занятие путешествие в прошлое города Иркутска "Как все начиналось"
план-конспект занятия (старшая группа)
занятие по краеведению для старших дошкольников. Знакомство с историей воникновения своего города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kak_vse_nachinalos.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ИОС Путешествие в прошлое города. Иркутская история.
Тема: «Как все начиналось».
Цель: Дать детям элементарные представления о возникновении города Иркутска, его историческом происхождении. Познакомить с первыми строениями, Острогом. Знакомить с видами старинного города: улицами, их названиями, зданиями, старинной архитектурой. Рассказать о людях, которые его прославили и, несмотря на трудности, сохранили его для нас. Воспитывать гордость и уважение к родному городу, ставшему культурным центром.
Материал: Презентация; иллюстрации с изображением города Иркутск; макет Юрта бурят, куклы бурят и бурятка, игрушки кони 4 шт, коровы 4 шт, ; топор, пила двух ручка из картона.
Ход
1. Дети приглашаются к доске, на которой вывешены фотографии г. Иркутска.
- Ребята, вы узнали, что изображено на иллюстрациях? (Ответы детей).
- Правильно, это наш город. А как называется наш город? (Ответы детей).
- А как вы думаете, Иркутск, всегда был таким большим городом, с широкими тротуарами, высокими зданиями? (Ответы детей)
- Да не всегда. Наш город имеет большую историю от появления до нашего времени.
- Я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое нашего города. Садитесь на свои места и послушайте рассказ о возникновении нашего города Иркутска. Показ презентации по ходу рассказа. https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/13/kak_vse_nachinalos.pdf
1 слайд Когда-то очень давно на этом месте шумела вековая тайга, бродили дикие звери, были не проходимые леса. Медведи устраивали свои берлоги, птицы гнёзда вили, свободно гуляли гордые лоси, бегали быстрые косули.
В этих местах кочевали племена бурят (подойдите к макету), что вы здесь видите? (Ответы детей).
Это юрта, кочевой народ буряты и их животные. Городов и деревень они не строили, переходили с места на место где много травы для корма своих животных, коров и лошадей. Путешествуем дальше, присаживайтесь.
Но однажды летом в тайге, над чистыми водами Ангары раздался стук и визг топоров. Отряд казаков под командованием отважного землепроходца Похабова Якова Ивановича строил небольшой, но основательный деревянный городок с земляными укрытиями и высоким ограждением.
2 Слайд В городе стоит памятник Якову Похабову. никаких свидетельств того, как выглядел первопроходец, не сохранилось, памятник ему — исключительно фантазия художника. На гранитном постаменте — скульптура крепкого мужчины в кольчуге с поясной сумкой, он как бы показывает то место, где должен вырасти город.
Взяв топоры и пилы, люди стали валить деревья и делать бревна для строительства домов. Такие городки в те времена назывались – острогами (показ макета острога).
3, 4, 5,6 Слайд Острог имел тыновые стены, четыре башни, три из которых находились по углам, а четвёртая по середине одной из стен. Он являлся защитой восточных сторон Российского государства. Служил крепостью и вскоре вокруг него поселились люди, стал расти посад, поселения. Требовался новый острог. И был построен новый, значительно больший. Острог оказался в центре путей сообщений, дорог, по которым везли разные товары. Так ка город стоял на реках Ангара, Иркут, Ида (сейчас Ушаковка), к нему подплывали струги, лодки с мехами и золотом, разными припасами.Это помогало острогу быстро разрастаться и развиваться. И вскоре он достиг такой величины, что ему был присвоен статус города и стали называть его Иркутским по названию реки Иркут, около устья, которой он находился, впадающей в реку Ангару.
Место для строительства города было выбрано не случайно
-Как вы думаете, почему казаки выбрали это место для строительства города? (ответы детей)
- Место было очень удачным: по соседству находились плодородные земли, в лесу было много ягод, грибов. Разного зверья, река полная рыбой. На севере много пушных зверей.
- Как вы думаете, почему он получил такое название Иркутск? (Ответы детей).
- Да по названию реки. Как вы думаете, почему в начале город был деревянным? (предположение детей).
-Правильно, другого материала у людей не было в лесу.
Физминутка Дети имитируют строительство домов (рубят деревья, срубают ветки, счесывают кору, носят тяжелые бревна).
Путешествие продолжается. Присаживайтесь.
7, 8, 9,10 Слайд Как и другие старинные русские города, наш город был застроен деревянными домами и поэтому очень часто горел.
11, 12 Слайд Однажды, был такой сильный пожар, что выгорел почти весь город. Много в пожар осталось людей без крова. Сгорели важные документы, фотографии, в библиотеках сгорели книги. Появились новые каменные здания.
Люди стали отстраивать новый город. Появились новые дома, но уже каменные.
-Как вы думаете, почему стали строить каменные дома? (ответы детей).
13, 14, 15 Слайд Было решено, что город нужно отстраивать из камня. И стали строить дома каменные, они были надежнее деревянных, в пожар могли уцелеть.
Итог: На этом наше путешествие закончено. Сегодня мы познакомились с историей возникновения нашего города, с его прошлым. Но ведь не все сразу появилось. А вот как постепенно рос он, мы можем познакомиться на следующем занятии.
А в заключении дети прочтут стихотворение об Иркутске:
Я люблю тебя город Иркутск,
Твоих улиц, крикливую спесь
И туман над рекой Ангарой,
И байкальского воздуха смесь.
Я люблю побродить не спеша,
В старых улицах вновь затеряться,
Если просит об этом душа,
на мгновение с прошлым остаться...
Я люблю тебя город Иркутск,
Древний град над седой Ангарой,
Принимаю таким, какой есть
И всегда восторгаюсь тобой.
Я желаю тебе город мой
Жить, не ведая, горя, печали,
Вновь, как прежде, промышленным стать
И, чтоб люди твои процветали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Путешествие в прошлое города Мичуринска" (Козловский Троицкий монастырь)
Ознакомление детей с достопримечательностями родного города....
конспект по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в прошлое города Камышина"
Без прошлого нет настоящего.Поэтому начинать знакомить детей с иторией родного города необходимо с дошкольног возраста....
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
ООД "Машина времени или как мы путешествуем в прошлое города"
Расширять представление детей о городе Н.Новгороде. Познакомить с историей города его возникновением, символикой...
НОД «Путешествие в прошлое города. Нижний Тагил».
Цель: совершенствование представлений об истории и настоящем времени города Нижний ТагилЗадачи: учить детей составлять хронологическую последовательность истории города; развивать сообрази...
конспект-технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое моего родного города"
Занятие тематического раздела программы «Мой любимый город Канск» «Родной город: достопримечательности и окрестности»...
Презентация к занятию Путешествие в прошлое города Иркутск "Как все начиналось"
материал к занятию Путешествие в прошлое города Иркутск...