Конспект занятия по познавательному развитию: "Народная игрушка - свистулька". Старший дошкольный возраст.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В группу внесли неизвестный предмет - старинный портфель.В нём находились коробочки, шкатулка,конверты. А главное - всё было пронумеровано. открывая цифру за цифрой, ребята узнали о народной игрушке - свистульке. Рассмотрели как её делали своими руками. узнали от куда появляется звук у свистульки. Сами поиграли на свистульке. А в конце занятия обнаружили в портфеле ещё один красочный конверт - подарок с раскрасками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka_svistulka._konspekt.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
Тема: «Народная игрушка - свистулька»
Старший дошкольный возраст
Подготовила: воспитатель А.В. Ключникова
МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23, корпус 1
Цель: Знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой.
Задачи:
- Познакомить с русскими традициями на Руси.
- Познакомить с духовым музыкальным инструментом.
- Воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
- Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.
Материал: старинный портфель, коробочка, конверты, шкатулка, свистульки, мольберт, картинки – схемы, раскраски, музыка «Кострома»
Внесли портфель: рассмотрели (какой старинный, для чего он, что на нём(заклёпки).
В: Кто передал – не знаю. Вам интересно, что внутри? Что нужно сделать? (открыть). Кто поможет… Открыли. Выложили на пол: коробочки, шкатулки, конверты.
(На всём стоят цифры).
В: Сколько цифр? С какой цифры нужно начать! С № 1.
- Что под № 1 (коробочка). Тут записка. Что нужно сделать с запиской? Прочитать.
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью! О чём речь, как догадались, почему так думаете
Хотите посмотреть? Открываем коробочку. Дети рассматривают. Что это? (птичка – свистулька). Стихотворение.
-«Ой, свистулечка какая,
Глиняная птичка,
Необычная, смешная
Птичка невеличка». (обследование: форма, величина, материал, расцветка).
Ребята, это свистулька, народная игрушка. В далёкие времена, на потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также всадников, барышень и т. д. Делали их из дерева или из глины и расписывали красками.
В: Ребята, а вы хотели бы знать, как делали свистульку?
Я тоже хотела бы узнать, как изготавливают эту игрушку.
Но в этой шкатулочке больше ничего нет. Может нам поможет следующая цифра?
№ 2 (конверт с рисунками). На конверте написано.
Расскажу я вам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
В: ребята, я открою конверт? (Достаю картинки).
Давным-давно, у детей не было столько игрушек, сколько сейчас у вас есть. И тогда люди придумали такую забаву как игрушка-свистулька. Она очень нравилась детям, потому что издавала прекрасные звуки и веселила их. Свистульки из глины делали в основном зимой, в свободное время, а затем продавали их на ярмарках и базарах. Игрушки были смешные, причудливые в виде козликов, птиц, коней и других зверюшек. Но не все могли купить такие игрушки. Поэтому многие родители делали игрушки-свистульки сами из дерева или глины.
(Первая картинка: схема изготовления свистульки).
Беседа «История возникновения свистульки» (имитация движений по тексту).
А начиналось всё с куска глины. Мастер садился за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было.
(Вторая картинка: как появляется звук в свистульках?) В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха. В свистульке струи воздуха обегают камеру изнутри, и выходят наружу через дырочки. Здесь и возникает звуковая волна, и мы слышим звук.
Свистульки изготавливаются не только из глины, но и из дерева. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы или берёзы.
(Третья картинка: свистульки разных местностей).
Во многих городах России существует своя, традиционная глиняная свистулька.
Давайте рассмотрим их.
В: вот картинки рассмотрели. Что же делать дальше будем?
«А теперь мы отдохнём».
Динамическая пауза «Жмурки со свистулькой».
Один ребенок берет в руки свистульку и отходит в один из углов комнаты. Остальные дети встают и закрывают глаза. Ребенок начинает издавать звуки. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание свистульки, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как свистулька перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего. Сели на ковёр.
В: по древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие.
Может, откроем следующую цифру? № 3. (свистульки в шкатулке на всех).
Ой, да тут на всех свистулек хватит.
На свистульке можно играть. А как? Что надо делать? Дуть-свистеть в неё сможет даже ребёнок. Хотите попробовать? (дети разбирают свистульки из шкатулки).
Упражнение «Поиграй на свистульке».
У детей в ладошках птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.
Получился настоящий оркестр.
(Включить музыку «Кострома», дети играют на свистульках).
Рефлексия:
- Какая веселая игрушка. Подняла настроение, повеселила. Вам понравилось, ребята?
- Какой сегодня у нас необычный гость - портфель, столько интересного мы узнали.
- О чем рассказал портфель? Что вы запомнили? Давайте сложим всё аккуратно назад.
Да тут еще что-то есть.
№ 4. (Конверт, а в нём раскраски, как подарок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"
Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дома в нашем городе»
Цель: Уточнить, насколько дети различают здания по их функциональной принадлежности....
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Герб родного города»
Цель:дать детям знания о том, что такое герб, познакомить с историей его возникновения, объяснить символику герба....
Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором мы живем»
Познакомить детей с историей возникновения родного города, его достопримечательностями....
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Удивительные свойства воздуха».
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.Задачи: «Познание»1. ...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей старшего дошкольного возраста "От зернышка к столу"
Данный конспект разработан для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР, ОНР). Занятие проводилось в рамках краткосрочного проекта "От зернышка к столу"...