Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка". Интегрированное занятие по ознакомлению детей с разными народными промыслами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_matreshki_rita.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
с детьми подготовительной к школе группы по теме: «К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка»
Подготовила: Калинина М.Н.
Санкт-Петербург, 2024г.
Конспект занятия «К истокам народной культуры.
Русская народная игрушка - Матрешка»
Цель: Формирование у детей любви и уважение к народным промыслам и традициям.
Задачи:
Образовательные: Актуализировать знание детей о разных видах народного промысла.
Развивающие: Развивать связную речь и коммуникативные умения с помощью игры.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к народным традициям и уважение к семейным ценностям.
Предварительная работа с детьми: рассматривание разных матрешек, беседа о разных видах матрешек, знакомство с разными видами народного творчества, различные раскраски по народному творчеству. Дидактические игры: «Мемо Матрешки», шнуровка, «Собери матрешку» (разрезные картинки), обучающая игра «Матрешка» (с геометрическими фигурами). Чтение художественной литературы: М.Евсеева «Матрешки – внучки бабушки Матрены», Русские народные песенки. Рисование матрешек акварельными красками и гуашью.
Методические приемы: игровая ситуация (письмо от Матрешки); беседы; дидактические игры: «Матрешки с народными промыслами», «Матрешки – времена года» (разрезные картинки), тренажер с магнитом для зрительной гимнастики, нейроигра: «Нарисуй матрешку пуговицами», игра с фонариком: «Какое варенье?»; физминутка: «Моталочка – тарелочка».
Оборудование: печка с декоративными элементами, матрешки по росту (12 шт), настольно-печатные игры: «Матрешки с народными промыслами», «Матрешки – времена года» (разрезные картинки), моталочка - тарелочка, бумажные стаканчики с хохломской росписью (16 шт), плоскостная маленькая матрешка, туесок (берестяной короб), шишки (9 шт), 2 модуля, скатерть, полотенца с матрешками, тренажер с магнитом для зрительной гимнастики, самовар, 2 модуля, цветные пуговицы и таблички для нейроупражнений, шкатулки, деревянные матрешки (1 большая и набор маленьких), фонарик, банка с вареньем, бумажные тарелки с хохломской росписью, мини наборы деревянной посуды для печки и стола, запись народной музыки на флэшке, ковер, подушки по количеству детей, корзинка, подарки детям.
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыкальное сопровождение.
- Ребята посмотрите у нас в группе сегодня гости
Здравствуйте,гости дорогие, званные и желанные!
Гости на пороге – хозяевам радость!
Давайте поприветствуем наших гостей, как встречали гостей на Руси, с поклоном. (Дети здороваются).
- Ребята вы готовы отправиться в мир матрёшки. Для того что бы попасть, нам нужно сказать волшебные слова. Посмотрите у меня в руках берестяной короб - туесок (потрясти им). А что в нём находится давайте посмотрим, что в нём? Ой здесь шишки, возьмите по одной шишке, и скажем вместе волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять шишку я начну катать, из ладошки в ладошку переложу и волшебные слова скажу. Раз, два, три в мир матрёшки попади!»
- Ребята посмотрите мы с вами оказались около печи. А печь была самым тёплым местом в избе, где собирались всей семьёй.
- Как вы думаете, что они могли делать у печи? (на печи есть подсказки (ответы детей)).
- А ещё на Руси люди занимались разными народными промыслами. Как вы думаете какими? (плели лапти и корзины, валяли валенки, делали деревянную и глиняную посуду и игрушки детям, а затем расписывали их). Правильно.
- А кроме посуды в печи обжигали глиняные игрушки, у печи из дерева стругали разнообразные деревянные игрушки. (Взять две игрушки в руки: глиняную и деревянную матрешку).
- Посмотрите, какая она? (расписная, яркая, нарядная, румяная, деревянная, игрушечная цветная).
- А вы знаете, что самая маленькая матрёшка была сделана чуть меньше сантиметра, а самая большая 1.5метра, примерно с меня ростом.
- А как вы думаете, какое её назначение? (головоломка, погремушка (погреметь), музыкальный инструмент, оберег и игрушка). Погреметь матрешкой еще раз и открыть ее, прочитать детям послание: «Дорогие ребята, помогите мне собрать всех моих сестричек. Ваша Матрешка». Поможем нашей Матрешке?
- Давайте поиграем, нас ждут матрёшки? (дети подходят к модулям с «Матрешками с народными промыслами» и садятся на ковер).
Настольно-печатная игра «Матрёшки с народными промыслами». (Детям необходимо выбрать нужную картинку по силуэту и названию народного промысла). Молодцы, мы с вами сделали все правильно, и нашли первую сестричку. (Положить в корзинку)
- Пойдёмте дальше поиграем (подойти к столу).
Д/и «Матрёшки - времена года (Разрезные картинки)». (Дети в парах собирают сезонную матрешку по образцу. Отвечают на вопросы по временам года с опорой на собранную матрешку). Молодцы, мы с вами сделали все правильно, и нашли вторую сестричку. (Положить в корзинку)
Гимнастика для глаз с тренажером (с магнитом). (Дети садятся на пол, на расстоянии метра от тренажера и выполняют гимнастику для глаз следя за магнитом). Молодцы, ваши глаза отдохнули, посмотрите, мы нашли третью сестричку. (Положить в корзинку)
- Готовы вы дальше играть? (да).
Игра «Разложи предметы на стол и печь» (Дети раскладывают посуду на печку и на стол). Молодцы, и здесь нас ждет еще одна матрешка. (Положить в корзинку)
Воспитатель вместе с детьми подходит к следующему столу с самоваром.
- Что было главным на Руси, на столе, когда пили чай? (Самовар). Пили чай с вареньем.
Нас ждёт игра «Угадай какое варенье?»
Игра с фонариком: «Угадай какое варенье?» (Дети, прикладывая картинку баночки с вареньем к фонарику, отвечают полным предложением на вопрос «Какое варенье у тебя?»). Вот и мы попили чая с вареньем, и нашли пятую сестричку. (Положить в корзинку)
- Давайте поиграем в игру – моталочку, как играли дедушки-прадедушки, бабушки–прабабушки. (Под музыкальное сопровождение народной музыки)
Игра-физминутка «Моталочка-тарелочка» (Первый раз дети играют все вместе, второй раз, разделив тарелочки на две, предложить детям сыграть двумя группами) Поиграли молодцы!
- А давайте построим дом матрёшке.
Игра: «Построим дом матрешке» (из бумажных стаканчиков с хохламской росписью) Детям раздается по 2 стаканчика, на столе, переворачивая стаканчик дном вверх, они «пирамидкой» строят дом для матрешки. Поставить наверх дома плоскостную маленькую матрешку. Молодцы, дом построили и нашли шестую сестричку. (Положить в корзинку)
Нейроигра: «Нарисуй матрёшку пуговицами по контору» (На столе закреплены таблички с контуром трех разных по размеру матрешек. Дети рисуют указательными пальцами вместе с пуговицами одновременно двумя руками, начиная рисовать от указанной точки сверху – вниз и обратно.) Молодцы, нарисовали матрешек и нашли еще одну сестру. (Положить в корзинку седьмую матрешку)
- Посмотрите, мы нашли всех сестричек нашей Матрешки и давайте мы их поставим по росту.
Математическая игра: «Построй матрёшек от низкой до высокой» (Дети ставят матрешек слева направо от низкой до высокой. А потом предложить детям встать по росту, соотнести свой рост: самому высокому с низкой матрешкой, а самому низкому – с высокой.)
- Мы с вами хорошо поиграли, нашли всех матрешек и нам пора возвращаться в нашу группу. В руке у воспитателя маленькая матрёшка. Скажем мы волшебные слова «Раз, два, три, матрёшка в группу нас верни. Повернулись, улыбнулись в группу мы вернулись».
- А теперь у кого в руках матрёшка, скажет что понравилось? (ответы детей) - Молодцы мои друзья — вот подарочки для вас. (Раздать детям подарки)
- Давайте попрощаемся с гостями - до новых встреч (с поклоном).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ТЕМА: « ДЕТИ ВОЙНЫ»
В рамках общесадовского проекта к 70 летию Великой Победы "Я помню! Я горжусь!" мною была проведена работа по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе: "Дети войны"....
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»
Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....
Конспект Занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Лес - наше богатство»
Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.Продолжать закреплять знания об особенностях использования человеком лесных ресурсов и их восстановление .Уточнить правила пове...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи "Как дикие животные готовятся к зиме"
В данном конспекте описан ход занятия с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: "Как дикие животные готовятся к зиме". В начале занятия дети рассказывают о...
План-конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы: «Экскурсия в школу ГИБДД»
Экскурсия в школу ГИБДД с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий поможет дошкольникам обобщить знания по формированию элементарных математических представлений; ...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы "Приглашение на ВДНХ"
Целью данного занятия является формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю. Занятие способствует расширению осведомленности детей о сферах человеческой деятельности, представл...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы «Эта удивительная соль»
Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Поэтому экспериментальная деятельность так ин...