Индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР
методическая разработка по логопедии
представлена индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iop_na_sayt.docx | 136.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
г. Пыть-Ях
2019г.
Оглавление
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Обязательная часть
1.1.1. Пояснительная записка 4
Цели и задачи по реализации Программы 4
Принципы и подходы к формированию Программы 4
Значимые характеристики Программы 5
Характеристика особенностей развития ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня речевого развития 5
1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы 5
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1.2.1. Развивающее оценивание качества образовательной
деятельности по Программе 8
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1. Обязательная часть
2. 1.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития 8
Социально-коммуникативное развитие 9
Познавательное развитие 10
Речевое развитие 10
Художественно-эстетическое развитие 11
Физическое развитие 12
2.1.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы 13
2.1.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития ребенка с ОНР 2 уровня 13
- 4. Особенности образовательной деятельности разных видов
культурных практик 16
2. 1.5. Способы поддержки детской инициативы 17
2. 1.6. Особенности взаимодействия с семьей воспитанника 17
2.1.7. Взаимодействие с социальными партнерами 18
2. 2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2. 2.1. О.Л. Князева, О.Б. Стеркина. Программа социально-эмоционального
развития детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» 18
2.2.2. Программа познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности «Теремок» 18
2.2.3. Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования 18
2.2.4. Проектная деятельность 18
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обязательная часть
3.1.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей 19
3.1.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 19
3.1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
образовательной среды 19
3.1.4. Материально-техническое обеспечение Программы 19
3.1.5. Методические материалы и средства обучения 20
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Здоровьесберегающие технологии 20
3.2.2. Планирование образовательных отношений 20
3.2.3. Кадровые условия реализации Программы 24
3.2.4. Финансовые условия реализации Программы 24
Список используемой литературы 25
Приложение1 Календарно-тематическое планирование 26
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Обязательная часть
- Пояснительная записка
Индивидуальная образовательная программа (далее Программа) – это документ, который представляет совокупность разделов программы, форм и способов их освоения, позволяющих создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. Данная Программа разработана на воспитанницу старшей группы с ОНР (2 уровень речевого развития), обусловленным псевдобульбарной дизартрией, (ФИО ребенка).
Программа разработана образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО с учетом адаптированной образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка – детского сада «Фантазия».
Программа обеспечивает развитие личности ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом индивидуальных, психологических и физиологических особенностей[1].
Цель и задачи реализации программы
Цель Программы: построение системы коррекционно-развивающей работы, направленной на обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, коррекцию психоречевого развития.
Задачи Программы:
- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
- систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
- интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
- использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.
Принципы и подходы к формированию Программы
[1].
Значимые характеристики Программы
Программа предусматривает охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития, обеспечение его эмоционального благополучия. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей деятельности и всестороннего гармоничного развития ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития. Это достигается за счет использования комплекса коррекционно-развивающих методик с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка.
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития.
Программа определяет объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, а также требования к условиям реализации программы.
Характеристика особенностей развития ребенка
Навыки самообслуживания сформированы достаточно. В играх соблюдает правила, к неудачам относится адекватно. Не испытывает затруднений при организации и развитии сюжетной линии игры.
Мелкая моторика рук сформирована недостаточно: движения неточные, неловкие. Поведение регулирует, эмоциональные реакции адекватные, всегда доводит начатое дело до конца, на совместную работу ориентирована, задания выполняет целенаправленно, одноступенчатые и двухступенчатые инструкции понимает. Познавательные интересы устойчивые. Внимание кратковременное, концентрация средняя, переключаемость и объем средние. Различает и называет основные цвета, различает и называет размеры предметов, знает основные геометрические фигуры. Преобладает зрительная память. Объем слуховой памяти средний. Долговременная память развита достаточно. Мышление наглядно-образное, познавательные интересы и мыслительные операции развиты согласно возрасту. Мотивация к непосредственной образовательной деятельности развита.
В активном словаре ребенка чаще присутствуют существительные и глаголы, реже качественные прилагательные. В речи использует простые предлоги. Понимает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов с ударными окончаниями. Функцией словоизменения и словообразования владеет частично. В самостоятельных высказываниях использует простые распространенные предложения. Рассказы по сюжетным картинкам составляет с помощью наводящих вопросов.
- Планируемые результаты освоения Программы
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.
Познавательное развитие
Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета; различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа; показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус), различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.
Речевое развитие
Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами. Понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные «2» и «5» с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме; темп и ритм речи, паузация нормальные; употребляет основные виды интонации; без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
Физическое развитие
Общая и ручная моторика ребенка развита в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют; артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно, переключаемость в норме, синкинезии, тремор и повышенная саливация отсутствуют.
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе[1]
[Положение о мониторинге МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия»].
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Обязательная часть
- Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Основное содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на всестороннее развитие у ребенка навыков игровой деятельности, дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.
В коррекционно-развивающей работе с ребенком взрослые создают и расширяют знакомые образовательные ситуации, направленные на стимулирование потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности, продолжается работа по активизации речевой деятельности, по дальнейшему накоплению словарного запаса.
Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом.
Совместная образовательная деятельность педагогов с ребенком предполагает следующие направления работы: дальнейшее формирование представлений о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов; воспитание правильного отношения к людям, к вещам и т. д.; обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения. В процессе уточнения представлений о себе и окружающем мире у ребенка активизируется речевая деятельность, расширяется словарный запас.
Основное внимание обращается на совершенствование игровых действий и точное выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх и упражнениях.
Большое значение имеет создание предметно-развивающей среды и привлечение ребенка к творческим играм. Воспитатели организуют сюжетно-ролевые и театрализованные игры с ребенком, осуществляя косвенное руководство ими. Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.
Педагоги уделяют основное внимание формированию связной речи, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Ребенок вовлекается в различные виды деятельности, естественным образом обеспечивающие их коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, развитие познавательного интереса и мотивации к деятельности.
Особое внимание обращается на формирование представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д. В различных ситуациях расширяют и закрепляют представления о предметах быта, необходимых человеку, о макросоциальном окружении.
Взрослые создают условия для формирования экологических представлений, знакомят с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной). Ребенок участвует в праздниках.
Особое внимание обращается на развитие устойчивого алгоритма и стереотипа поведения в опасных ситуациях.
Большое внимание уделяется формированию интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе. У ребенка активно развивается познавательный интерес (интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты). Взрослые, осуществляя совместную деятельность, обращают внимание на то, какие виды деятельности его интересуют, стимулируют его развитие, создают предметно-развивающую среду, исходя из потребностей ребенка.
Активными участниками образовательного процесса в области «Социально- коммуникативное развитие» являются родители, а также все специалисты, работающие с ребенком.
Познавательное развитие
Основное содержание образовательной деятельности
Взрослые создают ситуации для расширения представлений о функциональных свойствах и назначении объектов, стимулируют ребенка к анализу, используя вербальные средства общения, разнообразят ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в этот период обеспечивает развитие познавательной активности, обогащение сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений.
Продолжается развитие мотивационного, целевого, содержательного, операционального и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности, ребенку предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных построек.
Педагоги стимулируют познавательный интерес к различным способам измерения, счета количеств, определения пространственных отношений у разных народов.
Речевое развитие
Основное содержание образовательной деятельности
Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» в этом возрасте является формирование связной речи.
Основное внимание уделяется стимулированию речевой активности. У ребенка формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи. Для развития фразовой речи проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи ребенка обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно ему предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Педагоги создают условия для развития коммуникативной активности ребенка в быту, играх и на занятиях. Для этого в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности ведется формирование средств межличностного взаимодействия. Взрослые предлагают различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт ребенка.
Активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые стимулируют использование речи для познавательно-исследовательского развития ребенка, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные ребенком, вербально дополняя их.
В сфере приобщения к культуре чтения литературных произведений взрослые читают книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух.
Для формирования мотивации к школьному обучению в работу по развитию речи включаются занятия по подготовке к обучению грамоте. Ребенка знакомят с понятием «предложение», обучают составлению графических схем слогов, слов.
Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития ребенка. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с ребенком другие специалисты.
Художественно-эстетическое развитие
Основное содержание образовательной деятельности
В непосредственной образовательной деятельности решаются задачи, связанные с формированием операционально-технических умений. Особое внимание обращается на проявления ребенком самостоятельности и творчества.
Изобразительная деятельность предполагает решение изобразительных задач (нарисовать, слепить, сделать аппликацию) и может включать отдельные игровые ситуации.
Для развития изобразительных умений и навыков большое значение имеет коллективная деятельность, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. К коллективной деятельности можно отнести следующие виды занятий: создание «портретной» галереи, изготовление альбомов о жизни детей и иллюстраций к сказкам; выполнение коллективных картин и др.
Все больше внимания уделяется развитию самостоятельности ребенка при анализе натуры и образца, при определении изобразительного замысла, при выборе материалов и средств реализации этого замысла, его композиционных и цветовых решений.
Тематика занятий и образовательных ситуаций отражает собственный эмоциональный, межличностный, игровой и познавательный опыт ребенка. Руководство изобразительной деятельностью со стороны взрослого приобретает косвенный, стимулирующий, содержание деятельности характер. В коррекционно-образовательный процесс вводятся технические средства обучения: рассматривание детских рисунков через кодоскоп; использование мультимедийных средств и т.д.
Реализация содержания раздела «Музыкальная деятельность» направлена на обогащение музыкальных впечатлений ребенка, совершенствование его певческих, танцевальных навыков и умений.
Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. Ребенка учат различать музыку разных жанров и стилей, средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм).
Особое внимание в музыкальном развитии ребенка уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.
Музыкальный руководитель и другие специалисты продолжают развивать у него музыкальный слух (звуко-высотный, ритмический, динамический, тембровый), учат использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью взрослых. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются не только на музыкальных занятиях, но и в ходе занятий учителя-логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре.
Физическое развитие
Основное содержание образовательной деятельности
В ходе физического воспитания ребенка большое значение приобретает формирование у него осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самому организовывать их.
Продолжается развитие физических качеств: объема движений, силы, ловкости, выносливости, гибкости, координированности движений. Потребность в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у ребенка в различные режимные моменты: на утренней гимнастике, на прогулках, в самостоятельной деятельности, во время спортивных досугов и т.п.
Коррекционно-развивающая работа по физическому развитию осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, утренней гимнастике. Кроме этого, проводятся закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные досуги, спортивные праздники и развлечения.
Продолжается работа по формированию правильной осанки, организованности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений ребенок учится соблюдать правила, участвует в подготовке и уборке места проведения занятий. Взрослые привлекают ребенка к посильному участию в подготовке физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления его творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т.д.
В этот возрастной период в занятия вводятся различные импровизационные задания, способствующие развитию двигательной креативности ребенка. Ребенок под руководством взрослых осваивает элементы аутотренинга.
Содержание образовательной области «Физическое развитие», направленное на становление представлений ребенка о ценностях здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами реализуется в разных формах организации работы, прежде всего, в ходе осуществления режимных моментов, самостоятельной деятельности при незначительной помощи взрослых.
Для организации работы с ребенком активно используется время, предусмотренное для самостоятельной деятельности. Ребенок вовлекается в различные игры-экспериментирования, викторины, игры-этюды, жестовые игры.
Расширяются и уточняются представления ребенка о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья. Взрослые продолжают знакомить ребенка на доступном его восприятию уровне со строением тела человека, с назначением отдельных органов и систем, а также дают элементарные, но значимые представления о целостности организма.
Содержание раздела интегрируется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие», формируя у ребенка представления об опасных и безопасных для здоровья ситуациях, а также о том, как их предупредить и как вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы ребенок усвоил речевые образцы того, как надо звать взрослого на помощь в обстоятельствах нездоровья.
- Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы отражают аспекты образовательной среды [1].
- Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка
Цель коррекционно-развивающей деятельности: создание системы комплексной помощи, направленной на эффективную коррекцию речевого нарушения, коррекцию недостатков в психофизическом развитии, его социальную адаптацию.
Коррекционная работа осуществляется в ходе образовательных отношений, при изучении всех образовательных областей, на индивидуальных логопедических занятиях и занятиях с педагогом психологом.
Результаты коррекционной работы определяются состоянием компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (ОНР 2 уровня речевого развития), механизмом и видом речевой патологии (псевдобульбарная дизартрия).
Осуществление квалифицированной коррекции
нарушений развития ребенка
Логопедическая направленность коррекционно-развивающей деятельности
Направление работы | Содержание |
Развитие понимания речи | Формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологической речи. |
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка | Обучение называнию 1-3х сложных слов (кот, муха, молоко), первоначальным навыкам словоизменения, затем – словообразования (число существительных, наклонение и число глаголов, притяжательные местоимения «мой - моя» существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами типа «домик, шубка», категории падежа существительных). |
Развитие самостоятельной фразовой речи | Усвоение моделей простых предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном падеже (типа «Вова, спи», «Толя спит», «Оля пьет сок»); усвоение простых предлогов – на, - под, - в, - из. Объединение простых предложений в короткие рассказы. Закрепление навыков составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы. Заучивание коротких двустиший и потешек (допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, в то время, как фиксируется внимание на правильности звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов и т.д.). |
Развитие произносительной стороны речи | Различение речевых и неречевых звуков, определение источника, силы и направленности звука. Уточнение правильности произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизация поставленных звуков на уровне слогов, слов, предложений; формирование правильной звукослоговой структуры слова. Различение и четкое воспроизведение слоговых сочетаний из сохранных звуков с разным ударением, силой голоса и интонацией. Воспроизведение слогов со стечением согласных. Усвоение ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов (допустимы нарушения звукопроизношения). |
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить ребенку с ОНР 2 уровня речевого развития отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя, как и ребенку с нормой речевого развития [1].
- Способы и направления поддержки детской инициативы
[1].
- Особенности взаимодействия с семьёй воспитанника
Успешность коррекционно-развивающей работы с ребенком зависит не только от специально созданных условий, особое значение в этой работе имеет взаимодействие с семьёй.
Основные цели и задачи, принципы, условия взаимодействия с семьей отражены в адаптированной образовательной программе МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия» [1].
- Взаимодействие с социальными партнерами
При разработке Программы учитывалось взаимодействие с социальными партнерами[1].
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» [1].
- Программа МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Теремок» [1].
- Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования
Учитывая рекомендации ТПМПК и положительную динамику в речевом развитии ребенка (переход на 2 уровень речевого развития) направления логопедической работы расширяются:
- Развитие речевой активности и понимания обращенной речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие фразовой речи;
- развитие артикуляционной, мелкой моторики и коррекцию звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
Занятия педагога-психолога направлены на:
- развитие памяти, внимания и восприятия различной модальности;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие всех мыслительных процессов;
- формирование пространственно-временных представлений;
- формирование навыков социально одобряемого поведения.
- Проектная деятельность
Ребенок совместно со всеми детьми дошкольной организации участвует в реализации общесадового проекта «Мы как дольки апельсина, все дружны и неделимы» по формированию навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса и ознакомлению с достопримечательностями изучаемой местности [Проект МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» «Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы»] и педагогического проекта по формированию интонационной выразительности у старших дошкольников с нарушениями речи посредством театрализованной деятельности «Дружат дети всей земли» [Педагогический проект по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников с нарушениями речи посредством театрализованной деятельности «Дружат дети всей Земли»].
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Обязательная часть
- Особенности ежедневной организации жизни и деятельности
Организация жизни и деятельности ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития, находящегося в группе комбинированной направленности, осуществляется в соответствии с Положением о функционировании группы комбинированной направленности в МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия».
Реализация квалифицированной коррекционной помощи ребенку осуществляется в форме проведения индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий. Эти занятия не включаются в учебный план.
При планировании занятий учитывается возраст ребенка, его речевые и психофизические особенности.
Периодичность индивидуальных логопедических занятий, направленных на развитие артикуляционной моторики и произносительных навыков составляет 2 раза в неделю. Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи проводится 1 раз в неделю. Занятия с педагогом-психологом организуются 2 раза в неделю. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г. (изм. от 27.08.2015г.) и составляет не более 25 минут.
3.1.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией комплексно-тематического принципа построения образовательных отношений.
Основой комплексно-тематического принципа построения образовательных отношений является выбор определенной темы в соответствии с интересами и возможностями ребенка[1].
3.1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда для ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития, находящегося в группе общеразвивающей направленности создается как на основе общих принципов, так и учитывает логопедическую направленность в подборе игр, игрушек и пособий [1].
- Материально-техническое оснащение Программы
Дошкольная организация имеет необходимое помещение, материалы и оборудование для полноценного развития, двигательной активности, комфортного, безопасного и эмоционально благополучного пребывания ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития в организации [1].
- Методические материалы и средства обучения
Методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, и соответствует целям ФГОС ДО [1].
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3.2.1. Здоровьесберегающие технологии
Совокупность методов и приемов в коррекционно-развивающей деятельности по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, навыков поведения, основ личной культуры. В процессе коррекционной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка с ОНР 2 уровня речевого развития.
Помимо здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми в группах общеразвивающей направленности, на коррекционно-развивающих занятиях с ребенком с ОНР 2 уровня речевого развития используется:
- зрительная гимнастика;
- су-джок терапия;
- самомассаж кистей рук;
- кинезиологические упражнения;
- релаксация.
3.2.2. Планирование образовательных отношений[1].
Перспективное планирование логопедической работы
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь | Развитие лексико-грамматических средств языка Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы). Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»; • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом». Формировать навык составления короткого рассказа. Формирование произносительной стороны речи Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. Вызывать отсутствующие звуки: [с], [с’], [ш], [ж], [л’] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. Лексические темы: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сбор урожая», «Птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Деревенский двор», «Дикие животные», «Подготовка животных к зиме». |
II Декабрь, январь, февраль, март | Формирование лексико-грамматических средств языка Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.). Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»). Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем». Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. Лексические темы: «Продукты питания», «Зима», «Одежда», «Новы год», «Мебель», «Посуда», «Человек», «Семья», «Профессии», «Цвет. Форма. Величина», «Форма и размер предметов», «День защитника Отечества», «Мамин день 8 марта», «Транспорт», «Весна». Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах. |
III Апрель, май, | Формирование лексико-грамматических средств языка Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов. |
| Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: • с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.); • с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.). Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений: • простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»; • сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..). Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»). Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.). Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы: «Прилет птиц», «Цветы», «Деревья», «Лес», (повторение всех ранее пройденных тем). Формирование произносительной стороны речи Учить использовать в самостоятельной речи звук [л] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»). |
3.2.3. Кадровые условия реализации программы
[1].
3.2.4. Финансовые условия реализации программы
[1].
Список используемой литературы
- Адаптированная образовательная программа для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка – детского сада «Фантазия»
- Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
- Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. - М.:Просвещение, 1989.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР.
- Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Просвещение, 2010.
- Филичевой и Т.В.Тумановой «Формирование звукопроизношения у дошкольников». – М.: Просвещение, 2007.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
логопедической работы
№ п\п | Тема занятия | Дата | Программное содержание |
1. | Звук [С]. | 16.09.2019 | Повторить комплекс артикуляционных упражнений для звука С. Формировать навык длительной направленной воздушной струи. Закрепить произношение звука С в прямых слогах, словах с прямым слогом. Закрепить произношение сохранных звуков в словах слоговой структуры 1 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
2. | Осень. Звуки окружающего мира. | 17.09.2019 | Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде. Учить составлять предложения с использованием опорных картинок. Познакомить с понятием «звук», учить различать звуки (речевые, музыкальные); научить ориентироваться на плоскости листа. |
3. | Звук [С]. | 19.09.2019 | Повторить комплекс артикуляционных упражнений для звука С. Формировать навык длительной направленной воздушной струи. Учить выделять звук С из ряда слов. Закрепить произношение звука С в прямых слогах, словах с прямым слогом. Закрепить произношение сохранных звуков в словах слоговой структуры 1 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
4. | Звук [С]. | 23.09.2019 | Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в прямых слогах, словах и словосочетаниях с прямым слогом (слоговой структуры 1 типа). Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
5. | Овощи и фрукты. Звук [А]. | 24.09.2019 | Научить детей узнавать и выделять звук [А] среди других гласных звуков. Расширить словарь по теме, познакомить с описанием овощей и фруктов. |
6. | Звук [С]. | 26.09.2019 | Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в прямых слогах, словах и словосочетаниях с прямым слогом. Закрепить произношение сохранных звуков в словах слоговой структуры 1 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
7. | Звук [С]. | 30.09.2019 | Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в словах, словосочетаниях и предложениях с прямым слогом под ударением. Закрепить произношение сохранных звуков в словах слоговой структуры 1 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
8. | Сбор урожая. Звук [У]. | 01.10.2019 | Научить узнавать и выделять звук [У] среди других гласных звуков, в начале слова. Научить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса. |
9. | Звук [С]. | 03.10.2019 | Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в словах, словосочетаниях и предложениях с прямым слогом под ударением (в словах слоговой структуры 1 типа). Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
10. | Звук [С]. | 07.10.2019 | Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в словах, словосочетаниях и предложениях с прямым слогом под ударением. Продолжать учить выделять звук С из ряда слов. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
11. | Птицы. Звук [И]. | 08.10.2019 | Научить узнавать и выделять звук [И] среди других гласных звуков, выделять его в начале слова. Учить согласовывать существительные с глаголами, составлять короткий рассказ о птицах. |
12. | Звук [С]. | 10.10.2019 | Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в словах, словосочетаниях и предложениях с прямым слогом под ударением. Закрепить произношение сохранных звуков в словах слоговой структуры 2 типа. Продолжать учить выделять звук С из ряда слов. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
13. | Звук [С]. | 14.10.2019 | Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в прямых слогах, словах с прямым слогом без ударения. Продолжать учить выделять звук С из ряда слов. Закрепить произношение сохранных звуков в словах слоговой структуры 2 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
14. | Домашние птицы. Звук [Э]. | 15.10.2019 | Учить выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать его с другими гласными. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Развивать мелкую моторику рук. |
15. | Звук [С]. | 17.10.2019 | Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в словах с прямым слогом без ударения. Продолжать учить выделять звук С из ряда слов. Закрепить произношение сохранных звуков в словах слоговой структуры 2 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
16. | Звук [С]. | 21.10.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в обратных слогах, словах с обратным слогом. Закрепить произношение сохранных звуков в словах слоговой структуры 2, 3 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
17. | Домашние птицы. Звук [О]. | 22.10.2019 | Учить узнавать и правильно произносить звук [О], выделять его в начале слова. Способствовать усвоению окончаний глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени; учить составлять описательные рассказы о домашних птицах. Развивать графические навыки. |
18. | Звук [С]. | 24.10.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в обратных слогах, словах с обратным слогом. Закрепить произношение сохранных звуков в словах слоговой структуры 2, 3 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
19. | Звук [С]. | 28.10.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в обратных слогах, словах и словосочетаниях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 2, 3 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
20. | Домашние животные. Звуки [М], [М']. | 29.10.2019 | Учить выделять согласный звук [М] в конце слова; дифференцировать твердые и мягкие звуки в начале слова. Усвоить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ата, -ята. Формировать умение ориентироваться на плоскости листа. |
21. | Звук [С]. | 31.10.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в обратных слогах, словах и словосочетаниях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 2, 3 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
22. | Деревенский двор. Звук [П]. | 05.11.2019 | Учить определять наличие или отсутствие в слове звука[П] выполнять анализ и синтез слогов ап – па; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; составлять предложения развивать зрительный гнозис и глазомер. |
23. | Звук [С]. | 07.11.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в обратных слогах, словах словосочетаниях и предложениях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 2, 3 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
24. | Звук [С]. | 11.11.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук С в обратных слогах, словах, словосочетаниях и предложениях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 2, 3 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
25. | Деревенский двор. Звуки [П], [П']. | 12.11.2019 | Учить различать звуки [П], [П'], определять место звука в слове; составлять описание домашних животных и птиц с выделением признаков развивать мелкую моторику рук. |
26. | Звуки [С], [Л']. | 14.11.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук С в обратных слогах, словах, словосочетаниях и предложениях с обратным слогом. Учить правильному произношению звука [Л'] изолированно. Закрепить произношение слов слоговой структуры 2, 3 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
27. | Звуки [С], [Л']. | 18.11.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук С в слогах, словах, со стечением согласных. Учить правильному произношению звука [Л'] изолированно и в прямых слогах. Закрепить произношение слов слоговой структуры 2, 3 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
28. | Дикие животные. Звуки [Н], [Н']. | 19.11.2019 | Учить различать на слух звуки [Н], [Н'], определять наличие или отсутствие этих звуков в словах; образовывать существительные с помощью суффиксов: -ата, -ята, -онок, -ёнок. Развивать графические умения и навыки. |
29. | Звуки [С], [Л']. | 21.11.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук С в слогах, словах со стечением согласных. Учить правильному произношению звука [Л'] изолированно, в прямых слогах, словах с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 3 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
30. | Звуки [С], [Л']. | 25.11.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук С в слогах, словах, словосочетаниях со стечением согласных. Учить правильному произношению звука [Л'] изолированно, в прямых слогах, словах с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 3 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
31. | Подготовка животных к зиме. Звуки [Б], [Б']. | 26.11.2019 | Учить различать на слух звуки [Б], [Б'], определять наличие или отсутствие этих звуков в словах; Усвоить окончания глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени; развивать зрительный гнозис и глазомер. |
32. | Звуки [С], [Л']. | 28.11.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук С в слогах, словах, словосочетаниях со стечением согласных. Учить правильному произношению звука [Л'] изолированно, в прямых слогах, словах с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 3 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. |
33. | Звуки [С], [Л']. | 02.12.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук С в словах, словосочетаниях и предложениях со стечением согласных. Учить правильному произношению звука [Л'] в прямых слогах, словах и словосочетаниях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 4 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка |
34. | Продукты питания. Звуки [Б], [П]. | 03.12.2019 | Научить дифференцировать звонкие и глухие звуки [Б], [П]; проводить полный анализ односложного слова Бим; изменять окончания существительных в винительном, дательном, творительном падежах (на примере орудий ьруда и средств действия); развивать мелкую моторику рук. |
35. | Звуки [З], [Л']. | 05.12.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук З изолированно, в прямых слогах, словах с прямым слогом. Учить правильному произношению звука [Л'] в словосочетаниях и предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 4 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
36. | Звуки [З], [Л']. | 09.12.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук З изолированно, в прямых слогах, словах с прямым слогом. Учить правильному произношению звука [Л'] в словосочетаниях и предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 4 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
37. | Зима. Звуки [В], [В']. | 10.12.2019 | Учить различать твердые и мягкие звуки[В], [В']; образовывать сравнительную степень прилагательных; закреплять навыки согласования прилагательных с существительными; развивать графические навыки. |
38. | Звуки [З], [Л']. | 12.12.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук З изолированно, в прямых слогах, словах и словосочетаниях с прямым слогом. Учить правильному произношению звука [Л'].в словосочетаниях и предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 4 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
39. | Звуки [З], [Л']. | 16.12.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук З в прямых слогах, словах, словосочетаниях и предложениях с прямым слогом. Учить правильному произношению звука [Л'] в обратных слогах, словах с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 4 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
40. | Одежда. Звуки [Д], [Д']. | 17.12.2019 | Учить различать звуки [Д], [Д']; учить звуковому анализу и синтезу слова дом. Обобщить знания об одежде, закрепить навыки согласования прилагательных с существительными по числам и родам. |
41. | Звуки [З], [Л']. | 19.12.2019 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Учить правильно произносить звук З в прямых слогах, словах, словосочетаниях и предложениях с прямым слогом. Учить правильному произношению звука [Л'] в обратных слогах, словах с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 4 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
42. | Звуки [С], [З], [Л']. | 23.12.2019 | Учить дифференциации звуков С-З. Учить правильному произношению звука [Л'] в обратных слогах, словах и словосочетаниях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 4 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
43. | Новый год. Звуки [Т], [Т']. | 24.12.2019 | Научить различать звуки [Т], [Т']; определять позицию звуков в слове. Обобщить знания о предстоящем празднике; закрепить навык распространения предложения путем введения однородных членов; развивать графические умения и навыки. |
44. | Звуки [С], [З], [Л']. | 26.12.2019 | Учить дифференциации звуков С-З. Закрепить правильное произношение звука [Л'] в обратных слогах, словах и словосочетаниях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 4 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
45. | Звук [Л']. | 30.12.2019 | Закрепить правильное произношение звука [Л'] в обратных слогах, словах и словосочетаниях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 4 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
46. | Новый год. | 31.12.2019 | Обобщить знания о празднике. Учить составлять рассказ из собственного опыта о празднике. |
47. | Звук [Л']. | 09.01.2020 | Учить правильному произношению звука [Л'] в слогах и словах со стечением согласных. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
48. | Звуки [Ш], [Л']. | 13.01.2020 | Познакомить с артикуляцией звука [Ш]. Учить правильно произносить звук [Ш] изолированно, в прямых слогах. Закрепить правильное произношение звука [Л'] в слогах и словах со стечением согласных. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
49. | Мебель. Звуки [Д], [Т]. | 14.01.2020 | Научить дифференцировать звуки [Д], [Т]; научить образованию сравнительной степени прилагательных; развивать сенсомоторные навыки. |
50. | Звуки [Ш], [Л']. | 16.01.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Ш]. Учить правильно произносить звук [Ш] изолированно, в прямых слогах, словах с прямым слогом. Закрепить правильное произношение звука [Л'] в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
51. | Звуки [Ш], [Л']. | 20.01.2020 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в прямых слогах, словах, словосочетаниях с прямым слогом. Закрепить правильное произношение звука [Л'] в слогах, словах и словосочетаниях и предложениях со стечением согласных. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
52. | Посуда. Звуки [Ф], [Ф']. | 21.01.2020 | Научить различать твердые и мягкие звуки [Ф], [Ф']; учить образовывать существительные с помощью суффиксов. Развивать мелкую моторику рук. |
53. | Звуки [Ш], [Л']. | 23.01.2020 | Закрепить комплекс артикуляционных упражнений. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в словосочетаниях и предложениях с прямым слогом. Закрепить правильное произношение звука [Л'] в коротких рассказах и сказках. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Развивать внимание, память, мелкую моторику. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
54. | Звуки [Ш], [Л']. | 27.01.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Л'] в спонтанной речи. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в словосочетаниях и предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
55. | Человек. Семья. Звуки [К], [К']. | 28.01.2020 | Научить дифференцировать звуки [К], [К']; проводить звуковой анализ слова кит; образовывать прилагательные путем словосложения; развивать графические умения и навыки. |
56. | Звуки [Ш], [Л']. | 30.01.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Л'] в спонтанной речи. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в обратных слогах и словах с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
57. | Звуки [Ш], [Л']. | 03.02.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Л'] в спонтанной речи. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в обратных слогах и словах с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
58. | Профессии. Звуки [Г], [Г']. | 04.02.2020 | Научить дифференцировать звуки [Г], [Г']; учить правильному употреблению в речи названий профессий; развивать мелкую моторику рук. |
59. | Звуки [Ш], [Л']. | 06.02.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Л'] в спонтанной речи. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в обратных слогах и словах с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
60. | Звуки [Ш], [Л']. | 10.02.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Л'] в спонтанной речи. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в обратных слогах и словах, словосочетаниях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
61. | Цвет. Форма. Величина. Звуки [К], [Г]. | 11.02.2020 | Учить различать звонкие и глухие звуки [К], [Г], проводить звуковой анализ слов (на примере слова кони); учить правильному употреблению в речи слов, обозначающих цвет, форму, величину предметов. |
62. | Звуки [Ш], [Л']. | 13.02.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Л'] в спонтанной речи. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
63. | Звуки [Ш], [Л']. | 17.02.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Л'] в спонтанной речи. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
64. | Форма и размер предметов. Звуки [Х], [Х']. | 18.02.2020 | Учить различать твердые и мягкие звуки [Х], [Х']; учить проводить звуковой анализ слова (на примере слова мухи); упражнять в подборе слов с противоположным значением; развивать сенсомоторные навыки. |
65. | Звуки [Ш], [Л']. | 20.02.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Л'] в спонтанной речи. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях с обратным слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 5 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
66. | День защитника Отечества. Звуки [С], [С']. | 25.02.2020 | Учить дифференцировать твердый и мягкий звук [С], проводить звуковой анализ слова гуси. Учить употреблять в речи простые предлоги. Развивать графические навыки. |
67. | Звуки [Ш], [Л']. | 27.02.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Л'] в спонтанной речи. Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в слогах и словах со стечением согласных. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
68. | Звуки [Ш], [Л]. | 02.03.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях со стечением согласных. Познакомить с артикуляцией звука [Л]. Постановка звука [Л]. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
69. | Мамин день 8 марта. Звуки [З], [З']. | 03.03.2020 | Учить дифференцировать твердый и мягкий звук [З], проводить звуковой анализ слова зонт. Закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать графические навыки. |
70. | Звуки [Ш], [Л]. | 05.03.2020 | Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в слогах, словах и словосочетаниях и предложениях со стечением согласных. Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
71. | Транспорт. Звук [Ц]. | 10.03.2020 | Учить выделять звук [Ц] в речи, определять его место в слове; учить правильному согласованию притяжательных местоимений мой, моя с существительными; развивать зрительный гнозис. |
72. | Звуки [Ш], [Л]. | 12.03.2010 | Упражнять в правильном произношении звука [Ш] в спонтанной речи. Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
73. | Звук [Л]. | 16.03.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах и словах с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
74. | Весна. Звук [Ш]. | 17.03.2020 | Учить определять наличие или отсутствие звука [Ш] в словах, а также место этого звука в слове; учить различать и выделять признаки по вопросам какой? какая? какие? Закреплять графические умения и навыки. |
75. | Звук [Л]. | 19.03.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах и словах с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
76. | Звук [Л]. | 23.03.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах и словах с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
77. | Весна. Звук [Ш]. | 24.03.2020 | Закрепить умение выделять звук [Ш] в речи, упражнять в звуковом анализе слова шуба. Упражнять в составлении предложений с данными словами. |
78. | Звук [Л]. | 26.03.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах и словах с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
79. | Звук [Л]. | 30.03.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах и словах с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
80. | Весна. Звуки [С], [Ш]. | 31.03.2020 | Упражнять в дифференциации звуков [С], [Ш].Обобщить знания о весне. Учить образованию сравнительной степени прилагательных. Учить ориентироваться на плоскости листа. |
81. | Звук [Л]. | 02.04.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах и словосочетаниях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
82. | Звук [Л]. | 06.04.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах и словосочетаниях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
83. | Прилет птиц. Звук [Ж]. | 07.04.2020 | Учить различать звук [Ж] среди других согласных; учить согласованию числительных с существительными, развивать фонематический слух; учить согласованию существительных с глаголами в единственном и множественном числе. |
84. | Звук [Л]. | 09.04.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах и словосочетаниях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
85. | Звук [Л]. | 13.04.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах, словосочетаниях и простых предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
86. | Цветы. Звуки [З], [Ж]. | 14.04.2020 | Упражнять в дифференциации звуков [З], [Ж]. учить образовывать прилагательные с помощью уменьшительных суффиксов –еньк, -оньк; закреплять деление слов на слоги. Развивать зрительный гнозис. |
87. | Звук [Л]. | 16.04.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах, словосочетаниях и простых предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
88. | Звук [Л]. | 20.04.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах, словосочетаниях и простых предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
89. | Деревья. Звук [Ч]. | 21.04.2020 | Учить выделять звук [Ч] в речи, находить его в словах; учить образовывать относительные прилагательные; развивать сенсомоторные навыки. |
90. | Звук [Л]. | 23.04.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах, словосочетаниях и простых предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
91. | Звук [Л]. | 27.04.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах, словосочетаниях и простых предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
92. | Звук [Щ]. | 28.04.2020 | Учить определять наличие или отсутствие звука [Щ] в словах, позицию звука в слове; упражнять в употреблении слов-антонимов; закреплять пространственное отношение. |
93. | Звук [Л]. | 30.04.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах, словосочетаниях и простых предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
94. | Звук [Л]. | 07.05.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах, словосочетаниях и простых предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
95. | Лес. Звуки [Ч], [Щ]. | 12.05.2020 | Учить дифференцировать звуки [Ч], [Щ]; образовывать притяжательные прилагательные; закреплять умение ориентироваться на плоскости листа. |
96. | Звук [Л]. | 14.05.2020 | Закрепить артикуляцию звука [Л]. Упражнять в произношении звука [Л] в прямых слогах, словах, словосочетаниях и простых предложениях с прямым слогом. Закрепить произношение слов слоговой структуры 6 типа. Вырабатывать вибрацию кончика языка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная развивающая программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР
Индивидуальная развивающая программа составлена по результатам логопедического обследования (в начале учебного года). Предназначена для ребенка 5-6 лет с ОНР 3-го уровня, стертой формой дизартрии....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста
Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...
Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]».
Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звук [Л]». Цель: автоматизация зву...
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия»
Индивидуальное логопедическое занятиес ребенком старшего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия»Цель: Обучение пересказу с опорой на жесты и предметные картинкиЗадачи: Образовательные...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением
Индивидуальный образовательный маршрут.Цель: способствовать адекватному взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми, создание адекватных условий для социализации ребенка.Задачи:создать условия ...
Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами"
Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста "Закрепление звука [Р] в прямых слогах, словах с прямыми слогами". В ходе заняти...
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид....