Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
- Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре общеобразовательной программы ДОО .
- На сегодняшний день коррекционная работа строится в рамках проектной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных потребностей каждого ребенка. Построение индивидуального маршрута, согласно требованиям ФГОС ДО, осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качеств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Речевое развитие»
Поэтапное распределение задач по разделу программы
«Развитие речи»
Старший дошкольный возраст (6-8 лет) | |||||||||
Показатели Фамилия, имя ребенка | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Формирование словаря | |||||||||
1. Использует в речи слова, обозначающие названия: | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
2. Умеет подбирать слова | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
3. Использует в речи существительные с обобщающим значением. | |||||||||
4. Имеет представления о выразительных средствах языка. | |||||||||
5. Проявляет интерес к смыслу слова. | |||||||||
6. Умеет использовать разные части речи точно по смыслу. | |||||||||
Звуковая культура речи | |||||||||
1. Правильно и отчетливо произносит все звуки родного языка | |||||||||
2. Внятно и отчетливо, с естественной интонацией произносит: | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
3. Называет слова с определенным звуком | |||||||||
4. Умеет находить слова с заданным звуком в предложении | |||||||||
5. Определяет место звука в слове | |||||||||
Грамматический строй речи | |||||||||
1. Умеет согласовывать в предложении | |||||||||
существительные
| |||||||||
| |||||||||
местоимения
| |||||||||
| |||||||||
2. Умеет образовывать (по образцу) | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
прилагательные
| |||||||||
| |||||||||
3. Умеет строить | |||||||||
сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.) | |||||||||
сложные предложения разных видов | |||||||||
Связная речь | |||||||||
1. Умеет отвечать на вопросы и задавать их. | |||||||||
2. Самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передает содержание литературного текста | |||||||||
3. Использует в пересказе выразительные средства, характерные для произведения. | |||||||||
2. Умеет составлять рассказы: | |||||||||
о предмете по плану, составленному коллекивно | |||||||||
по плану, предложенному воспитателем | |||||||||
по картине | |||||||||
по серии сюжетных картинок | |||||||||
из личного опыта | |||||||||
3. Умеет составлять | |||||||||
рассказы | |||||||||
небольшие сказки | |||||||||
Подготовка к обучению грамоте | |||||||||
1. Имеет представления о предложении (без грамматического определения). | |||||||||
2. Умеет: | |||||||||
составлять предложения из 2-4 слов | |||||||||
членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности | |||||||||
3. Умеет делить слова с открытыми слогами на части | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
4. Составляет слова из слогов (устно). | |||||||||
5. Выделяет последовательность звуков в простых словах. |
Индивидуальный маршрут развития
по разделу программы «Развитие речи»
Старший дошкольный возраст (6-8 лет) | ||||||||
Показатели Фамилия, имя ребенка | ||||||||
Формирование словаря | ||||||||
1. Использует в речи слова, обозначающие названия: | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
2. Умеет подбирать слова | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
3. Использует в речи существительные с обобщающим значением. | ||||||||
4. Имеет представления о выразительных средствах языка. | ||||||||
5. Проявляет интерес к смыслу слова. | ||||||||
6. Умеет использовать разные части речи точно по смыслу. | ||||||||
Звуковая культура речи | ||||||||
1. Правильно и отчетливо произносит все звуки родного языка | ||||||||
2. Внятно и отчетливо, с естественной интонацией произносит: | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
3. Называет слова с определенным звуком | ||||||||
4. Умеет находить слова с заданным звуком в предложении | ||||||||
5. Определяет место звука в слове | ||||||||
Грамматический строй речи | ||||||||
1. Умеет согласовывать в предложении | ||||||||
существительные
| ||||||||
| ||||||||
местоимения
| ||||||||
| ||||||||
2. Умеет образовывать (по образцу) | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
прилагательные
| ||||||||
| ||||||||
3. Умеет строить | ||||||||
сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.) | ||||||||
сложные предложения разных видов | ||||||||
Связная речь | ||||||||
1. Умеет отвечать на вопросы и задавать их. | ||||||||
2. Самостоятельно, выразительно, после-довательно, без повторов передает содер-жание литературного текста | ||||||||
3. Использует в пересказе выразительные средства, характерные для произведения. | ||||||||
2. Умеет составлять рассказы: | ||||||||
о предмете по плану, составленному коллек-тивно | ||||||||
по плану, предложенному воспита-телем | ||||||||
по картине | ||||||||
по серии сюжетных картинок | ||||||||
из личного опыта | ||||||||
3. Умеет составлять | ||||||||
рассказы | ||||||||
небольшие сказки | ||||||||
Подготовка к обучению грамоте | ||||||||
1. Имеет представления о предложении (без грамматического определения). | ||||||||
2. Умеет: | ||||||||
составлять предложения из 2-4 слов | ||||||||
членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности | ||||||||
3. Умеет делить слова с открытыми слогами на части | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
4. Составляет слова из слогов (устно). | ||||||||
5. Выделяет последовательность звуков в простых словах. |
Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении по разделу программы «Развитие речи»
Название игры, упражнения | Цель игры, упражнения | Содержание игры, упражнения |
Формирование словаря | ||
1 «Переезжаем на новую квартиру» | Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь. | Игровой материал: 1.Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа. 2.Коробочки для складывания картинок. Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Собранную посуду я сложу в синюю коробку». Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым. |
2 «Вершки-корешки» | Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. | Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант. Игровое действие. Разыгрывание фантов. Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки». |
3 «Скажи по-другому» | Учить детей подбирать синоним-слово, близкий по значению. | Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт. «Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский. «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный». «Мокрый» - «сырой, влажный» и т. |
4 «Кто больше знает» | Учить использовать в речи синонимы. Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность. | Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован. Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет. Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит: - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать? Дети отвечают: - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши. - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры. |
5 Лото «В мире растений» | Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам. | Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками. Ход игры. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений. |
6 «Летает, а не птица» | Учить использовать в речи существительные с обобщающим значением. | Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев. |
7 «Наоборот» | Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Учить подбирать слова с противоположным значением (темный – светлый, веселый – грустный и т.д.). | Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу. Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово. |
8 «Придумай предложение» | Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Упражнять в использовании эмоционально-оценочной лексики. | Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом. Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. |
9 «Кто больше заметит небылиц?» | Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Учить замечать и использовать в речи выразительные средства языка. Побуждать интересоваться смыслом слова. | Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы. Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл). Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу. Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз. Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил. |
10 «Где начало рассказа?» | Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Учить замечать и использовать в речи выразительные средства языка. Побуждать интересоваться смыслом слова. | Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ. |
11 «Размытое письмо» | Продолжать учить использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. | Материал. Игрушечный мишка. Организация. Воспитатель: - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин». Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения. |
12 «Живые слова» | Продолжать учить использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. | Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться). Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...) |
Звуковая культура речи | ||
13 «Назови картинку и найди первый звук» | Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка Научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. | Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки. |
14 «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук …» | Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, | Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать) |
15 «Найди фишке место» | Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание | Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема: прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек. Ход игры. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек. Картинки к игре: зебра(б), автобус(с), халат(л), аист(с), цапля(ц), улей(у), индюк(к), лось(о), зубр(р), ручка(ч), газета(т), часы(ы), кошка(ш), финиш(ш), солнце(ц). |
16 «Замкни цепочку» | Продолжать развивать фонематический слух. Учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. | Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком. Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более чёткой правильной и выразительной. |
Грамматический строй речи | ||
17 «Сосчитай воробьев» | Учить согласованию существительного с числительным | Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картин ка с изображением стаи воробьев. Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев). |
18 «Кошкин дом» | Активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под. | Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка. Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия. |
19 «Волшебные превращения» | Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами. | Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани. Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел. Ход: В чащобе, вдали от людей, Волшебник живёт, чародей. Волшебною палочкой чудной своей Он делает массу полезных вещей. Из материалов обычных Много предметов различных Создаст чародей за мгновенье Лишь палочки прикосновеньем. Из хрусталя, поролона и кожи Он сотворить очень многое может. Вам нужно круги «золотые» вращать, Картинки в кругах важно чётко назвать. На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке. Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку». Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки». После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются. |
20 «Назови сколько» | Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже. | Картинки перевернуты, ребенок их не видит. .Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Педагог предлагает назвать, что на карточке. - Это : (ребенок наугад называет любой предмет). Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки. Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках. Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина. - Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке? Ответ ребенка: Кружки. Педагог: сколько кружков? Ответ ребенка: Два. Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками. Педагог: Назови предметы, добавляя число 2. Образец: два мяча, две елочки :продолжай. Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза. Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось. Ребенок: Новая карточка. Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке. Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5. Образец: 5 мячей, 5 елочек. |
21 «Дерево родственных слов» | Учить образовывать однокоренные слова. | Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках). Ход: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.» После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову. |
22 «Дом – домик – домишко – домище» | Упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь. | Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета) Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует». |
23 «Космическое путешествие с совой Грамотейкой» | Закрепление представлений об элементарных грамматических правилах, активизация употребления грамматических категорий в речи | Материал: карта космического неба со звёздами голубого, жёлтого, розового и зелёного цветов, на звёздах голубого, жёлтого и розового цвета – цифры, на зелёных – вопросительные знаки; фишки – изображение совы на разном цветовом поле – 5 шт.; кубик; карточки с вопросами (15-20 вопросов по каждому разделу): голубого цвета – вопросы на словообразование, жёлтого – на морфологический строй речи, розового – на синтаксический строй речи; маленькие звёздочки разного цвета – 50 шт. Количество игроков: от 2 до 5 чел. Правила игры: 1.Игрок делает ход один раз и отвечает на вопрос. Попав на голубую звездочку, он берёт карточку голубого цвета, на жёлтую – жёлтого, на розовую – розового, и выполняет содержащееся там задание. 2.Если игрок отвечает правильно, он получает цветную звёздочку. Если ответ неправильный или игрок сделал хоть одну ошибку, не получает ничег 3. Попав на зелёную звёздочку с красным вопросительным знаком, он должен ответить на вопросы других игроков, счёрным вопросительным знаком – сам задать вопросы соперникам (в этом случае цветные звёздочки получают все игроки, правильно ответившие на его вопросы). Вопросы должны быть с грамматическим содержанием. 4. Победителем считается игрок, набравший наибольшее количество цветных звёздочек. Ход: Игроки по очереди бросают кубик и делают ход в соответствии с выпавшим числом. Попав на звёздочку определённого цвета, берут карточку такого же цвета и выполняют написанное в ней задание, получив за правильный ответ цветную звёздочку. Если фишка оказалась на зелёной звёздочке, игрок отвечает на вопросы соперников или задаёт вопросы им |
24 «Эстафета» | Упражнять в образовании глаголов с приставками, активизация глагольного словаря. | Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков. Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается. |
25 «Кто как голос подаёт» | Упражнять в образовании глаголов с приставками, активизация глагольного словаря. | Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира. Ветер весеннюю песню донёс Песню пролаял охотничий пёс, Волк эту песню провыл на опушке, Дружно проквакали песню лягушки. Бык эту песню, как мог, промычал. Рысь промурлыкала, Сом промычал. Филин прогукал, Уж прошипел, А соловей эту песню пропел. Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок. |
26 «В гостях у матрёшек» | Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложно подчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие. | Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру. Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек. «У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)». Сравнивать предметы можно в разной последовательности. Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д. |
27 «Фантастический зверь» | Упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений. | Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана). Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги». |
28 «Зачем нам эти вещи» | Научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели. Учить строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы, всегда, например). | Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать». |
29 «Объясните, почему…» | Научить строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления. | Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек. Незаконченные предложения для игры: Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко) Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер) Стало очень холодно… (пошёл снег) |
Связная речь | ||
30 «Курочка-рябушечка» | Развивать диалогическую речь; знакомить с фольклорным произведением; соотносить предметы по цвету и величине в ходе практических действий. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения. | Ход игры: Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка»: -Курочка – рябушечка, куда ты пошла? -На речку. -Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку? -За водичкой. -Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка? -Цыпляток поить. -Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить? -Пи – пи – пи – пи - пи! Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине. |
31 «Фотограф» | Научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. | Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные». |
32 «Чего на свете не бывает» | Научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. | Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения. |
33 «Как ты узнал?» | Учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. | Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, |
34 «А я бы…» | Развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию. | После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей. |
35 «Составь два рассказа» | Научить различать сюжеты разных рассказов. | Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии. |
36 «Времена года» | Формировать пространственно-временные представления детей, обогащение словаря и формирование грамматических категорий. | Обучение детей составлению рассказа по собранным картинкам самим ребенком или другими детьми. Можно предложить ребенку план рассказа, например «Весна» |
Подготовка к обучению грамоте | ||
37 «Распутай слова» | Учить составлять предложения, используя данные слова. | Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. |
38 «Добавь слова» | Научить составлять распространенные предложения. | «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье. Предложения для игры: Девочка кормит собаку. Пилот управляет самолётом. Мальчик пьёт сок. |
39 «Раздели» | Учить делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. | Задание: раздели слова на слоги (на-шаМа-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) |
40 «Из слогов - предложение» | Научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения. | Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение. |
41 «Составь слово» | Учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова. | У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная карта развития ребенка старшего дошкольного возраста
Индивидуальная карта развития ребенка старшего дошкольного возраста...
Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...
Индивидуальный маршрут для ребенка старшего дошкольного возраста имеющего нарушения осанки
Данный материал поможет укрепить опорно - двигательный аппарат ребенка и корректировать дефекты осанки - плоскостопие....
Индивидуальный маршрут для ребенка старшего дошкольного возраста по развитию способностей в прыжке в длину с места.
Предлагаемый материал поможет развить способности ребенка старшего дошкольного возраста в прыжках в длинну с места....
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением
Индивидуальный образовательный маршрут.Цель: способствовать адекватному взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми, создание адекватных условий для социализации ребенка.Задачи:создать условия ...
Открытое индивидуальное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по формированию связной речи на тему «Зима».
Занятие, с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста, по формированию связной речи на тему: «Зима» с использованием технологии пла...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.
В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физи...