Конспект организованной образовательной деятельности «Кто такие старообрядцы (семейские)?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Петрова Татьяна Андреевна

Знакомство дошкольников с историей семейских Забайкалья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_ta_nod_kto_takie_starovery.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

 «Кто такие старообрядцы (семейские)?»

Петрова Татьяна Андреевна

музыкальный руководитель

МБДОУ «Подснежник» с. Бичура»

с. Бичура Республика Бурятия

tatyana_petrova_2013@mail.ru

Цель: 

создать условия для изучения  детьми  истории семейских (предоставление и  совместный поиск различных информационных источников).

Задачи:

-развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.

-формирование навыков информационной культуры через  использование различных информационных источников (книг, фотографий, картин, стихов, песен)

Возраст детей: 6-7 лет

Форма организации: фронтальная

Форма проведения: организованная образовательная деятельность

Оборудование: экран, проектор, компьютер, диски с записями А.С.Утенкова, музыкальный центр, фонотека семейских песен

Атрибуты:

-видеофильм «Заветы старины глубокой» (видеоэкскурсия в древлеправосланый храм Покрова святой Богородицы с. Бичуры)

Презентации:

- «Кто такие староверы?»

- «Экскурсия по  бичурскому музею»

- «Этнографический музей народов Забайкалья»

-«Экскурсия в художественный музей «Старообрядство в картинах»

- Презентация «Бичура в лицах» (фото Корытова)

-к песне А.С.Утенкова «Бичура»

Хрестоматия :

-стихи о истории Бичуры, семейских.

-«История старообрядчества в картинах»

Книга «Семейские Забайкалья»

Ухват, чугун, семейский мужской головной убор , сельница, ступка, коромысло, квашня, рубель и валик.

Ход:

Приветствие.

Прежде чем мы с вами начнем работать, отгадайте музыкальную загадку. Сейчас прозвучит песня. Вопрос – про что  эта песня, кто автор.

Звучит фрагмент песни «Бичура» А.С. Утенкова.

Беседа с детьми о песне.

А как вы понимаете такие слова:

«Есть в Сибири – село,

Староверы живут там давно»

Беседа с детьми (актуализация личного опыта)

Постановка проблемы перед детьми –

Как мы можем узнать, что означают эти слова? – предложения детей.

Работа по инициативе детей:

-изучение книг

-беседа -диалог со взрослыми

-интернет – источники

-возможные предложения детей

Предложения педагога:

1 разбор слова староверы – старая вера.

Вопрос – что такое вера, во что верили , а есть ли новая вера?

Ответы детей

Слушание фрагмента «Звон хасуртайской церкви»(древлеправосланая церковь)

Фрагмент видеофильма «Заветы старины глубокой» (видеоэкскурсия в древлеправосланый храм Покрова святой Богородицы с. Бичуры)

 2  Педагог предлагает найти ответ в книге

-хрестоматия стихов о истории Бичуры.

Пробуем найти объяснение в стихах .(выделены слова для объяснения)

Дети читают и обсуждают стихи о истории Бичуры, находят новую для себя информацию

Е.Д. Вострецова

«Смотрю с утеса я, на наше поселение,

Куда Екатерина сослала,

Потомков наших, предков и дедов,

Шедших сюда многие года.

Начали строить улицу большую,

Все дальше продвигаясь вперед,

Ведь это может только наш

Семейский, работящий,

Твердой веры, бичурский народ.

Построили дома,

Намерили большие огороды,

Чтобы себя и скот свой прокормить.»

Пантелеева В.Ф.

«Из далекой Польши, с Украины,

В тысяча семисотые года

Сюда, в Сибирь, царица Катерина

Сослала наших предков навсегда.

Не смогли они другую веру

И нее захотели принимать

И за это предков староверов

В Сибирь сослали, чтобы наказать.

Семьями за много километров

Шли в Сибирь, ни дома, ни двора

Красивую они облюбовали местность

И ее назвали Бичура.»

Ткачев А.Е.

За веру Христа пострадали они

Как бы их не мучили, не терзали

Веру христианскую они не предали.»

Одновременно работа с картой:

Объяснение слов: Россия, Сибирь, Забайкалье, Польша, Украина. Определение точки на карте –Бичура.

Педагог:

В то время, когда все это случилось  не было фотоаппаратов и видеокамер. И мы никогда бы не узнали о том, как это все происходило, если бы не сохранились картины.

Видеоэкскурсия в художественный музей  «Старообрядство в картинах»

(Перов В.Г. «Спор о вере» , Большаков Н.Е. «Раскол», Суриков В. «Боярыня Морозова», Лебедев К.В. «Старообрядцы у Успенского собора», Милорадович «Восстание против новых книг»,Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири», Н.П. Долбилкин «Первые поселенцы -староверы и др)

Педагог: Кто такие староверы мы узнали. А почему их еще называют семейскими?

Актуализация собственного опыта детей, предположения.

Педагог:

Чтобы узнать, кто такие семейские , я пошла в библиотеку и взяла книгу. Называется она «Семейские Забайкалья». И вот что я узнала.

Чтение отрывка из книги.

«Оттуда в неведомую Сибирь потянулись подводы, сани, повозки, телеги, груженые самым необходимым скарбом, стариками, больными да малыми детьми; младенцев везли в берестяных люльках. Подводы конвоировались солдатами, а путь их лежал за Байкал - море,.». «Семейские преодолели все препятствия. Их поля, покрытые хлебами, их удобные дома вызывают восхищение. Они держат в порядке свои  жилища, имеют просторные комнаты, на стенах висят старинные образа и чудесные иконы.  С юных лет они умеют читать и писать, они ревниво сохраняют свои  старинные обычаи и можно послушать старинные песни и замечательные легенды.»

Слушание семейской народной песни в исполнении хора с.Большой Куналей «Ой вы стары старики»

Вопрос: «Почему староверов называли семейскими?»

Педагог:

Издалека пришли семейские в Забайкалье. Как мы можем узнать , как жили они в то время? Как  одевались, готовили еду, чем работали? (дискуссия и предположения детей)

Рассматривание виртуального альбома со старинными фотографиями.

Могут ли сохраниться до нашего времени вещи, которыми они пользовались? А где мы можем  их увидеть?

Виртуальная экскурсия «Бичурский музей», «Этнографический музей народов Забайкалья»

Варианты игр:

Игра «Поставь чугунку в печку»(детям предлагается с помощью ухвата поставить чугун в «печку»)

Игра «Просей муку в сельницу»(с помощью сита просеять муку в сельницу)

Игра «Столки в ступке»

Игра «Принеси воды на коромысле»

Игра «Замеси тесто в квашне»

Игра «Погладь белье»

Обогащение словаря: ухват, чугунка, шесток, сельница, коромысло, квашня, веселка, рубель.

Вопрос: А скажите, живут ли староверы или семейские сейчас в Бичуре?

Как узнать? Задаем вопрос жителям Бичуры. Все наши воспитатели живут в Бичуре, может они знают?

Вопросы взрослым – педагогам ДОУ.

Рассказ взрослых о том, что они - настоящие семейские.

Педагог: А среди вас ребята есть семейские? У кого из бабушек вы видели такие костюмы.?А вот Василиса Гнеушева не просто семейская, а еще и ее предок  Василий Гнеушев –основал нашу Бичуру. Об этом нам расскажет сама Василиса.

Стихотворение «Повесть о первом жителе села Бичура» Л.В.Серебренниковой.

«В 1710здесь была бескрайняя тайга.

Гнеушев Василий с сыновьями

Прибыл из Архангельска сюда.

Много верст плутая он проехал

Но увидев дивные места,

С сыновьями здесь обосновался

И остался жить здесь навсегда.»

Вывод: Поселились семейские за Байкалом, основали село. С тех пор прошло много лет, но сих пор живут в Бичуре потомки семейских и бережно хранят свою веру, обычаи и культуру.

Презентация «Бичура в лицах» (фото Корытова)

Игра «Дедушка Сысой»

«Здравствуй, седой дедушка Сысой!

Не тряси головой, словно веничком,

Не стучи клюшечкой, словно ступочкой,

А послушай, что мы скажем,

Посмотри , что мы покажем»

Педагог: Сегодня у нас гости. Входят девочки старшей группы в семейских сарафанах. Рассматривание костюмов.

Выступление ансамбля «Бичурские девчонки»  - «Бичурские частушки»

Итоговая интерактивная викторина «Найди ответ»

Итог :

Что же мы хотели сегодня узнать?

Мы узнали? Откуда? Вы можете это рассказать малышам?

Пение песни «Бичура» А.С.Утенкова

Работа с родителями:

-Составить вместе с детьми генеалогическое дерево своей родословной.

-беседа с детьми «Листая старый альбом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Что такое Олимпийские игры?"

«В современном мире, имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Что такое хорошо и что такое плохо"

Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других...

Конспект организованной образовательной деятельности "Что такое доброта?"

Конспект организованной  образовательной деятельности "Что такое доброта?"  Доброта – главное качество человеческой души.  С помощью игры, дети определяют  человеческие качес...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема:«Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: соде...

Конспект организованной образовательной деятельности "Найди такую же игрушку по форме"

план-конспект по сенсорному развитию в группе раннего возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое ГТО?»

В материале представлен конспект занятия, направленного на ознаколмление с видами испытаний ВФСК ГТО, и закрепление технологии нестабильные поверхности....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство детей с бытом семейских».

Конспект НОД "Знакомство детей с бытом семейских"  знакомит детей с  одним из народов Забайкалья - семейскими. На занятии дети узнают каким было убранство избы, какую утварь исполь...