проект мини - музей "Казачок"
проект
Одним из средств реализации патриотического направления является создание предметно-развивающей среды. Для этого в нашем учреждении создан мини-музей «Казачок».
Мини - музей в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое изучение культурного наследия своего народа, что в свою очередь будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, развитию у детей исследовательской и познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey_v_detskom_sadu.docx | 284.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»
С. КОНСТАНТИНОВКА 676980, УЛ.КОММУНАЛЬНАЯ 13А
Материал для педагогов ДОУ и групп дошкольной подготовки
Номинация – дошкольное образование
Подготовила: музыкальный руководитель
высшей категории
Ожегова Ирина Владимировна
2020г.
с. Константиновка
Казачьи традиции, храня,
Мы память чтим, и свято бережем,
Все, что досталось от далеких предков
Мы в маленьком музее сбережем!
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что через него формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, свой край, готовый всегда достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.
Действенным средством воспитания патриотизма, на мой взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.
О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
Одним из средств реализации патриотического направления является создание предметно-развивающей среды. Для этого в нашем учреждении создан мини-музей «Казачок».
Мини - музей в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое изучение культурного наследия своего народа, что в свою очередь будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, развитию у детей исследовательской и познавательной активности.
Включение мини-музеев в образовательный процесс дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Ребенок должен быть подготовлен к восприятию предметного, условного музейного языка. Необходима «прививка» музейной культуры. Перед нами встает необходимость определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Поэтому создание мини-музеев – дело необычайно увлекательное, но в тоже время серьезное, кропотливое и сложное.
При организации мини-музея следует придерживаться определенного плана или этапов работы.
I этап – постановка целей, задач.
II этап – выбор помещения, названия музея.
III этап – сбор экспонатов, определении экспозиций.
IV этап – оформление мини-музея.
V этап – разработка тематики и содержания экскурсий.
VI этап – разработка пакета документов ( правила поведения в музее, перспективные планы работы мини-музея, сценарии досугов, развлечений, конспекты консультаций экскурсий, анкеты для родителей, сотрудников, визитная карточка мини-музея, паспорта экспонатов и т.д.).
VII этап - открытие мини-музея.
В нашем детском саду существует мини – музей «Казачок». Он был создан в 2017 году в рамках реализации программы по казачьему компоненту.
Паспорт
мини-музей «Казачок»
Профиль музея: познавательный.
Цели и задачи мини-музея:
1. Изучение истории быта, культуры амурских казаков.
2. Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям казачьей народной культуры.
3. Создание условий для возрождения традиций народного семейного воспитания.
4. Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию жителей Амурской земли.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Расположение:
Для создания музея раньше мы использовали часть игровой комнаты, в дальнейшем мы расположили наш музей в музыкальном зале детского сада , а так же страничку музыкального руководителя в сети Instagram - https://www.instagram.com/irinaozhegovarodnichoksadik/?hl=ru .
В нашем мини – музее мы разместили элементы и предметы казачьего быта: коромысло, чугунок, самовар, деревянную посуду, плетёную корзину, тканные коврики, вязаные коврики. Различные кружевные салфетки.
Такие экспонаты как гребёнки для расчески пуха у коз, веретено с пряжей рассматриваются только вместе со взрослыми.
В нашем мини-музее собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно - бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого.
Как используется мини-музей:
У каждого народа есть своя душа – вера, язык, традиции, праздники, обряды, песни и танцы. Пока жива душа народа – жив и сам народ. Наш долг восстанавливать его добрые традиции – духовные и культурные, обратившись к тем вещам, которые сохранились и могут помочь в знакомстве с жизнью казаков.
Дети с интересом слушают рассказы о жизни казачьей семьи, как жили наши предки, какую пищу готовили, как выпекали хлеб.
Педагоги также знакомят детей и взрослых с одеждой казаков и казачек.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем у них патриотические чувства. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, понимается нами, как потребность участвовать во всех делах на благо человека, осознание себя частью окружающего мира, приобщение к культуре, в том числе и региональной, природе родного края, России, чувство сопричастности к национальным обычаям и традициям.
Мини-музей «Казачок» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора .
Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кочерга, кентарь, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.
Темы экскурсий:
• «Деревянные игрушки казачат».
• «Деревянная посуда в казачьей семье».
• «Казаки и самовар».
• «Природа родного края».
• «Известные люди Амурской земли».
Во время экскурсии дети узнают:
- почему реку Амур называют батюшкой, откуда берет начало эта река и куда она впадает;
- какие народы жили и живут на Амурской земле;
- о городах и селениях Амурской области;
- о великолепии амурских полей, лугов, разнообразии животного и растительного мира;
- слушают песни казаков, стихи и отрывки из произведений наших поэтов и писателей земляков.
Перспектива развития мини-музея.
– Подбор коллекций научно-познавательных фильмов, видеороликов и видеосюжетов об Амурской земле.
– Встреча с мастерами народных промыслов.
– Проведение экскурсий для других корпусов детского сада.
– Семейные праздники и развлечения.
– Написание книжек-малышек или больших рукописных книг о семейных традициях и родословной.
В нашем музее будут представлены куклы в женском и мужском казачьих костюмах, макеты казачьей хаты и подворья. Изготовлены альбомы, дидактические игры для ознакомления с историей и культурой казачества, бытом, утварью, интерьером казачьей избы.
Важная особенность мини – музеев это участие в их создании детей и родителей.
Многие родители наших детей, в большинстве молодые люди сами выросли в 90-е годы, в эпоху «Иванов, не помнящих родства» и не имеют представления о методах воспитания гражданственности, патриотизма, сами нуждаются в том, чтобы их научили методам и приемам воспитания у своих детей патриотизма и любви к Родине. Поэтому, при передаче родителям способов организации патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, чтобы и взрослые, и дети могли чувствовать себя свободно и непринужденно, в соответствии с принципами личностно-ориентированной педагогики. Это является самым эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими разный культурный опыт, педагогические установки, семейные традиции.
У родителей наших воспитанников вызвал большой интерес погружения в казачью культуру, многие захотели принять активное участие в работе ДОУ. Для этого нами разрабатываются такие проекты в работе с семьей, как «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой дед — казак!». Родители и дети работают в настоящее время над оформлением семейного фотоальбома по темам проекта - «Моя родословная», «История моей фамилии». «Мой прадед — герой!».
Создание мини-музея позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей «Казачок» стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поддержание у дошкольников устойчивого интереса к истории своего народа - первая и самая важная ступень в воспитании патриотов и граждан великой России. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. У детей формировался интерес к малой родине, расширилось представления о родной стране - России, народных праздниках. Поэтому мы считаем, что в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение культурных традиций казачества и старинных обычаев , широкое знакомство детей с творчеством казаков. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
Список литературы:
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Миханева.
- «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С.Р.Николаева, И.Б.Катышева.
- «Обруч» №5 2009 г. 4.«Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Буранина, О.А.Маркива.
- Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика [Текст] / А.Н. Морозова, О.В. Мельникова. – М.: ТЦ Сфера. – 2006. – 416с.
- Рыжова Н.А. Логинова Л.В. Мини – музей в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова. – М.: Линка-Пресс. – 2008. – 256с.
- Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11.
- Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова , Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников Т. Чумалова, Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10.
- «Амурские казачата» рабочая программа, разработанная музыкальным руководителем детского сада «Родничок».
- https://infourok.ru/otchyot-o-vvedenii-v-ramkah-obrazovatelnoy-programmi-obscheobrazovatelnih-organizaciy-amurskoy-oblasti-kazachego-obrazovatelnogo-2766395.html
- https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/12/19/mini-muzey-kazachok
Приложение:
- Правила поведения в музее
ПОЖАЛУЙСТА!
Не говори громко, не кричи, не шуми.
Если закашлялся или тебе захотелось чихнуть, выйди из помещения.
Некоторые экспонаты можно трогать руками только с разрешения.
Нельзя прыгать и мешать другим детям.
Пропускай вперед маленьких ростом.
Если тебе что-то непонятно, задавай вопросы.
- АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Как часто вы ходите в музей?
1 раз в месяц
1 раз в полгода
1 раз в год
Очень редко
- Кто в вашей семье является инициатором посещения музея?
Взрослые
Ребенок
Решение принимается сообща
- Назовите музеи, в которых вы побывали в этом (прошлом) году
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Для чего вы ходите в музей?
Приобретение новых знаний
Для встречи с прекрасным
Для знакомства с произведением искусства
- Есть ли у вас любимый музей? Сколько раз вы в него ходили?
______________________________________________________________________________________________________________________________
- Считаете ли вы посещение музеев необходимым компонентом развития ребенка?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Название Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип Исследовательско – игровой.По содержанию: естественно – научный.По времени проведения: долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...
Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»
РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...
Проект Мини музей "Русская горница"
В данном материале раскрывается план работы с родителями каждой возрастной группы ДОУ, который соответсвует комплексно-тематическому плану работы группы....
Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"
Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....
Проект мини-музей "Подводный мир"
Организация мини-музея экологической тематики...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Проект «Минем туганнарым», «Минем өем – мой дом»
Лэпбук–тематическая папка по комплекту «Татарча сөйләшәбез»(«Говорим по-татарски»)...