Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».
материал (подготовительная группа)

Безруких Юлия Васильевна

Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

Семинар-практикум

«Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».

                                                                                              Ответственные:

                                                     Безруких Ю.В.

Порозова Л.Н.

Саломатина Ю.А.

             

Лесосибирск, 2024г.

Цель: создание условий для активного взаимодействия всех участников семинара, через деловую игру на основе  «Крестики - нолики».

Задачи: 

1. познакомить педагогов с основными формами работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края;

2. приобщение педагогов к реализации проекта;

3. дополнение, корректировка проекта.

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы вспомнить и разобрать основные формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края.

Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка.                 Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуры.                                                                                 При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства.                                         Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.                Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.        

                                

        А для того чтобы вспомнить, как и зачем формировать у детей патриотизм, давайте с вами разделимся на две команды и поиграем в игру «Крестики - нолики».

Игра с педагогами.

- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);

- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);

- Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ«Играй гармонь»);

- Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);

- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?(ведомая);

- Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);

- Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства?(восторг, наслаждение)

Наш детский сад принимает участие в краевом проекте «Музей Енисейской Сибири детям».
Тема проекта: «Семья народов Красноярского края. Мой национальный край»
В детском саду организуется создание «Мини-музея» народного быта по приобщению детей к истокам Сибирской народной культуры
.

В рамках данного проекта, в нашем детском саду мы запускаем проект под названием «Народы дружат книгами».

 Цель данного проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к изучению родного края, через художественную литературу.

Задачи:

О обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов родного края (русские, узбеки, татары, народы Севера);

Р – расширять знания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к различным видам деятельности, развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме;

В – воспитывать уважение к культуре и обычаям других национальных культур.

Для решения  поставленных задач, мы будем использовать Рюкзак – зазывалку, в котором находится книга с рассказом или сказкой одной национальности.

Данную книгу детям читает воспитатель в группе, происходит беседа о прочитанном.

На следующий день, педагог проводит познавательную экскурсию по внегрупповым пространствам, с целью закрепления изученного материала. Во внегрупповых пространствах ответственные по проекту должны создать условия для педагогов, детей и родителей в соответствии с изучаемой тематикой.

В пятницу этой же недели, старшие дошкольники совместно с воспитателями своих групп, проводят познавательное мероприятие в младших и средней группах детского сада.

С целью знакомства детей с народами Сибири, к нам в детский сад будут приезжать (выставочный зал, городская библиотека).

Для работы над данным проектом, мы для каждой группы приготовили план-расписание (Приложение 1).

Основные формы работы над проектом.

  1. Рюкзак-зазывалка, - в нем находится книга по изучению определенной национальности. Например герой «Сибирячок», приносит в группу рюкзак, дети совместно с воспитателем читают книгу, затем обсуждают и беседуют о прочитанном. Чтение проходит в любой из режимных моментов.
  2. Согласно расписанию, это на следующий день группа ходит по внегрупповым пространствам, в которых уже находится материал по теме (за изготовление игр, материалов, иллюстраций – ответственные творческие группы). Во внегрупповых пространствах, дети совместно с воспитателем выполнили задания, познакомились с атрибутами определенной национальности, поиграли.
  3. Должны проводиться пятиминутки в библиотеке (1 этаж, зеленая полка), там находятся книги с дополнительной информацией по изучаемой национальности. Воспитатель или ребенок выбирают книгу и читают в этой библиотеке, + обзор городской библиотеке их показы, выставки. Еще дети могут приносить книги по теме изучения из дома, а так же брать домой читать, под запись в журнале движения литературы!!!!++++
  4.  После дети идут в музей, который будет оформлен в соответствии с темой изучения, там дети находят атрибуты, рассматривают их. Закрепляют пройденное.
  5. Сотрудничество с музеем + их мастер классы.
  6. Мастер класс для детей и родителей от творческой группы.
  7. Дети совместно с воспитателями идут в другие группы с познавательным мероприятием.
  8. Воспитатели отправляют фото с кратким описанием ответственным по проекту  (Казаковой Г.И.).
  9. Пишется новость о проделанной работе на сайт детского сада.

Итогом после изучения всех запланированных национальностей, будет театр-экспромт «Мой многонациональный край.

Приложение 1.

Понедельник

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Старшая группа

«Радуга»

Сказка «Чудесная рубашка»

История русского народного костюма

Работа во внегрупповых пространствах

Подготовительная группа «Ромашки»

Сказка «Чудесная рубашка»

История русского народного костюма

Работа во внегрупповых пространствах

Подготовительная группа «Непоседы»

Сказка «Чудесная рубашка»

История русского народного костюма

Работа во внегрупповых пространствах

Пятница, старшая группа «Радуга», - идут с познавательным мероприятием в младшую группу «Пчелки».

Подготовительная группа «Ромашки», - идут с познавательным мероприятием в младшую группу «Морячки».

Подготовительная группа «Непоседы», - идут с познавательным мероприятием в среднюю группу «Сказка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в еди...

Программа развития «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культурному наследию родного края»

Целевые показатели:Повышение качества образовательного процесса;Активизация инновационной деятельности педагогического коллектива;Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников, повышение педагоги...

«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».

laquo;Приобщение детей раннего возраста  к национальной  культуре и культурному наследию родного края »....

Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС

приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края в контексте ФГОС...

«Использование интерактивных форм обучения дошкольников при ознакомлении с историко-культурным наследием родного края»

   В ДОУ самыми эффективными формами использования информационных технологий для ознакомления с историко-культурным наследием родного края являются виртуальные экскурсии и краеведческ...