Конспект организованной образовательной деятельности «Кто такие старообрядцы (семейские)?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство дошкольников с историей семейских Забайкалья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_ta_nod_kto_takie_starovery.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Кто такие старообрядцы (семейские)?»
Петрова Татьяна Андреевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Подснежник» с. Бичура»
с. Бичура Республика Бурятия
Цель:
создать условия для изучения детьми истории семейских (предоставление и совместный поиск различных информационных источников).
Задачи:
-развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.
-формирование навыков информационной культуры через использование различных информационных источников (книг, фотографий, картин, стихов, песен)
Возраст детей: 6-7 лет
Форма организации: фронтальная
Форма проведения: организованная образовательная деятельность
Оборудование: экран, проектор, компьютер, диски с записями А.С.Утенкова, музыкальный центр, фонотека семейских песен
Атрибуты:
-видеофильм «Заветы старины глубокой» (видеоэкскурсия в древлеправосланый храм Покрова святой Богородицы с. Бичуры)
Презентации:
- «Кто такие староверы?»
- «Экскурсия по бичурскому музею»
- «Этнографический музей народов Забайкалья»
-«Экскурсия в художественный музей «Старообрядство в картинах»
- Презентация «Бичура в лицах» (фото Корытова)
-к песне А.С.Утенкова «Бичура»
Хрестоматия :
-стихи о истории Бичуры, семейских.
-«История старообрядчества в картинах»
Книга «Семейские Забайкалья»
Ухват, чугун, семейский мужской головной убор , сельница, ступка, коромысло, квашня, рубель и валик.
Ход:
Приветствие.
Прежде чем мы с вами начнем работать, отгадайте музыкальную загадку. Сейчас прозвучит песня. Вопрос – про что эта песня, кто автор.
Звучит фрагмент песни «Бичура» А.С. Утенкова.
Беседа с детьми о песне.
А как вы понимаете такие слова:
«Есть в Сибири – село,
Староверы живут там давно»
Беседа с детьми (актуализация личного опыта)
Постановка проблемы перед детьми –
Как мы можем узнать, что означают эти слова? – предложения детей.
Работа по инициативе детей:
-изучение книг
-беседа -диалог со взрослыми
-интернет – источники
-возможные предложения детей
Предложения педагога:
1 разбор слова староверы – старая вера.
Вопрос – что такое вера, во что верили , а есть ли новая вера?
Ответы детей
Слушание фрагмента «Звон хасуртайской церкви»(древлеправосланая церковь)
Фрагмент видеофильма «Заветы старины глубокой» (видеоэкскурсия в древлеправосланый храм Покрова святой Богородицы с. Бичуры)
2 Педагог предлагает найти ответ в книге
-хрестоматия стихов о истории Бичуры.
Пробуем найти объяснение в стихах .(выделены слова для объяснения)
Дети читают и обсуждают стихи о истории Бичуры, находят новую для себя информацию
Е.Д. Вострецова
«Смотрю с утеса я, на наше поселение,
Куда Екатерина сослала,
Потомков наших, предков и дедов,
Шедших сюда многие года.
Начали строить улицу большую,
Все дальше продвигаясь вперед,
Ведь это может только наш
Семейский, работящий,
Твердой веры, бичурский народ.
Построили дома,
Намерили большие огороды,
Чтобы себя и скот свой прокормить.»
Пантелеева В.Ф.
«Из далекой Польши, с Украины,
В тысяча семисотые года
Сюда, в Сибирь, царица Катерина
Сослала наших предков навсегда.
Не смогли они другую веру
И нее захотели принимать
И за это предков староверов
В Сибирь сослали, чтобы наказать.
Семьями за много километров
Шли в Сибирь, ни дома, ни двора
Красивую они облюбовали местность
И ее назвали Бичура.»
Ткачев А.Е.
За веру Христа пострадали они
Как бы их не мучили, не терзали
Веру христианскую они не предали.»
Одновременно работа с картой:
Объяснение слов: Россия, Сибирь, Забайкалье, Польша, Украина. Определение точки на карте –Бичура.
Педагог:
В то время, когда все это случилось не было фотоаппаратов и видеокамер. И мы никогда бы не узнали о том, как это все происходило, если бы не сохранились картины.
Видеоэкскурсия в художественный музей «Старообрядство в картинах»
(Перов В.Г. «Спор о вере» , Большаков Н.Е. «Раскол», Суриков В. «Боярыня Морозова», Лебедев К.В. «Старообрядцы у Успенского собора», Милорадович «Восстание против новых книг»,Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири», Н.П. Долбилкин «Первые поселенцы -староверы и др)
Педагог: Кто такие староверы мы узнали. А почему их еще называют семейскими?
Актуализация собственного опыта детей, предположения.
Педагог:
Чтобы узнать, кто такие семейские , я пошла в библиотеку и взяла книгу. Называется она «Семейские Забайкалья». И вот что я узнала.
Чтение отрывка из книги.
«Оттуда в неведомую Сибирь потянулись подводы, сани, повозки, телеги, груженые самым необходимым скарбом, стариками, больными да малыми детьми; младенцев везли в берестяных люльках. Подводы конвоировались солдатами, а путь их лежал за Байкал - море,.». «Семейские преодолели все препятствия. Их поля, покрытые хлебами, их удобные дома вызывают восхищение. Они держат в порядке свои жилища, имеют просторные комнаты, на стенах висят старинные образа и чудесные иконы. С юных лет они умеют читать и писать, они ревниво сохраняют свои старинные обычаи и можно послушать старинные песни и замечательные легенды.»
Слушание семейской народной песни в исполнении хора с.Большой Куналей «Ой вы стары старики»
Вопрос: «Почему староверов называли семейскими?»
Педагог:
Издалека пришли семейские в Забайкалье. Как мы можем узнать , как жили они в то время? Как одевались, готовили еду, чем работали? (дискуссия и предположения детей)
Рассматривание виртуального альбома со старинными фотографиями.
Могут ли сохраниться до нашего времени вещи, которыми они пользовались? А где мы можем их увидеть?
Виртуальная экскурсия «Бичурский музей», «Этнографический музей народов Забайкалья»
Варианты игр:
Игра «Поставь чугунку в печку»(детям предлагается с помощью ухвата поставить чугун в «печку»)
Игра «Просей муку в сельницу»(с помощью сита просеять муку в сельницу)
Игра «Столки в ступке»
Игра «Принеси воды на коромысле»
Игра «Замеси тесто в квашне»
Игра «Погладь белье»
Обогащение словаря: ухват, чугунка, шесток, сельница, коромысло, квашня, веселка, рубель.
Вопрос: А скажите, живут ли староверы или семейские сейчас в Бичуре?
Как узнать? Задаем вопрос жителям Бичуры. Все наши воспитатели живут в Бичуре, может они знают?
Вопросы взрослым – педагогам ДОУ.
Рассказ взрослых о том, что они - настоящие семейские.
Педагог: А среди вас ребята есть семейские? У кого из бабушек вы видели такие костюмы.?А вот Василиса Гнеушева не просто семейская, а еще и ее предок Василий Гнеушев –основал нашу Бичуру. Об этом нам расскажет сама Василиса.
Стихотворение «Повесть о первом жителе села Бичура» Л.В.Серебренниковой.
«В 1710здесь была бескрайняя тайга.
Гнеушев Василий с сыновьями
Прибыл из Архангельска сюда.
Много верст плутая он проехал
Но увидев дивные места,
С сыновьями здесь обосновался
И остался жить здесь навсегда.»
Вывод: Поселились семейские за Байкалом, основали село. С тех пор прошло много лет, но сих пор живут в Бичуре потомки семейских и бережно хранят свою веру, обычаи и культуру.
Презентация «Бичура в лицах» (фото Корытова)
Игра «Дедушка Сысой»
«Здравствуй, седой дедушка Сысой!
Не тряси головой, словно веничком,
Не стучи клюшечкой, словно ступочкой,
А послушай, что мы скажем,
Посмотри , что мы покажем»
Педагог: Сегодня у нас гости. Входят девочки старшей группы в семейских сарафанах. Рассматривание костюмов.
Выступление ансамбля «Бичурские девчонки» - «Бичурские частушки»
Итоговая интерактивная викторина «Найди ответ»
Итог :
Что же мы хотели сегодня узнать?
Мы узнали? Откуда? Вы можете это рассказать малышам?
Пение песни «Бичура» А.С.Утенкова
Работа с родителями:
-Составить вместе с детьми генеалогическое дерево своей родословной.
-беседа с детьми «Листая старый альбом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Что такое Олимпийские игры?"
«В современном мире, имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной ...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других...
Конспект организованной образовательной деятельности "Что такое доброта?"
Конспект организованной образовательной деятельности "Что такое доброта?" Доброта – главное качество человеческой души. С помощью игры, дети определяют человеческие качес...
Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема:«Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: соде...
Конспект организованной образовательной деятельности "Найди такую же игрушку по форме"
план-конспект по сенсорному развитию в группе раннего возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое ГТО?»
В материале представлен конспект занятия, направленного на ознаколмление с видами испытаний ВФСК ГТО, и закрепление технологии нестабильные поверхности....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство детей с бытом семейских».
Конспект НОД "Знакомство детей с бытом семейских" знакомит детей с одним из народов Забайкалья - семейскими. На занятии дети узнают каким было убранство избы, какую утварь исполь...