Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».
материал (подготовительная группа)
Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»
Семинар-практикум
«Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».
Ответственные:
Безруких Ю.В.
Порозова Л.Н.
Саломатина Ю.А.
Лесосибирск, 2024г.
Цель: создание условий для активного взаимодействия всех участников семинара, через деловую игру на основе «Крестики - нолики».
Задачи:
1. познакомить педагогов с основными формами работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края;
2. приобщение педагогов к реализации проекта;
3. дополнение, корректировка проекта.
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы вспомнить и разобрать основные формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края.
Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства. Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
А для того чтобы вспомнить, как и зачем формировать у детей патриотизм, давайте с вами разделимся на две команды и поиграем в игру «Крестики - нолики».
Игра с педагогами.
- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);
- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);
- Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ«Играй гармонь»);
- Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?(ведомая);
- Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);
- Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства?(восторг, наслаждение)
Наш детский сад принимает участие в краевом проекте «Музей Енисейской Сибири детям».
Тема проекта: «Семья народов Красноярского края. Мой национальный край»
В детском саду организуется создание «Мини-музея» народного быта по приобщению детей к истокам Сибирской народной культуры.
В рамках данного проекта, в нашем детском саду мы запускаем проект под названием «Народы дружат книгами».
Цель данного проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к изучению родного края, через художественную литературу.
Задачи:
О – обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов родного края (русские, узбеки, татары, народы Севера);
Р – расширять знания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к различным видам деятельности, развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме;
В – воспитывать уважение к культуре и обычаям других национальных культур.
Для решения поставленных задач, мы будем использовать Рюкзак – зазывалку, в котором находится книга с рассказом или сказкой одной национальности.
Данную книгу детям читает воспитатель в группе, происходит беседа о прочитанном.
На следующий день, педагог проводит познавательную экскурсию по внегрупповым пространствам, с целью закрепления изученного материала. Во внегрупповых пространствах ответственные по проекту должны создать условия для педагогов, детей и родителей в соответствии с изучаемой тематикой.
В пятницу этой же недели, старшие дошкольники совместно с воспитателями своих групп, проводят познавательное мероприятие в младших и средней группах детского сада.
С целью знакомства детей с народами Сибири, к нам в детский сад будут приезжать (выставочный зал, городская библиотека).
Для работы над данным проектом, мы для каждой группы приготовили план-расписание (Приложение 1).
Основные формы работы над проектом.
- Рюкзак-зазывалка, - в нем находится книга по изучению определенной национальности. Например герой «Сибирячок», приносит в группу рюкзак, дети совместно с воспитателем читают книгу, затем обсуждают и беседуют о прочитанном. Чтение проходит в любой из режимных моментов.
- Согласно расписанию, это на следующий день группа ходит по внегрупповым пространствам, в которых уже находится материал по теме (за изготовление игр, материалов, иллюстраций – ответственные творческие группы). Во внегрупповых пространствах, дети совместно с воспитателем выполнили задания, познакомились с атрибутами определенной национальности, поиграли.
- Должны проводиться пятиминутки в библиотеке (1 этаж, зеленая полка), там находятся книги с дополнительной информацией по изучаемой национальности. Воспитатель или ребенок выбирают книгу и читают в этой библиотеке, + обзор городской библиотеке их показы, выставки. Еще дети могут приносить книги по теме изучения из дома, а так же брать домой читать, под запись в журнале движения литературы!!!!++++
- После дети идут в музей, который будет оформлен в соответствии с темой изучения, там дети находят атрибуты, рассматривают их. Закрепляют пройденное.
- Сотрудничество с музеем + их мастер классы.
- Мастер класс для детей и родителей от творческой группы.
- Дети совместно с воспитателями идут в другие группы с познавательным мероприятием.
- Воспитатели отправляют фото с кратким описанием ответственным по проекту (Казаковой Г.И.).
- Пишется новость о проделанной работе на сайт детского сада.
Итогом после изучения всех запланированных национальностей, будет театр-экспромт «Мой многонациональный край.
Приложение 1.
Понедельник | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг |
Старшая группа «Радуга» | Сказка «Чудесная рубашка» История русского народного костюма | Работа во внегрупповых пространствах | ||
Подготовительная группа «Ромашки» | Сказка «Чудесная рубашка» История русского народного костюма | Работа во внегрупповых пространствах | ||
Подготовительная группа «Непоседы» | Сказка «Чудесная рубашка» История русского народного костюма | Работа во внегрупповых пространствах |
Пятница, старшая группа «Радуга», - идут с познавательным мероприятием в младшую группу «Пчелки».
Подготовительная группа «Ромашки», - идут с познавательным мероприятием в младшую группу «Морячки».
Подготовительная группа «Непоседы», - идут с познавательным мероприятием в среднюю группу «Сказка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в еди...
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края»
Знакомство детей с национальной культурой родного края...
Программа развития «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культурному наследию родного края»
Целевые показатели:Повышение качества образовательного процесса;Активизация инновационной деятельности педагогического коллектива;Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников, повышение педагоги...
«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».
laquo;Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края »....
Методы и приёмы по приобщению детей к национальной культуре и культурному наследию родного края
Презентация к педсовету...
Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС
приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС...
«Использование интерактивных форм обучения дошкольников при ознакомлении с историко-культурным наследием родного края»
В ДОУ самыми эффективными формами использования информационных технологий для ознакомления с историко-культурным наследием родного края являются виртуальные экскурсии и краеведческ...