Дополнительная образовательная программа «Азбука краеведения» с детьми подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)
Процесс воспитания чувства патриотизма многогранен, он включает в себя и знакомство с традициями, обычаями и народным искусством России, литературным и музыкальным наследием, формирование бережного отношения к природному и животному миру.
Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, достопримечательности родного города – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Непререкаемая истина, что любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где человек родился и вырос. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rabochaya_programma_azbuka_kraevedeniya_22-23.docx | 81.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Принято на Педагогическом Совете Протокол № 1 от 01.09. 2022года | Утверждено Приказ № От 01.09.2022года Заведующий ____________
|
Дополнительная образовательная программа «Азбука краеведения»
с детьми подготовительной группы №9
на 2022 – 2023 учебный год
Разработана в соответствии с ФГОСДО
Автор- составитель:
Голоскокова Е.Е.
Россошь
2022
Содержание.
Паспорт программы.
Аннотация.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
1.1. Основные цели и задачи реализации программы.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
1.3 Нормативно-правовая база.
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характерные особенности развития детей 6-7 лет.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
1.6. Система контроля и методы оценки, результаты диагностики
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание деятельности по образовательным областям.
2.2. Содержание деятельности детей 6-7 лет.
2.3. Содержание разделов программы.
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
2.5. Учебный план.
2.6. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
детей 6-7 лет.
2.7. Список детей.
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
IV. Комплекс методического обеспечения образовательного процесса.
V. Информационные источники.
Приложение 1. Диагностические карты определения уровня сформированности представления о родном крае.
Паспорт дополнительной образовательной программы «Азбука краеведения»
Место реализации программы | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области |
Наименование программы | «Азбука краеведения» |
Разработчики программы | Е.Е. Голоскокова, воспитатель ВКК |
Тип программы | Социально-гуманитарная |
Вид программы | Туристско-краеведческая |
Реквизиты локального акта об утверждении ДОПр | Протокол № 1 Педагогического Совета №1 от 01.09. 2022года |
Направление деятельности | Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, проявления патриотических чувств и культуры общения. |
Форма организации деятельности | Групповая |
Образовательные области | Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие. |
Срок реализации программы | 1 год |
Периодичность ОД | 1 раз в неделю |
Количество детей | 14 чел. |
Возраст детей | 6- 7 лет |
Продолжительность ОД | 25-30 мин. |
Аннотация
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине.
Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Основные формы работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов. План многоступенчатый и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры.
Срок реализации программы-1 год.
Режим занятий:
1 раз в неделю, 38 учебных часов в год.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...
Д.С. Лихачев
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.
Актуальность программы.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.
Уровень программы – стартовый, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Программа предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Основные формы работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов. План многоплановый и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры.
Дети имеют возможность сочетать различные направления и формы деятельности с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм деятельности: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательной, творческой) вызывает активность и заинтересованность.
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Азбука краеведения» заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Срок реализации программы - 1 год.
Количество часов на реализацию программы:
- для обучающихся старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) – 38.
Реализация программы не предусматривает подготовку воспитанников к прохождению государственной итоговой аттестации.
Согласно СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», продолжительность занятий составляет:
- для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) - 30 минут.
Режим занятий в период с сентября по май:
- для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) - 1 раз в неделю.
Программа «Краеведение» может быть реализована в ходе подгрупповых (14 человек) занятий.
1.1. Основные цели и задачи реализации программы.
Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
- Способствовать социализации воспитанников.
- Обогатить знания дошкольников о городе Сургуте, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению настоящего и прошлого города Сургута и края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.).
- Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
- Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
- Формирование активной гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
- Прививать навыки здорового образа жизни.
- Воспитывать уважение к труду сургутян, создающих красивый город.
- Воспитание уважения и гордости за свой родной край.
- Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Принципы и подходы к формированию и реализации программы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей техническое развитие ребенка.
Дидактические принципы построения программы.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Методологические подходы к формированию программы:
1. Личностно-ориентированный подход:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельностный подход:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путем решения проблемных задач;
- креативность – «выращивание» у обучающихся способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой – приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
3. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника.
Определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.
1.3. Нормативно-правовая база
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Азбука краеведения» составлена в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Возрастная характеристика детей 6-7 лет
Возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Ребенок 6-7 лет обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями. Мотивационная сфера дошкольника 6-7 лет расширяется за счёт развития таких мотивов, как познавательные, социальные (побуждающие делать добро), самореализации.
С развитием морально-нравственных представлений возрастает возможность эмоционально оценивать свои поступки и поступки других. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему взрослых и других детей.
Происходит активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных отношениях, о досуге семьи, правилах общения в семье, значимые события и традиции. Умеет выражать к близким свою любовь, внимание, готов помочь.
Отображает в сюжетно-ролевых играх разнообразные события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы.
Участвует в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, ребенок создает определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх. Проявляет интерес к совместному со сверстниками фантазированию. Самостоятельно сочиняет новые игровые сюжеты, согласует придуманные события с замыслами партнеров-сверстников. Одной из активно используемых тем сюжетно-ролевой игры становиться школа.
У ребенка выражена социальная активность, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр. Имеет представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценивает свои и чужие поступки с позиции норм и правил.
Ребенку доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Способен делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Индивидуально и в коллективе со сверстниками экспериментирует с объектами и материалами неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода), выявляя их свойства и качества. Использует разные способы проверки предположений, формулирует результат.
К концу дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление, способность к анализу и синтезу, умение выделять индивидуальные и общие признаки предмета, делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.). Расширяются представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата). Отслеживает цикличность сезонных изменений в природе (цикл года, последовательная смена времен года, другие изменения).
Ребенок приобретает представления о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
Ребенок овладевает представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города, традициях городской жизни, архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимает и активно осваивает с помощью взрослых назначение общественных учреждений, разных видов транспорта.
Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям). Использует разнообразные оценки, суждения относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ. Испытывает устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуется материалом, из которого выполнены работы, их содержанием. С интересом посещает музей, выставочный зал, рассматривает экспонаты, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта и природные объекты. соблюдает правила поведения в общественных. Отражает полученные впечатления в собственной творческой деятельности.
Активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах, эстетических чувствах. Высказывается о причинах природных явлений, рассуждает о красоте природы, города, составляет творческие рассказы, сказки.
Проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры страны, города. Испытывает гордость за достижения выдающихся россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине, толерантность по отношению к людям разных национальностей. Проявляет желание активно участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях на уровне детского сада и города. Продолжает осваивать традиции, культуру разных народов. Формируется начало гражданственности.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
На этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок обладает начальными представлениями о природном и социальном мире города Россоши Воронежской обл.;
- ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого города и области;
- хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города, знает и стремится выполнять правила поведения в городе;
- проявляет интерес к представителям разных этносов своей страны, к знакомству с их культурой, традициями; толерантно относится к детям других национальностей;
- проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных связях, правилах общения, значимых событиях, традициях;
- проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социальных и экологических акциях, праздничных событиях традиционных для семьи, города, страны (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадка деревьев, распространение поздравительных открыток, буклетов и др.);
- отражает свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности: воплощает образы в играх, разворачивает сюжет, изображает, участвует в театральных постановках, детском книгоиздательстве, оформлении выставок;
- самостоятельно может рассказать о городе (ее достопримечательностях, природных особенностях, памятных местах, выдающихся людях);
- проявляет интерес к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов, народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города; вспомнить стихотворения, песни, народные игры;
- ребенок способен самостоятельно применять игры разных народов города, края для организации собственного досуга;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, музейные выставки, связанные с познанием малой родины;
- бережно относиться к родной природе, результатам труда других людей.
Формы работы по реализации основных задач программы.
Основные организационные формы:
- НОД;
- совместная деятельность;
- виртуальные целевые прогулки по городу;
- виртуальные экскурсии с различной тематикой о городе;
- праздники, развлечения;
- тематические выставки.
Методы и приемы:
• диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• рассматривание картин, иллюстраций.
1.6. Система контроля и методы оценки, результаты диагностики
С целью определения продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика (сентябрь, май).
Данные педагогической диагностики ориентируют педагогов на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом; его учет для организации дальнейшего воспитательно - образовательного процесса.
Формы проведения педагогической диагностики:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
- дидактические и речевые игры.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры осуществляется через блок диагностических методик. В качестве активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях используются игровые персонажи, а также создаются игровые ситуации.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого практического (творческого) занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по темам проходит в виде проектных и творческих заданий. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
Диагностические задания включены в образовательную деятельность, их проведение не требует дополнительного времени. Большинство заданий выполняются подгруппами 3-5 человек.
Для активизации самостоятельности отдельного ребенка, предлагается индивидуальная деятельность - задания, вопросы, игры.
Результаты диагностических заданий заносятся в «Диагностическую карту определения уровня сформированности представления о родном крае» (Приложение 2).
Уровни усвоения программы
Низкий
Ребенок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Объем представлений о растениях и животных Воронежской области незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются.
Средний
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах Воронежской области. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные занесены в нее. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знает домашний адрес. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. Правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значения флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Воронежской области, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4–5 улицы, площадь. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ , знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Может объяснить символику герба РФ и Воронежской области . Знает обычаи, традиции русского народа, других народов.
Критерии определения уровня сформированности представления о родном крае
Подготовительная группа
1 | Происхождение названия города, в котором живет ребенок. 3 б. – уверенно, правильно и сразу отвечает на вопрос. 2б. – отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов. 1 б. – не знает, но пытается предположить. 0б. – не знает. |
2 | Домашний адрес 3б. – знает домашний адрес и уверенно отвечает. 2б. отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов. 1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ. 0б. – не знает. |
3 | Адрес детского сада 3б.- может рассказать, где находиться детский сад (название улицы, номер дома, какие объекты находятся рядом) 2б.- знает, где находится детский сад, но рассказывает при помощи наводящих вопросов. 1б - имеет нетвердые представления, может перепутать, нужны наводящие вопросы 0б. - не знает |
4 | Название улиц ближайшего окружения 3б.- знает и называет 2-3 улицы, может рассказать о них (почему так называются, чем интересны, какие здания на них находятся) 2б.- знает и называет 1-2 улицы, может рассказать о них или называет 2- 3 улицы, но может рассказать только об одной из них 1б. – называет 1-2 улицы, но не может ничего о них рассказать 0 б. – не знает |
5 | Городская символика 3б. – узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснить ее значение. 2б. - узнает и уверенно выбирает городскую символику среди изображения других, но затрудняется что-либо рассказать о ней. 1б. – испытывает затруднения при выборе городской символики. 0б. – не узнает. |
6 | Выдающиеся земляки. 3б. – называет фамилии, имена выдающихся земляков (2-4), знает, чем они прославили родной край. 2б. – называет фамилии выдающихся земляков (2-3), с помощью наводящих вопросов рассказывает о них. 1б. – называет фамилии выдающихся земляков, но не может ничего о них рассказать. 0б. – не может никого назвать |
7 | Достопримечательности города 3б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их. Может рассказать о достопримечательностях (1-3), где находится. 2б. - выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их с помощью наводящих вопросов. 1б. - выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, назвать не может. 0б. – не знает, не выбирает. |
8 | Наз Название страны. 3б. – уверенно называет страну. 2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал. 1 б. – знает название, но может перепутать с названием города, района. Нужны наводящие вопросы. 0 б. – не может ответить на вопрос |
9 | Называет столицу своей страны 3 б. – уверенно называет столицу России 2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал. 1 б. – знает название, но может перепутать с названием страны, города. Нужны наводящие вопросы. 0 б. – не может ответить на вопрос |
10 | Знание о том, как выглядит герб России 3б. – узнает государственный герб России, уверенно выбирает его среди изображений гербов других стран. Может рассказать, что изображено на гербе нашей страны (двуглавый орел, всадник), знает, что всадник олицетворяет победу добра над злом. 2б. – не сразу выбирает изображение герба России среди изображений гербов других стран. 1б. – испытывает затруднение, нуждается в наводящих вопросах. 0б. - не знает, как выглядит герб России |
11 | Зна Знание о том, как выглядит флаг России 3б. – узнает флаг России, уверенно сразу выбирает его изображение среди изображений флагов других стран. Знает цвета флага, значение. 2б. – правильно, но не сразу выбирает изображение государственного флага России. 1б. – испытывает затруднения, нуждается в наводящих вопросах. 0 б. – не знает, как выглядит флаг России. |
12 | Знания и представления о гимне России. 3б. – узнает и называет гимн России, определяет характер музыки гимна как величественный и торжественный, знает, как нужно себя вести, когда исполняется гимн. 2б. – узнает и называет гимн России. 1б. – узнает и называет гимн России после наводящих вопросов взрослого. 0б. – не имеет представления о гимне России. |
13 | Пре Представление о функциональном назначении государственных символов . 3б.- имеет представление о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединить людей, живущих в ней, поэтому в праздники вывешивают флаги России, а также для того, чтобы можно было отличить монеты (на них изображен герб) нашей страны, машины, самолеты, принадлежащие нашей стране (на них изображен флаг). 2б.- отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов. 1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ. 0б. – не знает |
14 | Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю, знакомящим с природой и достопримечательностями родного города, страны. 3б. – часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе, делятся впечатлениями, показывает понравившиеся фотографии другим детям, воспитателю, задает вопросы. 2б. – иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации, задает вопросы 1б. – рассматривает иллюстративные материалы по инициативе взрослого. 0б. – не проявляет интереса. |
15 | Эмоционально – положительная реакция на изображения, фотографии улиц, достопримечательностей города. 3б. – эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты. 2б. – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты. 1б.- эмоциональная реакция выражена слабо. 0б. – эмоциональная реакция отсутствует. |
16 | Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения. 3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим. 2б. – бережно относится к окружающему. 1б.- необходимо напоминание взрослого. 0б. – бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки, пачкает оборудование и т.п.) |
17 | Проявление эмпатии по отношению к героям, эмоциональное восприятие событий из истории города. 3б.- сочувствие и сопереживание выражены в мимике, высказываниях, вопросах. 2б.- сочувствие и сопереживание отражены в мимике лица. 1б.- внимательно слушает рассказ взрослого. 0б. – равнодушно воспринимает рассказ. |
18 | Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице. 3б. – самостоятельно соблюдает правила. 2б. – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого . 1б.- не всегда и не все правила соблюдает. 0б. – не соблюдает правила. |
19 | Помощь взрослым в благоустройстве территории детского сада (сажать растения, ухаживать за ними и т.п.) 3б.- охотно помогает взрослым, проявляя инициативу. 2б. – помогает взрослым, инициативу не проявляет 1б.- пассивно участвует в совместной деятельности и трудовых поручениях. 0б. – не помогает |
Оценка результатов диагностики
47 б. – 57 б. – высокий уровень
2 0 б. - 46 б. - средний уровень
19 б. и менее – низкий уровень
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание деятельности по образовательным областям.
Знакомство дошкольников с родным краем - процесс длительный и сложный. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественную.
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Социально-коммуникативное развитие включает:
- развитие эмоционально-ценностного отношение к семье, дому, улице, городу Россоши;
- формирование толерантности к людям разных национальностей, ценностного отношения к их культуре, обычаям, традициям;
- воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, родному дому, уважение к семейным ценностям;
- воспитание чувства уважения к профессиям и труду Россошанцев, создающих красоту родного города;
- содействие эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (привлечение к участию в культурных мероприятиях, праздниках, городских акциях);
- развитие чувства принадлежности к малой родине, понимание того, что история родного города Россоши и области неразрывно связана с историей России.
Познавательное развитие включает:
- формирование любви к родному городу Россоши, Воронежской обл., интереса к его прошлому и настоящему; умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении;
- обогащение представлений детей о многообразии растительного и животного мира Воронежской обл., о значении природных богатств в жизни человека;
- расширение представлений детей о характерных особенностях города, об учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест, культурном и природном экономическом своеобразии г.Россоши, области.
- ознакомление детей с многообразием народов, населяющих наш край (особенности быта, национальной одежды, традиций).
Речевое развитие включает:
- формирование интереса детей к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов г. Россоши, области;
- развитие речевого творчества в придумывании сказок и историй о событиях и достопримечательностях малой родины.
Художественно-эстетическое развитие включает:
- расширение представлений о творчестве музыкантов, народных умельцев, художников, писателей г. Россоши;
- развитие эстетического восприятия в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, в беседах о событиях, происходящих в родном городе, в рассуждениях о достопримечательностях края;
- развитие творческих способностей детей в играх-фантазиях, изобразительной, театрализованной деятельности на содержании освоенного краеведческого материала;
- формирование чувства гордости за культурное наследие г. Россоши.
Физическое развитие включает:
- ознакомление детей с традиционными и национальными подвижными играми народностей, проживающих на территории области;
- формирование здорового образа жизни через знакомство с видами спорта, спортсменами и их достижениями, содействие активному участию в спортивных мероприятиях города.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, стремится к активной деятельности, и педагог должен способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. При организации краеведческой работы запланированы разнообразные виды деятельности дошкольника – игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности - обеспечивают повышение интереса.
2.2. Содержание деятельности детей Подготовительной к школе группы
Задачи образовательной деятельности:
- Систематизировать знания детей о характерных особенностях города, об учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест.
- Расширить представление о географическом, культурном и природно- экономическом своеобразии г.Россоши, Воронежской обл..
- Формировать интерес к истории, традициям, обычаям города, края.
- Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
- Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
- Формировать у детей представления о символике родного города, края, страны (герб, флаг, гимн).
- Развивать умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, родной город Россошь.
- Знакомить детей с многообразием народов, населяющих нашу страну (особенности быта, национальной одежды).
- Воспитывать уважение к людям различных национальностей, эмоционально-ценностное отношение к своему дому, улице, городу, краю, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
- Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
- Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
12. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, края.
13. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
14. Воспитывать у дошкольников чувство уважения и заботы к Защитникам Отечества.
15. Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.
2.3. Содержание разделов программы
1. Растения Воронежской обл. Растения леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Сезонные изменения в жизни растений. Практические занятия.
2. Животные Воронежской обл. Дикие и домашние животные, их детеныши. Животные леса, водоёма. Редкие животные своего края. Сезонные изменения в жизни животных. Практические занятия.
3. Птицы Воронежской обл. Птицы леса, водоёма. Редкие птицы своего края. Сезонные изменения в жизни птиц. Практические занятия.
4. Полезные ископаемые Воронежской обл. Практические занятия.
5. Водоемы Воронежской обл. Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия.
6. Охрана природы. Красная книга. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора. Проведения экологических акций.
7. Прошлое края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Россоши, Воронежской обл. Символика города и края. Памятники. Чтение книг по истории своего города, края. Практические занятия.
8. Народы Воронежской обл.. Знакомство с коренными жителями и другими национальностями, проживающими на территории Воронежской обл., знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Народные праздники. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.
9. Искусство. Культура. Спорт. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Воронежской обл. и города Россоши. Практические занятия. Посещение выставок, встречи с интересными людьми города, чтение произведений.
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Содержание включает разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции:
- познавательно - игровая деятельность в уголках краеведения;
- праздники, развлечения, конкурсы, посвященные городу;
- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по городу с родителями, обеспечивающие знакомство с городом (домами, близлежащими улицами, социально - культурными объектами, достопримечательностями, памятными местами, главной рекой Обью);
- обсуждение правил безопасного поведения в городе;
- участие в совместном со взрослыми труде: посильная уборка участка после листьев, подкормка птиц, посадка цветов, украшение города к праздникам;
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о городе, крае;
- беседы о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях. Тематика бесед: «Что надо делать, чтобы наш город был красивым», «Любимые места в городе», «Деревья моего города», «Жители города», «Звуки города», «Кто твои соседи», «А у нас во дворе», «Куда течет река», «Край-труженик (о промышленном и сельском хозяйстве), «Мы - друзья леса», «Обитатели наших лесов», «Народы, населяющие наш город, край»;
- рассматривание картин, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (альбомов, фотографий, книг о городе, природе, фотографии с достопримечательностями, возложение цветов к мемориалам воинов);
- просмотр телепередач, видео, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;
- участие в проектной деятельности продуктом, которой являются плакаты, создание карт города, макеты, составление маршрутов по городу, коллекционирование;
- знакомство с картой, глобусом;
- составление рассказов о профессиях родителей, горожан, природе города, края;
- участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции;
- выставка детских рисунков в детском саду «Краски твоего города», «Город в котором мы живем», «Мой праздничный город»;
- изготовление сувениров к дню рождения города;
- создание фотоальбома в группах «Город в разное время года»;
- сюжетно – ролевые игры: «Новоселье», «Мы едем в городском транспорте», «Мы строим город», «Город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);
- игры путешествия: «Путешествия по городам, селам Воронежской обл.», «Путешествие по Черной Калитве», «Путешествие по городу, край прошлого и настоящего»;
- дидактические игры: «Достопримечательности города», «Кем и чем славен мой город?», «От зернышка до булочки», «Назови имя сказочницы», аудиозаписи россошанских композиторов – песенников. «Кто где живет», «Узнай и назови», «Составь фотографию», «Транспорт в нашем городе», «Как доставить груз », «Знаешь ли ты свой город», «Узнай по описанию» кроссворды: «Кто живет в реке Дон?», «В каком городе живут птицы?» и др.;
- экскурсии с родителями в городской музей, выставочный зал с целью ознакомления с художниками, поэтами, музыкантами, народными умельцами города;
Краеведческая программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом специфики дошкольного возраста реализуется с помощью разных средств, методов и приемов, которые стимулируют любознательность, вовлекают воспитанников в активный исследовательский поиск, формируют познавательные потребности и мотивацию, развивают творчество:
- игры-экспериментирования и исследовательская деятельность, позволяющая детям устанавливать связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде;
- проектная деятельность, проблемные ситуаций, поисковые вопросы, которые позволяют стимулировать проявления любознательности дошкольников, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию);
- музейная педагогика – которая интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Помогает лучше узнать свой родной край, особенности природы, истории, культуры и их взаимосвязь с историей и культурой страны;
- информационно – коммуникативные технологии – обеспечивают наглядность, способствуют лучшему запоминанию, расширяют кругозор. Презентации, видеофрагменты, слайды, помогают познакомиться с теми фактами, которые нельзя увидеть в повседневной жизни: историю детского сада, города, традиции, обычаи, познакомиться с профессиями горожан и др.
2.5. Учебный план.
№ | Тема | Количество часов | Итоговое мероприятие | ||
Всего | ОД | Развлечение, трудовая деятельность. | |||
I. «Моя малая Родина». | 17 | 15 | 1 | ||
1 | "Как всё начиналось?". | 1 | |||
2 | "Мама, папа и я – Россошанская семья". | 1 | Выставка семейных альбомов. | ||
3 | "История детского сада «Елочка»". | 1 | |||
4 | "Моя улица" | 1 | |||
5 | "Достопримечательности и арт-объекты г.Россоши". | 1 | |||
6 | «История Воронежской области» | ||||
7 | Экскурсия в "Молодежный центр" и Кинотеатр «Олимп»" | 1 | Экскурсия | ||
8 | "Путешествие в Кванториум" | 1 | Экскурсия | ||
9 | "В мире прекрасного" | 1 | Экскурсия | ||
10 | "В мире музыки" | Экскурсия | |||
11 | "Книжкин дом" | 1 | Экскурсия | ||
12 | "Талантливые люди города" | 1 | |||
13 | "Знаменитые земляки" | 1 | |||
14 | "На встречу спорту" | 1 | |||
15 | «Освобождение Россоши». | 1 | |||
16 | "Экскурсия в Музей Пограничных войск" | 1 | Экскурсия | ||
17 | "Что я могу сделать для своего города?" | 1 | Трудовой десант | ||
II. «Моя страна - Россия». | 11 | 10 | 1 | ||
1 | "Если скажут слово «Родна»…". | 1 | |||
2 | "История флага России" | 1 | |||
3 | "О чем рассказал герб?" | 1 | |||
4 | "Гимн - главная песня страны" | 1 | |||
5 | "Растительный мир родного края" | 1 | |||
6 | "Животный мир родного края" | 1 | |||
7 | "Какие народы живут в России». | 1 | |||
8 | "Русская изба" | 1 | Экскурсия | ||
9 | "Сошью кукле сарафан" | 1 | Модный показ | ||
10 | "В краю старых вещей" | 1 | Экскурсия | ||
11 | «Что мы знаем о своей Родине?» | 1 | КВН | ||
III. «Традиции и праздники русского народа». | 10 | 5 | 6 | ||
1 | "Новый год у ворот" | 1 | 1 | Развлечение | |
2 | "Вифлеемская звезда" | 1 | Развлечение | ||
3 | "Рождественские колядки" | 1 | Развлечение | ||
4 | "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча" | 1 | Развлечение | ||
5 | " Русская матрёшка. Выставка матрёшек " | 1 | Выставка | ||
6 | "Русская ярмарка". | 1 | |||
7 | "День Космонавтики" | 1 | |||
8 | "Русские народные песни и игры наших бабушек". | 1 | Развлечение | ||
9 | "Пасха". | 1 | Развлечение | ||
10 | "Этот День Победы". | 1 | |||
ИТОГО: | 38ч. | 30ч. | 8ч. |
2.6. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
детей 6-7 лет
Сентябрь.
1) Тема "Если скажут слово «Родина»…".
Форма проведения - ОД с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с понятием «Родина» и с основными неофициальными символами России: ромашка, матрёшка, берёза.
Методы и приемы: беседа, презентация.
Используемая литература: Р.М. Литвинова «Региональная культура: художники, писатели, композиторы» «С чего начинается Родина?». Сборник 1 Стр.324.
2) Тема "Как всё начиналось?".
Форма проведения: ОД
Задачи: расширять и закреплять знания детей о родномгороде Россоши, познакомить детей с историей возникновения города. с понятиями большая и малая Родина.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций достопримечательностей села.
Используемая литература: В.Б. Гриценко «История земли Минераловодской». Стр.399.
3)Тема "История детского сада «Елочка»".
Форма проведения - ОД с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с историей возникновения детского сада.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация «Наш детский сад».
Используемая литература: Н.С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью» стр.29.
4)Тема "Моя улица"
Форма проведения – ОД с показом презентации.
Задачи. Познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация «Улицы города».
Октябрь
1) "Достопримечательности и арт-объекты г.Россоши".
Форма проведения - ОД с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с разными видами зданий, памятных знаков, арт-объектов города, их назначением. Объяснить, что здания бывают разные жилые и нежилые. Пополнять словарь: клуб, школа, библиотека, медпункт, администрация, кинотеатр, ледовая арена, эко-парк
Методы и приемы: беседа, презентация "Достопримечательности и арт-объекты г. Россоши"
2) Тема " Экскурсия в «Молодежный центр» и Кинотеатр «Олимп»
Форма проведения – Экскурсия в "Молодежный центр"
Задачи. Знакомство с профессиями работников дома культуры, формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, экскурсия
3) Тема "Путешествие в Кванториум"
Форма проведения – Экскурсия в Кванториум
Задачи. Развивать у детей интерес к инновациям, познакомить с особенностями работы людей, связанных с передовыми IT-технологиями, средствами связи людей друг с другом.
Методы и приемы: рассказ экскурсовода, беседа, экскурсия.
4) Тема "Книжкин дом"
Форма проведения – Экскурсия в библиотеку.
Задачи. Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели.
Методы и приемы: экскурсия, беседа.
Ноябрь
1) Тема "История флага России"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Дать представление о флаге как о государственном символе, познакомить с историей его происхождения, значением в современной жизни.
Методы и приемы: беседа, динамическая пауза.
Используемая литература: Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду» стр.45.
2) Тема "О чем рассказал герб?"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением в прошлой и современной жизни.
Методы и приемы: беседа, динамическая пауза, д\и.
Используемая литература: Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в дет-ском саду» стр.48.
3) Тема "Гимн - главная песня страны"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников.
Методы и приемы: беседа, прослушивание гимна.
Используемая литература: М.Б. Кушнир «Гимны России», электронный источник (https://ridero.ru/books/gimny_rossii/freeText).
4)Тема "В мире прекрасного"
Форма проведения - Экскурсия на художественную выставку.
Задачи: Расширять представление детей об изобразительно искусстве;
знакомить с произведениями знаменитых художников г.Россоши
Методы и приемы: рассказ экскурсовода, беседа, д\и.
5) Тема "В мире музыки"
Форма проведения - Экскурсия в Музыкальную школу г. Россоши.
Задачи: Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами. Прививать у детей любовь к музыке, побуждать желание учиться в музыкальной школе.
Декабрь
1)Тема "Талантливые люди города"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш город в разных областях. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.
Методы и приемы: беседа, рассказы гостей.
2)Тема "Знаменитые земляки"
Форма проведения – ОД, с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с людьми прославившими наш город.
Методы и приемы: беседа, просмотр презентации.
3)Тема "На встречу спорту"
Форма проведения - проведение ОД, с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей со спортивными кружками города и их тренерами. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, гордость за своих земляков.
Методы и приемы: презентация «Спорт в нашем городе», рассказ воспитателя, презентация детей своих спортивных достижений.
4)Тема "Новый год у ворот"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Формировать первоначальные представления об обычаях и традиция справлять новый год, о символах Нового года.
Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, д\и.
Январь
2) Тема "Вифлеемская звезда"
Форма проведения - Игра – путешествие.
Задачи. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением.
Методы и приемы: беседа, игры, рассматривание иллюстраций.
3) Тема "Рождественские колядки"
Форма проведения – Развлечение.
Задачи. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
Методы и приемы: беседа, развлечение.
4) Тема «Освобождение Россоши».
Форма проведения – ОД.
Задачи. Обогатить знания детей об освобождении г. Россоши от немецко-фашистских захватчиков. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.
Методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя о войне.
Используемая литература: А.Макаренко, Л.Соболева «В огне войны».
Февраль
1)Тема "Растительный мир родного края"
Форма проведения - ОД с презентацией.
Задачи. Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация.
2)Тема "Животный мир родного края".
Форма проведения – ОД с презентацией.
Задачи. Расширять представления детей о животном мире и мире птиц родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация.
3)Тема "Какие народы живут в России».
Форма проведения – ОД с презентацией.
Задачи. Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация, рассматривание иллюстраций.
Используемая литература: Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна Россия». стр.46.
4) Тема « История Воронежской области».
Форма проведения – ОД с презентацией.
Задачи. Познакомить детей с картой Воронежской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Воронежской области.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация, рассматривание иллюстраций
5)Тема "Русская изба"
Форма проведения - Посиделки
Задачи. Формировать элементарные представления о русской избе, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории посёлка. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл. Закреплять знание русских народных сказок.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, экскурсия в «Русскую избу» ДОУ.
Используемая литература: И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». Стр.45.
Март
1)Тема "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"
Форма проведения - Развлечение с чаепитием.
Задачи. Познакомить детей с особенностями празднования масленицы в городе, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, развлечение.
Используемая литература: «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по ГОСТ». Стр.146./ стихотворение Д. Кузнецова «Ох, люблю же я блины» (Источник: https://stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_blinyy.html).
2)Тема "Сошью кукле сарафан"
Форма проведения - Показ мод кукольной одежды.
Задачи. Познакомить детей с народным праздничным и повседневным национальным костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха, картуз, зипун.
Методы и приемы: беседа, показ мод.
Используемая литература: И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». Стр.82 / М.Забылин «Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия» стр.512.
3)Тема "В краю старых вещей"
Форма проведения – экскурсия в избу.
Задачи. Познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, посудой.
Методы и приемы: беседа, презентация «В краю старых вещей», экскурсия.
4)Тема " Русская матрёшка. Выставка матрёшек "
Форма проведения - Исследовательская деятельность.
Задачи. Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления).
Развивать интерес детей к народному творчеству, к народной культуре.
Методы и приемы: рассматривание, обследование и сравнение матрешек.
Апрель
1)Тема "Русская ярмарка".
Форма проведения – ОД с показом презентации.
Задачи. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной. Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация, народные игры.
2)Тема "День Космонавтики"
Форма проведения – ОД показом презентации.
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским, С. П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
Методы и приемы: беседа, презентация.
4) Тема "Русские народные песни и игры наших бабушек".
Форма проведения – Развлечение.
Задачи. Знакомить детей с традициями и особенностями проведения посиделок. Приобщать детей к духовным традициям русского народа.
Методы и приемы: творческие посиделки с народными играми и песнями.
3)Тема "Пасха".
Форма проведения – Развлечение.
Задачи. Обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми.
Методы и приемы: беседа, развлечение, д\и.
Май
1)Тема "Этот День Победы".
Форма проведения – ОД с показом презентации.
Задачи. Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ. Познакомить с почётными людьми г.Россоши– участниками и детьми войны, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш город.
Методы и приемы: Беседа, презентация.
2) Тема: "Мама, папа и я – Россошанская семья".
Форма проведения – ОД.
Задачи. Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.
Методы и приемы: беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном
отдыхе, выставка семейных альбомов.
3)Тема "Что я могу сделать для своего города?"
Форма проведения – трудовой десант.
Задачи. Формировать представление об экологических проблемах села.
Методы и приемы: Беседа, трудовой десант.
4)Тема "Экскурсия в Музей Пограничных войск"
Форма проведения – Экскурсия
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о родном селе и Родине.
Методы и приемы: беседа, экскурсия
5)«Что мы знаем о своей Родине?»
Форма проведения – КВН
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о родном Воронежском крае, г. Россошь и Родине.
Методы и приемы: беседа, КВН
2.7. Список детей
№ п/п | Ф.И.О ребенка | Дата рождения | Возраст на 01.09. 2022г. |
1 | Беликова Милана Андреевна | 18.04.2016 | 6 лет |
2 | Белоусова Мария Дмитриевна | 28.09.2016 | 5 лет |
3 | Бороденко Мария Александровна | 15.08.2016 | 6 лет |
4 | Землякова Злата Артемовна | 06.12.2016 | 5 лет |
5 | Колесник Владимир Витальевич | 22.12.2016 | 5 лет |
6 | Малющенко Ярослав Александрович | 23.11.2016 | 5 лет |
7 | Пасикова Диана Романовна | 18.11.2016 | 5 лет |
8 | Полтариков Владимир Андреевич | 14.09.2016 | 5 лет |
9 | Проскурин Владимир Александрович | 02.03.2016 | 6 лет |
10 | Пятигор Захар Сергеевич | 09.06.2016 | 6 лет |
11 | Салтырёв Юрий Алексеевич | 11.08.2016 | 6 лет |
12 | Фурсина Варвара Денисовна | 28.09.2016 | 5 лет |
13 | Шеншин Дмитрий Александрович | 19.12.2016 | 5 ет |
14 | Шматко Анастасия Владимировна | 14.03.2016 | 6 лет |
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Поэтому, при организации краеведческой работы с дошкольниками планируются разнообразные виды деятельности - игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.
6-7 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех обучающегося и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать обучающимся о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к обучающимся с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
- при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (презентации, выставки и др.)
2.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
При реализации краеведческой программы важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса.
Вовлечение родителей в образовательное пространство: расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей; способствует формированию личности, воспитанию любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе, так как семья занимает ведущее место в нравственно-духовном, патриотическом воспитании детей.
Совместные занятия с мамой или папой - это качественное время, проведенное со своим малышом, которое помогает родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как правильно играть.
Формы и виды взаимодействия с родителями
- Консультирование, советы и рекомендации по вопросам посещения с детьми музеев, выставок, экспозиций, памятных мест;
- совместные экскурсии детей и родителей к памятникам архитектуры, посещение городского музея, выставочного зала, библиотеки, театра «Петрушка»;
- совместная подготовка и проведение народных праздников; театрализованных представлений;
участие в создании мини-музея в ДОУ (создание макетов, подбор экспонатов, оформление альбомов, составление рассказов, загадок и т.д.);
•организация выставок совместного творчества взрослых и детей, фотовыставок;
•оформление буклетов, памяток;
• Дни открытых дверей (просмотры занятий, игровой деятельности, др. режимных моментов);
• сетевое взаимодействие;
• участие в совместных акциях; творческих, познавательных проекта.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды
Понятие «Предметно-развивающая среда», как правило, определяется системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Материально – технические условия реализации программы соответствуют:
- Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;
- требованиям к оснащённости помещений, развивающей предметно – пространственной средой;
- требованиям к материально – техническому обеспечению программы (учебно - методический комплект), оборудование, оснащение.
Для эффективной организации занятий обустроена среда, где проводятся занятия с детьми.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к краеведению, создана предметно-развивающая среда:
- столы, стулья (по росту и количеству детей);
- глобус;
- ноутбук;
- проектор;
- презентации и учебные фильмы по темам занятий).
IV. Комплекс методического обеспечения образовательного процесса.
- Дидактические и наглядные пособия;
- Современные средства ТСО (компьютер, проектор и т.д.);
- Методическая, краеведческая, художественная литература;
- Репродукции и иллюстрации картин;
- Карта Воронежской области;
- Буклеты о городе; наборы открыток.
- Коллекция кукол в народных костюмах
- Набор картинок лекарственных трав и растений Воронежской области
- Красная книга Воронежского края
- Фотоальбомы «Россошь», «Знаменитые люди Россошанского края», «Памятные места и достопримечательности Россоши», и т.д.
- Художественная литература на тему: «Россошанские поэты о Россоши»;
- Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
- Видеозаписи и аудиозаписи;
- Символика России, города Россоши;
V. Информационные источники.
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.
2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
3. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003
5. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
6. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
7. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез. 2010
9Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003
10. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
11. Н. Веденеева «Азбука родного края», Воронеж, 1995.
12. Интернет ресурсы.
Приложение 1.
Диагностическая карта определения уровня сформированности представления о родном крае
Подготовительная группа
№ | ФИ ребенка | Знания и представления о городе | Знания и представления о стране | Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к малой Родине. | Деятельностно – поведенческие проявления | итог | |||||||||||||||
Происхождение названия города | Домашний адрес | ФИО родителей | Адрес детского сада | Название улиц ближайшего окружения | Городская символика | Выдающиеся земляки | Достопримечательности города | Название страны Столица России | Герб России Флаг Гимн | Представление о функциональном назначении государственных символов | Президент России | Интерес к иллюстративным материалам | Эмоциональная положительная реакция на изображения | Бережное отношение к оборудованию на участке, зеленым насаждениям | Проявление эмпатии по отношению к героям, эмоциональное восприятие событий из истории города | Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице | Помощь взрослым в благоустройстве территории детского сада | ||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "АЗБУКА ОБЩЕНИЯ"
В программе представлен теоретический и практический материал для проведения коррекционной работы, направленной на профилактику речевыхъ нарушений, формирование коммуникативных навыков и умения общать...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Осиктакан» (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа разработано в соответствии ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей во...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука безопасности"
дополнительная образовательная Программа «азбука безопасности» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука города"
дополнительная образовательная Программа по правилам дорожного движения «азбука города» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука здоровья"
дополнительная образовательная Программа «Азбука здоровья» для детей5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года ...
Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Содержание:Пояснительная записка……………………………………………………&helli...
Дополнительная образовательная программа«Азбука краеведения» с детьми подготовительной группы
Разработана в соответствии с ФГОСДО...
- Мне нравится (3)