План самообразования по теме: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
материал по теме
План самообразования
Тема: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
Актуальность
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре.
• Способствовать социализации воспитанников, развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формировать у детей желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
•Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
•Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.
• Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом.
•Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе.
• Повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи.
•Разработать перспективный план по краеведению.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
•Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
•Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.
•Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
•Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
•Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам
Формы отчёта по проделанной работе: выступления на педсовете, родительских собраниях, открытые показы НОД, размещение своих разработок на различных сайтах, участие в конкурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_gabdrahmanova_a.a.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 405 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г.Казани План по самообразованию воспитателя Габдрахмановой Айгуль Альтафовны по теме: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников». 2018-2023 уч.год Содержание 2. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
3. План самообразования
4. Список использованной литературы Пояснительная записка Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога. Профессиональная компетентность воспитателя представляет собой качественное изменение личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, наличие устойчивой мотивации профессиональной самореализации, а также наличие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту. Одним из факторов стимулирования повышения уровня профессиональной компетентности педагога является аттестация. Основная цель аттестации – стимулирование роста профессиональной квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагога, выявление недостатков в работе педагога и определение степени его соответствия занимаемой должности.
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период Современный подход к регулированию аттестации педагогических кадров осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24 марта 2010 года №209. Согласно данному документу целью аттестации педагогов продолжает оставаться установление соответствия их уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Изменения прошедших лет привели к необходимости обновления процедуры и методики аттестации педагогов. Сегодня в практику внедрена методика оценки уровня квалификации педагогических работников, разработанная коллективом ученых под руководством академика В.Д. Шадрикова. Объектом оценки (самооценки) в процессе аттестации является профессиональная компетентность педагога. Согласно данной методике, проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Успешность решения педагогом соответствующих функциональных задач и определяет уровень его профессиональной компетентности. В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» понимается как гармоничное сочетание теоретических психолого-педагогических знаний, умений и навыков, апробированных в действии, а также приемов и средств его саморазвития и самореализации. Становление профессиональной компетентности педагога происходит не только на этапе профессионального обучения, но и в процессе его трудовой деятельности. Становление профессиональной компетентности педагога ДО понимается нами как качественное изменение личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, наличие устойчивой мотивации профессиональной самореализации, а также наличие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту. Исследования (Е.С. Комарова, Л.Р. Садыкова, О.А. Сафонова, Т.А. Строкова, Л.И. Фалюшина и др.) указывают на существующие недостатки аттестации, из которых можно отметить слабое задействование внутренних механизмов развития самой личности педагога. Аттестация не позволяет выявить профессиональные затруднения и проблемы конкретного педагога, а значит, не позволяет педагогу понять причины успехов и неудач в своей профессиональной деятельности, увидеть индивидуальную траекторию своего развития. В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является методическое сопровождение в межаттестационный период (Н.Н. Бояринцева, В.А. Новицка, П.И.Третьякова). Основная задача межаттестационного периода – организация научно-методической сопровождения и поддержки педагога дошкольного образования в повышении уровня его профессиональной компетентности, разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития. На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, полученных в ходе предыдущей аттестации, а также Программы развития образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития педагога, в которой: - формулируются цели и задачи, определяются пути и средства их решения (технологии, проектируется собственная методическая система); - планируется разработка методического и диагностического инструментария; Разделы программы профессионального развития
Формы представления результатов педагогической деятельности
Схема самоооценки образовательной деятельности
Методическая копилка педагога (воспитательно-образовательная документация)
План самообразования Тема: «Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников». Актуальность В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. Задачи: • Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края. • Способствовать социализации воспитанников, развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формировать у детей желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае. • Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края. • Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом. •Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе. • Повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи. •Разработать перспективный план по краеведению. Перечень вопросов по самообразованию:
Предполагаемый результат: •Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. •Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю. •Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности. •Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников. •Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам Формы отчёта по проделанной работе: выступления на педсовете, родительских собраниях, открытые показы НОД, размещение своих разработок на различных сайтах, участие в конкурсах.
План работы
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
В данном сообщении раскрывается роль игры как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников...
Обобщение опыта по теме: «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС»
Актуальность Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родном...
Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Отчет по самообразованию...
«Краеведение как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и...
Сообщение из опыта работы «Краеведение как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников»
Сообщение из опыта работы "Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...
Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...
Семинар -практикум на тему: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его цен...