Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Путешествие в прошлое города Мичуринска" (Козловский Троицкий монастырь)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Кострикина Марина Николаевна

Ознакомление детей с достопримечательностями родного города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по познавательному развитию

в старшей группе на тему:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ГОРОДА МИЧУРИНСКА»

(Козловский Троицкий монастырь)

Программное содержание: Воспитывать в детях любовь к родному

городу Мичуринску, формировать интерес к  его истории, к людям простым и знаменитым. Учить образовывать формы глагола «звонить» (звонит, позвони). Развивать диалогическую речь, память мышление. Воспитывать в детях желание бережно относиться к достопримечательностям нашего города.

Ход Занятия: 1 ЧАСТЬ .

Дети, хотите, я расскажу вам историю, которая произошла с маленьким медвежонком?

  • В нашем городе Мичуринске жил-был маленький медвежонок. Однажды, когда медвежонок крепко спал, у него зазвонил телефон. Что сделал телефон? (зазвонил)
  • Телефон звонит и звонит, а медвежонок продолжает спать. Ребята, давайте вместе скажем: «Медвежонок, телефон звонит!». Молодцы, громко сказали! А что же медвежонок? Он перевернулся на другой бок и продолжал спать.
  • Прошу Катю, и Алёшу К. подойти к медвежонку со словами: «Медвежонок, телефон звонит!».

Медвежонок просыпается, отдаю его вместе с телефоном кому-то из детей. Если ребенок затрудняется с началом разговора, спрошу: «Как ты думаешь, что сказал медвежонок, подняв трубку?».

Медвежонок:                «Алло! Слушаю!»

Зайчик (в-ль):        «Здравствуй, медвежонок! (пауза). Тебя

беспокоит Зайчонок. Ты почему так долго не подходил к телефону?»

  Медвежонок:                 «Я спал».

  Зайчик:                        «Пойдем сегодня в краеведческий музей».

  Медвежонок:                «А я там уже был».

  Зайчик:                        «Как здорово! А что там тебе больше всего

понравилось?».

Выслушиваются ответы медвежонка. Предлагаю передать его нескольким детям, чтобы они рассказали о своих впечатлениях от экскурсии по краеведческому музею.

  Зайчик: (после того, как ребенок берет медвежонка в руки)

«А что ещё тебе запомнилось?»

Если никто из детей не вспомнит о макете военной крепости Козлова, то от имени Зайчика продолжаю:

«А не видел ли ты в музее макета города Козлова? Говорят его сделал старшеклассник школы искусств из спичек, палочек и щепочек».

Медвежонок:                 «Видел».

Зайчонок:        «Я тоже хотел бы её увидеть. Сходи со мной в музей».

Медвежонок:        «Хорошо».

Зайчонок:        «Тогда быстрее собирайся. Я жду тебя на автобусной остановке».

Воспитатель:        «Медвежонок быстро умылся, попил чай и побежал к своему другу».

        Дети, по дороге в краеведческий музей медвежонок и зайчонок увидят столько интересного: памятники и много других достопримечательностей. Что же они увидят? (можно показать фотографии).

  • памятник И.В. Мичурину,
  • бюст  Герасимова,
  • дом-музей Герасимова,
  • церкви: Ильинская, Боголюбская, Всех Скорбящих Радосте, и др.

Да, медвежонку и зайчонку можно позавидовать. Ребята, а вы помните, зайчонок и медвежонок говорили по телефону о какой-то крепости Козлов? Что такое Козлов? (город Мичуринск).

(Побудить детей к ответу: наш город Мичуринск раньше назывался Козлов).

  • Правильно! Молодцы! Ребята, как бы мне хотелось побывать в тех далеких годах, когда Козлов только начинал строиться …   А вам? Как же это сделать?

(проходим через временную дыру – подлезаем под дугу).

 Демонстрирую на держателе картинку и говорю:

  • Что же мы видим? Речка. На ней парусные лодки – струги. Высокий холм, весь покрытый деревьями. И на этом холме, кажется, появились люди. Это царские слуги, выполняя приказ царя Михаила Федоровича, 11 октября 1635 года приехали сюда строить город – крепость для защиты Руси от набегов татар. Дети, как вы думаете, из чего мастеровые стали строить башни, стены крепости, избы?

(на коромысле картинки с изображением кирпичей, дерева, камней).

  • Как вы думаете, почему? (из дерева, т.к. кругом были леса).
  • А какой город ещё начинали строить из дерева? (Москву).
  • Правильно, Москва тоже, как Козлов вначале была деревянной.
  • Город – крепость Козлов обрастал избёнками, землянками, в которых жил простой люд. Внутри крепости построили церквушку. Город разрастался и давал отпор татарам, не пропуская их к Москве и другим городам.

В нескольких километрах от Козлова строили Троицкий мужской монастырь (строительство его началось в 1627 году, т.е. раньше, чем строительство Козлова). Этот монастырь 43 года простоял деревянным. Хотя стены, которые окружали монастырь, сразу же строились из камня. Были они высокие, с башнями, бойницами. Шло время. Троицкий монастырь продолжал расширяться. Монахи трудились, не покладая рук: выкорчевывали деревья, копали землю, засеивали её семенами различных растений, строили новые церкви.

Монахи расчистили дорогу от монастыря к Козлову. Она и сейчас сохранилась. И люди из Козлова потянулись к монастырю. Кто-то приходил помолиться в церкви, кто-то, чтобы попросить семян для посева на своих огородах. А в начале лета, в праздник Святой Троицы, жители города Козлова с 10-11 часов вместе с детьми толпой шли к Троицкому монастырю, у стен которого была ярмарка. Эту ярмарку называли «детской». Как вы думаете, почему? Что там должны были продавать, чтобы её назвали «детской». На ярмарке каждому находилось развлечение: крутились карусели, раскачивались качели, веселые скоморохи приглашали на представление.

Здесь можно было купить сладости, глиняные игрушки, тряпичных кукол с нарисованными лицами для малышни. А взрослые здесь могли вкусно поесть, поучаствовать в кулачных боях. Здесь же можно было купить и коров, и свиней, и овец.

И взрослые, и дети с удовольствием играли в народные игры. Мне кажется, на этих праздниках люди с удовольствием играли в игру «Горшки». Давайте и мы с вами поиграем в неё.

Дети становятся парами по кругу. Один садится – «горшок». Другой стоит – «продавец». Водящий подходит к продавцу, кладет руку на голову «горшку»:

  • есть продажный горшок.

Продавец: «Купи! Что дашь?»

Водящий: «Мыльце, рыльце, белое белильце».

Продавец и водящий бегут в разные стороны, стремясь первыми прибежать к горшку. В зависимости от результатов кто-то из них становится «горшком», кто-то «продавцом», а «горшок» - водящим.

Вот так горожане Козлова веселились у монастырских стен в светлый праздник Святой Троицы, а заодно и делали покупки для детей, для себя. Ярмарка продолжалась до самого вечера. А затем жители Козлова шли по домам.

Да и нам пора возвращаться из старого Козлова в современный Мичуринск.

(проходим под дугой, садимся на стульчики)

  • Вот мы и дома. Я надеюсь, вам понравилось путешествие в древний Козлов на ярмарку. Мне хочется, чтобы у вас осталась память об этом путешествии. Давайте-ка с вами сейчас сделаем стены Козловской крепости (деревянной).

Каждый сделает по 1 башне и стены с боков от неё (демонстрирую), а, соединив всё вместе, мы получим большую крепостную стену с бойницами.

ОБЪЯСНЕНИЕ:

  1. Как следует вырезать детали башни – бревна.
  2. Цветовое решение.

АНАЛИЗ:

  1. Найти работы, где самые ровные, прочные стены башни.
  2. Полюбоваться результатами коллективного труда.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Страна, где мы живем".

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей дошкольного возраста "Путешествие в город здоровья"

Цель занятия: Закрепить представление о здоровом образе жизни, об овощах и фруктах, и их пользе для здоровья человека....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего возраста «Магазин одежды»

Цель: закрепить знания детей об одежде и обуви.Программные задачи:1 Уточнить функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты; для головы, рук, ног и тела).2.Познакомить...