Игры по теме " Краеведение"
картотека

Заика Людмила Николаевна

С чего начинается любовь к Родине, уважение к своему народу, к истории своей страны?

Нам кажется, что идеальным ответом на это вопрос может стать высказывание Михаила Ивановича Калинина: «Любить свой край, знать его богатства, его историю – на этих лучших чувствах к родным и воспитывается патриотизм».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_kraevedeniyu.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Сквозь замочную скважину»

Цель:

- закреплять знания детей о памятниках города Красноярска;

- развивать зрительную память, восприятие.

Ход игры.

В комплект игры входят картинки с видами памятников города Красноярска, комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребенок перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.

Игровое правило:

Рассматривать картинку можно только с помощью замочной скважины.

«Путешествие из прошлого в настоящее»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

- закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города ,

о внешнем виде зданий;

- формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие;

- активизировать словарь детей, закреплять названия исторических памятников города.

Ход игры:

В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города  в старом и современном виде.

В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением цветных памятников архитектуры «рубашкой вверх». Рядом разложены картинки с чёрно-белыми фотографиями тех же самых памятников архитектуры, но выполненных несколько лет назад. По порядку каждый ребенок открывает картинку с цветной фотографией и ищет соответствующую картинку с изображением одного и того же здания. Дети называют здания. Выигрывает тот, кто правильно подберет пары и назовет памятник.

1 вариант:

Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города.

2 вариант:

Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в будущем.

Игровое правило:

Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

 «Собери картинку»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

- упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей,

- закреплять знания детей о родном городе через содержание картинок,

Ход игры.

В комплект игры входят картинки с видами музеев, памятников, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

Игровое правило:

За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.

«Путешествие по городу»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

- закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.

- учить определять место расположения исторических памятников, давать их краткое описание.

Дидактический материал:

Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.

Ход игры:

Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем объясняются правила игры.

В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.

1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.

2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.

3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.

Игровые правила:

Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.

Дидактическая игра «Найди пару» (игра предназначена для детей 4-5 лет)

Цель:

- закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;

- развивать зрительную память, восприятие;

- развивать умение анализировать свой ответ.

Ход игры:

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие:

Поиск нужных карточек.

В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых учреждений города (музей, школа, церковь, вокзал, художественная школа и т.д.) и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях. В игре могут принимать участие 2-3 ч

«Что за ягода такая»

(игра предназначена для детей 4-5 лет)

Цель:

- познакомить детей с видами ягод и учить называть их;

- учить узнавать ягоды, которые произрастают в Костромской области;

- развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.

Ход игры:

1 вариант:

Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.

2 вариант:

Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.

В комплект игры входят карточки с изображением ягод Красноярского края

«Кто такой?»  (игра предназначена для детей 6-7года)

Цель:

- закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края;

- воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать;

- развивать внимание и память.

Ход игры

1 вариант:

Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу .

2 вариант:

Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу , дети называют его.

3 вариант:

Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу и ряд карточек животных других стран и континентов

Настольная игра

«ГЕРБ ГОРОДА» (7 лет)

Цель:

закрепить  представление  детей  о  гербе  родного  города;  уметь

выделять герб родного города из других знаков.

Материалы:

шаблон

-

образец с изображением герба города

Куйбышева

(старинный и современный варианты)

;

контурный шаблон этого же герба;

«мозаика» герба города в разо

бранном варианте.

Картинки с гербами

других городов для рассматривания

Ход игры.

Детям предлагается рассмотреть герб города и отме

тить отличительные

особенности  от  гербов  других  городов  нашей

страны.

Возможно

использовать несколько вариантов данной игры:

Дети  по  контурному  шаблону  при  помощи  шаблона

-

образца

собирают из мозаики герб города.

2.

Дети собирают герб без помощи

шаблона

-

образца, опираясь

на память.

Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета

лей при помощи шаблонов

-

накладок.

4.

Детям предлагаются гербы других городов для подобной же

игровой задачи.

Игра

лото

«

ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА

»

( 7лет)

Цел

ь:

закрепить у детей представление об истории родного го

рода.

Материалы:

игровые  поля

с  изображениями  видов  го

рода  от  его

зарождения до наших

дней; карточки с изображениями отдельных построек

и мест, относящихся к разным временным от

резкам истории города.

Ход игры.

Играть могут 3

-

е

детей. Ведущий раздаѐт игровые поля и показывает

карточки участникам. Игроки должны полно

стью закрыть своѐ игровое

поле карточками, подходящими вре

менному отрезку.

Примечание.

На каждой карто

чке есть надпись с названием объ

екта

.

Если ребенок ошибается,

то даѐтся «справка ведущего», которым мо

жет быть

как воспитатель, так и ребѐнок

Игра «

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД»

(5

6 лет)

Цель:

закрепить  представления  детей  об  архитектуре  совре

менных

и

старинных

зданий  и  сооружений;  познакомить  с  архитектурными  осо

-

бенностями города.

Материалы:

карточки

с  контурными  изображениями  зданий  и

других  сооружений современного  города; фотографии с  изображе

-

нием этих же зданий и сооружений.

Игровая        задача

:

«расколдовать» город.

Ход игры.

Перед    началом    игры

воспитатель

проводит с детьми

мини

-

беседу:

Как называется наша

страна?

Как называется город, в

котором вы живѐте

?

К

Как давно был основан

город?

Какие улицы города вы знаете?

Как называется улица, на которой ты живѐшь?

Какие памятники нашего города вы знаете?

Какие

памятники старины есть в нашем городе?

Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

Что бы ты ещѐ хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель пре

длагает детям рассмотреть карточки

с контурами

зданий

, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон

-

туры с фотографиями. Например: контур здания

Краеведческого

музея

фотография музея.

Примечание.

По ходу игровых действий «восстановления заколдован

ного

города»  воспитатель  проводит  заочную  мини

-

экскурсию  по  этим

местам

(возможно с опорой на личные знания и опыт детей

Игра «Путешествие по городу»

(6

7 лет)

Цель:

знакомить с родным городом

Материал:

альбом фотографий родного города

Ход игры:

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города,

предлагает назвать их. За каждый правильный ответ игрок получает фишку.

Побеждает тот, у кого больше фишек

Игра «Зеленая аптека»

(6

7 лет)

Цель:

закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о

правильном использовании их в лечебных целях.

Материал:

карточки с изображением лекарственных растений нашего

края.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям картинки, предлагает детям назвать

растение

и рассказать, в каких целях его используют.

За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого

больше фишек.

Игра «Птицы нашего города»

(5

6 лет)

Цель:

знакомить детей с птицами родного города

Материал:

карточки с изображениями разных птиц, в том числе и не

живущих в наших кр

а

ях.

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит

назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

Возможен вариант подвижной игры

-

эстафет

ы, когда дети на скорость

собирают картинки и раскладывают их в разные места.

Разрезные картинки «

Сложи

картинку из

фрагментов

».

(5

7лет)

Цель:

способство

вать закреплению знаний о городе.

Материал:

Изображения видов

города, состоящи

е из 4

-

8 фрагментов.

Ход игры:

Воспитатель перемешивает фрагменты

, дети собирают из них картинку и

рассказывают, что на ней изображено.

Настольная игра «

Флаг России

»

(5 лет)

Цель:

способствовать закреплению знания флага своей страны

.

Материал:

полосы красного, синего и белого цвета

, другие разноцветные

полоски.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить

разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге

России

Игра «

Г

де находится памятник?

»

(6 лет)

Цель:

по

знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном

городе

.

Материал:

изображения памятников

.

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит

рассказать,

что это за памятник и

где установлен

.

За каждый правильный

ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого больше фишек

Игра «

Знаешь ли ты

»

?

(6

7 лет)

Цель:

знакомить детей со з

наменитыми людьми

родного края.

Материал:

портреты известных соотечественников

, которые оставили свой

след в истории родного края.

Ход игры:

Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто

изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

За каждый пр

авильный ответ игрок получает фишку. Победил тот, у кого

больше фишек.

Игра

«

Нарисуй узор

»

(7 лет)

Цель:

по

знакомить детей с

урало

-

сибирской росписью

, прививать интерес к

русским традициям, учить узнавать и отличать

элементы росписи

.

Материал:

карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для

рисования.

Ход игры.

Дети рисуют простые элементы

узор

а на игровом поле карточки

по образ

ц

у.

Игра «

Одень куклу

»

(5

6 лет)

Цель:

поз

накомить

детей

с

русской

национальной одеждой,

учить называть

еѐ,

прививать интерес к национальной культуре

, народным традициям.

Материал:

бумажная кукла, виды одежды.

Ход игры.

Дети одевают куклу в национальную одежду

и правильно называют

предметы

мужской и женской

одежды

Игра «

Сортируй узоры

»

(6

7 лет)

Цель:

знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к

русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал:

картинки народных промыслов

Ход игры.

Ход игры:

Дети сортируют картинки по пр

инадлежности к тому или иному

народному промыслу.

Игра «С какого дерева листок»

(«Найди пару»)

(5

-

6 лет)

Цель:

закрепить знания детей о природе родного края, деревьях,

произрастающих на территории Барабы.

Материал:

картинки с изображением деревьев и листьев.

Ход игры.

Дети с карточками в руках бегают врассыпную. По сигналу воспитателя

«найди пару !» берутся за руки соответственно: берѐза

берѐзовый лист и

т.д.

Игра

«Найди отличия»

(6

7 лет)

Цель:

учить детей сравнивать характерные особенности старого и

современного города, находить сходства и различия; развивать мышление,

внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к

его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город р

астет,

благоустраивается и лучшие его новостройки удачно дополняют

Материал:

картинки с видами старого и современного города.

Ход игры:

В игре принимают участие 2 команды по несколько человек. Они

рассматривают

одну и ту

карт

очку

и находят отличия. Кто бол

ьше назвал

различий, тот и победил. Игра повторяется с другой картинк

ой.

Игра «Наш город»

.

(5

6 лет)

Цель:

дать информацию детям о родном городе: кто в нѐм живѐт, трудится,

какой транспорт в нѐм ходит.

Материал:

картинки с изображением

видов

города, людей, транспорта.

Ход игр.

В

оспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены

жители города; на другой

труд людей; транспорт; здания города.

Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся

на четыре группы. Каждой группе даѐтся задание: одной

посмотреть, кто

живѐт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой

на чѐм

люди ездят, собрать картинки с изображен

ием транспорта; третьей

картинки, на которых воспроизведѐн труд людей; четвѐртой

отобрать

картинки с рисунками на которых изображены здания города и их

декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по

комнате и отбирают нужные им кар

тинки. Возвратившись на свои места

путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что

на них изображено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная игра-викторина по краеведению в старшей группе «Край в котором мы живем».

- Закрепить знания государственных символов (страны и родного края); - Формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения, повысить уровень развития детей;- Расширять представл...

План самообразования по теме: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

План самообразования Тема: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников». АктуальностьВ настоящее время среди наиболее острых пробл...

Календарно-тематическое планирование с 06.11.18 - 23.11.18 Тема: «Краеведение»

Календарно-тематическое планирование с 06.11.18 - 23.11.18Тема: «Краеведение»Цель: Формирование у дошкольников представлений о особенностях родного края. Формирование интереса, любви и ува...

Дидактическая игра по экологии «Краеведение» для средней и старшей групп

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Л...

Игра-викторина по краеведению «Юные краеведы»

- закрепить знания детей о геральдике России- продолжить знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями;- закрепить знания об адресе (название города, улицы, номер дома, квартиры)...

Сюжетно-ролевая игра с элементами краеведения «Путешествие добрых друзей»

Сюжетно-ролевая игра с элементами краеведения в подготовительной к школе группе....