конспект занятия по познавательному развитию "Кубанские народные ремесла"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 5
муниципального образования Усть – Лабинский район
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему «Кубанские народные ремёсла.
Особенности быта и культуры»
Составила:
Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5
Акользина Марина Васильевна
г. Усть – Лабинск
2021 г.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: «Кубанские народные ремесла. Особенности быта и культуры»
Цель: дать первоначальное представление о многообразии народных ремесел родного края; познакомить с терминами «промыслы» и «ремесла» на Кубани, с историей их возникновения, воспитывать уважение к людям труда. Прививать гордость за свою малую Родину, ответственность за её будущее.
Оборудование и материалы: иллюстрации: посуда, сельскохозяйственный инвентарь, выставка вышитых изделий, презентация «Кубанские народные ремёсла».
Ход занятия:
Дети слушают фонограмму русской народной песни «Во кузнице» (отрывок). В кубанском уголке расставлены предметы народных промыслов, иллюстрации.
Воспитатель: Ребята, какую музыку мы сейчас слушали?
Дети: Русскую народную.
Воспитатель: А какие предметы вы видите в нашем кубанском уголке?
Дети: Иллюстрации с посудой, казак и казачка, хата.
Воспитатель: А где ещё вы видели такую посуду?
Дети: В нашем краеведческом музее, когда ходили на экскурсию.
Воспитатель: А сейчас мы пользуемся такой посудой?
Дети: У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся.
Воспитатель: Правильно. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла – важная часть народной культуры. Скажите, а что такое ремесло?
Дети: труд; то, чем занят человек.
Воспитатель: Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. А кто мне подскажет, как назывались на Кубани эти мастера?
Дети: ремесленники.
Рассказ с презентацией
Воспитатель: При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только, о её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое нашего края. Какие ремёсла вам знакомы?
Дети: Резчики по дереву, кузнецы и т.д.
Воспитатель: Верно. Кузнечное ремесло было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков (слайд 2).Что ковали кузнецы? (слайды 3 – 5)
Дети: Кузнецы ковали орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки, делали подковы лошадям.
Воспитатель: Из какого материала выполняли изделия кузнецы?
Дети: Из металла.
Воспитатель: А в современной жизни мы встречаем кованые изделия?
Дети: Да, перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках.
Воспитатель: Да, конечно. Металл – это очень прочный и крепкий материал, поэтому делать такие изделия нелегко. Этому надо долго учиться, быть сильным, выносливым и любить свою работу. А теперь представьте, что вы тоже немного научились кузнечному ремеслу. Вставайте, давайте поиграем в игру «Кузнецы».
Подвижная игра «Кузнецы».
Дети, стоя в кругу, говорят считалку:
«Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает,
С нами в салочки играет».
По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят:
«Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять».
«Кузнец» отвечает:
«Отчего не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова.
Раз-два – и готово!»
«Жеребцы» на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы кто такой гончар? (слайд 6)
Дети: Тот, кто делает посуду.
Воспитатель: Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Оно особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. А что же делали из глины? (слайд 7, 8)
Дети: Из глины делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу для крыш.
Воспитатель: Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным. Гончаров на Кубани называли горшечниками. Посмотрите, и назовите, какие предметы посуды делали гончары (слайды 9 – 12)
Дети: Макитры, кувшины, глэчики и т.д.
Воспитатель: А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?
Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи. В кувшин набирали и пили из него воду. В глэчике держали сметану, варенье, молоко.
В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок. (если дети затрудняются, рассказываю сама)
Воспитатель: Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной, даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец. Славились гончарным мастерством станицы: Пашковская, Губская, Надёжная.
Воспитатель: Ещё казаки занимались лозоплетением (слайд 13). Оно является одним из древнейших народных ремёсел. В быту казаки часто использовали плетеные изделия. А из какого материала плели изделия и как они назывались? (слайды 14 – 16)
Дети: Плели из камыша, ивы, талаша. Мастерили столы, стулья. Делали корзины, лукошки, кузова. Изготавливали плетень.
Воспитатель: А в наше время можно встретить плетёные изделия?
Дети: До сих пор плетеные изделия очень популярны, потому что красивы и удобны. В магазинах и на рынках можно найти и купить мебель, хлебницы, корзины, этажерки, шкатулки, настенные панно. (слайды 17, 18)
Воспитатель:
Динамическая пауза
Ну – ка, встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо наклонитесь,
Пола ручками коснитесь.
Сели – встали, сели – встали,
И на месте поскакали.
Гимнастика для глаз
Дети выполняют гимнастику по предложенным карточкам.
Воспитатель: А теперь посмотрите, что тут у меня. (Достаю из шкатулки (или корзинки) рушники, скатёрку, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о том, как жили в старину у нас на Кубани, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины? (слайд 19)
Дети: Они вышивали, вязали, шили.
Воспитатель: Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию.
Воспитатель: (Показываю скатерть, рушник, фартук с вышивкой (слайды 19 – 21). Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть (слайд 23). В старину её называли настольник. Как вы думаете, почему она получила такое название?
Дети: Потому что её клали на стол.
Воспитатель: А как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).(или слайды 24 – 25)
Дети: Рушник.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на рушниках рукодельниц?
Дети: Птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.
Воспитатель: Какие цвета они использовали?
Дети: Красный и черный.
Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату. А самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона (слайд 26). А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Женщины же пекли «жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям (слайд 27). Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры.
Воспитатель: Давайте сейчас с вами поиграем.
Подвижная игра «Кружева».
Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» – у второй. «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.
Воспитатель: Также на Кубани занимались обработкой кожи и дерева. (слайд 28). Что делали из дерева? (слайды 29 – 31)
Дети: Бочки, посуду, игрушки, сундуки, мебель
Воспитатель: Что делали из кожи? (слайды 32, 33)
Дети: обувь, сёдла, пояса.
Воспитатель: Народные ремесла важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства. А теперь я предлагаю немного поиграть.
Дидактическая игра «Угадай ремесло»
Воспитатель: Перед вами картинки с изображением разных предметов быта. Предлагаю вам разделиться на команды и найти предметы, которые делали гончары, кузнецы, резчики по дереву.
Воспитатель: С какими ремеслами вы познакомились?
- Кто такие гончары?
- Какую продукцию они изготавливали?
- Что плели из лозы, соломы, листьев початков кукурузы?
- Кто такие кузнецы? Что они изготавливали?
Воспитатель: Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»
Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
конспект занятия "Славься Оренбургская земля казачьими ремеслами"
В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких ...
Конспект занятия по познавательному развитию: "Народная игрушка - свистулька". Старший дошкольный возраст.
В группу внесли неизвестный предмет - старинный портфель.В нём находились коробочки, шкатулка,конверты. А главное - всё было пронумеровано. открывая цифру за цифрой, ребята узнали о народной игрушке -...
Сценарий занятия по патриотическому воспитанию «Народные ремесла Оренбуржья»
Сценарий занятия по патриотическому воспитанию «Народные ремесла Оренбуржья» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет...
Конспект занятия по познавательной деятельности для детей средней группы «Все ремесла хороши»
Цель: Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям....
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка"
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка". Интегрированное занятие по о...