конспект занятия "Славься Оренбургская земля казачьими ремеслами"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное дело, ткацкое ремесло, лозоплетение, гончарное ремесло.
Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков осуществляется через познавательно-исследовательскую деятельность.
В процессе занятия, дошкольники знакомятся с народными традициями и с ремеслами казачьих умельцев, осваивают одно из традиционных ремесел казачества , как гончарное дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
города Сорочинска Оренбургской области
Сценарий занятия
совместной специально организованной образовательной деятельности
педагога с детьми
Тема: «Славься оренбургская земля казачьими ремеслами»
Образовательная область:
познавательное развитие.
Подготовительная к школе группа
Составила: Кулькова Светлана Александровна
Воспитатель :
МАДОУ «Детский сад №1»
Сорочинск 2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 12 |
III. | Список литературы | 13 |
Пояснительная записка
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей, формирование у подрастающего поколения основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к культурному наследию.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из фактором, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории казачества.
В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество. Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное дело, ткацкое ремесло, лозоплетение, гончарное ремесло.
Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков осуществляется через познавательно-исследовательскую деятельность.
В процессе занятия, дошкольники знакомятся с народными традициями и с ремеслами казачьих умельцев, осваивают одно из традиционных ремесел казачества , как гончарное дело.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Славься оренбургская земля казачьими ремеслами» | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||||
2. | Виды деятельности детей | Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Музыкальная деятельность(прослушивание фонограммы песни «Распрягайте, хлопцы, коней») Восприятие научной литературы (получение новой информации из презентации «Казачьи ремесла») Игровая деятельность (создание игровой ситуации «Гончарная мастерская»), Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование с глиной, моделирование посуды казаков) Двигательная деятельность (физкультминутка «Гончары») Изобразительная деятельность (лепка из глины - посуда казаков «макитра») Самообслуживание | ||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: Беседа о казаках (обращение к раннее изученному материалу). Создание проблемной ситуации, появление объекта (письмо, сундук), отгадать зашифрованное послание. Рассказ воспитателя о видах ремесел казака. Практический метод: рассматривание объекта (глины), совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность. Методы стимулирования и мотивации деятельности: Наглядность (просмотр презентации «Казачьи ремесла),показ предметов из сундука(утюг, плетеная корзина, пряжа, горшок), показ иллюстраций посуды казаков(махотка, глэчик, макитра, кувшин), рассматривание глины, сопровождаемые объяснением взрослого, показ способов действий на гончарном круге. | ||||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создания благоприятной атмосферы на занятии. Просмотр презентации с целью вызвать интерес к видам ремесел казаков. | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие: (обогащение активного словаря; развитие диалогической речи в процессе беседы ) Социально-коммуникативное развитие (формирование отзывчивости, умения уважать мнения партнера, навыков самодисциплины) Художественно-эстетическое (эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, прослушивание фонограммы песни «Распрягайте, хлопцы, коней»,) Физическое развитие(проведение физ. минутки «Гончары») | ||||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | ||||
5. | Цель | Формирование представления о видах ремесел оренбургских казаков через познавательно-исследовательскую деятельность. | ||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | ||||
6.1 | Формировать представления о видах ремесел оренбургских казаков, интерес к гончарному искусству. | Знает виды ремесел оренбургских казаков, проявляет интерес к гончарному искусству. | ||||
6.2 | Развивать навыки в работе с гончарным кругом, изготавливать посуду из глины | Умеет работать с гончарным кругом и изготавливать посуду из глины. | ||||
6.3 | Воспитывать уважение к казачьим обычаям и традициям. | Уважительно относится к казачьим обычаям и традициям. | ||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
Затруднение в работе с гончарным кругом и лепки из глины посуды казака | Показ, разъяснение | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Необходимые материалы для проведения занятия Изобразительный ряд: презентация «Казачьи ремесла», иллюстрации видов посуды казаков. Музыкальный ряд: фонограмма песни «Распрягайте, хлопцы, коней» Материалы и оборудование: сундук, утюг, плетенная корзина, пряжа, горшок, глина, вода, гончарный круг, салфетки, ёмкость для мусора. | ||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | 1.Рассматривание иллюстраций о казачьем быте, изготовление и режиссёрские игры с макетом «Казачий курень»; 2.Беседы о народном прикладном искусстве; 3.Лепка посуды из пластилина; 4.Чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях казаков от древности до наших дней. |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | ||
I. | Вводная часть | ||||
1.1 | Введение в тему Актуализация ранее приобретенных знаний | Организационный момент. Дети заходят в группу под отрывок фонограммы песни «Распрягайте, хлопцы, коней». В это время на экране монитора идет слайд-шоу с изображениями казаков. Музыка стихает и дети садятся на стульчики перед монитором с изображением казаков. Воспитатель: Ребята, я заметила, что вы обратили внимание на красивые и необычные слайды. Вы узнали, кто это? Ответ детей: Это казаки. Воспитатель: Совершенно верно. Как вы догадались? Ответ детей: По внешнему виду: по одежде, по оружию и т. п. Воспитатель: Давайте вспомним, кто же был предводителем у казаков? Ответ детей: атаман | |||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: В группу пришло письмо и сундучок от атамана казаков. Давайте прочитаем письмо. Е О Е М Р С Л Воспитатель: Это зашифрованное послание. Чтобы его расшифровать предлагаю собрать из букв слово. Воспитатель: Какое слово у нас получилось? Ответ детей: РЕМЕСЛО Воспитатель: Кто знает, что такое ремесло? Может ответ, мы узнаем, открыв сундучок. Воспитатель: Посмотрите что это? (ставлю на стол утюг). Из чего он сделан? Ответ детей: Он сделан из железа. Воспитатель: Как вы думаете, кто его выковал? Ответ детей: кузнец. Воспитатель: Давайте посмотрим, что же еще там в сундуке. (Достаю плетеную корзину) Воспитатель: Ребята, это корзина из плетеная из лозы. Лоза это длинный гибкий стебель растения. Воспитатель: Как вы думаете, как бы могло называться ремесло по плетению изделий из лозы? (ответы детей) Воспитатель: Данное ремесло называется лозоплетением. Воспитатель: А что же еще есть в сундуке. Достаю пряжу. Воспитатель: Для чего нужна пряжа? (Ответы детей) Воспитатель: Пряжу используют для вязания вещей, преимущественно одежды. Воспитель: А как называют человека, который ткет ткань? Ответ детей: ткач. Воспитатель: Ребята, что это? (кувшин). Определите, из чего сделан кувшин? (даю потрогать). Ответ детей: Из глины. Воспитатель: Как называется человека-мастера по изготовлению глиняной посуды? (гончар) Воспитатель: Вы видите, основной инструмент ремесла - руки мастера. Воспитатель: Значит что же такое ремесло?(ответы детей) Воспитатель: Ремесло - это ручное производство, рукоделие. Производство бытовых предметов, одежды, орудий труда, украшений, вообще того всего, что окружает человека, но только вручную. | |||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Познакомится с ремеслами Оренбургских казаков. | |||
II. | Основная часть: | ||||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Давайте еще раз посмотрим на наши предметы, и попробуем с вами определить какие ремесла были наиболее распространенными в казачьих семьях. - Кузнечное дело;(слайд 1) - Лозоплетение;(слайд 2) -Ткацкое ремесло;(слайд 3) -Гончарное ремесло;(слайд 4) Оренбургская земля славилась своими умельцами. Наши земляки были неутомимыми тружениками, многие казаки и казачки владели несколькими ремеслами одновременно. Познакомимся с каждый ремеслом поближе. (На экране появляются кадры с изображением ремёсел казаков.) Исторически на Урале наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера. Было и такое ремесло, как лозоплетение. Это одно из древнейших народных промыслов казаков. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек, делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось у казаков. В каждой казачьей семье имелась прялка. Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. У казачек самым распространенным занятием было вязание, причем преобладало вязание крючком. Из различной шерсти пряли нити, из которых вязали одежду, а также изделия домашнего обихода: половички, скатерти, украшали кружевом занавески, полотенца. Одним из старейших промыслов казаков было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Казаки в ручную начали изготовлять посуду из глины. Но посуда, сделанная просто руками не всегда получалась ровной и красивой. И вот тогда люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было, гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой. (Появляются иллюстрации с гончарным кругом и посудой) Воспитатель: У казаков посуда была очень разнообразная. Вот самый маленький горшочек «махотка». Как вы думаете, для чего он? (ответы детей) Махотка-низкий кувшин с широким горлом для кислого молока. Воспитатель: А вот горшок с высоким горлом «глэчек». Что же в нём хранили казаки? (ответы детей: молоко, воду) Воспитатель: В таких глэчиках молоко долго хранит прохладу и не портится. Воспитатель: А это, ребята, «макитра» – более крупный сосуд. Воспитатель: А вы догадались, для чего она нужна? (ответы детей) Воспитатель: В них казачки хранили соленья, варенье. Воспитатель: Особенное место среди глиняной посуды казаков занимал кувшин. Если в сильную жару напитки в кувшине оставались прохладными, значит, кувшин дышал. Вот какую разную глиняную посуду изготавливали казаки на гончарном круге. | |||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: А вы бы хотели, тоже побыть сегодня гончарами? Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в гончарную мастерскую. Физкультминутка «Гончары» Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём. Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала. Нежно их погладим, и слова такие скажем: Ручки, ручки помогите, нам посуду вы слепите (Дети подходят к столам, выбирают глину, с которой будут работать) (Дети подходят к столам, на которых в чашечках лежит глина.) Воспитатель: Пора и нам к работе приступить. Воспитатель: Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Воспитатель: Вот из этих комочков глины мы сделаем с вами макитру. Вначале придадим комочку глины округлую форму и прижмём его к центру круга. Запустим круг и ладонями придерживаем комочек глины. Затем большим пальцем немного давим на середину, а ладошки так же придерживают комочек. Видите, как ваш кусок глины меняется? Края сосуда аккуратно заглаживаем пальцами. (Самостоятельная работа детей, контроль, показ воспитателя, помощь при снятии изделия с круга) Воспитатель: Давайте покажем и расскажем, друг другу, что у нас получилось. (ответы детей) Воспитатель: Но чтобы посуда была прочной ее нужно обжечь в печи. Отдадим нашу изготовленную посуду в нашу столовую для того чтобы она стала настоящей и прочной. Когда ваша посуда высохнет, вы её сможете расписать, чтобы она стала ещё красивее. | |||
III. | Заключительная часть | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Воспитатель: Что такое ремесло? Воспитатель: С какими ремеслами казаков мы с вами сегодня познакомились? Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?(в гончарной мастерской) Воспитатель: Какое ремесло мы сегодня попробовали с вами освоить? Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей) Воспитатель: Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали про ремесла оренбургских казаков и сами попробовали освоить такое ремесло как гончарное дело. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Чтение художественной литературы;
| Б. Алмазов «Казачьи сказки», П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона» | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривает альбомы «Ремесла казаков», «Быт и традиции казачества» |
Список литературы
1. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
3. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Войнавский Б.П. «Оренбургский казак» Харбат- 1937.
5. Бондарь Н.И, С.А Жиганова «Фольклор и традиции Оренбургских казаков». – Краснодар 2009
6. Бухарин Н.К. «Очерки прилинейской жизни Оренбургских казаков» Хивинка- 1892.
7.Гаранина Т.П. «Традиции казачества». - Мн., 1983.
8. Ганин А, Левченко А, Семенов В «История 1-го Оренбургского казачьего полка» Харьков- 2007.
9. Енборисов Г.В. «От Урала до Харбины» Оренбургского казачье войско. Оренбург – 2014г
10. Журнал «Родина». Спец. выпуск 2004 г. № 5 посвящен теме «Казаки». «Родина» выпуск 2004 №9; 1997 №8.
11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.
12.Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
13. Казачество»: энциклопедия / гл. ред. А.П. Федотов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.
14. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.
15. Куприна Л.С.Знакомство детей с бытом казаков СПб: Детство – Пресс, 2003.
16. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
17. «Наш дом – Урал»: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
18. Мякутин А.И. «Песни Оренбургских казаков I. Песни исторические» Оренбург – 1904.
19. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.
20. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.
21. Фролов П.З. По казачьему следу. — Краснодар, 2005.
22. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"
конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...
Статья "Казачье ремесло"
Работа по внедрению регионального компонента "Приобщение старших дошкольников к казачьим традициям родного края"...
Презентация альбома «Богатейшие края – Оренбургская земля»
Альбом "Богатешие края -Оренбургская земля" рассказывает о достопримечательностях Оренбургской земли и о её богатствах. Здесь добывают нефть,газ,медь,цинк....
Мы - с Оренбургской земли!
laquo;Люблю тебя, мой край родной,Твои широкие просторы.Здесь неба синь, хлеб золотой,И степь, и реки, и озёра…Люблю тебя, мой край родной,За всё твоё богатство:За газ, за нефть, за хлеб ржано...
Занятие по краеведению. Тема: «Край, в котором мы живем (народное творчество и традиции земли Липецкой; ремесла — ткачество и кузнечное дело).
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, прививать интерес к различным видам народных промыслов, формировать патриотические чувства, дать представление о ремесле ткача, кузнец...
НОД "Мы с Оренбургской земли!"
Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, расширить знания об уникальных природных объектах области....
НОД по познавательно- речевому развитию « Наш край-земля казачья»
Познакомить ребёнка с прекрасным миром донской природы;пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с порога, отчего дома; научить бережно, относиться к окружающему его миру...