проект мини - музей "Казачок"
проект

Ожегова Ирина Владимировна

Одним из средств реализации патриотического  направления является создание предметно-развивающей среды.  Для этого в нашем учреждении создан    мини-музей «Казачок».

Мини - музей в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.  

Создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое изучение культурного наследия своего народа, что в свою очередь будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, развитию у детей исследовательской и познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_v_detskom_sadu.docx284.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД  «РОДНИЧОК»

С. КОНСТАНТИНОВКА 676980, УЛ.КОММУНАЛЬНАЯ 13А

  Материал  для педагогов ДОУ и групп дошкольной подготовки

 

Номинация – дошкольное образование

Подготовила:  музыкальный руководитель

высшей категории

Ожегова Ирина Владимировна

2020г.

с. Константиновка

Казачьи традиции, храня,
Мы память чтим, и свято бережем,
Все, что досталось от далеких предков
Мы в маленьком музее сбережем!

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.  

Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.

Действенным средством воспитания патриотизма, на мой взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста  к культуре и традициям  казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в  Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.

О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного  достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

  Одним из средств реализации патриотического  направления является создание предметно-развивающей среды.  Для этого в нашем учреждении создан    мини-музей «Казачок».

Мини - музей в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.  

Создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое изучение культурного наследия своего народа, что в свою очередь будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, развитию у детей исследовательской и познавательной активности.

Включение мини-музеев в образовательный процесс дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.  Ребенок должен быть подготовлен к восприятию предметного, условного музейного языка. Необходима «прививка» музейной культуры. Перед нами встает необходимость определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Поэтому создание мини-музеев – дело необычайно увлекательное, но в тоже время серьезное, кропотливое и сложное.

При организации мини-музея следует придерживаться определенного плана или этапов работы.

I этап – постановка целей, задач.

II этап – выбор помещения, названия музея.

III этап – сбор экспонатов, определении экспозиций.

IV этап – оформление мини-музея.

V этап – разработка тематики и содержания экскурсий.

VI этап – разработка пакета документов (  правила поведения в музее, перспективные планы работы мини-музея, сценарии досугов, развлечений, конспекты консультаций экскурсий, анкеты для родителей, сотрудников, визитная карточка мини-музея, паспорта экспонатов и т.д.).

VII этап - открытие мини-музея.

В нашем детском саду существует мини – музей «Казачок». Он был создан в 2017 году в рамках реализации программы по казачьему компоненту.

Паспорт

мини-музей «Казачок»

Профиль музея: познавательный.

Цели и задачи мини-музея:

1.  Изучение истории быта, культуры амурских казаков.

2. Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям казачьей народной культуры.

3. Создание условий для возрождения традиций народного семейного воспитания.

4.     Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию жителей Амурской  земли.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

•        принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

•        принцип опоры на интересы ребенка;

•        принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

•        принцип наглядности;

•        принцип последовательности;

•        принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Формы деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Расположение:

  Для  создания музея раньше мы использовали часть игровой комнаты, в дальнейшем мы   расположили   наш музей    в музыкальном  зале  детского сада , а так же страничку музыкального руководителя в сети  Instagram  - https://www.instagram.com/irinaozhegovarodnichoksadik/?hl=ru .

В нашем мини – музее мы  разместили  элементы и предметы казачьего быта: коромысло,   чугунок,    самовар, деревянную посуду,  плетёную корзину, тканные коврики, вязаные коврики. Различные кружевные салфетки.

Такие экспонаты  как   гребёнки для расчески пуха у коз, веретено с пряжей   рассматриваются только вместе со взрослыми.

 В нашем мини-музее собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно - бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого.

Как используется мини-музей:

У каждого народа есть своя душа – вера, язык, традиции, праздники, обряды, песни и танцы. Пока жива душа народа – жив и сам народ. Наш долг восстанавливать его добрые традиции – духовные и культурные, обратившись к тем вещам, которые сохранились и могут помочь в знакомстве с жизнью казаков.

Дети с интересом слушают рассказы о жизни казачьей семьи, как жили наши предки, какую пищу готовили, как выпекали хлеб.

Педагоги  также знакомят детей и взрослых с одеждой казаков и казачек.    

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем  у них патриотические чувства. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, понимается нами, как потребность участвовать во всех делах на благо человека, осознание себя частью окружающего мира, приобщение к культуре, в том числе и региональной, природе родного  края, России, чувство сопричастности к национальным обычаям и традициям.

Мини-музей «Казачок» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора .

Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка,  кочерга, кентарь, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.

Темы экскурсий:

•        «Деревянные игрушки казачат».

•        «Деревянная посуда в казачьей семье».

•        «Казаки и самовар».

•        «Природа родного края».

•        «Известные люди Амурской земли».

Во время экскурсии дети узнают:

- почему реку Амур называют   батюшкой, откуда берет начало эта река и куда она впадает;

- какие народы жили и живут на Амурской  земле;

- о городах и селениях Амурской области;

- о великолепии амурских полей, лугов, разнообразии животного и растительного мира;

- слушают песни казаков, стихи и отрывки из произведений наших поэтов и писателей земляков.

Перспектива развития мини-музея.

– Подбор коллекций   научно-познавательных фильмов, видеороликов и видеосюжетов об Амурской  земле.

 – Встреча с мастерами народных промыслов.

– Проведение экскурсий для других корпусов детского сада.

– Семейные праздники и развлечения.

– Написание книжек-малышек или больших рукописных книг  о семейных  традициях и родословной.

В нашем музее  будут    представлены куклы в женском и мужском казачьих костюмах, макеты казачьей хаты и подворья.  Изготовлены альбомы, дидактические игры для ознакомления с историей и культурой казачества, бытом, утварью, интерьером казачьей избы.

 Важная особенность мини – музеев это участие в их создании детей и родителей.  

Многие родители наших  детей, в большинстве молодые люди сами выросли в 90-е годы, в эпоху «Иванов, не помнящих родства» и не имеют представления о методах воспитания гражданственности, патриотизма,  сами нуждаются в том, чтобы их научили методам и приемам воспитания у своих детей патриотизма и любви к Родине. Поэтому, при передаче родителям способов организации патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, чтобы и взрослые, и дети могли  чувствовать себя свободно и непринужденно, в соответствии с принципами личностно-ориентированной педагогики. Это является самым эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими разный  культурный опыт, педагогические установки, семейные традиции.  

   У родителей наших воспитанников вызвал большой интерес погружения в казачью культуру, многие захотели принять активное участие в работе ДОУ. Для этого нами   разрабатываются такие проекты в работе с семьей, как «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой дед —   казак!».   Родители и дети  работают в настоящее время над оформлением семейного фотоальбома  по темам проекта - «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой прадед —   герой!».

 Создание мини-музея   позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей «Казачок» стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поддержание у дошкольников устойчивого интереса к истории своего народа - первая и самая важная ступень в воспитании патриотов и граждан великой России. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. У детей формировался интерес к малой родине, расширилось представления о родной стране - России, народных праздниках. Поэтому мы считаем, что в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение культурных традиций казачества  и старинных обычаев , широкое знакомство детей с   творчеством казаков. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

Список литературы:

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Миханева.
  2. «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С.Р.Николаева, И.Б.Катышева.
  3. «Обруч» №5 2009 г. 4.«Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Буранина, О.А.Маркива.
  4. Морозова  А.Н.,  Мельникова  О.В.  Музейная  педагогика  [Текст]  /  А.Н.  Морозова,  О.В.  Мельникова.  –  М.:  ТЦ  Сфера.  –  2006.  –  416с.
  5. Рыжова  Н.А.  Логинова  Л.В.  Мини  –  музей  в  детском  саду  [Текст]  /  Н.А.  Рыжова,  Л.В.  Логинова.  –  М.:  Линка-Пресс.  –  2008.  –  256с.
  6. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11.
  7. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.   Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  8. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  9. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.   Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова ,  Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
  11. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников   Т. Чумалова, Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10.
  12. «Амурские казачата» рабочая программа, разработанная музыкальным руководителем детского сада «Родничок».
  13. https://infourok.ru/otchyot-o-vvedenii-v-ramkah-obrazovatelnoy-programmi-obscheobrazovatelnih-organizaciy-amurskoy-oblasti-kazachego-obrazovatelnogo-2766395.html
  14. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/12/19/mini-muzey-kazachok

Приложение:

  1.   Правила поведения в музее

ПОЖАЛУЙСТА!

Не говори громко, не кричи, не шуми.

Если закашлялся или тебе захотелось чихнуть, выйди из помещения.

Некоторые экспонаты можно трогать руками только с разрешения.

Нельзя прыгать и мешать другим детям.

Пропускай вперед маленьких ростом.

Если тебе что-то непонятно, задавай вопросы.

  1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Как часто вы ходите в музей?

1 раз в месяц

1 раз в полгода

1 раз в год

Очень редко

  • Кто в вашей семье является инициатором посещения музея?

Взрослые

Ребенок

Решение принимается сообща

  • Назовите музеи, в которых вы побывали в этом (прошлом) году

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Для чего вы ходите в музей?

Приобретение новых знаний

Для встречи с прекрасным

Для знакомства с произведением искусства

  • Есть ли у вас любимый музей? Сколько раз вы в него ходили?

______________________________________________________________________________________________________________________________

  • Считаете ли вы посещение музеев необходимым компонентом развития ребенка?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Проект Мини музей "Русская горница"

В данном материале раскрывается план работы с родителями каждой возрастной группы ДОУ, который соответсвует комплексно-тематическому плану работы группы....

Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....

Проект мини-музей "Подводный мир"

Организация мини-музея экологической тематики...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Проект «Минем туганнарым», «Минем өем – мой дом»

Лэпбук–тематическая папка по комплекту «Татарча сөйләшәбез»(«Говорим по-татарски»)...