Комплексно-тематическое планирование по краеведению
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 гр. раннего возраста (2-3 года)
Тема | Цель | |
1. | «Какой Я?» | Формирование представления ребенка о себе, своем «Я». Имя – принадлежность каждого человека. Побуждение детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и детьми в решении игровых и познавательных задач. |
2. | «Моя семья» | Формирование представлений о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Формирование у детей чувство привязанности и любви к близким людям: маме, папе, бабушке, дедушке. |
3. | «Наша группа» | Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг с другом. Формировать умение детей ориентироваться в групповом пространстве. |
4. | Рассматривание картины «Дети играют» | Учить воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и несложные фразы. |
5. | Чтение карельских песенок и прибауток: «Коло, коло, колобок», «Кукушка», «Марья, маленькая дева» | Знакомство детей с малыми фольклорными формами народов Карелии. Эмоционально откликаться на прослушивание песенок и прибауток , развитие желания слушать неоднократно, поощрять попытки проговаривать слова, имитировать движения. |
6. | «Кто у нас живет? Что у нас растет?» | Знакомство с растительным и животным миром родного края. Воспитание любви к родной природе, желании заботится, оберегать все живое. |
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
младшая группа (3-4 года)
Тема | Цель | |
1. | «Семь + Я» | Формирование образа Я. Развитие гендерных представлений. Формирование представлений о семье и своём месте в ней. Побуждение называть своё имя и фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Знакомство детей со словами обозначающими родство: папа, мама, бабушка, дедушка, дочь, сын. |
2. | «Семейные традиции» | Обогащение представлений о семье. Формирование у детей чувства привязанности и любви к близким людям, доброжелательных отношениях родных людей. Знакомство детей с семейными традициями. |
3. | «Дом, в котором я живу» | Знакомство со своим домашним адресом. Рассказать какие дома на улице (высокие, низкие, в каком доме живут, о своём дворе), где они гуляют, нравится ли он им, почему? |
4. | «Хорошо у нас в саду!» | Знакомство детей с д\с, как ближайшим социальным окружением ребёнка: профессии сотрудников д\с (воспитатель, помощник воспитателя, муз. руководитель, повар), предметное окружение, правила поведения в д\с, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Отметить как красиво и чисто в д\с, чтобы детям было хорошо и о том, что нужно беречь всё, что есть в д\с. Отметить заботу взрослых о детях. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Познакомить с местонахождением д\с (на какой улице) |
5. | «Город, в котором я живу» | Формирование понятия «город». Знакомство с родным городом, его названием. Воспитание любви к своей малой родине, городу. |
6. | «На улицах города» | Знакомство с понятием улица, с её особенностями: тротуаром, проезжей частью, с правилами поведения на дороге, с видами пешеходных переходов, закрепить значения сигналов светофора, дорожных знаков. |
7. | Чтение карельских песенок и прибауток: «Коло, коло, колобок», «Кукушка», «Марья, маленькая дева». «Люли-люли дитятко» и др. | Знакомство детей с малыми фольклорными формами народов Карелии. Эмоционально откликаться на прослушивание песенок и прибауток , развитие желания слушать неоднократно, поощрять попытки проговаривать слова, имитировать движения. |
8. | «В мире животных» | Знакомство с животным миром родного края: домашние, дикие животные, птицы, насекомые, среда их обитания. Формирование заботливого отношения ко всему живому. |
9. | «Путешествие в мир растений» | Знакомство с растительным миром родного края: леса, реки, поля, луга. Дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитание любви к родной природе. |
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средняя группа (4 – 5 лет)
Тема | Цель | |
| «Улицы моего детства» | Закрепление названия родного города, знание домашнего адреса, развитие знаний о ПДД. Формирование у детей чувство любви к своему городу. |
| «Растительный мир Карелии» | Расширение представлений детей о природе родного края. Закрепление названий деревьев, кустарников, цветов, ягод, грибов. Знакомство с понятием «лекарственные растения». Закрепление названий растений сада и огорода. |
| «Животный мир Карелии» | Расширение представлений детей о животном мире родного края. Знакомство с названиями, повадками животных и птиц нашего края, их жилищами. Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями природы, передавать в высказываниях своё отношение к животным. |
| «Карельская изба» - виртуальная экскурсия | Знакомство и карельской избой, её внешним и внутренним убранством. Знакомство с кухонной утварью: печь, чугунок. Воспитание уважения и восхищения мастерством человека. |
| «Хозяйкины помощники» | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Воспитание уважения и восхищения мастерством человека. |
| Чтение карельской сказки «Белка, рукавица и иголка» | Знакомство детей с карельской культурой через сказки. Воспитание умения эмоционально откликаться на прослушивание сказки. |
| « Широкая Масленица» | Знакомство с народными обрядами, обычаями, связанными с проводами зимы. Развитие уважения и интереса к традициям народа. Привитие любви к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки). |
| «Карельские ремесла» | Знакомство детей с заонежской вышивкой. Обратить внимание детей на элементы вышивки, её цвет. Воспитание интереса к народному быту и изделиям. |
| «Онежское озеро» - экскурсия | Знакомство детей с природой родного края – озером Онего. Воспитание чувства любви к родной природе, желания беречь природу. |
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Город у Дивьей горы» | Знакомство с историей возникновения города. Закрепление знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, о названии улиц и площадей нашего города, место их нахождения. |
«Знаменитые люди нашего города» | Знакомство детей с творчеством Софьи Анищенко, Бориса Прохорова, Павла Малыгина (на выбор) Художниками: Михаилом Колесниковым, Геннадием Кочетовым, Львом Буриным (на выбор) | |
Октябрь | «Моя Карелия» | Формирование представлений о республике, в которой мы живём, понимание выражения «малая родина». Воспитание у детей любви к родному краю. |
«Карельские узоры» | Расширение знаний о карельской вышивке, названиями элементов вышивки. Привитие интереса к национальной культуре через народное творчество. Развитие творческих и познавательных способностей детей. | |
Ноябрь | «Край карельский - край лесной» | Совершенствование знаний о природе родного края. Формирование представления о том, что лес является гордостью Карелии. Воспитание бережного отношения к лесу. |
«Животные Карелии» | Расширение знаний детей о природе родного края, разнообразии животных живущих в лесах Карелии. Воспитание бережного отношения к природе родного края. | |
Декабрь | «Птицы Карелии» | Расширение знаний детей о природе родного края, разнообразии птиц живущих в Карелии. Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к родной природе. |
Чтение сказки «Черная уточка» | Развитие интереса к культуре карельского народа через сказки. Знакомство со старинными предметами, упомянутыми в сказке, их названиями и назначением. Сравнение карельских сказок с русскими народными сказками. | |
Январь | «Волшебное Кантеле» | Знакомство детей с карельским муз. инструментом – кантеле, его внешним видом, звучанием. Формирование интереса к познанию национальной культуры. |
Чтение сказки «Ольховая Чурка» | Развитие интереса к культуре карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки. | |
Февраль | «Карельский народный костюм» | Знакомство детей с народным карельским костюмом, Объяснение особенностей костюма, связанных с проживанием на территории Карелии. |
Экскурсия в краеведческий музей | Развитие у детей эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним, развитие эстетического вкуса и познавательной активности детей. | |
Март | «Ай - да, Масленица!» | Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками. |
«Куколка - оберег «рванка» | Знакомство с карельской национальной куколкой - оберегом «рванкой», её значением в жизни ребёнка в старину. Способствование освоению детьми культурно-исторического опыта. | |
Апрель | «Карельские ремесла» | Знакомство детей с некоторыми видами карельских ремёсел (рыбак, охотник, вышивальщица, бондарь (изготовление домашней утвари, деревянных изделий). Привитие интереса к занятиям карельского народа. |
Карельские игрища | Знакомство детей с карельскими народными играми. | |
Май | «Наш мини-музей» | Объединение усилий ДОУ и семьи в воспитании у детей любви к родной природе, чувство национальной гордости. |
Игра «Путешествие по родному краю» (с родителями) | Закрепление знаний детей о родном крае. Объединение усилий ДОУ и семьи в воспитании у детей любви к малой родине, чувства национальной гордости. |
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Путешествие в прошлое нашего д/сада» | Способствование общему развитию детей, прививая любовь к родному д/саду, развивая интерес к прошлому. |
«Генеалогическое древо семьи» | Актуализировать знания детей о себе, своей семье, родословной, о связи поколений семьи. | |
Октябрь | «Мой город - Медвежьегорск» | Совершенствование знаний, о истории возникновения города. Закрепление знаний детей о родном городе, его символах, достопримечательностях, о названии улиц и площадей города, место их нахождении. |
«Достопримечательности нашего города – вокзал» | Формирование у детей знаний о здании вокзала, как об архитектурном памятнике нашего города. Показать уникальность этого строения, его красоту, Воспитание чувства гордости за родной город. | |
Ноябрь | «Я в Карелии живу» | Знакомство детей с символикой Карелии, её столицей. Расширение знаний о карельских городах. Развитие умения ориентироваться на карте. Воспитание у детей любви к родному краю. |
« Заонежская изба» (виртуальная экскурсия) | Знакомство с традициями строительства заонежской избы, её внешним и внутренним убранством. Воспитание уважения и восхищения мастерством человеческих рук. | |
Декабрь | «Карельские узоры» | Расширение знаний о карельской вышивке, названиями элементов вышивки. Привитие интереса к национальной культуре через народное творчество. Развитие познавательных способностей детей. |
«Карельские узоры» (продолжение) | Расширение представления о многообразии карельского орнамента, развитие творческих умений в рисовании, используя характерные элементы карельского узора. | |
Январь | «Святочные гуляния в Заонежье»
| Привитие интереса к культуре предков через знакомство с народными праздниками и традициями. Развитие творческих и познавательных способностей детей. |
«Карельские богатства» | Знакомство детей с полезными ископаемыми Карелии (гранит, шунгит, малиновый кварцит и т.д.). Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к родному краю. | |
Февраль | «Достопримечательности Карелии» | Расширение у детей представлений о достопримечательностях республики: памятниках культуры, исторических памятниках, озерах и т.д. (Кижи, Валаам, Соловецкие острова, водопад Кивач) |
«Виртуальное путешествие на остров Кижи» | Знакомство детей через телекоммуникационные технологии с достопримечательностью нашего района – островом - музеем Кижи, его значением для общечеловеческих ценностей культуры. Воспитание чувства гордости за свою Родину, патриотизма малой родины. | |
Март | «Широкая Масленица!» | Привитие интереса у детей к национальной культуре через знакомство с обычаями, народными праздниками. |
«Они прославили Карелию» | Знакомство детей с известными людьми родного края: писатели, поэты, художники и др.; их творчеством (на выбор). | |
Апрель | «Животные и птицы Карелии»
| Расширение знаний детей о природе родного края, разнообразии животных и птиц, живущих в лесах Карелии. Воспитание бережного отношения к природе родного края. |
Чтение сказки «Сын-медведь» | Продолжать развитие у детей интереса к фольклору и художественной литературе карельского народа через сказки, обращая внимание на речевые обороты и имена героев сказки. | |
Май | Мини – музей «Карельские ремесла» | Расширение знаний детей о карельских ремёслах (рыбак, охотник, вышивальщица и др. (изготовление домашней утвари, деревянных изделий). Привитие интереса к занятиям карельского народа. |
Игра «Путешествие по Карелии» | Закрепление знаний детей о родном крае. Воспитание у детей любви к малой родине, чувства национальной гордости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »
Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...
ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...
Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ
Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет
Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)
Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...
Комплексно-тематическое планирование по Краеведению в подготовительной к школе группе
Подготовительная к школе группа...
Комплексно-тематическое планирование по Краеведению во второй младшей группе
Вторая младшая группа...