостатков психического развития;
  • взаимодействия формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка).  Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
  • дифференцированного подхода в логопедической работе;
  • связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических компонентов.

      Очень важно, чтобы процесс нормализации речи ребенка осуществлялся с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи (М.М.Алексеева, Л.П.Федоренко, О.П.Короткова, В.И.Яшина и др.) К наиболее важным из них относится:

  1. принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития ребенка. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач;
  2. принцип коммуникативного - деятельного подхода к развитию речи;
  3. принцип формирования элементарного осознания явлений языка (Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев). При этом подчеркивается, что осознанность является  показателем степени сформированности речевых умений.
  4. принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

 

     

             Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слуха - произносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

             В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие  слухового восприятия;

- подготовке и обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- формирование навыков учебной деятельности;

     Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

   

          Сроки и реализация программы:

Ноябрь  –   обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

С декабря  – работа по коррекции звукопроизношения.

С мая  – экспресс – обследование речи детей + связная речь.

   

         Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную, допрофессиональную.

             В методическом пособии Коноваленко нашла отражение индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей.

             Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.

             Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков, как минимум:

- пяти свистящих С, З, Ц, С', З' (межзубно – боковые);

- четыре шипящих Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно – боковые);

- соноров Р, Р' (горловые или боковые);

- сонора Л (носовой или двугубный W).

             Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звукослоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.

             Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с ребенком, включающий:

- индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на полгода;

- артикуляционную гимнастику;

- гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;

- работа с семьями детей по коррекции образовательной программы;

- работа с воспитателями и педагогами.

             Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей.

             Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем работы занятий (индивидуальные и подгрупповые) по звукопроизношению по усмотрению логопеда. Из расчета 2 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся  индивидуальны

             Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

             Характер результативность цели логопедической программы определяются следующими принципами:

  1. принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
  2. принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.
  3. деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
  4. принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
  5. учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
  6. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных              особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  7. учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
  8. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
  9. принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное от ношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

   

         В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.

             Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов Программы осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.

             

 

1. Направления коррекционно-развивающей работы.

-   формирование полноценных произносительных навыков;

-  развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

-  развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их особенностей в предложении;

- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- восприятия умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение;

-   употреблять различные конструкции предложений в самостоятельной связной речи:

-  развитие связной речи в процессе работы над пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

-  формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

     

        Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранении специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

             На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонематических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

            

2. Особенности организации работы по коррекции речи. Содержание логопедической работы.

 

Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год.

              Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

     Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются развлечения игры.

     Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

  1. Подготовительный этап

     Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

     Основные направления на данном этапе:

- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;

-  укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.

      Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

  1. Формирование произносительных умений и навыков

     Задачи:

- устранение дефектного звукопроизношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки,  сходные артикуляционно и акустически;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

     Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.

  1. Постановка звуков в такой последовательности:

- свистящие С, З, Ц, С’, З’;

- шипящий Ш;

- сонор Л;

            - шипящий Ж;

- соноры Р, Р';

- шипящие Ч, Щ.

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

     Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

  1. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).

- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.

- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

       3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

             По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.  

  1. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.

  1.  Дифференциация звуков:

        - С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;

        - Ж – З, Ж – Ш;

        - Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;

        -  Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;

        - Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;

  1. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
  1. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
  2. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,

мышления на отработанном в произношении материале.

  1. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
  2. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения.

Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.

Направления логопедической работы.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
  3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
  4. Постановка звуков разными способами.
  5. Автоматизация звуков в речи.
  6. Дифференциация звуков в речи.
  7. Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.

 План индивидуальных занятий с детьми имеющими речевые нарушения.

  1. Подготовительные упражнения.
  2. Постановка звуков.
  3. Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
  4. Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
  5. Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.
  6. Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.     

3. Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).

       

Пояснительная записка.

      Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

      Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

     Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.

  1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
  2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

     Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

        Указания к проведению артикуляционной гимнастики

  1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

- в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в январе-феврале;

- в детском саду с воспитателями и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;

- с родителями дома.

     2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

     3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

     4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

     5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.

     6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7.Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.

Тематический план индивидуальной (подгрупповой)

 работы

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.

Этапы работы, тема

Сроки

№ и количество занятий

Содержание работы (примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики)

1. Упражнения для челюстей

Ежедневно для каждого занятия

Занятие №1.

1Занятие

Упражнение для челюстей (упражнения №1-№5)

2. Упражнения для губ

Ежедневно для каждого занятия

Занятие №2.

1 занятие

Упражнения для губ (упражнения №6-№12)

«Улыбка», «Трубочка» или «Хоботок»

3. Упражнения для языка

Ежедневно для каждого занятия

Занятие №3.

1 занятие

Упражнения для языка (упражнения №13-№23

«Болтушка», «Часики», «Качели», «Лошадки», «Лопатка», «Иголочка», «Желобок» («Трубочка»), «Чашечка» («Ковшик»), «Грибок»

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

       

Пояснительная записка.

     Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

     Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

     Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.

  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
  2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
  3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
  4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.

     Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:

-упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

- игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

- пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

     В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

4. Содержание логопедической работы. Организационные формы работы.

   

Коррекция звукопроизношения.

     См. пояснительную записку в разделе «Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год».

План коррекционно-развивающей работы.

Месяц, недели

Тема

№ занятий

Количество занятий

Ноябрь

Звуки С’, Ц, З, З’

№29, №30, №31, №32, №33, №34, №35, №36, №37, №38, №39, №40, №41, №42, №43, №44, №45, №46, №47

19 занятий

Декабрь

Звуки Ш, Л

Постановка и автоматизация звуков Ш,Л.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№48, №49, №50, №51, №52, №53, №54, №55, №56, №57, №58, №59, №60, №61, №62, №63, №64, №65, №66

19 занятий

Январь

Звуки Ж, Р

Постановка и автоматизация звуков Ж, Р.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№67. №68, №69, №70, №71, №72, №73, №74, №75, №76, №77, №78, №79, №80, №81, №82, №83, №84, №85, №86, №87, №88

22 занятия

Февраль

Звуки Р’, Ч

Постановка и автоматизация звуков Р’, Ч.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№89, №90, №91, №92, №93, №94, №95, №96, №97, №98, №99, №100, №101, №102, №103, №104, №105

17 занятий

Март

Звук Щ

Постановка и автоматизация звука Щ.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

№106, №107, №108, №109, №110, №111, №112, №113, №114, №115, №116, №117, №118, №119, №120, №121, №122

17 занятий

Апрель

Закрепления правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов.

№123, №124, №125, №126, №127, №128, №129, №130, №131, №132, №133, №134, №135

13 занятий

Май

Закрепление правильного звукопроизношения в сказках и рассказах.

№136, №137, №138, №139, №140, №141, №142, №143, №144, №145, №146, №147, №148, №149, №150

15 занятий

Всего занятий: 122 занятий

Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые):

Ребенок  должны уметь:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изучаемые звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

                                                             Расписание  занятий логопеда

Понедельник  –              11.10 -11.30

Среда -                               11.00- 11.20

                                      Занятия  воспитателя по второй половине дня

  1. Корригирующая гимнастика;
  2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  3. Эстетическое развитие.
  4. Накопление пассивного словаря.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Работа по заданию логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная развивающая программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР

Индивидуальная развивающая программа составлена по результатам логопедического обследования (в начале учебного года). Предназначена для ребенка 5-6 лет с ОНР 3-го уровня, стертой формой дизартрии....

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР

представлена индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР...

Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...

Индивидуальная программа на ребенка младшего дошкольного возраста по разделу «Речевое развитие» группа младшего дошкольного возраста

В основу индивидуальной программы положены следующие принципы (Левина Р.Е): • раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; • развитие речи и опоры на...