конспект занятия "Славься Оренбургская земля казачьими ремеслами"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кулькова Светлана Александровна

В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное дело, ткацкое ремесло, лозоплетение, гончарное ремесло.

Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков осуществляется  через познавательно-исследовательскую деятельность.

В процессе занятия, дошкольники  знакомятся с народными традициями и с ремеслами казачьих умельцев, осваивают одно из традиционных ремесел казачества , как гончарное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx59.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

города Сорочинска Оренбургской области

Сценарий занятия

совместной специально организованной образовательной деятельности

педагога с детьми  

Тема: «Славься оренбургская земля казачьими ремеслами»

Образовательная область:

познавательное развитие.

Подготовительная к школе  группа

                                                                                                                                   Составила: Кулькова                                                                                                                            Светлана  Александровна          

                                                          Воспитатель :

   МАДОУ «Детский сад  №1»                                      

Сорочинск  2021

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

7

3)

дальнейшая разработка темы;

12

III.

Список литературы

13

Пояснительная записка

Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей, формирование у подрастающего поколения основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к культурному наследию.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества.

В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное дело, ткацкое ремесло, лозоплетение, гончарное ремесло.

Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков осуществляется  через познавательно-исследовательскую деятельность.

В процессе занятия, дошкольники  знакомятся с народными традициями и с ремеслами казачьих умельцев, осваивают одно из традиционных ремесел казачества , как гончарное дело.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Славься оренбургская земля казачьими ремеслами»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие

2.

Виды деятельности детей

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Музыкальная деятельность(прослушивание фонограммы песни «Распрягайте, хлопцы, коней»)

  Восприятие научной литературы (получение новой информации из презентации «Казачьи ремесла»)

Игровая деятельность (создание игровой ситуации «Гончарная мастерская»),

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование с глиной, моделирование посуды казаков)

Двигательная деятельность (физкультминутка «Гончары»)

Изобразительная деятельность (лепка из глины - посуда казаков «макитра»)

Самообслуживание

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

Беседа о казаках (обращение к раннее изученному материалу).

Создание проблемной ситуации,  появление объекта (письмо, сундук), отгадать зашифрованное послание.

Рассказ воспитателя о видах ремесел казака.

Практический метод: рассматривание объекта (глины), совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Наглядность (просмотр презентации «Казачьи ремесла),показ предметов из сундука(утюг, плетеная корзина, пряжа, горшок), показ иллюстраций посуды казаков(махотка, глэчик, макитра, кувшин), рассматривание глины,  сопровождаемые  объяснением взрослого, показ способов действий на гончарном круге.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создания благоприятной атмосферы на занятии. Просмотр презентации с целью вызвать интерес к видам ремесел казаков.

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие: (обогащение активного словаря; развитие диалогической речи в процессе беседы )

Социально-коммуникативное развитие (формирование отзывчивости, умения уважать мнения партнера, навыков самодисциплины)

Художественно-эстетическое (эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, прослушивание фонограммы песни «Распрягайте, хлопцы, коней»,)

Физическое развитие(проведение физ. минутки «Гончары»)

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

5.

Цель

Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков через познавательно-исследовательскую деятельность.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Формировать представления о видах ремесел оренбургских казаков, интерес к гончарному искусству.

Знает виды ремесел оренбургских казаков, проявляет интерес к гончарному искусству.

6.2

Развивать навыки в работе с гончарным кругом, изготавливать посуду из глины

Умеет работать с гончарным кругом и изготавливать посуду из глины.

6.3

Воспитывать уважение к казачьим обычаям и традициям.

Уважительно относится к казачьим обычаям и традициям.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Затруднение в работе с гончарным кругом и лепки из глины посуды казака

Показ, разъяснение

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия

Изобразительный ряд: презентация «Казачьи ремесла», иллюстрации видов посуды казаков.

Музыкальный ряд: фонограмма песни «Распрягайте, хлопцы, коней»

Материалы и оборудование: сундук, утюг, плетенная корзина, пряжа, горшок, глина, вода, гончарный круг, салфетки, ёмкость для мусора.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

1.Рассматривание иллюстраций о казачьем быте, изготовление и режиссёрские игры с макетом «Казачий курень»;

2.Беседы о народном прикладном искусстве;

3.Лепка посуды из пластилина;

4.Чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях казаков от древности до наших дней.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Актуализация ранее приобретенных знаний

Организационный момент. Дети заходят в группу под отрывок фонограммы песни «Распрягайте, хлопцы, коней». В это время на экране монитора идет слайд-шоу с изображениями казаков.

Музыка стихает и дети садятся на стульчики перед монитором с изображением казаков.

Воспитатель: Ребята, я заметила, что вы обратили внимание на красивые и необычные слайды. Вы узнали, кто это?

Ответ детей: Это казаки.

Воспитатель: Совершенно верно. Как вы догадались?

Ответ детей: По внешнему виду: по одежде, по оружию и т. п.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто же был предводителем у казаков?

Ответ детей: атаман

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: В группу пришло письмо и сундучок от атамана казаков. Давайте прочитаем письмо.

Е О Е М Р С Л

Воспитатель: Это зашифрованное послание. Чтобы его расшифровать предлагаю собрать из букв слово.

Воспитатель: Какое слово у нас получилось?

Ответ детей: РЕМЕСЛО

Воспитатель: Кто знает, что такое ремесло? Может ответ, мы узнаем, открыв сундучок.

Воспитатель: Посмотрите что это? (ставлю на стол утюг).  Из чего он сделан?

Ответ детей: Он сделан из железа.

Воспитатель: Как вы думаете, кто его выковал?  

Ответ детей: кузнец.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же еще там в сундуке.

(Достаю плетеную корзину)

Воспитатель: Ребята, это корзина из плетеная из лозы. Лоза это длинный гибкий стебель растения.

Воспитатель: Как вы думаете, как бы могло называться ремесло по плетению изделий из лозы? (ответы детей)

Воспитатель: Данное ремесло называется лозоплетением.

Воспитатель: А что же еще есть в сундуке. Достаю пряжу.

Воспитатель: Для чего нужна пряжа? (Ответы детей)

Воспитатель: Пряжу используют для вязания вещей, преимущественно одежды.

Воспитель: А как называют человека, который ткет ткань?

Ответ детей: ткач.

Воспитатель: Ребята, что это? (кувшин).  Определите, из чего сделан кувшин? (даю потрогать).

Ответ детей: Из глины.

Воспитатель: Как называется человека-мастера по изготовлению глиняной посуды? (гончар)

Воспитатель: Вы видите, основной инструмент ремесла - руки мастера.

Воспитатель: Значит что же такое ремесло?(ответы детей)

Воспитатель: Ремесло - это ручное производство, рукоделие. Производство бытовых предметов, одежды, орудий труда, украшений, вообще того всего, что окружает человека, но только вручную.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Познакомится с ремеслами Оренбургских казаков.

II.

Основная часть:

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Давайте еще раз посмотрим на наши предметы, и попробуем с вами определить какие ремесла были наиболее распространенными в казачьих семьях.

- Кузнечное дело;(слайд 1)

- Лозоплетение;(слайд 2)

-Ткацкое ремесло;(слайд 3)

-Гончарное ремесло;(слайд 4)

Оренбургская земля славилась своими умельцами. Наши земляки были неутомимыми тружениками, многие казаки и казачки владели несколькими ремеслами одновременно.

Познакомимся с каждый ремеслом поближе.

(На экране появляются кадры с изображением ремёсел  казаков.)

Исторически на Урале наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Было и такое ремесло, как лозоплетение. Это одно из древнейших народных промыслов казаков. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек, делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы.

Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось у казаков. В каждой казачьей семье имелась прялка.

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. У  казачек самым распространенным занятием было вязание, причем преобладало вязание крючком. Из различной шерсти пряли нити, из которых вязали одежду, а также изделия домашнего обихода: половички, скатерти, украшали кружевом занавески, полотенца. 

Одним из старейших промыслов казаков было гончарное ремесло. Гончарное ремесло  особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости  залегала хорошая, вязкая глина. Казаки  в ручную начали изготовлять посуду из глины. Но посуда, сделанная просто руками не всегда получалась ровной и красивой. И вот тогда  люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было, гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой.

 (Появляются иллюстрации с гончарным кругом и посудой)

Воспитатель: У казаков посуда была очень разнообразная. Вот самый маленький горшочек «махотка». Как вы думаете, для чего он?  (ответы детей)

Махотка-низкий кувшин с широким горлом для кислого молока.

Воспитатель: А вот горшок с высоким горлом «глэчек». Что же в нём хранили казаки? (ответы детей: молоко, воду)

Воспитатель: В таких глэчиках молоко долго хранит прохладу и не портится.

Воспитатель: А это, ребята, «макитра» – более крупный сосуд.

Воспитатель: А вы догадались, для чего она нужна? (ответы детей)

Воспитатель: В них казачки хранили соленья, варенье.

Воспитатель: Особенное место среди глиняной посуды казаков занимал кувшин. Если в сильную жару напитки в кувшине оставались прохладными, значит, кувшин дышал.

Вот какую разную глиняную посуду изготавливали казаки на гончарном круге.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: А вы бы хотели, тоже побыть сегодня гончарами?

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в гончарную мастерскую.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, и слова такие скажем:

Ручки, ручки помогите, нам посуду вы слепите

(Дети подходят к столам, выбирают глину, с которой будут работать)

(Дети подходят к столам, на которых в чашечках лежит глина.)

 Воспитатель: Пора и нам  к работе приступить.

Воспитатель: Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг.

Воспитатель: Вот из этих комочков глины мы сделаем с вами макитру. Вначале придадим комочку глины округлую форму и прижмём его к центру круга. Запустим круг и ладонями придерживаем комочек глины. Затем большим пальцем немного давим на середину, а ладошки так же придерживают комочек. Видите, как ваш кусок глины меняется?  Края сосуда аккуратно заглаживаем пальцами. (Самостоятельная работа детей, контроль, показ воспитателя, помощь при снятии изделия с круга)  

Воспитатель: Давайте покажем  и расскажем, друг другу, что у нас получилось. (ответы детей)

Воспитатель: Но чтобы посуда была прочной ее нужно обжечь в печи. Отдадим нашу изготовленную посуду в нашу столовую для того чтобы она стала настоящей и прочной. Когда ваша посуда высохнет, вы её  сможете расписать, чтобы она стала ещё красивее.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Что такое ремесло?

Воспитатель: С какими ремеслами казаков мы с вами сегодня познакомились?

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?(в гончарной мастерской)

Воспитатель: Какое ремесло мы сегодня попробовали с вами освоить?

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали про ремесла оренбургских казаков и сами попробовали освоить такое ремесло как гончарное дело.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Чтение художественной литературы;

 

Б. Алмазов «Казачьи сказки», П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривает альбомы «Ремесла казаков», «Быт и традиции казачества»

Список литературы

1. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

3. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Войнавский Б.П. «Оренбургский казак» Харбат- 1937.

5. Бондарь Н.И, С.А Жиганова «Фольклор и традиции Оренбургских казаков». – Краснодар 2009

6. Бухарин Н.К. «Очерки прилинейской жизни Оренбургских казаков» Хивинка- 1892.

7.Гаранина Т.П. «Традиции казачества». - Мн., 1983.

8. Ганин А, Левченко А, Семенов В «История 1-го Оренбургского казачьего полка» Харьков- 2007.  

9. Енборисов Г.В. «От Урала до Харбины»  Оренбургского казачье войско. Оренбург – 2014г

10. Журнал «Родина». Спец. выпуск 2004 г. № 5 посвящен теме «Казаки». «Родина» выпуск 2004 №9; 1997 №8.

11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.

12.Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.

13. Казачество»: энциклопедия / гл. ред. А.П. Федотов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.

14. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.

15. Куприна Л.С.Знакомство детей с бытом казаков СПб: Детство – Пресс, 2003.

16. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

17. «Наш дом – Урал»:  программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

18. Мякутин А.И. «Песни Оренбургских казаков I. Песни исторические» Оренбург – 1904.

19. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.

20. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.

21. Фролов П.З. По казачьему следу. — Краснодар, 2005.

22. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"

конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...

Статья "Казачье ремесло"

Работа по внедрению регионального компонента "Приобщение старших дошкольников к казачьим традициям родного края"...

Презентация альбома «Богатейшие края – Оренбургская земля»

Альбом "Богатешие края -Оренбургская земля" рассказывает о достопримечательностях Оренбургской земли и о её богатствах. Здесь добывают нефть,газ,медь,цинк....

Мы - с Оренбургской земли!

laquo;Люблю тебя, мой край родной,Твои широкие просторы.Здесь неба синь, хлеб золотой,И степь, и реки, и озёра…Люблю тебя, мой край родной,За всё твоё богатство:За газ, за нефть, за хлеб ржано...

Занятие по краеведению. Тема: «Край, в котором мы живем (народное творчество и традиции земли Липецкой; ремесла — ткачество и кузнечное дело).

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, прививать интерес к различным видам народных промыслов, формировать патриотические чувства, дать представление о ремесле ткача, кузнец...

НОД "Мы с Оренбургской земли!"

Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, расширить знания об уникальных природных объектах области....

НОД по познавательно- речевому развитию « Наш край-земля казачья»

Познакомить ребёнка с прекрасным миром донской природы;пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома; научить бережно, относиться к окружающему его миру...