НОД «Путешествие в прошлое города. Нижний Тагил».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Челышева Татьяна Евгеньевна

Цель: совершенствование представлений об истории и настоящем времени города Нижний Тагил

Задачи:  учить детей составлять хронологическую последовательность истории города; развивать  сообразительность, познавательную инициативу; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, любовь и чувство гордости к родному городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_proshloe_goroda.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми 6 – 7 лет

 «Путешествие в прошлое города по реке времени».

Цель: совершенствование представлений об истории и настоящем времени города Нижний Тагил

Задачи:  учить детей составлять хронологическую последовательность истории города; развивать  мышление,  сообразительность, познавательную инициативу; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, любовь и чувство гордости к родному городу.

Формируемые целевые ориентиры: проявление инициативы и самостоятельности в общении; формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других детей; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Время: 30 минут

Предварительная работа: знакомство с географическими объектами города; рассматривание достопримечательностей современного города;  посещение краеведческого музея города или виртуальная экскурсия по музею; беседа о профессии археолог, знакомство с пособием «Река времени».

Оборудование и материалы: модули для создания лодки; коробы с песком, совки, кисточки, влажные салфетки; изображения формата А5: пещера, костер, орудия труда из камня; карты (планы) расположения в группе посланий; 3 конверта пронумерованных с изображениями  формата А4:   портрет Акинфия Демидова, изображения первых железоделательных и медеплавильных заводов, знак «Старый соболь»,   малахит,  первый паровоз Черепановых, велосипед Артамонова, НТМК, УВЗ; перечисленные ранее изображения размером 10х10;  альбомы: изделия из малахита, достопримечательности Нижнего Тагила; презентация «Нижний Тагил современный»;  музыкальное сопровождение

Ход организационной деятельности:

I этап «Вводно-организационный»

Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я! Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам пришли гости, поздороваемся с гостями и подарим улыбки, что бы у всех  и весь день, было радостное настроение.

II этап «Мотивационно-побудительный»

Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки?

 Полями, лесом и лугами
Она бежит меж берегами,
Она течёт уже века,
Это - полноводная…(ответы детей) 

Воспитатель: А как называется наш город?   Что дало название нашему городу?  А что может ещё бежать,  течь? (ответы детей)

Воспитатель приглашает детей пройти к панно «Река времени»

Воспитатель: Река течет, и время течет, наверное,  она  может многое интересное рассказать об истории нашего города Нижний Тагил. Посмотрите, эта река начинается в далеком прошлом, которое называется «Древность», затем река времени течет через «Старину», где жили наши прабабушки и прадедушки, а сейчас река времени течет в настоящем, где живем мы с вами, наши родные, оно называется «Современность».

Воспитатель: интересно, как жили люди в древности и в старину? А как это можно узнать? (дети обдумывают, отвечают)

Воспитатель: Вы предлагаете отправиться в путешествие в прошлое? А как мы попадем в прошлое? На чем можно путешествовать по реке? (ответы детей)

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие на лодке времени.

Воспитатель:  Вы готовы? Присаживайтесь в нашу лодку, закрывайте глаза, и вместе со мной повторяйте: «Мы на лодке плывем, в древность мы сейчас попадем. 1,2,3»  (звучит музыка, дети закрывают глаза, произносят слова вместе с воспитателем,  по окончанию музыки, дети открывают глаза).

III этап «Расширение имеющихся представлений, восприятие и усвоение нового материала»

Воспитатель: Ребята, смотрите, мы попали в древнее время. Сейчас мы с вами узнаем, как жили в древности люди. А кто знает, как называются люди, которые ведут раскопки и находят тайны всех веков? (ответы детей)

Воспитатель: я предлагаю вам стать археологами, разделитесь на 3 команды и вы сможете найти тайны, которые прячет от вас земля. Но сначала нужно вспомнит правила работы археологов (дети проговаривают правила работы с песком: совочком  пользоваться аккуратно, высоко не поднимать и не выкидывать из короба песок, пользоваться кисточкой)   

Дети в коробах находят изображения пещеры, огня, орудий из камня.

Воспитатель: Что означают найденные вами изображения? (воспитатель выслушивает детей, поправляет ответы)

Воспитатель: Вы молодцы, многое мы узнали. Первобытные или древние люди  жили в пещерах, почему именно в пещерах? Скажите, по одному жили люди или группами, как вы думаете почему? Для чего люди использовали огонь (ответы детей). Человек научился делать (ответ детей). Для чего? (ответ детей).

Воспитатель: Я предлагаю отправиться дальше в путешествие. Занимайте места в нашей лодке, закрывайте глаза, и вместе со мной повторяйте: «Мы на лодке плывем, в старину мы сейчас попадем. 1,2,3»  (звучит музыка, дети закрывают глаза, произносят слова вместе с воспитателем,  по окончанию музыки, дети открывают глаза).

Воспитатель: ребята мы попали в старину. Сейчас, разделитесь на 3 команды и по плану найдете послания, которые оставили нам наши предки.

Дети  находят конверты с посланиями.

Воспитатель: Итак. Открывайте конверт № 1 (картинки с изображением первых заводов, Акинфия Демидова, знака «Старый соболь»). Что вы видите на картинке? (обдумывают, предлагают, отвечают)

Воспитатель:  Это было давно. В районе горы Высокой, по берегам реки Выи  была найдена медная и железная руда. Акинфием Демидовым  были основаны Тагильский и Выйский железоделательные заводы, и на Урале началось производство чугуна, железа и меди. 1722 год считается датой основания Нижнего Тагила, когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун. Продукция тагильских железоделательных и медеплавильных заводов, известная под товарным знаком «Старый соболь» получила мировую известность. В старину наш город был   заводским поселком.

Воспитатель: Открывайте конверт № 2 (изображения малахита). Что изображено на рисунке? (ответы детей)

Воспитатель рассказывает детям об истории тагильского малахита  и  демонстрирует альбомы изделий из малахита.

Воспитатель: Первый большой камень малахита (глыба) случайно нашли, в огороде, после этого только спустя 20 лет начали находить огромные глыбы малахита, он ценился из-за своего ленточного рисунка. Из него сделан «Малахитовый храм» и колонны в Исаакиевском соборе, отделан один из залов в Зимнем дворце, в Санкт-Петербурге, и изготовлено множество изделий: вазы, столы, камины, шкатулки, украшения. Малахит можно по праву назвать историей Нижнего Тагила, в настоящее время можно только найти набольшие камни малахита.

Воспитатель: Открывайте конверт № 3 (первый в России паровоз Черепановых и велосипед Ефима Артамонова). О чем это послание?

Воспитатель:  Вы молодцы. Мы можем гордиться нашими умельцами, которые изобрели первый в России паровоз и велосипед.

Вы, наверное, устали, отдохнем, и отправимся дальше путешествовать:

В краю лесов и гор высоких,

Где ищут пристань облака,

Тагил раскинулся широко –

Заводы, улицы, дома.

Богатство наше – это люди,

И серебристая  река,

Стоит Тагил над нею гордо

И славит край свой на века!

(дети повторяют слова и движения, которые показывает воспитатель)

Мы отправляемся дальше в путешествие. Занимайте места в нашей лодке, закрывайте глаза, и вместе со мной повторяйте: «Мы на лодке плывем, в наше время попадем. 1,2,3»  (звучит музыка, дети закрывают глаза, произносят слова вместе с воспитателем,  по окончанию музыки, дети открывают глаза).

Воспитатель: Мы попали в настоящее время. Чем знаменит город Нижний Тагил. Какие заводы вы знаете? (ответы детей)

IV этап «Практическая работа»

Воспитатель: Мы с вами побывали в увлекательном путешествии, в прошлом Нижнего Тагила, а теперь я предлагаю вам дополнить наше панно «Река времени» картинками, соответствующими периодам «древность», «старина», «современность».

Дети делятся на 3 команды, выбирают из общего числа картинок, изображения, соответствующие выбранному периоду, рассказывают о своем выборе.

V этап «Рефлексивно-корригирующий»

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие, а что именно понравилось? (ответы каждого ребенка)

А кому вы расскажете о нашем путешествии?

Ребята, но на этом река времени не останавливается, мы продолжим с вами путешествие, только уже в Будущее нашего города. Спасибо вам огромное за наше путешествие и мне хочется сделать вам небольшие подарки, частичку истории нашего города, камни малахита.

Методическая литература:

2. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт.-сост. О.В. Толстикова, О. В. Савельева, Т.В. Иванова [и др.]/ - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 193 с.

3. Нижнетагильский музей-заповедник/ ред. Л.Г. Золотарева – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1988. – 240 с.

__________________

          (дата)

Кандидат на участие в конкурсе ______________   _________________________

                                                                                                        (ФИО полностью)

Руководитель образовательной

организации                           ________________    __________________________

                                                                                                                (ФИО полностью)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в прошлое города Камышина"

Без прошлого нет настоящего.Поэтому  начинать знакомить детей  с иторией родного города необходимо с дошкольног возраста....

Презентация "Нижний Тагил" для проекта "Посткроссинг между детскими садами"

В презентации рассказывается о втором по величине городе Свердловской области, крупнейшем промышленном центре Урала - Нижнем Тагиле....

ООД "Машина времени или как мы путешествуем в прошлое города"

Расширять представление детей о городе Н.Новгороде.            Познакомить с историей города его возникновением, символикой...

Проект на тему "Путешествие в прошлое города"

Цель проекта:Дать детям знания о родном городе Коркино. Развивать чувство гордости, желание сохранить его чистым и красивым. Формировать интерес детей к поиску информации об истории родного города, во...

Квест "Путешествие в прошлое города Павлово на Оке с детьми старшего дошкольного возраста"

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: Сформироват...