Игры по теме " Краеведение"
картотека
С чего начинается любовь к Родине, уважение к своему народу, к истории своей страны?
Нам кажется, что идеальным ответом на это вопрос может стать высказывание Михаила Ивановича Калинина: «Любить свой край, знать его богатства, его историю – на этих лучших чувствах к родным и воспитывается патриотизм».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_kraevedeniyu.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сквозь замочную скважину»
Цель:
- закреплять знания детей о памятниках города Красноярска;
- развивать зрительную память, восприятие.
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами памятников города Красноярска, комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребенок перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.
Игровое правило:
Рассматривать картинку можно только с помощью замочной скважины.
«Путешествие из прошлого в настоящее»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города ,
о внешнем виде зданий;
- формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие;
- активизировать словарь детей, закреплять названия исторических памятников города.
Ход игры:
В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города в старом и современном виде.
В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением цветных памятников архитектуры «рубашкой вверх». Рядом разложены картинки с чёрно-белыми фотографиями тех же самых памятников архитектуры, но выполненных несколько лет назад. По порядку каждый ребенок открывает картинку с цветной фотографией и ищет соответствующую картинку с изображением одного и того же здания. Дети называют здания. Выигрывает тот, кто правильно подберет пары и назовет памятник.
1 вариант:
Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города.
2 вариант:
Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в будущем.
Игровое правило:
Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся.
«Собери картинку»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей,
- закреплять знания детей о родном городе через содержание картинок,
Ход игры.
В комплект игры входят картинки с видами музеев, памятников, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).
Игровое правило:
За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.
«Путешествие по городу»
(игра предназначена для детей 5-7 лет)
Цель:
- закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.
- учить определять место расположения исторических памятников, давать их краткое описание.
Дидактический материал:
Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.
Ход игры:
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем объясняются правила игры.
В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.
1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.
2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.
3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.
Игровые правила:
Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.
Дидактическая игра «Найди пару» (игра предназначена для детей 4-5 лет)
Цель:
- закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;
- развивать зрительную память, восприятие;
- развивать умение анализировать свой ответ.
Ход игры:
Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.
Игровое правило:
Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.
Игровое действие:
Поиск нужных карточек.
В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых учреждений города (музей, школа, церковь, вокзал, художественная школа и т.д.) и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях. В игре могут принимать участие 2-3 ч
«Что за ягода такая»
(игра предназначена для детей 4-5 лет)
Цель:
- познакомить детей с видами ягод и учить называть их;
- учить узнавать ягоды, которые произрастают в Костромской области;
- развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.
Ход игры:
1 вариант:
Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.
2 вариант:
Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.
В комплект игры входят карточки с изображением ягод Красноярского края
«Кто такой?» (игра предназначена для детей 6-7года)
Цель:
- закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края;
- воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать;
- развивать внимание и память.
Ход игры
1 вариант:
Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу .
2 вариант:
Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу , дети называют его.
3 вариант:
Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.
Игровое правило:
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу и ряд карточек животных других стран и континентов
Настольная игра
«ГЕРБ ГОРОДА» (7 лет)
Цель:
закрепить представление детей о гербе родного города; уметь
выделять герб родного города из других знаков.
Материалы:
шаблон
-
образец с изображением герба города
Куйбышева
(старинный и современный варианты)
;
контурный шаблон этого же герба;
«мозаика» герба города в разо
бранном варианте.
Картинки с гербами
других городов для рассматривания
Ход игры.
Детям предлагается рассмотреть герб города и отме
тить отличительные
особенности от гербов других городов нашей
страны.
Возможно
использовать несколько вариантов данной игры:
Дети по контурному шаблону при помощи шаблона
-
образца
собирают из мозаики герб города.
2.
Дети собирают герб без помощи
шаблона
-
образца, опираясь
на память.
Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета
лей при помощи шаблонов
-
накладок.
4.
Детям предлагаются гербы других городов для подобной же
игровой задачи.
Игра
–
лото
«
ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА
»
( 7лет)
Цел
ь:
закрепить у детей представление об истории родного го
рода.
Материалы:
игровые поля
с изображениями видов го
рода от его
зарождения до наших
дней; карточки с изображениями отдельных построек
и мест, относящихся к разным временным от
резкам истории города.
Ход игры.
Играть могут 3
-
е
детей. Ведущий раздаѐт игровые поля и показывает
карточки участникам. Игроки должны полно
стью закрыть своѐ игровое
поле карточками, подходящими вре
менному отрезку.
Примечание.
На каждой карто
чке есть надпись с названием объ
екта
.
Если ребенок ошибается,
то даѐтся «справка ведущего», которым мо
жет быть
как воспитатель, так и ребѐнок
Игра «
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД»
(5
–
6 лет)
Цель:
закрепить представления детей об архитектуре совре
менных
и
старинных
зданий и сооружений; познакомить с архитектурными осо
-
бенностями города.
Материалы:
карточки
с контурными изображениями зданий и
других сооружений современного города; фотографии с изображе
-
нием этих же зданий и сооружений.
Игровая задача
:
«расколдовать» город.
Ход игры.
Перед началом игры
воспитатель
проводит с детьми
мини
-
беседу:
Как называется наша
страна?
Как называется город, в
котором вы живѐте
?
К
Как давно был основан
город?
Какие улицы города вы знаете?
Как называется улица, на которой ты живѐшь?
Какие памятники нашего города вы знаете?
Какие
памятники старины есть в нашем городе?
Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
Что бы ты ещѐ хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель пре
длагает детям рассмотреть карточки
с контурами
зданий
, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон
-
туры с фотографиями. Например: контур здания
Краеведческого
музея
–
фотография музея.
Примечание.
По ходу игровых действий «восстановления заколдован
ного
города» воспитатель проводит заочную мини
-
экскурсию по этим
местам
(возможно с опорой на личные знания и опыт детей
Игра «Путешествие по городу»
(6
–
7 лет)
Цель:
знакомить с родным городом
Материал:
альбом фотографий родного города
Ход игры:
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города,
предлагает назвать их. За каждый правильный ответ игрок получает фишку.
Побеждает тот, у кого больше фишек
Игра «Зеленая аптека»
(6
–
7 лет)
Цель:
закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о
правильном использовании их в лечебных целях.
Материал:
карточки с изображением лекарственных растений нашего
края.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям картинки, предлагает детям назвать
растение
и рассказать, в каких целях его используют.
За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого
больше фишек.
Игра «Птицы нашего города»
(5
–
6 лет)
Цель:
знакомить детей с птицами родного города
Материал:
карточки с изображениями разных птиц, в том числе и не
живущих в наших кр
а
ях.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит
назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Возможен вариант подвижной игры
-
эстафет
ы, когда дети на скорость
собирают картинки и раскладывают их в разные места.
Разрезные картинки «
Сложи
картинку из
фрагментов
».
(5
–
7лет)
Цель:
способство
вать закреплению знаний о городе.
Материал:
Изображения видов
города, состоящи
е из 4
-
8 фрагментов.
Ход игры:
Воспитатель перемешивает фрагменты
, дети собирают из них картинку и
рассказывают, что на ней изображено.
Настольная игра «
Флаг России
»
(5 лет)
Цель:
способствовать закреплению знания флага своей страны
.
Материал:
полосы красного, синего и белого цвета
, другие разноцветные
полоски.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить
разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге
России
Игра «
Г
де находится памятник?
»
(6 лет)
Цель:
по
знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном
городе
.
Материал:
изображения памятников
.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит
рассказать,
что это за памятник и
где установлен
.
За каждый правильный
ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого больше фишек
Игра «
Знаешь ли ты
»
?
(6
–
7 лет)
Цель:
знакомить детей со з
наменитыми людьми
родного края.
Материал:
портреты известных соотечественников
, которые оставили свой
след в истории родного края.
Ход игры:
Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто
изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
За каждый пр
авильный ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого
больше фишек.
Игра
«
Нарисуй узор
»
(7 лет)
Цель:
по
знакомить детей с
урало
-
сибирской росписью
, прививать интерес к
русским традициям, учить узнавать и отличать
элементы росписи
.
Материал:
карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для
рисования.
Ход игры.
Дети рисуют простые элементы
узор
а на игровом поле карточки
по образ
ц
у.
Игра «
Одень куклу
»
(5
–
6 лет)
Цель:
поз
накомить
детей
с
русской
национальной одеждой,
учить называть
еѐ,
прививать интерес к национальной культуре
, народным традициям.
Материал:
бумажная кукла, виды одежды.
Ход игры.
Дети одевают куклу в национальную одежду
и правильно называют
предметы
мужской и женской
одежды
Игра «
Сортируй узоры
»
(6
–
7 лет)
Цель:
знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к
русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал:
картинки народных промыслов
Ход игры.
Ход игры:
Дети сортируют картинки по пр
инадлежности к тому или иному
народному промыслу.
Игра «С какого дерева листок»
(«Найди пару»)
(5
-
6 лет)
Цель:
закрепить знания детей о природе родного края, деревьях,
произрастающих на территории Барабы.
Материал:
картинки с изображением деревьев и листьев.
Ход игры.
Дети с карточками в руках бегают врассыпную. По сигналу воспитателя
«найди пару !» берутся за руки соответственно: берѐза
–
берѐзовый лист и
т.д.
Игра
«Найди отличия»
(6
–
7 лет)
Цель:
учить детей сравнивать характерные особенности старого и
современного города, находить сходства и различия; развивать мышление,
внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к
его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город р
астет,
благоустраивается и лучшие его новостройки удачно дополняют
Материал:
картинки с видами старого и современного города.
Ход игры:
В игре принимают участие 2 команды по несколько человек. Они
рассматривают
одну и ту
карт
очку
и находят отличия. Кто бол
ьше назвал
различий, тот и победил. Игра повторяется с другой картинк
ой.
Игра «Наш город»
.
(5
–
6 лет)
Цель:
дать информацию детям о родном городе: кто в нѐм живѐт, трудится,
какой транспорт в нѐм ходит.
Материал:
картинки с изображением
видов
города, людей, транспорта.
Ход игр.
В
оспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены
жители города; на другой
–
труд людей; транспорт; здания города.
Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся
на четыре группы. Каждой группе даѐтся задание: одной
–
посмотреть, кто
живѐт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой
–
на чѐм
люди ездят, собрать картинки с изображен
ием транспорта; третьей
–
картинки, на которых воспроизведѐн труд людей; четвѐртой
–
отобрать
картинки с рисунками на которых изображены здания города и их
декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по
комнате и отбирают нужные им кар
тинки. Возвратившись на свои места
путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что
на них изображено
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная игра-викторина по краеведению в старшей группе «Край в котором мы живем».
- Закрепить знания государственных символов (страны и родного края); - Формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения, повысить уровень развития детей;- Расширять представл...
План самообразования по теме: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
План самообразования Тема: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников». АктуальностьВ настоящее время среди наиболее острых пробл...
Календарно-тематическое планирование с 06.11.18 - 23.11.18 Тема: «Краеведение»
Календарно-тематическое планирование с 06.11.18 - 23.11.18Тема: «Краеведение»Цель: Формирование у дошкольников представлений о особенностях родного края. Формирование интереса, любви и ува...
Дидактическая игра по экологии «Краеведение» для средней и старшей групп
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Л...
Игра-викторина по краеведению «Юные краеведы»
- закрепить знания детей о геральдике России- продолжить знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями;- закрепить знания об адресе (название города, улицы, номер дома, квартиры)...
Сюжетно-ролевая игра с элементами краеведения «Путешествие добрых друзей»
Сюжетно-ролевая игра с элементами краеведения в подготовительной к школе группе....