Инсценирование алтайской народной сказки «Сто умов»
план-конспект занятия (старшая группа)

Темдекова Байару Анатольевна

Расширять знания детей о родном крае, знакомить с фольклором алтайского народа в рамках регионального компонента. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instsenirovanie_skazki_zanyatie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по театрализованной деятельности

в старшей группе

Тема: Инсценирование алтайской народной сказки

«Сто умов»

Программное содержание: расширять знания детей о родном крае; знакомить с фольклором алтайского народа в рамках регионального компонента;

учить передавать средствами театрального искусства особенности характера главных героев сказки (выразительная речь, мимика, жесты и движения персонажей, умение передать эмоциональное настроение героя);

прививать любовь к своей малой Родине; воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям других национальностей (толерантность).

Оборудование:

Текст сказки «Сто умов» (См. Детский журнал «Радуга» №1-2001г);

маски-шапочки лисы и журавля;

кукла Фея Театра и кукла в алтайском костюме;

аудиозаписи алтайской музыки – кассета «Хан-Алтай» А.Трифонова, кассета «Гимн Природе» В. Хохолкова, компакт-диск В. Кончева.

Сто умов

(алтайская сказка)

Как стало тепло, прилетел журавль на Алтай, спустился на родное болото и пошел плясать! Ногами перебирает, крыльями хлопает.

Бежала мимо голодная лиса, позавидовала она журавлиной радости, заверещала:

— Смотрю и глазам своим не верю — журавль пляшет! А ведь у него, у бедняги, всего только две ноги.

Глянул журавль на лису — даже клюв разинул: одна, две, три, четыре лапы!

—        Ой, — крикнула лиса, —ох, в таком длинном клюве ни одного-то зуба нет...

Стоит улыбается, а зубов у нее не сосчитать!

Журавль и голову повесил.

Тут лиса еще громче засмеялась:

—        Куда ты свои уши спрятал? Нет у тебя ушей! Вот так голова! Ну, а в голове у тебя что?

—        Я сюда из-за моря дорогу нашел, — чуть не плачет от обиды журавль, — есть, значит, у меня в голове хоть какой-то ум.

 - Ох, и несчастный ты, журавль, — две ноги да один ум. Ты на меня погляди — четыре ноги, два уха, полон рот зубов, сто умов и замечательный хвост.

С горя журавль еще длиннее вытянул свою длинную шею и вдали увидел человека с луком и охотничьей сумой.

 - Лиса, почтенная лиса, у вас четыре ноги, два уха, замечательный хвост, у вас полон рот зубов, у вас сто умов — охотник идет!!! Как нам спастись?!

— Мои сто умов всегда сто советов дадут.

Сказала и скрылась в барсучьей норе.

Журавль подумал:

«У нее сто умов», — и туда же, за ней!

Никогда охотник такого не видывал, чтобы журавль за лисой гнался.

Сунул руку в нору, схватил журавля за длинные ноги и вытащил на свет.

Крылья у журавля распустились, повисли, глаза как стеклянные, даже сердце не бьется.

«Задыхался, верно, в норе» — подумал охотник и швырнул журавля на кочку.

Снова сунул руку в нору, лису вытащил.

Лиса ушами трясла, зубами кусалась, всеми четырьмя лапами царапалась, а все же попала в охотничью суму.

«Пожалуй и журавля прихвачу»— решил охотник.

Обернулся, глянул на кочку, а журавля-то и нет! Высоко в небе летит он, и стрелой не достанешь.

Так погибла лиса, у которой было сто умов, полон рот зубов, четыре ноги, два уха и замечательный хвост.

А журавль одним своим умишком пораскинул и то смекнул, как спастись.

Ход занятия

  1. Звучит музыка В.Хохолкова. Дети входят в зал на занятие, их встречает музыкальный руководитель (МР), кукла Фея Театра и кукла в алтайской национальной одежде.

МР (поет):

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро радостным лицам!

Здравствуйте!

Дети: здравствуйте! (садятся на стулья)

МР: Дети, как обычно, к нам на занятие пришла Фея Театра. Но сегодня она привела с собой необычную гостью – куклу Ак-Чечек. Видите, на ней необычное платье! Ак-Чечек – алтайка. И среди нас тоже есть алтайцы. И сегодня мы поговорим о нашей родине – Горном Алтае. Ак-Чечек расскажет вам о нем.

  • (Прием активизации зрительного и слухового восприятия)

Ак-Чечек: Вы, конечно, знаете, что мы живем в Горном Алтае.  Это край щедрого солнца и синего неба, сверкающих ледников и густых лесов.

Это небо и тайгу,

Это солнце я люблю.

Эту землю – Алтай,

Прославляю и люблю. (П.Самык)

Через нашу республику проходит Чуйский тракт, дорога-труженица, воспетая поэтами и композиторами. Есть у нас прекрасное Телецкое озеро – Алтын-Кёль (Золотое озеро), которое в течение дня можно объехать на теплоходе и увезти в памяти его остроконечные горы, грохочущие водопады, отвесные скалы, спокойные заливы и впадающие в озеро горные реки с чистой ледяной водой.

  • (Словесный метод – рассказ о родном крае)

Фея Театра: Ак-Чечек, как поэтично ты рассказываешь о своем крае!

Ак-Чечек: конечно, ведь я люблю свою Родину! А алтайцы, живущие здесь, - очень приветливый, честный, открытый и гостеприимный народ. У них богатая культура, многовековые традиции и замечательные сказки, в которых собрана вся мудрость народа. Моя любимая сказка – «Сто умов».

МР: вот замечательно! А я как раз сегодня принесла детям эту сказку! Давайте ее прочитаем.

II.Чтение алтайской народной сказки «Сто умов»

Беседа по ее содержанию.

  • (Прием вовлечения детей в диалог, беседу по содержанию сказки, прием активизации речи детей)

III. Инсценирование сказки.

МР: Ребята, хотите разыграть эту сказку? Кто хочет быть лисой? А журавлем? А охотником?

Дети, по желанию выбравшие себе роли, надевают маски-шапочки и инсценируют сказку. (под музыку А. Трифонова)

  • МР по ходу делает замечания, обращает внимание маленьких артистов на выразительность произнесения реплик, интонацию, мимику и жесты, побуждает детей к адекватному выражению своих чувств и эмоций, т.е. помогает ребенку вжиться в образ сказочного героя.

По окончании сценки делает выводы:

МР: Скажите, дети, как вы думаете, хорошо ли завидовать другим? Можно ли насмехаться над другими людьми? А хвастаться своим умом? Ведь в конечном итоге лиса со своими ста умами пострадала, а журавль, над которым она насмехалась, одним своим умишком пораскинул и смекнул, как ему спастись!

Ак-Чечек: А еще у алтайского народа есть множество интересных игр. Одна из них – Игра «Аксак турна» - «Хромой журавль». Хотите в нее поиграть?

Игра «Хромой журавль»

Дети делятся на пары. Поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене. Руки сцеплены за спиной. По сигналу журавли-дети, прыгая на одной ноге, стараются толкнуть противника плечом, чтобы он встал на обе ноги. Проигрывает тот, кто коснулся земли одной ногой.

МР: спасибо тебе, Ак-Чечек, за интересную игру и сказку! А еще мы сегодня много интересного узнали о нашем родном крае – Горном Алтае.  И все дети поняли, что нужно уважать других людей, не хвастаться, не насмехаться над ними. Сегодня, ребята, вы потрудились на славу, изображая хвастливую лису и скромного журавля. Вы были настоящими артистами. А теперь нам пора прощаться с Феей Театра и ее подругой Ак-Чечек. Давайте споем им нашу прощальную песенку.

Дети (поют): дружно скажем: «До свиданья!»

И помашем на прощанье.

Нам недолго встречи ждать,

Мы придем сюда опять!

До свиданья!

Дети прощаются и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема непосредственной образовательной деятельности: Обучение связному рассказыванию через инсценирование русской народной сказки «Рукавичка».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением интеллекта. В занятие использована театрализованная деятельность, игра настольный театр "Топотушки" , сама сказка встихах. ...

Инсценирование русской народной сказки "По щучьему велению" в подготовительной к школе группе

Театрализованная деятельность детей в подготовительной  к школе группы по русской народной сказке "По щучьему велению"...

Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба» в первой младшей группе.

Программное содержание:1.Формировать навык перевоплощения в образы сказочных героев, подводить детей к пониманию роли в игре.2.Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний, побуждать д...

Конспект организованной деятельности на тему «Инсценирование русской народной сказки «Лиса и волк»

Конспект организованной деятельности на тему «Инсценирование русской народной сказки «Лиса и волк»Цель: Разыграть сказку. Совершенствовать умение детей в театральных играх. Пока...