Индивидуальная программа на ребенка младшего дошкольного возраста по разделу «Речевое развитие» группа младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppa_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_2024.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33»
г. Ачинска
Красноярского края
Принято: на заседании ППк Утверждена приказом Заведующего
МБДОУ «Д/с № 33» г.Ачинска МБДОУ «Д/с № 33» г.Ачинска
№________от___________20______г.
протокол №____ от _______20 ___ г. ___________________ Иванова Ж.Н.
Индивидуальная программа
на ребенка младшего дошкольного возраста
по разделу «Речевое развитие»
ХХХХХХХХХХХХХХХ
группа младшего дошкольного возраста
Учитель-логопед: Абашева В.В.
В основу индивидуальной программы положены следующие принципы (Левина Р.Е):
- раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
- развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего дефекта обусловленных им недостатков психического развития;
- взаимодействия формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка). Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
- дифференцированного подхода в логопедической работе;
- связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических компонентов.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи ребенка осуществлялся с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи (М.М.Алексеева, Л.П.Федоренко, О.П.Короткова, В.И.Яшина и др.) К наиболее важным из них относится:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития ребенка. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач;
- принцип коммуникативного - деятельного подхода к развитию речи;
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка (Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев). При этом подчеркивается, что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Обследование по разделу «Речевое развитие» проводилось в сентябрь 2024г.
Предварительное заключение: ОНР 1-2 уровня.
Для осуществления коррекционного обучения определены следующие основные задачи:
- Расширять пассивный и активный предметный словарь. Активизировать в речи слова, обозначающие действия (одеваться, раздеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить и т. д.) и признаки предметов, обозначающие вкус, цвет и величину (большой - маленький, длинный, короткий, сладкий, кислый, вкусный, горячий, холодный, теплый, красный, синий и т. д.)
- Учить показывать различные части тела и лица на себе и на отражении в зеркале, на другом человеке, у игрушек и животных. Отвечать на вопросы: «глаза сморят», «уши слушают». Знать название одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза – у всех, ноги – у человека, лапы - у животного, руки – у человека, крылья – птицы».
- Учить обобщать предметы по их свойствам (Кто (что) летает? Кто (что) плавает?).
- Рассказывать связно по картинке знакомую сказку, передавать словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения: «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол», «Где обедал, воробей?» А. Барто и др., «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и Медведь», «Три медведя» ; высказываться о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию). Учить проявлять словотворчество и склонность к рифмовке; вступать в речевые диалоги с детьми, взрослыми; отвечать на вопросы взрослого по сюжетной картинке.
- Развивать умение «пожалеть» и помочь по просьбе взрослого.
- Учить пользоваться ролевой речью в игре. Говорить за себя и куклу. Играя, сопровождать свои действия словами. В игре называть себя каким-то персонажем. Отвечать на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
- Называть по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
- Дать представление о числе. Учить показывать и говорить «один, два, три, много, мало».
- Учить понимать существительные с уменьшительным суффиксом. Для этого просить ребенка показать на картинках: большую собаку и маленькую, большую машину и маленькую, большую чашку и маленькую и т. д.
- Развивать слуховое внимание и фонематический слух (способность различать неречевые и речевые звуки). Для этого просят ребенка отвернуться и угадать, какая игрушка его позвала: петушок («ку-ка-реку»), коровка («му-у»), кошка («мяу»), собака («ав-ав») и др. Учить показывать на картинках слова, близкие по звучанию: мишка — мышка, стол — стул, коза --коса и др. («Покажи, где мишка. Покажи, где мышка»).
- Учить различать высоту голоса. Для этого можно играть в следующие игры с ширмой или повернув ребенка спиной к игрушкам: «Три медведя» («Угадай, кто тебя сейчас позовет, папа-медведь или маленький Мишутка»); «Большой и маленький» («Угадай, какая кошка тебя сейчас позовет, большая или маленькая»).
- Развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками: здороваться за ручку, брать и передавать игрушки, радоваться при встрече, называть по имени, делиться игрушками, играть спокойно рядом, прощаться.
- Развивать потребности речевого общения с взрослыми, побуждая ребенка к разговору в бытовых ситуациях: «Что ты принес? Что у тебя в руках? Где ты взял?». Учить быстро, отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?». Знать свою фамилию. Пользоваться словами, выражать желание, чувства, впечатления. Говорить простыми, грамматически оформленными фразами. Свои действия сопровождать речью.
- Учить использовать в речи придаточные предложения (не всегда). Задавать вопросы познавательного характера: «Где? Куда? Почему? Когда?» и т.д. Учить изменять слова по числам и падежам.
- Учить быстро, разучивать стихи, песенки, отрывки из сказок. Правильно произносить гласные и простые согласные звуки. Повторять за взрослым незнакомые слова, фразы.
- Учить различать правую, левую сторону.
- Развивать артикуляционную моторику при помощи подражательных действий языка и губ. Для этого рассказывать ребенку сказку о веселом язычке: «Жил-был язычок в своем домике-ротике и решил он однажды пойти погулять. Вышел он на крылечко (высунуть язычок на нижнюю губу, приоткрыв рот), посмотрел на солнышко (поднять язычок к верхней губе), посмотрел на землю, нет ли на земле лужи (опустить язычок на нижнюю губу). Потом язычок решил покататься на качельки — вверх, вниз (открыть рот и попеременно то поднимать язык вверх, то
1. Вызывание гласных звуков
1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:
— У-у-у!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— У-у-у!
Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик.
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
2. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть:
— А-а-а!
Предлагаем спеть вместе:
— А-а-а!
Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать.
- Как укачивают куклу?
- А-а-а!
3. Округляем губы, громко поем:
— О-о-о!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— О-о-о!
Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб.
- Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
- О-о-о!
4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем:
— И-и-и!
Предлагаем ребенку спеть вместе:
— И-и-и!
Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку.
- Как кричит лошадка?
- И-и-и!
2. Уточнение произношения гласных звуков
1. Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение
и понижение тона):
- У-у-у!
- А-а-а!
- О-о-о!
- И-и-и!
2. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
- У-а-о-и!
- А-о-и-у!
- О-и-у-а!
- И-у-а-о!
3. Закрепляем материал прошлого занятия:
- Как гудит паровоз?
- У-у-у!
- Как мама укачивает малыша?
- А-а-а! И т. п.
3. Пение слияний гласных звуков
1. Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»
- Как кричат дети?
- Ау! Ау!
2. Рассматриваем картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!»
- Как плачет малыш?
- Уа! Уа!
3. Рассматриваем картинку: ослик кричит: «Иа! Иа!»
— Как кричит ослик?
- Иа! Иа!
4. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т.п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.
- Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!» Как кричит корова?
- Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!» Как кричит коза?
- Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!» Как кричит кошка?
- Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!» Как пищит цыпленок?
- Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!» Как кричит овечка?
- Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!» Как лает собака?
5. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу!» —
Рыжий кот.
Он у бабушки живет.
«Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес.
Хвост кольцом и черный нос.
«И-го-го!» —
Вот это конь!
Хвост и грива как огонь.
«Бе-бе-бе!» —
Барашек черный.
Он веселый и проворный.
«Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!»
«Му! My! My! — кричит корова. — Забодаю Катю с Вовой!»
6. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски. — Быстро дайте молока Для котенка и щенка».
«Гав! Гав! Гав!» — Щенок в корзинке. «Гав! Гав! Гав!» — Пятно на спинке. «Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!»
7. Уточнение произношения согласных звуков
в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»
Как кричит курочка?
- Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!» Как кричит гусь?
- Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку!» Как кукует кукушка?
- Это лягушка. Лягушка квакает: «Ква! Ква! Ква!» Как квакает лягушка?
- Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!» Как крякает утка?
- Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?
8. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
- Машина гудит: би-би-би! Как гудит машина?
- Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум! Как играет мальчик?
- Папа стучит молотком: тук-тук-тук! Как папа стучит молотком?
- Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь! Как звенит колокольчик?
- Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду! Как мальчик играет на дудочке?
Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гудит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п.
9. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
- Малыш топает: топ-топ-топ! Как топает малыш?
- Вода капает: кап-кап-кап! Как капает вода?
3.Часы тикают: тик-так! Как тикают часы?
- Часы бьют: бом-бом-бом! Как бьют часы?
- Охотник стреляет: пиф-паф! Как стреляет охотник?
- Зайчик прыгает: прыг-прыг! Как прыгает зайчик?
10. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
- Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но!» Как мальчик погоняет лошадку?
- Девочка наказывает куклу: «На! На! На!»
Как девочка наказывает куклу?
- Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну!» Как дядя погоняет ослика?
- Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не!» Как капризничает малыш?
11. Вызывание междометий
Рассматриваем с малышом картинки, называем их. Произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.
1. Мячик упал в воду:
— Ах! Ах! Ах!
2. У девочки болит зуб:
— Ох! Ох! Ох!
3. Дети качаются на качелях:
— Ух! Ух! Ух!
4. Папа рубит дрова:
— Эх! Эх! Эх!
12. Заучивание слов из одинаковых слогов
Рассматриваем с малышом и называем картинки, предлагаем малышу произнести слова вместе.
папа Нана
мама Тата
ляля баба
дядя би-би
13. Уточнение произношения гласных и согласных звуков
Рассматриваем с ребенком картинку, комментируем ее:
— Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: «Папа! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Нана! Ау! Нина! Ау!»
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
14. Уточнение произношения гласных и согласных звуков
Показываем ребенку картинку, рассказываем:
— У Кати Ляля. Катя, дай Лялю!
— Тетя, на Лялю! Просим ребенка повторить.
15. Уточнение произношения гласных и согласных звуков
Показываем ребенку картинку, рассказываем:
- Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би.
- Тетя, на би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би.
- Просим ребенка повторить.
16. Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка
Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать и назвать.
Задавайте ребенку вопросы:
- Где мама?
- Где папа?
- Где баба? И т.д.
Пусть ребенок показывает и называет членов семьи. Подберите фотографии для составления простых предложений:
- Мама идет.
- Папа сидит.
--- Катя ест суп.
17. Заучивание слов — названий игрушек.
Работа над простым предложением
Покажите малышу картинки с изображениями игрушек и назовите их. Попросите ребенка: «Покажи зайку, мишку, куклу» и т. п. Пусть ребенок проговаривает слова вместе с вами, потом самостоятельно.
Работаем над простыми предложениями:
- Папа, дай кису.
- Мама, на кубик.
- Вова, кати мяч.
18. Уточнение произношения звуков [М], [М']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
мама мыть Моя мама,
муха мыло Мой мяч.
моя мою Мою мяч.
мой мяч Мама, муха!
19. Уточнение произношения звуков [П], [ГГ]
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
папа петь пили Папа, пили.
Петя пить пей Петя, пей.
пух пилить пой Папа, пой.
20. Уточнение произношения звуков [Б], [Б']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
баба бить Боба, бей!
Боба бей
Бобик бак
Вот баба. Баба у дома. Бобик на бабу: «Ав! Ав!» Бобик, это баба!
21. Уточнение произношения звуков [Ф], [Ф']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
ребенка проговаривать слова и предложения.
Фома кофе Вот туфли. У мамы туфли.
Федя кофта Вот кофта. У Фени кофта.
Фима туфли Папа, пей кофе.
22. Уточнение произношения звуков [В], [В']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
ребенка проговаривать слова и предложения,
вата Вова Вот вата. У Вити вода,
вода Витя Вот вода. Вова, пей воду.
Ваня ванна У Вовы вата. Мама моет Вову.
23. Уточнение произношения звуков [Т], [Т]
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
ребенка проговаривать слова и предложения.
Таня тетя Вот Тома. У тети Таня и Тома.
Тома кот У Тимы кот. Тут Тима и Таня.
Тима
24. Уточнение произношения звуков [Д], [Д']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
дом Даня вода Это дом.
дым Дуня куда Это дым.
дыня Дина дай У дома дуб.
дуб дядя дать У Димы дыня.
ДУДКА
У Димы дудка. Дима:
— Ду! Ду! Ду!
ДЫНЯ
У Дины дыня.
- Дина, дай дыню!
- На, Дуня, дыню!
25. Уточнение произношения звуков [Н], [Н']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
Нана Ната Тут Ната.
Нина нота Вот Нина.
Нона кино Там Инна.
Анна нога Болит нога.
Инна ноги
26. Уточнение произношения звуков [К], [К']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим
ребенка проговаривать слова и предложения.
Катя кот кати У Кати киса. Вот кит.
киса кит мак Катя, кати!
МАК
У Кати мак.
- На, мама, мак.
- Дай, Катя, мак.
27. Уточнение произношения звуков [Г], [Г']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
Гена ноги гони
гусь беги гуди
гуси губы где
ГУСИ
- Гена, где гуси?
- Вот гуси. Гуси: «Га-га-га!»
- Гена, беги!
28. Уточнение произношения звуков [X], [X']
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.
хата пух У нас хата. Вот муха,
халат мех Хата мала. У зайки пух.
уха муха У мамы халат. Ухо болит,
ухо тихо У кисы мех. Вова ест уху.
29. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить звукоподражания.
Я люблю свои игрушки — Киску, зайку и лягушку,
Заводного петушка И пушистого щенка.
- Мяу-мяу! — киска плачет.
- Ква-ква-ква! — лягушка скачет.
- Гав-гав-гав! — кричит щенок.
- Ку-ка-ре-ку! — петушок. Я люблю свои игрушки
И подолгу в них играю. Киску, зайку и лягушку На машине я катаю.
- Мяу-мяу! — киска плачет.
- Ква-ква-ква! — лягушка скачет.
- Гав-гав-гав! — кричит щенок.
- Ку-ка-ре-ку! — петушок.
30. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.
ДОМ
Строим дом — ом, ом, Впятером — ом, ом. Вот окошко, крыша вот. От-от-от, от-от-от.
Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий.
Дом растет — от, от, Видит кот — от, от.
Крыша вот, а вот труба. Ба-ба-ба, ба-ба-ба.
Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий.
31. Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.
ДОЖДЬ
Сильный дождь идет в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! В лужи он налил воды. Ды-ды-ды! Ды-ды-ды! Стала мокрою листва. Ва-ва-ва! Ва-ва-ва!
Дождь кончается в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Скоро я гулять пойду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Я по лужам побегу. Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!
Я на солнышко взгляну. Ну-ну-ну! Ну-ну-ну! Ах! Какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Распускаются цветы. Ты-ты-ты! Ты-ты-ты!
32. Уточнение произношения звука [Ы]
Рассматриваем с ребенком картинки, называем их, предлагаем малышу назвать картинки.
бык дыня Вот дым. У мамы сын.
дым мышь У Вовы дыня,
сын мыть Надо мыть ноги.
Расписание занятий логопеда
Среда –
Пятница -
Занятия воспитателя по второй половине дня
- Корригирующая гимнастика;
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- Эстетическое развитие.
- Накопление пассивного словаря.
- Развитие мелкой моторики.
- Работа по заданию логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...
Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...
Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...
презентация «Проектирование рабочей программы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста»
В последнее время стала актуальна проблема развития речи детей. Своевременное овладение правильной речью, имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка. С одной стороны про...
Тема родительского собрания : "Этапы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста" (презентация)
В данной презентации рассматриваются этапы речевого развития детей младшего дошкольного возраста и симптомы речевых нарушений. Представлены игры для развития речи....
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Индивидуальная программа на ребенка старшего дошкольного возраста по разделу «Речевое развитие» группа старшего дошкольного возраста
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слуха - произносительны...