Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Содержание:
- Пояснительная записка………………………………………………………..3
- Актуальность и новизна программы……………………………………..3
- Возрастные особенности развития старших дошкольников…………..5
3.1Планируемые результаты освоения программы…………………………7
- Учебно-тематический план…………………………………………………….8
- Содержание программы……………………………………………………….9
- Контрольно-оценочные средства…………………………………………….19
- Условия реализации программы………………………………………………24
- Список литературы………………………………………………………………26
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_programma_kruzhka_kotova.docx | 67.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕВРИЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ТЕВРИЗСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №4»
ПРИНЯТО: На заседании педагогического совета МБДОУ «Тевризский детский сад №4» Протокол № ____ «_»_____20__ года | УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МБДОУ «Тевризский детский сад №4» Т.А. Тимофеева № __ от «_»_____20__ года |
Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовая азбука»
Направление: социально-педагогическое
Срок реализации:1 год
Составитель: Котова Елена Геннадьевна Воспитатель первой категории |
Тевриз 2020
Содержание:
- Пояснительная записка………………………………………………………..3
- Актуальность и новизна программы……………………………………..3
- Возрастные особенности развития старших дошкольников…………..5
3.1Планируемые результаты освоения программы…………………………7
- Учебно-тематический план…………………………………………………….8
- Содержание программы……………………………………………………….9
- Контрольно-оценочные средства…………………………………………….19
- Условия реализации программы………………………………………………24
- Список литературы………………………………………………………………26
Пояснительная записка.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовойсамостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которымприходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываютсяне только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию напротяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущиеналогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальныхступенях образовательной системы.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Образовательная программа «Ф инансовая грамотность» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.
Нормативное обоснование Программы:
Федеральные законы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
Нормативно-правовые документы:
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН
2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей подготовительных групп детского сада.
Задачи реализации Программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, ноограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам,
управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению,
полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормыиценности,
Определяющиеосновыфинансово-экономическихотношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированиюфинансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышениюответственностиисамоконтроля-качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группы) и адаптирована как для занятий в дошкольном образовательном учреждении, творческих студиях, так и для домашнего обучения.
Программа составлена по образовательным областям: «социально-
коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие»,
«художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает
Перспективнымнаправлениямдошкольногообразования,соответствуетвозрастнымвозможностям детейстаршегодошкольноговозрастаиспособствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.
1.2 Возрастные особенности развития старших дошкольников
Старший дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период
дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность,
максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию.
Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы
абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций.
Закладываются основы морального поведения, формируются моральные
нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической
позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди
других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Формирование финансовой культуры, в части развития экономического
мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.
Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны,
необходимые для финансового воспитания - уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр.
Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей
здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды.
Главным принципом реализации Программы является адекватность
возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и
экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные
особенности, соблюдать чувство меры и осторожность.
Программа соответствует принципу развивающего образования и
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа предлагает вариативные формы обучения - возможность
творчески использовать в работе содержание тематического плана.
Программа предполагает тесную связь этического, трудового и
экономического воспитания, призвана способствовать формированию
ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты.
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения сденьгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки,канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Режим занятий
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину.
Общее количество занятий в год -36.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Возраст детей 6-7 лет.
Количество детей: до 10 человек.
Время занятий: 30 мин.
Формы работы: деловые, сюжетно – ролевые игры, тематические занятия, интерактивные занятия, КВН, виртуальные экскурсии, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Сроки реализации программы: сентябрь – май
- Учебно-тематический план
№ | Месяц | Тема |
1 | Сентябрь | Вводная диагностика |
2 | Вводная диагностика | |
3 | Потребности(5ч) Что такое потребности? | |
4 | Потребности семьи | |
5 | Октябрь | Что необходимо человеку |
6 | Что мне нужно? | |
7 | Шкатулка с желаниями | |
8 | Труд(3ч) Почему все взрослые работают? | |
9 | Ноябрь | Путешествие в страну профессий |
10 | Всякому делу учиться надо | |
11 | Товар(7ч) Что такое товар? | |
12 | Что такое стоимость товара? | |
13 | Декабрь | Обмен и покупка товаров |
14 | Что такое цена? | |
15 | Цена товара и реклама | |
16 | Ярмарка | |
17 | Январь | Приобрел вещь – умей с ней обращаться» |
18 | Деньги(7) Что такое деньги? | |
19 | Для чего родители ходят на работу | |
20 | Деньги. Монета. Банкнота. | |
21 | Февраль | Жители кошелька |
22 | Путешествие денег в разные страны | |
23 | Дом, где живут деньги | |
24 | Как правильно тратить деньги? | |
25 | Март | Семейный бюджет(9ч) Доверили Андрюше вести бюджет семьи…» |
26 | Семейный бюджет | |
27 | Как приходят деньги в семью ? | |
28 | Андрюша с мамой идут в магазин | |
29 | Апрель | Семейные доходы и расходы |
30 | Как распределить бюджет семьи | |
31 | Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку» | |
32 | Идем в магазин» | |
33 | Май | Желания и возможности |
34 | Итоговое занятие (1ч) Экономическая игра «Что? Где? Когда? | |
35 | Диагностика по итогам изучения базового модуля | |
36 | Диагностика по итогам изучения базового модуля |
3. Содержательный раздел программы
2.1 Формы образовательной деятельности Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия - исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др
наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектаклъ (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок. Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие». Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других. Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых. Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.
Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью психофизической разрядки. Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный настрой на дальнейшую работу и снять эмоциональное напряжение. Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
«Финансовая азбука» (1 год обучения) – 36 занятий
Раздел 1. Потребности
Цель: формирование первоначальных представлений о потребностях.
Задачи:
1) познакомить детей с многообразием потребностей человека;
2) сформировать представления об ограниченности возможностей;
3) способствовать формированию умения определять разницу между «хочу» и «надо»;
4) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
5) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;
6) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
Результаты изучения раздела «Потребности»
Первичное понимание экономических терминов: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».
Умения:
– определять основные потребности человека;
– определять жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;
– выбирать необходимые для жизни предметы;
– соотносить собственные желания и возможности.
Компетенции:
– определять разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»;
– выбирать предметы в различных условиях;
– регулировать потребности в соответствии с возможностями. Экономические понятия раздела: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».
Потребности – это то, что необходимо человеку, без чего он не может обойтись.
Жизненно важные потребности – это то, без чего человек не может жить (пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).
Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться. Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.
Раздел 2. Труд
Цель: формирование первоначальных представлений о труде.
Задачи:
1) расширить представления детей о труде взрослых;
2) познакомить детей с многообразием профессий человека;
3) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;
4) способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей; 5)воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;
6) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
Результаты изучения раздела «Труд»
Первичное понимание экономических терминов: «труд», «профессия», «специальность», «продукт труда».
Умения:
– определять продукт труда;
– соотносить профессию с ее атрибутами.
Компетенции: – понимать значимость труда для человека.
Экономические понятия раздела: «труд», «профессия», «специальность», «продукт труда».
Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей.
Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен. (Например, врач, учитель).
Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т. д.)
Продукт труда – результат труда.
Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека.
Раздел 3. Товар
Цель: формирование первоначальных представлений о купле-продаже товаров.
Задачи:
1) познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;
2) формировать умение определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
3) объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
4) объяснить, от чего зависит цена товара;
5) способствовать формированию у детей сравнивать и анализировать цены на товар;
6) развивать внимание, мыслительные операции;
7) воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.
Результаты изучения раздела «Товар»
Первичное понимание экономических терминов: «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама». Осознание взаимосвязи понятий «труд–товар–потребности». Первоначальные экономические умения:
– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.
Компетенции:
– выбирать товар в соответствии с ценой и качеством;
– делать покупки.
Экономические понятия раздела: «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама».
Товар – продукт труда для обмена или продажи.
Полезность товара – способность товара удовлетворять потребности человека.
Стоимость – затраты, необходимые для создания товара.
Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу. Покупка – приобретение товара за определенную плату.
Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам. Реклама – это информация для покупателей о товарах и услугах. Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека. Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи.
Раздел 4. Деньги
Цель: формирование первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:
1) познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»;
2) закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
3) способствовать формированию умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
4) помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
5) сформировать первоначальные представления о банке, о монетном дворе, о валюте;
6) развивать у детей умения сравнивать и анализировать цены на товар;
7) способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
8) способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
9) формировать разумное отношение к расходованию денег;
10) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
11) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;
12) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
Результаты изучения раздела «Деньги»
Первичное понимание экономических терминов: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».
Умения:
– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.
Компетенции:
– умение пользоваться деньгами;
– умение разумно расходовать деньги.
Экономические понятия раздела: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».
Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.
Монеты – деньги, изготовленные из металла.
Банкнота – вид бумажных денег.
Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием.
Вклад – деньги, хранящиеся в банках.
Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.
Валюта – денежная единица страны. Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.
Раздел 5. Семейный бюджет
Цель: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Задачи:
1) познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой;
2) способствовать формированию умения ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
3) сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
4) сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
5) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
6) способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;
7) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
Результаты изучения раздела «Семейный бюджет»
Первичное понимание экономических терминов: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, трудовая пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование», «экономика семьи».
Умения:
– объяснять структуру семейного бюджета;
– размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии;
– решать посредством математических действий экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.
Компетенции:
– понимать потребности и возможности семьи;
– разумно расходовать деньги; – понимать необходимость экономии семейного бюджета;
– уметь экономить и сберегать средства семейного бюджета.
Экономические понятия раздела: «семейный бюджет», «доход», «расход», «доходы семьи», «зарплата», «трудовая пенсия», «стипендия», «премия». Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время.
Доходы семьи – это деньги и материальные ценности, полученные членами семьи.
Расходы семьи – это деньги, затраченные на удовлетворение потребностей членов семьи: на оплату услуг и на покупку товаров.
Обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись.
Необязательные (неосновные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых можно обойтись.
Зарплата – это деньги, получаемые за работу.
Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.
Трудовая пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.
Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.
Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.
Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию базового модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд».
- Контрольно-оценочные средства.
Обязательным элементом в преподавании курса является диагностическая составляющая (всего 4 занятия). Ее применение обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных модулей программы, так и всего курса в целом. С целью диагностики начального уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете разработаны задания, которые предлагаются детям на первом занятии. Они позволяют определить, насколько хорошо дошкольники владеют понятием «потребности», умеют различать виды потребностей; что они знают о труде и его роли в жизни. Диагностические задания помогают выявить и оценить представления о семейном бюджете, его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия и т. д.), доходах и расходах семьи, понимание необходимости сбережения денежных средств. В процессе выполнения занимательных заданий выявляется умение детей считать, сравнивать, обобщать, применять знания в конкретных ситуациях. Анализ результатов диагностики позволяет определить начальный уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Форма проведения диагностики – групповая. Диагностическими средствами выступают задания и упражнения, предлагаемые детям в творческой форме: прослушивание и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игра, демонстрация компьютерных слайдов, загадки. Повторная диагностика проводится дважды: по окончании изучения курса (2 занятия). Для определения степени эффективности реализации программы предлагаются итоговые задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации.
Цель: проведение диагностики уровня освоения детьми экономических категорий таких как: «потребности», «труд», «товар», «деньги» и «семейный бюджет».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, демонстрация компьютерных слайдов, загадки, игры, составление рассказа.
Оборудование:
– карточки с изображением потребностей;
– карточки с изображением предметов-товаров в магазине;
– карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир);
– карточки с изображением трудовых действий (взвешивает товар, готовит еду, рисует, отсчитывает деньги и т. д.);
– картинки для раскрашивания;
– бумага;
– карандаши.
Организация детской деятельности
– Ребята!. Как обычно, мы будем играть, рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.
- Задание № 1. Воспитатель предлагает детям выполнить задание.
– На карточках изображены различные предметы (одежда, книги, канцтовары, игрушки, еда и т. д.), вам необходимо объединить их в группы по признаку: предметы, удовлетворяющие одну и ту же потребность, и объяснить свои действия.
Воспитатель загадывает детям загадку.
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
- Воспитатель организует беседу о товарно-денежных отношениях. (Беседа 1.) – Что необходимо, чтобы купить товары в магазине? (Деньги.) – Как вы думаете, зачем нужны деньги? (Покупать продукты, одежду.)
– А как можно определить, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена.)
- Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Магазин».
В ходе игры проводится диагностика представлений детей о границах экономических возможностей семьи, ее достатке и примерном уровне потребностей соответственно семейным доходам. Воспитатель предлагает детям (индивидуально) представить себе семейную ситуацию. – Ты будешь исполнять роль папы (мамы), и сегодня у тебя день зарплаты. Ты заработал 10 рублей. Надо пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье. Ты можешь купить от 7 до 10 товаров. Любой товар в нашем магазине сегодня стоит 1 рубль. Все, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Выбери, что ты купишь на полученные деньги? Что необходимо твоей семье в первую очередь?
Среди предметов первой необходимости на картинках нарисованы овощи, фрукты, колбасные и кондитерские изделия, игрушки, книги, мебель, также картинки, изображающие предметы роскоши: разные марки машин, драгоценности, велосипеды и несколько провоцирующих, явно не требуемых семье объектов (тигр, трактор, самолет). Всего 45 картинок. Все картинки разложены по полкам, имитирующим настоящий магазин.
– Объясни, почему ты выбрал именно эти товары.
Сколько денег у тебя осталось? Воспитатель анализирует покупательское поведение ребенка, оценивая такие качества, как правильность выбора (ребенок выбрал картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости), планирование расходов, рациональность, бережливость.
4. Дидактическая игра «Кто что делает». Детям выдаются карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник) и карточки с изображением атрибутов, соответствующих данной профессии (деньги, пластиковая карточка, сковорода, овощи, фрукты, кисти, краски, мольберт и т. д.). – Вам нужно найти и составить пары карточек так, чтобы каждой карточке с изображением профессии соответствовала картинка с изображением атрибутов профессии, и обосновать свой выбор. Дети подбирают картинки с атрибутами и инструментами, необходимыми для работы людей различных профессий.
5. Задание № 2.
Воспитатель обращается к группе. – Ребята! Вам уже известно, что такое товар и что такое услуга. Сейчас я буду называть действия, а вы определять, к какому из этих двух понятий они имеют отношение, то есть о чем говорится в отрывке: о товаре или услуге? Я прививки не боюсь: Если надо уколюсь. (Услуга.)
Три девочки – три школьницы –
Купили эту вазу. (Товар.)
Шел трамвай десятый номерПо бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек. (Услуга.)
Папа к зеркалу садится:
– Мне постричься и побриться! (Услуга.)
В магазине, как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка,
Попугайчиков зеленых –
Неразлучников влюбленных. (Товар.)
В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти. (Товар.)
Чтение отрывков из произведений воспитатель сопровождает демонстрацией слайдов. В завершение воспитатель организует обсуждение.
6. Задание № 3. Воспитатель дает детям следующее задание. – Раскрась то, что нельзя купить за деньги. Картинки: куртка, дружба, здоровье, талант, образование, дом, услуги.
7. Задание № 4. – Составьте рассказ по картинкам (семья в магазине, семья на отдыхе, человек в банке у кассы, машина, дом, собака, одежда, кошелек, банковская карта, игрушки, и т. д.).При составлении истории обязательно используйте хотя бы три слова из списка: «товар», «деньги», «профессия», «доходы», «расходы», «потребности», «бюджет», «зарплата». После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.
Высокий уровень (13-15 баллов): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (9-12 баллов): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (8 и менее баллов): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех заданий.
Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале.
3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.
2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.
1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется. Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе Для того, чтобы определить уровень финансовых представлений каждого ребенка в отдельности, необходимо сначала вычислить средний балл по каждой категории (потребности, труд, товар, деньги, семейный бюджет). Для этого необходимо сложить баллы, полученные за выполнение каждого задания, и разделить на количество заданий по данной категории. Итоговый балл ребенка получается путем сложения средних баллов по каждой категории. Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе диагностики баллами: 13–15 баллов – высокий уровень; 9–12 баллов – средний уровень; 8 и менее баллов – низкий уровень. Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по каждому разделу (категории). Средние показатели уровня финансовых представлений по разделам высчитываются путем сложения баллов, полученных каждым ребенком (от 1 до 3 баллов) по отдельной категории («Потребности», «Труд», «Товар», «Деньги», «Семейный бюджет») и деления этой суммы на количество детей. Таким образом, получается средний балл по каждому разделу.
№ п\п | Фи ребенка | Категории | ||||||||||||||
Потребности | Труд | Товар | Деньги | Семейный бюджет | ||||||||||||
Задание №1 | Игра «Магазин» | Задание №4 | Иигра «Кто что делает?» | Задание №4 | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №1 | Игра «Магазин» | Задание №3 | Задание №4 | Игра «Магазин» | Задание №4 | ||
- Условия реализации программы
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Программа рассчитана на 36 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей. Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание, КВН, викторина и др. Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
• активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
6. Литература
1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2015.
2. Большая книга загадок с картинками / [сост. Т. В. Скиба]. – Ростов н/Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 20116. – 384 с.
3. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – Москва: АРКТИ, 2017.
4. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2016.
5. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.- сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2015.
6. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2018.
7. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 2015.
8. Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития, 2014.
9. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
10. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2016.
11. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2017. 12. Панфилова, М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ и Д, 2011.
13. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2016.
14. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
15. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2017. 61
16. Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2014.
17. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2015.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-ekonomike.html
3. http://www.festival.1september.ru/
5. http://www.detsadmickeymouse.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
Тема: « Свой бизнес!»...
ПРОЕКТ по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Финансовый - знайка» срок реализации проекта - один учебный год
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательны...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Поможем Коту Матроскину открыть молочный магазин»
Современная жизнь обязывает свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовое просвещение и экономическое в...
Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе: «Путешествие с Незнайкой в супермаркет»
Методическая разработка «Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе по теме «Поможем роботу Бину»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе по теме «Поможем роботу Бину»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности «Сбербанк» (подготовительная к школе группа)
Во время занятия дети узнают , что такое сберегательный банк, кто работает в сбербанке. Узнают,что деньги в сбербанке не просто хранятся , а еще и "растут"....