Занятие в образовательной области "Познавательное развитие" по теме "Краеведение. Беседа о первооснователях города" для детей группы общеразвивающей направленности от 6-ти лет до 7-ми лет
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры городской округ город Радужный
Непосредственно образовательная деятельность
по образовательной области «Познавательное развитие»
тема «Краеведение. Беседа о первооснователях города»
группа общеразвивающей направленности от 6-ти до 7-ти лет
Ельцова Людмила Ивановна, воспитатель
г. Радужный
2014 г.
Программное содержание: познакомить детей с Ханты-Мансийским автономным округом-Югра, особенностями географического положения (местоположение, обширность территории), историей (прошлое и настоящее Югры). Познакомить с городом Ханты-Мансийском, как главным городом округа. Закрепить знания детей о названии округа, в котором они живут, о его природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народное прикладное искусство). Уточнить знания детей о понятии «традиции», вспомнить традиции хантыйских народностей. Воспитывать истинные ценности: любовь к Родине, чувство патриотизма и интерес к истории культуры коренных народностей Севера.
Дидактический материал и ТСО: магнитофон, фонограмма песни о Югре; картины: «Тайга», «Водные богатства», «Поселения», «Предметы декоративно-прикладного искусства», «Современный посёлок», «Стойбище», «Современная Югра»; фотографии с изображением зданий, памятников, видов городов ХМАО-Югра.
Ход занятия:
(Слушание песни о Югре).
Воспитатель: Ребята, куда позвала песня, в какой край? (В Югорский).
Давайте найдем на карте Югру. Это наш родной край, наша малая Родина. Югра готовится к большому празднику – 75-летию образования Ханты-Мансийского автономного округа. Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и также готовимся к его юбилею. Я предлагаю сегодня совершить путешествие по земле Югорской и посмотреть, чем она встречает свой праздник, за что мы гордимся своим краем.
Югорский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, в край утренней зари,
Снегов, метелей, песни глухаря,
В Югорский край всех приглашаю я.
Найди ту часть России, где мы сейчас живём, которая нам дорога т любима нами (ХМАО-Югра).
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Какая его территория? ХМАО расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины и занимает площадь по территории равную Франции, Германии, Англии. Вот какой он большой.
Ребята, скажите мне, а наш Ханты-Мансийский округ расположен ближе к Северному полюсу или к экватору? (К Северному полюсу).
Правильно. Мы с вами живём ближе к Северному полюсу. Значит какой у нас климат? Кто может мне помочь, и расскажет о нашем климате? (Ответы детей).
Действительно, климат у нас суровый. Холодная и длинная зима, короткое лето, резкие перепады температуры воздуха.
Картина 1. «Тайга».
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, какие цвета преобладают на карте? (Голубой, зелёный). Действительно, на карте преобладают зелёный и темно-зелёный цвета потому, что мы с вами живем в зоне тайги и смешанных лесов. Густые, дремучие, порой непроходимые из-за бурелома леса, состоящие из хвойных и лиственных деревьев. Назовите, какие деревья у нас растут? (Ответы детей).
Что ещё растет в наших лесах? (Грибы, ягоды).
По берегам рек растет много деревьев, но тайга щедра и на дары природы, вот видите, сколько грибов и ягод можно увидеть.
В тайге ещё обилие зверей и птиц. Назовите животных, которые живут в тайге. (лиса, медведь, ёж, волк, белка, дикий северный олень, лось, соболь, выдра, рысь, барсук, ласка и т. д.).
Из-за обилия болот в наших краях много насекомых. А вы можете их назвать? (комары, мошка мухи, слепни и др.). Эти насекомые являются вкусным обедом для птиц.
Назовите птиц, которые у нас обитают? (Глухарь, тетерев, куропатки, гуси, утки и т. д.).
Реки и озёра богаты рыбой, какой? (Ответы детей).
Вот видите, ребята, в каком богатом краю мы с вами живём.
Под хантыйскую музыку дети читают стихи:
1 реб. В тайге поскрипывают ели,
Смола стекает, словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром,
Как птенчик на ладонь порхнет
2 реб. Дождь прибежит с далеких сопок
И зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок-
Побродим по тайге с тобой.
3 реб. И поглядим, кто в дуплах, норах,
Кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах
И в речках медленных живет.
Картина 2. «Водные богатства».
Воспитатель: Если взглянуть с высоты на землю Югорскую, то можно увидеть много голубого цвета. Почему? (Ответы детей). Край Югорский – это край болот, озёр и могучих рек. Какие реки могучие протекают по нашему краю? (Обь, Иртыш).
Кроме больших рек в каждом поселке, городке протекают реки поменьше, речушки, ручейки. Послушайте название этих рек – Ваньёган, Айёган. Какое сочетание есть в названии каждой реки? (Ёган). Ёган – означает «вода».
Вода – источник жизни. Где есть вода, там есть и жизнь. Почему так говорят? (Ответы детей).
Правильно, вода дает пищу, утоляет жажду. Кроме того, вода позволяет быстро и легко передвигаться по огромной территории. именно поэтому по берегам рек строили свои посёлки коренные жители Югры.
Картина 3. «Поселение».
Воспитатель: Коренные жители Югры – ханты и манси. Мы говорили о природе и богатствах Югры и теперь легко можем догадаться, чем же могли заниматься в давние времена жители Югры. (Рыболовством, оленеводством, охотоводством, рукоделием, сбором год, грибов, орехов).
Ребята, именно ханты и манси назвали свой край словом Югра. Югра! Давайте вслушаемся в звучание этого слова. Что оно может означать? Югра – в переводе с хантыйского языка означает «люди на воде».
Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа , надо встречать их с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место на нарах, застеленных новой шкурой оленя. Если гость поел и больше не хочет, то он кладет пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.
Ребенок. Словно люльку, дверь тяжелую качни –
Обогрейся, покалякай, отдохни.
Если я убил оленя, вдоволь ешь.
Мяса нету – посмотри как окунь свеж.
Ну а нету даже рыбы у меня-
Мы вкусим тепло домашнего огня.
Гость высокий, слушаю я речь твою
И в ответ все, что имею, отдаю.
Красота родного края учила своих людей создавать красивые вещи, украшать свою одежду, жилище.
Картина 4. «Предметы декоративно-прикладного искусства».
Воспитатель: Ребята, что вы видите на картине? (Изделия, вышитые бисером, унты, малицы).
У нашего края есть своя история, которая жива памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных промыслах, в деревянных строениях, в музыкальных инструментах, песнях, легендах. Вот и сейчас мы с вами поиграем в хантыйскую народную игру.
Физминутка.
Полярное небо ночи темней, Руки над головой, бег по кругу
Струйками пар из оленьих ноздрей. с высоко поднятыми коленями.
Хэй – хэй – хэй,
Хэй – хэй – хэй.
Свистят по дороге полозья саней, «Скольжение саней по кругу».
Позёмка скользит и струится по ней.
Хэй – хэй – хэй,
Хэй – хэй – хэй.
Летит за оленями песня – мой друг, Руки над головой, бег по кругу
И стадо само собирается в круг. с высоко поднятыми коленями.
Хэй – хэй – хэй,
Хэй – хэй – хэй.
Воспитатель: Современная жизнь народов Югры изменяется с каждым годом. Жители Югры строят современные дома, в поселках оленеводов и рыболовов открылись школы, детские сады.
Картина 5. «Современный посёлок».
Воспитатель: Но и в современных поселках коренные жители следуют своим традициям. Ребята, какие традиции вы знаете? (Ответы детей).
Всем нам известный медвежий праздник, праздник трясогузки, вороний праздник. Устраивались бега на оленях, прыжки через нарты и др.
У народов ханты и манси есть древние роды Айваседы, Айпиных, Сардаковых, позже появился род Казымкиных. Они поддерживают культуру своего народа – носят национальную одежду, слагают стихи, легенды и сказки, которые написали Юван Шесталов, Юрий Вэлла и другие. Они сохраняют оленьи пастбища, угодья, богатства рек и озёр.
Картина 6. «Стойбище».
Воспитатель: Мы с вами ни раз были в гостях в посёлке Варьёган. Его жители – охотники, рыболовы и оленеводы. Поэтому они не всегда живут в поселке, а выезжают с оленьими стадами в свои родовые угодья, в тайгу. Расскажите, как живут оленеводы на стойбище, какие у них постройки, как они научились выживать в тайге? (Ответы детей).
Правильно, люди стоят жилище – чум, ловят рыбу, занимаются охотой и разводят оленей.
У огня в чуме в долгие зимние вечера хантыйские дети играли в загадки.
Загадки:
Зимнее стекло весною потекло (лед).
Не живое, а на всех языках говорит (эхо).
Кто в году четыре раза переодевается (земля).
Жевать – не жую,
А все пожираю (огонь).
Не конь, а бежит. Не лес, а шумит (река).
Рукой махнул – дерево погнул (ветер).
Не вода и не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь (болото).
Картина 7. «Современная Югра».
Воспитатель: Современная Югра – это не дикий и неизведанный край, а богатый край с современными городами, аэропортами, железными дорогами, памятниками, музеями, кинотеатрами и т. д.
Ребята, я уже говорила, что в этом году Ханты-Мансийскому автономному округу исполняется 75 лет, а ведь это совсем небольшой срок для истории. Как вы думаете, почему за 75 лет здесь возникло столько городов? (Ответы детей).
Правильно, строители стали строить дома, за короткие сроки выросли большие и красивые дома.
Главное богатство края – это нефть и газ. Она нужна для всех людей. И поэтому для добывания «черного золота», как называют нефть, в этот край приехало много мужественных людей. Как вы думаете, почему я назвала этих людей мужественными людьми? (Ответы детей).
Эти люди работают в тяжелых условиях сурового северного климата. Труд людей каких профессий прославляет наш край? (Труд геологов, нефтяников, газовиков, буровиков, трубоукладчиков, крановщиков и т. д.).
Правильно, ребята, строители строили целые города. Давайте назовём некоторые из них. (Нижневартовск, Сургут, Нягань, Нефтеюганск, Мегион и др.).
А самый главный город нашего округа – Ханты-Мансийск.
(Демонстрация фотографий с изображением зданий, памятников, видов городов ХМАО-Югра).
Воспитатель: А какой у вас самый любимый город Югры? (Радужный).
Чем вам нравится наш город? (Ответы детей).
Но самое главное богатство Югры – это её люди. Первыми первопроходцами были Бахилов Василий Васильевич – в его честь назвали месторождение нефти – Бахиловское. Улицы нашего города назвали в честь Губкина, Казанкина, есть в нашем городе улица строителей.
Ребята, вы знаете, что в день рождения принято дарить подарки. А какие подарки ко дню рождения нашего округа приготовили вы?
(Дети рассказывают стихи, придуманные с родителями, приглашают гостей посмотреть выставку детских работ).
Медведица – Югория, таёжная красавица
В сиянии Оби и Иртыша.
Разбужена от сна и силой своей славится,
Огненным дыханием дыша.
Отдавая нефть в буровые скважины,
А вокруг болота и тайга,
Разбужена людьми медведица однажды –
Земля с прекрасным именем Югра.
Я считаю, что моя страна
Краше всех других и интересней.
летом – ширь тайги светла и зелена.
Небо – словно голубая песня.
А зимою – пенье вьюг, снега,
Вихрей свист над тундрою немою.
Но не спит под шубой снеговою
И зимой сибирская тайга.
Как море – снег. Сугробов гребни
Лежат загадками вдали.
А чум – как бы старик-волшебник
В оленьей шкуре до земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Образовательная область «Познавательное развитие", Раздел "Ознакомление с окружающим миром". Старшая группа. Тема: «Почему улетают птицы?».
конспект занятия в старшей группе. Тема: "Почему улетают птицы"...
Непосредственно образовательная деятельность (интегрированное занятие - образовательные области: познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие) в средней группе "Путешествие в осенний лес на помощь диким животным"
Обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных.Познакомить с новым видом аппликации - аппликация манно...
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП в группе детей 2-3 лет) Тема: «Новый год и лесные звери»
Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений....
Конспект занятия образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением в группе детей 2-3 лет Тема: «Одежда и обувь. Для чего нужна одежда и обувь»
обобщить и расширить представление детей по теме «Одежда, обувь»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»
Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей различать удар...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет «Куклы пришли в гости»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (математическое и сенсорное развитие) для детей группы общеразвивающей направленн...
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» «Конструктивно – модельной деятельности» «Снежинка» в группе общеразвивающей направленности № 14 для детей 6-7 лет, города Оренбурга.
Скоро, скоро Новый год Гирлянды и снежинки уже нужно готовить, для украшения зала и групп. Мы решили украсить нашу группу снежинками.Для того, чтобы сделать наши снежинки нам потребовался 6 квадратов ...