«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».
материал (младшая группа)

Негодяева Татьяна михайловна

«Приобщение детей раннего возраста  к национальной  культуре и культурному наследию родного края ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  №28 «Ласточка».

Сообщение на педагогическом совете

«Экспериментальная площадка в ДОУ как  фактор стимулирования творчества и инновационной деятельности педагогов»

На тему:

 «Приобщение детей раннего возраста  к национальной  культуре и культурному наследию родного края ».

                          Воспитатель: Негодяева Т.М.

 (Высшая квалификационная категория)

       

        С.Акатьево, Коломенский. район

          28. 11. 2016 г.


«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»

Д.С. Лихачев .

Приобщение детей к национальной  культуре и культурному наследию родного края является средством формирования  патриотических  чувств и развития духовности .

Патриотизм – это чувство любви к родине .Родина –это город ,село ,в котором живет человек, и улица ,на которой стоит его дом ,и деревце под окном ,и пение птички:       все это Родина. Глубокий, духовный, творческий патриотизм  надо прививать  с раннего детства.

Окружающие предметы, пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем  чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста  понять ,что они- часть великого русского народа .

Предметно – развивающая среда –система материальных объектов и средств деятельности  ребенка .Функционально моделирующая  содержание развития  его  духовного и физического облика в соответствии с требованиями  ФГОС  ДО  и основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

В группе создана предметно-развивающая среда , в которой  преобладает сказочная атмосфера  тепла и домашнего уюта. Развитие ребенка во многом зависит  от организации предметной среды в групповом помещении. Дети ко всему имеют  свободный доступ ,что способствует развитию самостоятельности умению найти себе занятие  по  душе .Помещение группы  получилось эстетически  привлекательным, развивающим, удобным и безопасным. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных уголков  -центров.

1.Физическое развитие -двигательный  центр «Юные спортсмены» .

 Центр здоровья «Собери фигуру  человека».

2.Познавательное развитие . Математический центр «Маленькие строители», «Начинающий исследователь», «Экология и природа».

3.Речевое развитие . Речевой центр «Говори красиво» , Центр книги «Библиотека юного читателя» .

4.Художественно-эстетическое развитие. Центр изобразительной  деятельности  «Талантливые пальчики», Центр музыки  «Веселые нотки» , Центр театра « В гостях у сказки» .

5.Социально-коммуникативное  развитие. Центр игры  «Мы играем» , Центр «Безопасности».

6.Создан центр для детей о родном селе, где дети в непринужденной обстановке могут познакомиться  с природой родного  края ,бытом, одеждой, игрушками, предметами обихода, народами проживающими на территории села.

7.Уголок «Моя семья» воспитывает  у ребенка  к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это  - корни  связывающие его с родным домом и ближайшим окружением .

Понимание  родины у детей тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли ,красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным  местам, ко всему , что окружает ребенка с детства.

По приобщению малышей к народной культуре я использую фольклор(потешки, заклички, песенки, поговорки, прибаутки), в котором отражена национальная самобытность народа ,богатый материал для воспитания любви к родине. У каждого народа свои сказки,  посредством  сказок детей знакомлю с жизнью своего народа в прошлом .Они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа ,о его храбрости и находчивости .

Работа по формированию элементарных представлений о себе, о строении своего тела должна начинаться в раннем детстве. Это познание себя – строение своего тела, забота о своем здоровье ,укрепление его , личной гигиены , исключение вредных привычек ,что является основой здорового образа  жизни.

       Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному селу  имеет ближайшее социальное окружение. Постепенно детей знакомлю с детским садом, своей улицей. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, формирую  такие важные для русского человека черты, как любовь к родному селу, Родине , уважение к людям других  национальностей .

Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения  детей. С ранних лет природа родного края окружает ребенка. Эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой -это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирования творчества. Через экскурсии на огород, по территории детского сада формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются  знания о растениях , разных породах деревьях произрастающих в данной местности .Формируется чувство ответственности за сохранения природы родного края .

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры  всего общества .

Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – использование метода проектов и познавательно-исследовательской деятельности. Одно из главных направлений этой технологии именно для детей этого возраста – помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. В рамках работы районной экспериментальной площадки были реализованы проекты: «Вода-водичка», «Я-человек», «Нам трудиться – не лениться».

Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются праздники и развлечения.  Активное участие в культурно - досуговых мероприятиях принимают родители наших воспитанников, которые стали постоянными участниками педагогического процесса. Для них всегда подготовлена актуальная информация о работе детского сада, о мероприятиях, проводимых с детьми, рекомендации педагогического и познавательного содержания.

Проводимая мной система работы по ознакомлению детей раннего возраста с родным селом способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию нравственно-патриотических чувств.

План доклада

1.Предметная среда, подбор методической литературы

2.Работа с детьми:

2.1.Я и мое тело (можно из проекта )

2.2.Д/сад(экскурсии :(огород, территория и т.д)

2.3.С.Акатьево

2.4.Работа с семьей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края...

Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в еди...

Программа развития «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культурному наследию родного края»

Целевые показатели:Повышение качества образовательного процесса;Активизация инновационной деятельности педагогического коллектива;Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников, повышение педагоги...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края».

Семинар - практикум для педагогов ДОУ «Формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре и культурному наследию родного края»....