Индивидуальная развивающая программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Индивидуальная развивающая программа составлена по результатам логопедического обследования (в начале учебного года). Предназначена для ребенка 5-6 лет с ОНР 3-го уровня, стертой формой дизартрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_razvivayushchaya_programma.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная развивающая программа
Дата составления – сентябрь 2012г.
Попова Анастасия, 5 лет
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня, стертая форма дизартрии.
Цель программы – формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.
Задачи программы:
- Развитие силы, подвижности, переключаемости органов артикуляции.
- Работа над звукопроизношением: постановка звуков [ш], [ж], [щ], ч, [л], [л’], [р], [р’], их автоматизация и дифференциация.
- Развитие словаря.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие психических процессов.
Направления коррекционно-развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Формирование правильного звукопроизношения | Дыхательная гимнастика (1-2 упражнения на занятии):
Учить точно и в полном объеме воспроизводить артикуляционные позы и удерживать их; формировать кинетическую основу движений; вырабатывать точные плавные координированные движения органов артикуляции, учить переключаться с одной артикуляционной позы на другую, с одного движения на другое; формировать кинестетическую основу движений артикуляции. Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии (упражнения «окошко», «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Трубочка», «Толстячок», «Худышка», «Накажем непослушный язык», «Причешем язычок», «Часики», «Качели». Использование игровых приемов «Сказка о Веселом Язычке», «Котик Музик», «Зоопарк зверей», «Театр пальчиков и языка». Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч: «Лягушка», «Хоботок», «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Чашечка», «Бублик», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка». Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [л], [л’]: «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход гудит», «Самолет гудит», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубы», «Посчитай верхние зубы», «Поймаем звук «л». Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [р], [р’]: «Качели», «Маляр», «Чистим верхние зубы», «Посчитай верхние зубы», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», Барабан», «Комарик», «Моторчик». Логопедический массаж (расслабляющий). Постановка звуков [ш], [ж], [щ], ч, [л], [л’], [р], [р’], их автоматизация и дифференциация. |
Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза | 1. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков, слухового внимания и слуховой памяти. 2. Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале:
3. Развитие элементарных форм фонематического анализа:
4. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза:
5. Работа над сложными формами фонематического анализа (на основе слухового восприятия слова, без его произнесения):
|
Формирование ритмико-слоговой структуры слова | 1. Преодоление нарушений слоговой структуры слов на невербальном материале:
2. Преодоление нарушений слоговой структуры на вербальном материале:
|
Практическое усвоение лексических средств языка | 1. Накопление знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. 2. Формирование умения выделять и называть части предмета. 3. Уточнение значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 4. Знакомство с различными способами словообразования: с помощью суффиксов, образование относительных прилагательных, образование прилагательных от наречий, от существительных, а также разные их степени, образование уменьшительных названий качеств предметов. 5. Различение и образование родственных слов, сознательное их использование в самостоятельной речи 6. Практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. 7. Усвоение слов с переносным значением. 8. Расширение словаря антонимов, синонимов. |
Практическое усвоение грамматических средств языка | 1. Формирование навыков согласования существительного и глагола, прилагательных с существительными, числительных с существительными. 2. Формирование навыков падежного управления. 3. Формирование навыков предложного управления. 4. Уточнение структуры предложения. |
Формирование диалогической и монологической речи | 1. Составление предложений. 2. Формирование умения вступать в диалог, поддерживать беседу. 3. Составление простых рассказов о последовательно воспроизводимых действиях, по следам выполненной серии действий. 4. Составление рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин. 5. Пересказ. 6. Составление рассказа по представлению, на заданную тему. |
Развитие мелкой моторики пальцев рук и подготовка руки к письму | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Самомассаж. 3. Кинезиологические упражнения. 4. Шнуровка. 5. Различные виды работ с ножницами, бумагой, пластилином. 6. Конструирование. 7. Работа с лекалами и трафаретами. 8. Штриховка в различных направлениях, раскрашивание. 9. Графические диктанты. 10. Работа в тетрадях. |
Профилактика оптической дислексии и дисграфии | 1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). 2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти. 3. Формирование пространственных представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. |
Развитие психических процессов | 1. Развитие зрительного, слухового восприятия. 2. Развитие внимания. 3. Развитие памяти. 4. Развитие мышления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"
Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...
Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: создать условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.Задачи: обучать навыкам самоконтроля при выполнении дыхательных упражнений; развивать вниман...
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР.
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога- психолога с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР....
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями "Будка для собаки"
Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Напралено на умение развличать геометрические фигуры, работать со схемой, формиро...
Индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР
представлена индивидуальная образовательная программа для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР...
Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие для ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР «Письмо от почтальона Печкина»
Занятие носит характер учебно-игровой деятельности ребенка, включение здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР п...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста.
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Цель: коррекция и формирование познавательных возможностей ребенка.З...