Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС
методическая разработка

приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.

Задачи:

 1.знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного края;

 2. развивать интерес к местным традициям и промыслам.

 3. воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину.

«Без прошлого нет будущего» - гласит народная пословица. И с этим трудно не согласится, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Любовь к родному краю, знания его истории – основа духовной культуры всего общества. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края.

Чтобы познать самих себя, уважать самих себя – надо знать свои истоки, знать прошлое родного края.

ФГОС ДОУ направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников:

   1.Социально-коммуникативное развитие, основной целью которого является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование у детей интереса к русским народным традициям, умение различать их специфику, воспитание уважения к историческому наследию России – важные задачи педагогической теории и практики на современном этапе.

Создание макета русской избы, является одной из эффективных форм работы по приобщению детей к русской культуре. Размещённые экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. 

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. 

Поэтому своих воспитанников  мы знакомим с русской народной игрушкой.   У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад,  быт, нравы и обычаи.

 Кукла участвовала и во взрослых обрядах.  Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре.

2. Вторая область: Познавательное развитие, которое предполагает   формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. О малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

На данном направление мы ведем работу по приобщению детей к истории родного края.

-Посещение музея

-Участие в шествии одной мы связаны судьбой

-Защита патриотического уголка

-Беседа о ветеране, нашем земляке Беломестных С.Л.

Именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к Родине.

3. В области по речевому развитию, целью которого является

владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие речевого творчества, на наш взгляд, одним из важнейших источников развития выразительности речи является устное народное творчество, различные фольклорные жанры (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, сказки). Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.

Так же мы провели мастер класс для педагогов «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников», с целью распространения педагогического опыта.

4. В Художественно – эстетическое развитии, целью которого является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, мы знакомим дошкольников с народными традициями, изучаем народные инструменты, что способствует формированию у маленького человека национального самосознания. 

Так, например, деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. 

5. Физическое развитие, предполагает сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности.

В данной области, мы знакомим дошкольников с русскими народными подвижными играми, народными играми с предметами (кубарь, кольцеброс, бабки), а также с настольными играми (шашки, бирюльки)

Таким образом, работа по приобщению детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС основана на формировании уважения и любви детей к русской национальной культуре, благодаря созданию той атмосферы, которая позволяет детям соприкоснуться с наследием прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в еди...

Программа развития «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культурному наследию родного края»

Целевые показатели:Повышение качества образовательного процесса;Активизация инновационной деятельности педагогического коллектива;Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников, повышение педагоги...

«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».

laquo;Приобщение детей раннего возраста  к национальной  культуре и культурному наследию родного края »....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».

Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края»....