Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС
методическая разработка
приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.
Задачи:
1.знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного края;
2. развивать интерес к местным традициям и промыслам.
3. воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину.
«Без прошлого нет будущего» - гласит народная пословица. И с этим трудно не согласится, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».
Любовь к родному краю, знания его истории – основа духовной культуры всего общества. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края.
Чтобы познать самих себя, уважать самих себя – надо знать свои истоки, знать прошлое родного края.
ФГОС ДОУ направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников:
1.Социально-коммуникативное развитие, основной целью которого является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Формирование у детей интереса к русским народным традициям, умение различать их специфику, воспитание уважения к историческому наследию России – важные задачи педагогической теории и практики на современном этапе.
Создание макета русской избы, является одной из эффективных форм работы по приобщению детей к русской культуре. Размещённые экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа.
Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим.
Поэтому своих воспитанников мы знакомим с русской народной игрушкой. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.
2. Вторая область: Познавательное развитие, которое предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. О малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
На данном направление мы ведем работу по приобщению детей к истории родного края.
-Посещение музея
-Участие в шествии одной мы связаны судьбой
-Защита патриотического уголка
-Беседа о ветеране, нашем земляке Беломестных С.Л.
Именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к Родине.
3. В области по речевому развитию, целью которого является
владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие речевого творчества, на наш взгляд, одним из важнейших источников развития выразительности речи является устное народное творчество, различные фольклорные жанры (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, сказки). Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.
Так же мы провели мастер класс для педагогов «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников», с целью распространения педагогического опыта.
4. В Художественно – эстетическое развитии, целью которого является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, мы знакомим дошкольников с народными традициями, изучаем народные инструменты, что способствует формированию у маленького человека национального самосознания.
Так, например, деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций.
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.
Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
5. Физическое развитие, предполагает сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности.
В данной области, мы знакомим дошкольников с русскими народными подвижными играми, народными играми с предметами (кубарь, кольцеброс, бабки), а также с настольными играми (шашки, бирюльки)
Таким образом, работа по приобщению детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС основана на формировании уважения и любви детей к русской национальной культуре, благодаря созданию той атмосферы, которая позволяет детям соприкоснуться с наследием прошлого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...
Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в еди...
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края»
Знакомство детей с национальной культурой родного края...
Программа развития «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культурному наследию родного края»
Целевые показатели:Повышение качества образовательного процесса;Активизация инновационной деятельности педагогического коллектива;Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников, повышение педагоги...
«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».
laquo;Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края »....
Методы и приёмы по приобщению детей к национальной культуре и культурному наследию родного края
Презентация к педсовету...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».
Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края»....