Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад
методическая разработка
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.
Задачи.
Образовательные:
- формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- способствовать социализации воспитанников;
-обогатить знания дошкольников о деревне Бегуницы, ее истории, достопримечательностях, людях-тружениках.
Развивающие:
-развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
-развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края;
- способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм;
- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомить с народными промыслами.
Воспитательная:
-формировать активную жизненную позицию, через изучение природы родного края;
-прививать навыки здорового образа;
- воспитывать уважение к труду взрослых, создающих красивое село;
-воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 комбинированного вида»
Опыт работы представлен
воспитателем Костриковой Еленой Геннадьевной
Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение»
2020-2022 учебный год
Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предыдущими поколениями, может любить Родину, узнать её, стать подлинными патриотами»
(С. Михалков)
Актуальность:
В настоящее время усиленно внимание к вопросу содержания и форм дошкольного образования со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.
Изменения касаются и личностного развития ребенка, постоянно возникает идея о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов воспитания. Важно донести до сознания дошкольников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к семье, родному городу, краю, его традициям и культуре.
В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. И наша задача – сформировать умение детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Анализируя данные мониторинга детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство из них имеет низкий уровень представлений о родном крае, его истории и традициях, не проявляют интереса к иллюстрациям, фотографиям, компьютерным презентациям, посвященным псковской тематике. Результаты анкетирования показали, что родители затрудняются в определении понятий «нравственность», «патриотизм». Родители не считают нравственно - патриотическое воспитание важной частью работы ДОУ, считая главным – развитие речи.
Таким образом, мы пришли к выводу, что грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию это проведение экскурсий по родной деревне в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:
- познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, социальная действительность),
- художественно – эстетическое развитие (продуктивная),
- развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,
- нравственно – патриотическое воспитание,
- работа с родителям.
В связи с этим, возникла необходимость создания данного проекта.
Гипотеза. Предположим, что если мы будем проводить работу по приобщению к истории и культуре родного края в воспитательно – образовательном процессе, который будет осуществляться в определенных условиях, то это будет способствовать воспитанию любознательного, общительного, имеющего представления о себе и обществе ребенка, что обеспечит в дальнейшем успешную социализацию в современном постоянно развивающемся обществе.
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционными средствами педагогического воздействия.
Задачи.
Образовательные:
- формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- способствовать социализации воспитанников;
-обогатить знания дошкольников о деревне Бегуницы, ее истории, достопримечательностях, людях-тружениках.
Развивающие:
-развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
-развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края;
- способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм;
- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомить с народными промыслами.
Воспитательная:
-формировать активную жизненную позицию, через изучение природы родного края;
-прививать навыки здорового образа;
- воспитывать уважение к труду взрослых, создающих красивое село;
-воспитывать нравственно - патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями:
Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Ожидаемый результат.
Дети:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повышение познавательной и речевой активности;
- усвоение необходимых знаний об особенности природы родного края, о наиболее важных исторических событиях родной деревне.
Родители:
- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса;
-возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.
Формы реализации:
-экскурсии;
-непосредственно –образовательная деятельность по развитию речи;
- беседы;
- продуктивная деятельность;
-чтение художественной литературы.
План работы на 2020-2021 год
№ п/п | Время проведение экскурсии | Название экскурсии | |
1. | Осень | «Библиотека» | |
2. | «Почта» | ||
3. | «Пешеходные переходы в нашем поселке» | ||
Зима | «Пекарня «Хлебная усадьба»» | ||
«Школа искусств» | |||
«Школьный парк» | |||
«Стадион» | |||
Весна | «Грачевник» | ||
«Бегуницкая средняя образовательная школа» | |||
«Братское захоронение павших во второй мировой войне» | |||
«Бегуницкий агротехнический лицей» | |||
Лето | «Ивановские горы» | ||
«Храм Архангела Михаила» | |||
«Аллея Гомонтово. Конюшня» |
План предварительной работы
№ п/п | Экскурсии | Название мероприятия | |
1. | Вводная часть | Беседы: «История нашей деревни»; «Флаг Бегуницкого поселения»; «Знаменитые люди нашей деревни» | |
2. | Библиотека | Чтение художественной литературы; рассматривание книг; оформление самодельных книжек-малышек из детских рисунков. | |
3. | Почта | Чтение художественной литературы (С. Я. Маршак «Почта», А. Шибаева «Почтовый ящик); рассматривание иллюстраций по теме; изготовление писем и конвертов для своих близких. | |
4. | «Пешеходные переходы в нашем поселке» | Изготовление макета «улица полна неожиданностей»; дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор», «назови дорожный знак»; НОД по изобразительной деятельности: «Троллейбус»; «Дорожные знаки»; «придумай дорожный знак». | |
5. | «Пекарня «Хлебная усадьба»» | Беседы: «Откуда хлеб пришел», «Сельскохозяйственные машины на полях», «Грузовик- машина хлебороба»; НОД по изобразительной деятельности «Хлебные и кондитерские изделия», «украсим торт», «Булочки, баранки» | |
6. | «Школа искусств» | Знакомство с композиторами и их произведениями в рамках программы ДОУ (презентация); игра на детских музыкальных инструментах; дидактическая игра: «Узнай, на чем играют» | |
7. | «Школьный парк» | Просмотр презентации: «Зима в парках»: составление описательного рассказа по картине; дидактическая игра «Признаки зимы» | |
8. | «Грачевник» | Беседа на тему: «Перелетные птицы»; Чтение и заучивание стихов о перелетных птицах НОД по изобразительной деятельности «Перелетные птицы» | |
9. | «Бегуницкая средняя образовательная школа» | Рассматривание картины «Школа»; Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни и заучивание стихов; Беседы, рассказы взрослых о школьной жизни. | |
10 | «Братское захоронение павших во второй мировой войне» | Просмотр презентации и беседа на тему; Изготовление искусственных цветов для возложения на братское захоронение | |
11 | «Бегуницкий агротехнический лицей» | Рассматривание иллюстраций на тему: «Транспорт»; просмотр презентации «Профессии на селе»; отгадывание загадок. | |
12 | «Ивановские горы» | Презентация «Лес»; наблюдение за деревьями на прогулке4 рассматривание иллюстраций; чтение худ. литературы о природе. | |
13 | «Храм Архангела Михаила» | Презентация «Православные праздники, обычаи»; рассмотреть иллюстрации с изображением икон, церквей (обратить внимание на особенности архитектуры) | |
14 | «Аллея Гомонтово. Конюшня» | Просмотр фильма «Лошади»; чтение художестенной литературы; нОД по изобразительной деятельности «Лошадки» |
Результат работы: Методическое пособие для педагогов «Познавательно-речевое развитие через краеведение» и видеоотчет о проведенных мероприятиях.
Организация работы с семьей по краеведению.
Работа с родителями содержит следующие разделы:
- Бегуницы – моя малая Родина.
- Природа земли Бегуницкой.
- Праздники и традиции.
- Юные экскурсоводы-краеведы.
Раздел представляет собой несомненный интерес для детей дошкольного возраста, расширяет кругозор ребенка, увеличивает словарный запас, развивает логическое мышление.
Очень важен и такой фактор, как развитие интереса к прошлому и настоящему родного города, приобщение к культуре деревни Бегуницы, его истории, традициям.
Цель первого раздела – познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с наследием деревни Бегуницы.
- Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения.
- Организация консультаций на тему:
«Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу».
«Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников».
«Куда повести ребенка в выходной день».
«Храм – дом божий».
- Привлечение родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников «Масленица», «День Победы», «Что, где, когда?», «День защиты детей», «Пасха», «Праздник птиц», «Каледа», «Новый год»
Раздел «Природа земли Бегуницкой» направлен на то, чтобы объяснить дошкольнику, что и как происходит вокруг него, подготовить малыша к жизни в большом пространстве.
Цель второго раздела – воспитание осознанно-правильного отношения к природе ближайшего окружения.
- Групповые родительские собрания «Знакомство с содержанием экологической работы в детском саду»
- Анкетирование, опрос родителей по проблемам экологического воспитания детей.
- Совместная работа по благоустройству территории детского сада, работы в огороде, совместные экологические походы с детьми.
- Эколого-краеведческий поход «Мой родной край».
- «Праздник труда и весны»
- Тематические выставки: «Природа Бегуницкого края», «Природная кладовая», «Народный календарь», «Наши экскурсии» и т.д.
- Консультации: «Необходимы ли домашние животные для ребенка?», «Редкие растения Бегуницкого края», «О добре и зле. Отношения: «Человек и животные», «Лекарственные растения Бегуницкого края», «Флористика» и т.д.
- Конкурс поделок: осенний конкурс «Поделки из природного материала – удивительное рядом!», «Зимний букет»
- Совместное участие в экологических акциях по охране природы: «Чистая деревня– детям!», рисунки на асфальте «Мы любим свою деревню»
Цель раздела – развитие духовно-нравственной культуры ребенка через приобщение его к народной культуре и традициям
Цель раздела – воспитание любви к родному дому, семье, малой родине.
- Составление семейного древо «Наша семья».
- Консультации:
«Русский дом без родства не живет».
«На всякий случай – свой обычай».
«Корми деда на печи – сам там будешь».
Раздел «Юные экскурсоводы-краеведы» рассчитан на детей старшего, подготовительного возраста.
Цель раздела – развитие дошкольника средствами краеведческо-туристической деятельности, расширение общих представлений детей о своем крае, его истории, природе, мире людей, организуя комплексный подход к интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию дошкольника.
- Анкетирование родителей «Экскурсии– да?»
- «Круглый стол» на тему «В стране экскурсий»
- Совместные экскурсии детей с родителями.
- Создание фотовыставки «Бегуницы– глазами детей».
- Консультации:
«Как знакомить ребенка с правилами поведения на экскурсии»;
«Вместе весело шагать» (семейные экскурсии);
«Создание виртуальной экскурсии»;
«Питание ребенка в походе»;
«Лыжные прогулки»;
«Летний отдых всей семьей».
Рекомендации родителям:
- познакомить детей с родословной своей семьи, с ее историей;
- создать семейные альбомы, в которых отражены все семейные связи;
- рассказать детям о семейном быте дедушек и бабушек, семейных традициях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возрастаПодготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Росто...
Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края в образовательном пространстве ДОО
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкорто...
Отчет «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность да...
РМО Доклад «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование современных инновационных технологий»
Доклад «Речевое развит...
Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»
Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой мото...
Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...