Дополнительная образовательная программа«Азбука краеведения» с детьми подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа)
Разработана в соответствии с ФГОСДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_azbuka_kraevedeniya_22-23.docx | 93.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Принято на Педагогическом Совете Протокол № 1 от 01.09.2022года | Утверждено Приказ № От 01.09.2022года Заведующий ____________ |
Дополнительная образовательная программа«Азбука краеведения»
с детьми подготовительной группы №9
на 2022 – 2023 учебный год
Разработана в соответствии с ФГОСДО
Автор- составитель:
Голоскокова Е.Е.
Россошь
2022
Содержание.
Паспорт программы.
Аннотация.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
1.1. Основные цели и задачи реализации программы.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
1.3 Нормативно-правовая база.
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характерные особенности развития детей 6-7 лет.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
1.6. Система контроля и методы оценки, результаты диагностики
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание деятельности по образовательным областям.
2.2. Содержание деятельности детей 6-7 лет.
2.3. Содержание разделов программы.
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
2.5.Учебный план.
2.6.Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
детей 6-7 лет.
2.7. Список детей.
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
IV. Комплекс методического обеспечения образовательногопроцесса.
V. Информационные источники.
Приложение 1. Диагностическиекартыопределенияуровнясформированностипредставленияородномкрае.
Паспорт дополнительной образовательной программы «Азбука краеведения»
Место реализации программы | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №10 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области |
Наименование программы | «Азбука краеведения» |
Разработчики программы | Е.Е. Голоскокова, воспитатель ВКК |
Тип программы | Социально-педагогическая |
Вид программы | Туристско-краеведческая |
Направление деятельности | Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, проявления патриотических чувств и культуры общения. |
Форма организации деятельности | Групповая |
Образовательные области | Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие. |
Срок реализации программы | 1 год |
Периодичность ОД | 1 раз в неделю |
Количество детей | 14 чел. |
Возраст детей | 6- 7 лет |
Продолжительность ОД | 25-30 мин. |
Аннотация
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине.
Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Основные формы работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов. План многоступенчатый и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры.
Срок реализации программы-1 год.
Режим занятий:
1 раз в неделю, 38 учебных часов в год.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...
Д.С. Лихачев
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям.Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.
Актуальность программы.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.
Уровень программы – стартовый, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Программа предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Основные формы работы – тематические, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление альбомов. План многоплановый и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры.
Дети имеют возможность сочетать различные направления и формы деятельности с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм деятельности: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательной, творческой) вызывает активность и заинтересованность.
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Азбука краеведения» заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Срок реализации программы - 1 год.
Количество часов на реализацию программы:
- для обучающихся старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) – 38.
Реализация программы не предусматривает подготовку воспитанников к прохождению государственной итоговой аттестации.
Согласно СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», продолжительность занятий составляет:
- для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) - 30 минут.
Режим занятий в период с сентября по май:
- для детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) - 1 раз в неделю.
Программа «Краеведение» может быть реализована в ходе подгрупповых (14 человек) занятий.
1.1. Основные цели и задачи реализации программы.
Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
- Способствовать социализации воспитанников.
- Обогатить знания дошкольников о городе Сургуте, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению настоящего и прошлого города Сургута и края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.).
- Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
- Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
- Формирование активной гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
- Прививать навыки здорового образа жизни.
- Воспитывать уважение к труду сургутян, создающих красивый город.
- Воспитание уважения и гордости за свой родной край.
- Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Принципы и подходы к формированию и реализации программы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей техническое развитие ребенка.
Дидактические принципы построения программы.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Методологические подходы к формированию программы:
1. Личностно-ориентированный подход:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребенка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельностный подход:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путем решения проблемных задач;
- креативность – «выращивание» у обучающихся способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой – приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
3. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника.
Определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.
1.3. Нормативно-правовая база
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Азбука краеведения» составлена в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими организацию образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в образовательных организациях:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
1.4. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Возрастная характеристика детей 6-7 лет
Возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Ребенок 6-7 летобладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями. Мотивационная сфера дошкольника 6-7 лет расширяется за счёт развития таких мотивов, как познавательные, социальные (побуждающие делать добро), самореализации.
С развитием морально-нравственных представлений возрастает возможность эмоционально оценивать свои поступки и поступки других. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему взрослых и других детей.
Происходит активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных отношениях, о досуге семьи, правилах общения в семье, значимые события и традиции. Умеет выражать к близким свою любовь, внимание, готов помочь.
Отображает в сюжетно-ролевых играх разнообразные события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы.
Участвует в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, ребенок создает определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх. Проявляет интерес к совместному со сверстниками фантазированию. Самостоятельно сочиняет новые игровые сюжеты, согласует придуманные события с замыслами партнеров-сверстников. Одной из активно используемых тем сюжетно-ролевой игры становиться школа.
У ребенка выражена социальная активность, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр. Имеет представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценивает свои и чужие поступки с позиции норм и правил.
Ребенку доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Способен делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Индивидуально и в коллективе со сверстниками экспериментирует с объектами и материалами неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода), выявляя их свойства и качества. Использует разные способы проверки предположений, формулирует результат.
К концу дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление, способность к анализу и синтезу, умение выделять индивидуальные и общие признаки предмета, делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.). Расширяются представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата). Отслеживает цикличность сезонных изменений в природе (цикл года, последовательная смена времен года, другие изменения).
Ребенок приобретает представления о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
Ребенок овладевает представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города, традициях городской жизни, архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимает и активно осваивает с помощью взрослых назначение общественных учреждений, разных видов транспорта.
Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям). Использует разнообразные оценки, суждения относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ. Испытывает устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуется материалом, из которого выполнены работы, их содержанием. С интересом посещает музей, выставочный зал, рассматривает экспонаты, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта и природные объекты.соблюдает правила поведения в общественных. Отражает полученные впечатления в собственной творческой деятельности.
Активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах, эстетических чувствах. Высказывается о причинах природных явлений, рассуждает о красоте природы, города, составляет творческие рассказы, сказки.
Проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры страны, города. Испытывает гордость за достижения выдающихся россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине, толерантность по отношению к людям разных национальностей. Проявляет желание активно участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях на уровне детского сада и города. Продолжает осваивать традиции, культуру разных народов. Формируется начало гражданственности.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
На этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок обладает начальными представлениями о природном и социальном мире города Россоши Воронежской обл.;
- ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого города и области;
- хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города, знает и стремится выполнять правила поведения в городе;
- проявляет интерес к представителям разных этносов своей страны, к знакомству с их культурой, традициями; толерантно относится к детям других национальностей;
- проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных связях, правилах общения, значимых событиях, традициях;
- проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социальных и экологических акциях, праздничных событиях традиционных для семьи, города, страны (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадка деревьев, распространение поздравительных открыток, буклетов и др.);
- отражает свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности: воплощает образы в играх, разворачивает сюжет, изображает, участвует в театральных постановках, детском книгоиздательстве, оформлении выставок;
- самостоятельно может рассказать о городе (ее достопримечательностях, природных особенностях, памятных местах, выдающихся людях);
- проявляет интерес к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов, народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города; вспомнить стихотворения, песни, народные игры;
- ребенок способен самостоятельно применять игры разных народов города, края для организации собственного досуга;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, музейные выставки, связанные с познанием малой родины;
- бережно относиться к родной природе, результатам труда других людей.
Формы работы по реализации основных задач программы.
Основные организационные формы:
- НОД;
- совместная деятельность;
- виртуальные целевые прогулки по городу;
- виртуальные экскурсии с различной тематикой о городе;
- праздники, развлечения;
- тематические выставки.
Методы и приемы:
• диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• рассматривание картин, иллюстраций.
1.6. Система контроля и методы оценки, результаты диагностики
С целью определения продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика (сентябрь, май).
Данные педагогической диагностики ориентируют педагогов на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом; его учет для организации дальнейшего воспитательно - образовательного процесса.
Формы проведения педагогической диагностики:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
- дидактические и речевые игры.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры осуществляется через блок диагностических методик. В качестве активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях используются игровые персонажи, а также создаются игровые ситуации.
Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию каждого практического (творческого) занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился).
Итоговый контроль по темам проходит в виде проектных и творческих заданий. Результаты контроля фиксируются в протоколах.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
Диагностические задания включены в образовательную деятельность, их проведение не требует дополнительного времени. Большинство заданий выполняются подгруппами 3-5 человек.
Для активизации самостоятельности отдельного ребенка, предлагается индивидуальная деятельность - задания, вопросы, игры.
Результаты диагностических заданий заносятся в «Диагностическуюкартуопределенияуровнясформированностипредставленияородномкрае» (Приложение 2).
Уровни усвоения программы
Низкий
Ребенок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Объем представлений о растениях и животных Воронежской области незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются.
Средний
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах Воронежской области. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные занесены в нее. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знает домашний адрес. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. Правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значения флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Воронежской области, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4–5 улицы, площадь. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ , знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Может объяснить символику герба РФ иВоронежской области . Знает обычаи, традиции русского народа, других народов.
Критерии определения уровня сформированности представления о родном крае
Подготовительнаягруппа
1 | Происхождение названия города, в котором живет ребенок. 3 б.– уверенно,правильнои сразуотвечает на вопрос. 2б. –отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов. 1 б.–не знает,нопытаетсяпредположить. 0б.– не знает. |
2 | Домашнийадрес 3б.–знаетдомашнийадресиуверенноотвечает. 2б. отвечает правильно, но припомощи наводящих вопросов. 1б.– не знает,нопытается предложитьсвойответ. 0б.– не знает. |
3 | Адресдетскогосада 3б.-можетрассказать,гденаходитьсядетскийсад(названиеулицы,номердома,какиеобъектынаходятся рядом) 2б.-знает,гденаходитсядетскийсад,норассказываетприпомощи наводящих вопросов. 1б - имеет нетвердые представления, может перепутать, нужны наводящиевопросы 0б.-не знает |
4 | Названиеулицближайшегоокружения 3б.-знаетиназывает2-3улицы,можетрассказатьоних(почемутак называются,чеминтересны,какие здания нанихнаходятся) 2б.-знаетиназывает1-2улицы,можетрассказатьонихилиназывает2-3 улицы,номожет рассказатьтолькооб одной из них 1б. – называет 1-2 улицы, но не может ничего о них рассказать 0б.–не знает |
5 | Городскаясимволика 3б. – узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснитьее значение. 2б. - узнает и уверенно выбирает городскую символику средиизображениядругих,но затрудняетсячто-либорассказатьо ней. 1б. – испытывает затруднения при выборе городской символики. 0б.– неузнает. |
6 | Выдающиесяземляки. 3б.–называетфамилии,именавыдающихсяземляков(2-4),знает,чемонипрославили родной край. 2б.–называетфамилиивыдающихсяземляков(2-3), спомощьюнаводящих вопросоврассказываетоних. 1б.–называетфамилиивыдающихсяземляков,нонеможетничегоонихрассказать. 0б.–неможетникого назвать |
7 | Достопримечательностигорода 3б.–выбираетсредифотографийирисунковизображениядостопримечательностейродного города, называет их. Может рассказатьо достопримечательностях(1-3),гденаходится. 2б. -выбираетсредифотографийирисунковизображениядостопримечательностейродногогорода,называетихспомощьюнаводящих вопросов. 1б.-выбираетсредифотографийирисунковизображениядостопримечательностейродного города,назватьнеможет. 0б.–не знает,не выбирает. |
8 | Наз Названиестраны. 3б.–уверенноназываетстрану. 2б.–несразуназывает,вспоминает,думает.Можетпомочьопорананаглядныйматериал. 1б.–знаетназвание,номожетперепутатьсназваниемгорода,района.Нужнынаводящие вопросы. 0 б.–не можетответитьна вопрос |
9 | Называетстолицусвоей страны 3б.–уверенноназываетстолицуРоссии 2б.–несразуназывает,вспоминает,думает.Можетпомочьопорананаглядныйматериал. 1б.–знаетназвание,номожетперепутатьсназваниемстраны,города.Нужны наводящие вопросы. 0 б.–не можетответитьна вопрос |
10 | Знаниеотом,каквыглядитгербРоссии 3б. – узнает государственный герб России, уверенно выбирает его средиизображений гербов других стран. Может рассказать, что изображено нагербенашейстраны(двуглавыйорел,всадник),знает,чтовсадниколицетворяетпобедудобранадзлом. 2б. – не сразу выбирает изображение герба России среди изображенийгербовдругихстран. 1б. – испытывает затруднение, нуждается в наводящих вопросах. 0б.-незнает, как выглядитгерб России |
11 | Зна Знаниеотом,каквыглядитфлагРоссии 3б. – узнает флаг России, уверенно сразу выбирает его изображение средиизображенийфлаговдругих стран.Знаетцветафлага,значение. 2б.–правильно,нонесразувыбираетизображениегосударственногофлага России. 1б. – испытывает затруднения, нуждается в наводящих вопросах. 0 б.–не знает,как выглядитфлагРоссии. |
12 | ЗнанияипредставленияогимнеРоссии. 3б. – узнает и называет гимн России, определяет характер музыки гимнакак величественный и торжественный, знает, как нужно себя вести, когдаисполняетсягимн. 2б.–узнаетиназываетгимнРоссии. 1б. – узнает и называет гимн России после наводящих вопросов взрослого. 0б.– неимеетпредставления огимне России. |
13 | Пре Представление о функциональном назначении государственных символов . 3б.- имеет представление о том, что герб и флаг нужны стране, чтобыобъединить людей, живущих в ней, поэтому в праздники вывешиваютфлаги России, а также для того, чтобы можно было отличитьмонеты (наних изображен герб) нашей страны, машины, самолеты, принадлежащиенашейстране (на нихизображен флаг). 2б.- отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов. 1б.– незнает,но пытается предложитьсвойответ. 0б.– не знает |
14 | Интерескиллюстративнымматериалам,отражающимисторию,знакомящимсприродойидостопримечательностямиродногогорода,страны. 3б.–часторассматриваетиллюстрациипособственнойинициативе,делятся впечатлениями, показывает понравившиеся фотографии другимдетям,воспитателю,задает вопросы. 2б. – иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации, задает вопросы 1б.–рассматриваетиллюстративныематериалыпоинициативе взрослого. 0б.– непроявляет интереса. |
15 | Эмоционально–положительнаяреакциянаизображения,фотографииулиц,достопримечательностей города. 3б.–эмоциональнаяреакцияярковыражена:узнает,радуется,даетэстетическуюоценку,когдавидитзнакомыеобъекты. 2б. – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты. 1б.-эмоциональнаяреакция выраженаслабо. 0б.–эмоциональнаяреакцияотсутствует. |
16 | Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленымнасаждениямближайшегоокружения. 3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим. 2б.– бережноотносится кокружающему. 1б.-необходимонапоминаниевзрослого. 0б.–бережноеотношениенесформировано(ломаетветки,игрушки,пачкаетоборудование и т.п.) |
17 | Проявлениеэмпатиипоотношениюкгероям,эмоциональноевосприятиесобытийизисториигорода. 3б.-сочувствиеисопереживаниевыраженыв мимике,высказываниях,вопросах. 2б.- сочувствие и сопереживание отражены в мимике лица. 1б.-внимательнослушаетрассказ взрослого. 0б.–равнодушновоспринимает рассказ. |
18 | Соблюдениевповседневнойжизниправилповедениявприродеинаулице. 3б.–самостоятельнособлюдаетправила. 2б. – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого . 1б.-не всегда ине всеправила соблюдает. 0б.– несоблюдаетправила. |
19 | Помощьвзрослымвблагоустройстветерриториидетскогосада(сажатьрастения,ухаживатьза нимии т.п.) 3б.-охотнопомогаетвзрослым,проявляяинициативу. 2б.–помогаетвзрослым,инициативунепроявляет 1б.- пассивно участвует в совместной деятельности и трудовых поручениях. 0б.– непомогает |
Оценкарезультатовдиагностики
47б.– 57б. – высокий уровень
2 0 б.- 46б. - средний уровень
19б.и менее – низкий уровень
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание деятельности по образовательным областям.
Знакомство дошкольников с родным краем - процесс длительный и сложный. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественную.
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Социально-коммуникативное развитие включает:
- развитие эмоционально-ценностного отношение к семье, дому, улице, городу Россоши;
- формирование толерантности к людям разных национальностей, ценностного отношения к их культуре, обычаям, традициям;
- воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, родному дому, уважение к семейным ценностям;
- воспитание чувства уважения к профессиям и труду Россошанцев, создающих красоту родного города;
- содействие эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (привлечение к участию в культурных мероприятиях, праздниках, городских акциях);
- развитие чувства принадлежности к малой родине, понимание того, что история родного города Россоши и области неразрывно связана с историей России.
Познавательное развитие включает:
- формирование любви к родному городу Россоши, Воронежской обл., интереса к его прошлому и настоящему; умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении;
- обогащение представлений детей о многообразии растительного и животного мира Воронежской обл., о значении природных богатств в жизни человека;
- расширение представлений детей о характерных особенностях города, об учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест, культурном и природном экономическом своеобразии г.Россоши, области.
- ознакомление детей с многообразием народов, населяющих наш край (особенности быта, национальной одежды, традиций).
Речевое развитие включает:
- формирование интереса детей к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов г. Россоши, области;
- развитие речевого творчества в придумывании сказок и историй о событиях и достопримечательностях малой родины.
Художественно-эстетическое развитие включает:
- расширение представлений о творчестве музыкантов, народных умельцев, художников, писателей г. Россоши;
- развитие эстетического восприятия в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, в беседах о событиях, происходящих в родном городе, в рассуждениях о достопримечательностях края;
- развитие творческих способностей детей в играх-фантазиях, изобразительной, театрализованной деятельности на содержании освоенного краеведческого материала;
- формирование чувства гордости за культурное наследие г. Россоши.
Физическое развитие включает:
- ознакомление детей с традиционными и национальными подвижными играми народностей, проживающих на территории области;
- формирование здорового образа жизни через знакомство с видами спорта, спортсменами и их достижениями, содействие активному участию в спортивных мероприятиях города.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, стремится к активной деятельности, и педагог должен способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. При организации краеведческой работы запланированы разнообразные виды деятельности дошкольника – игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности - обеспечивают повышение интереса.
2.2. Содержание деятельности детей Подготовительной к школе группы
Задачи образовательной деятельности:
- Систематизировать знания детей о характерных особенностях города, об учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест.
- Расширить представление о географическом, культурном и природно- экономическом своеобразии г.Россоши, Воронежской обл..
- Формировать интерес к истории, традициям, обычаям города, края.
- Расширять представления детей о том, что делает малую родину, роднойгород красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
- Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальныхакциях.
- Формировать у детей представления о символике родного города, края, страны (герб, флаг,гимн).
- Развивать умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, родной город Россошь.
- Знакомить детей с многообразием народов, населяющих нашу страну (особенности быта, национальной одежды).
- Воспитывать уважение к людям различных национальностей, эмоционально-ценностное отношение к своему дому, улице, городу, краю, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
- Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родномугороду.
- Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
12. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, края.
13. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
14. Воспитыватьудошкольниковчувство уваженияизаботыкЗащитникамОтечества.
15. Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.
2.3. Содержание разделов программы
1. Растения Воронежской обл. Растения леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Сезонные изменения в жизни растений. Практические занятия.
2. Животные Воронежской обл. Дикие и домашние животные, их детеныши. Животные леса, водоёма. Редкие животные своего края. Сезонные изменения в жизни животных. Практические занятия.
3. Птицы Воронежской обл. Птицы леса, водоёма. Редкие птицы своего края. Сезонные изменения в жизни птиц. Практические занятия.
4. Полезные ископаемые Воронежской обл. Практические занятия.
5. Водоемы Воронежской обл. Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия.
6. Охрана природы. Красная книга. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора. Проведения экологических акций.
7. Прошлое края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Россоши, Воронежской обл. Символика города и края. Памятники. Чтение книг по истории своего города, края. Практические занятия.
8. Народы Воронежской обл.. Знакомство с коренными жителями и другими национальностями, проживающими на территории Воронежской обл., знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Народные праздники. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.
9. Искусство. Культура. Спорт. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтамиВоронежской обл. и города Россоши. Практические занятия. Посещение выставок, встречи с интересными людьми города, чтение произведений.
2.4. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Содержание включает разнообразные формы и методы работы, направленные на развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции:
- познавательно - игровая деятельность в уголках краеведения;
- праздники, развлечения, конкурсы, посвященные городу;
- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по городу с родителями, обеспечивающие знакомство с городом (домами, близлежащими улицами, социально - культурными объектами, достопримечательностями, памятными местами, главной рекой Обью);
- обсуждение правил безопасного поведения в городе;
- участие в совместном со взрослыми труде: посильная уборка участка после листьев, подкормка птиц, посадка цветов, украшение города к праздникам;
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о городе, крае;
- беседы о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях. Тематика бесед: «Что надо делать, чтобы наш город был красивым», «Любимые места в городе», «Деревья моего города», «Жители города», «Звуки города», «Кто твои соседи», «А у нас во дворе», «Куда течет река», «Край-труженик (о промышленном и сельском хозяйстве), «Мы - друзья леса», «Обитатели наших лесов», «Народы, населяющие наш город, край»;
- рассматривание картин, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (альбомов, фотографий, книг о городе, природе, фотографии с достопримечательностями, возложение цветов к мемориалам воинов);
- просмотр телепередач, видео, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;
- участие в проектной деятельности продуктом, которой являются плакаты, создание карт города, макеты, составление маршрутов по городу, коллекционирование;
- знакомство с картой, глобусом;
- составление рассказов о профессиях родителей, горожан, природе города, края;
- участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции;
- выставка детских рисунков в детском саду «Краски твоего города», «Город в котором мы живем», «Мой праздничный город»;
- изготовление сувениров к дню рождения города;
- создание фотоальбома в группах «Город в разное время года»;
- сюжетно – ролевые игры: «Новоселье», «Мы едем в городском транспорте», «Мы строим город», «Город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);
- игры путешествия: «Путешествия по городам, селам Воронежской обл.», «Путешествие по Черной Калитве», «Путешествие по городу, край прошлого и настоящего»;
- дидактические игры: «Достопримечательности города», «Кем и чем славен мой город?», «От зернышка до булочки», «Назови имя сказочницы», аудиозаписи россошанских композиторов – песенников. «Кто где живет», «Узнай и назови», «Составь фотографию», «Транспорт в нашем городе», «Как доставить груз », «Знаешь ли ты свой город», «Узнай по описанию» кроссворды: «Кто живет в реке Дон?», «В каком городе живут птицы?» и др.;
- экскурсии с родителями в городской музей, выставочный зал с целью ознакомления с художниками, поэтами, музыкантами, народными умельцами города;
Краеведческая программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом специфики дошкольного возраста реализуется с помощью разных средств, методов и приемов, которые стимулируют любознательность, вовлекают воспитанников в активный исследовательский поиск, формируют познавательные потребности и мотивацию, развивают творчество:
- игры-экспериментирования и исследовательская деятельность, позволяющая детям устанавливать связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде;
- проектная деятельность, проблемные ситуаций, поисковые вопросы, которые позволяют стимулировать проявления любознательности дошкольников, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию);
- музейная педагогика – которая интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Помогает лучше узнать свой родной край, особенности природы, истории, культуры и их взаимосвязь с историей и культурой страны;
- информационно – коммуникативные технологии – обеспечивают наглядность, способствуют лучшему запоминанию, расширяют кругозор. Презентации, видеофрагменты, слайды, помогают познакомиться с теми фактами, которые нельзя увидеть в повседневной жизни: историю детского сада, города, традиции, обычаи, познакомиться с профессиями горожан и др.
2.5. Учебный план.
№ | Тема | Количество часов | Итоговое мероприятие | ||
Всего | ОД | Развлечение, трудовая деятельность. | |||
I. «Моя малая Родина». | 17 | 15 | 1 | ||
1 | "Как всё начиналось?". | 1 | |||
2 | "Мама, папа и я – Россошанская семья". | 1 | Выставка семейных альбомов. | ||
3 | "История детского сада «Елочка»". | 1 | |||
4 | "Моя улица" | 1 | |||
5 | "Достопримечательности и арт-объекты г.Россоши". | 1 | |||
6 | «История Воронежской области» | ||||
7 | Экскурсия в "Молодежный центр" и Кинотеатр «Олимп»" | 1 | Экскурсия | ||
8 | "Путешествие в Кванториум" | 1 | Экскурсия | ||
9 | "В мире прекрасного" | 1 | Экскурсия | ||
10 | "В мире музыки" | Экскурсия | |||
11 | "Книжкин дом" | 1 | Экскурсия | ||
12 | "Талантливые люди города" | 1 | |||
13 | "Знаменитые земляки" | 1 | |||
14 | "На встречу спорту" | 1 | |||
15 | «Освобождение Россоши». | 1 | |||
16 | "Экскурсия в Музей Пограничных войск" | 1 | Экскурсия | ||
17 | "Что я могу сделать для своего города?" | 1 | Трудовой десант | ||
II. «Моя страна - Россия». | 11 | 10 | 1 | ||
1 | "Если скажут слово «Родна»…". | 1 | |||
2 | "История флага России" | 1 | |||
3 | "О чем рассказал герб?" | 1 | |||
4 | "Гимн - главная песня страны" | 1 | |||
5 | "Растительный мир родного края" | 1 | |||
6 | "Животный мир родного края" | 1 | |||
7 | "Какие народы живут в России». | 1 | |||
8 | "Русская изба" | 1 | Экскурсия | ||
9 | "Сошью кукле сарафан" | 1 | Модный показ | ||
10 | "В краю старых вещей" | 1 | Экскурсия | ||
11 | «Что мы знаем о своей Родине?» | 1 | КВН | ||
III. «Традиции и праздники русского народа». | 10 | 5 | 6 | ||
1 | "Новый год у ворот" | 1 | 1 | Развлечение | |
2 | "Вифлеемская звезда" | 1 | Развлечение | ||
3 | "Рождественские колядки" | 1 | Развлечение | ||
4 | "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча" | 1 | Развлечение | ||
5 | " Русская матрёшка. Выставка матрёшек " | 1 | Выставка | ||
6 | "Русская ярмарка". | 1 | |||
7 | "День Космонавтики" | 1 | |||
8 | "Русские народные песни и игры наших бабушек". | 1 | Развлечение | ||
9 | "Пасха". | 1 | Развлечение | ||
10 | "Этот День Победы". | 1 | |||
ИТОГО: | 38ч. | 30ч. | 8ч. |
2.6. Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
детей 6-7 лет
Сентябрь.
1) Тема "Если скажут слово «Родина»…".
Форма проведения - ОД с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с понятием «Родина» и с основными неофициальными символами России: ромашка, матрёшка, берёза.
Методы и приемы: беседа, презентация.
Используемая литература: Р.М. Литвинова «Региональная культура: художники, писатели, композиторы» «С чего начинается Родина?». Сборник 1 Стр.324.
2) Тема "Как всё начиналось?".
Форма проведения: ОД
Задачи: расширять и закреплять знания детей о родномгороде Россоши, познакомить детей с историей возникновения города. с понятиями большая и малая Родина.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций достопримечательностей села.
Используемая литература: В.Б. Гриценко «История земли Минераловодской». Стр.399.
3)Тема "История детского сада «Елочка»".
Форма проведения - ОД с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с историей возникновения детского сада.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация «Наш детский сад».
Используемая литература: Н.С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью» стр.29.
4)Тема "Моя улица"
Форма проведения – ОД с показом презентации.
Задачи. Познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация «Улицы города».
Октябрь
1) "Достопримечательности и арт-объекты г.Россоши".
Форма проведения - ОД с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с разными видами зданий, памятных знаков, арт-объектов города, их назначением. Объяснить, что здания бывают разные жилые и нежилые. Пополнять словарь: клуб, школа, библиотека, медпункт, администрация, кинотеатр, ледовая арена, эко-парк
Методы и приемы: беседа, презентация "Достопримечательности и арт-объекты г.Россоши"
2)Тема "Экскурсия в «Молодежный центр» иКинотеатр «Олимп»
Форма проведения –Экскурсия в"Молодежный центр"
Задачи. Знакомство с профессиями работников дома культуры, формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, экскурсия
3)Тема "Путешествие в Кванториум"
Форма проведения –Экскурсия вКванториум
Задачи. Развивать у детей интерес к инновациям, познакомить с особенностями работы людей, связанных с передовыми IT-технологиями, средствами связи людей друг с другом.
Методы и приемы: рассказ экскурсовода, беседа, экскурсия.
4) Тема "Книжкин дом"
Форма проведения – Экскурсия в библиотеку.
Задачи. Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели.
Методы и приемы: экскурсия, беседа.
Ноябрь
1)Тема "История флага России"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Дать представление о флаге как о государственном символе, познакомить с историей его происхождения, значением в современной жизни.
Методы и приемы: беседа, динамическая пауза.
Используемая литература: Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду» стр.45.
2)Тема "О чем рассказал герб?"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением в прошлой и современной жизни.
Методы и приемы: беседа, динамическая пауза, д\и.
Используемая литература: Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в дет-ском саду» стр.48.
3)Тема "Гимн - главная песня страны"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников.
Методы и приемы: беседа, прослушивание гимна.
Используемая литература: М.Б. Кушнир «Гимны России», электронный источник (https://ridero.ru/books/gimny_rossii/freeText).
4)Тема "В мире прекрасного"
Форма проведения - Экскурсия на художественную выставку.
Задачи: Расширять представление детей об изобразительно искусстве;
знакомить с произведениями знаменитых художниковг.Россоши
Методы и приемы: рассказ экскурсовода, беседа, д\и.
5)Тема "В мире музыки"
Форма проведения - Экскурсия в Музыкальную школу г. Россоши.
Задачи:Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.Прививать у детей любовь к музыке, побуждать желание учиться в музыкальной школе.
Декабрь
1)Тема "Талантливые люди города"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш город в разных областях. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.
Методы и приемы: беседа, рассказы гостей.
2)Тема "Знаменитые земляки"
Форма проведения – ОД, с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с людьми прославившими наш город.
Методы и приемы: беседа, просмотр презентации.
3)Тема "На встречу спорту"
Форма проведения - проведение ОД, с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей со спортивными кружками города и их тренерами. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, гордость за своих земляков.
Методы и приемы: презентация «Спорт в нашем городе», рассказ воспитателя, презентация детей своих спортивных достижений.
4)Тема "Новый год у ворот"
Форма проведения – ОД.
Задачи. Формировать первоначальные представления об обычаях и традиция справлять новый год, о символах Нового года.
Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, д\и.
Январь
2)Тема "Вифлеемская звезда"
Форма проведения - Игра – путешествие.
Задачи. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением.
Методы и приемы: беседа, игры, рассматривание иллюстраций.
3)Тема "Рождественские колядки"
Форма проведения – Развлечение.
Задачи. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
Методы и приемы: беседа, развлечение.
4)Тема «Освобождение Россоши».
Форма проведения – ОД.
Задачи. Обогатить знания детей об освобождении г. Россоши от немецко-фашистских захватчиков. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.
Методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя о войне.
Используемая литература: А.Макаренко, Л.Соболева «В огне войны».
Февраль
1)Тема "Растительный мир родного края"
Форма проведения - ОД с презентацией.
Задачи. Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация.
2)Тема "Животный мир родного края".
Форма проведения – ОД с презентацией.
Задачи. Расширять представления детей о животном мире и мире птиц родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация.
3)Тема "Какие народы живут в России».
Форма проведения – ОД с презентацией.
Задачи. Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация, рассматривание иллюстраций.
Используемая литература: Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна Россия». стр.46.
4)Тема«История Воронежской области».
Форма проведения – ОД с презентацией.
Задачи.Познакомить детей с картой Воронежской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Воронежской области.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация, рассматривание иллюстраций
5)Тема "Русская изба"
Форма проведения - Посиделки
Задачи. Формировать элементарные представления о русской избе, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории посёлка. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл. Закреплять знание русских народных сказок.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, экскурсия в «Русскую избу» ДОУ.
Используемая литература: И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». Стр.45.
Март
1)Тема "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"
Форма проведения - Развлечение с чаепитием.
Задачи. Познакомить детей с особенностями празднования масленицы в городе, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, развлечение.
Используемая литература: «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по ГОСТ». Стр.146./ стихотворение Д. Кузнецова «Ох, люблю же я блины» (Источник: https://stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_blinyy.html).
2)Тема "Сошью кукле сарафан"
Форма проведения - Показ мод кукольной одежды.
Задачи. Познакомить детей с народным праздничным и повседневным национальным костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха, картуз, зипун.
Методы и приемы: беседа, показ мод.
Используемая литература: И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду». Стр.82 / М.Забылин «Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия» стр.512.
3)Тема "В краю старых вещей"
Форма проведения – экскурсия в избу.
Задачи. Познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, посудой.
Методы и приемы: беседа, презентация «В краю старых вещей», экскурсия.
4)Тема " Русская матрёшка. Выставка матрёшек "
Форма проведения - Исследовательская деятельность.
Задачи. Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления).
Развивать интерес детей к народному творчеству, к народной культуре.
Методы и приемы: рассматривание, обследование и сравнение матрешек.
Апрель
1)Тема "Русская ярмарка".
Форма проведения – ОД с показом презентации.
Задачи. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной. Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, презентация, народные игры.
2)Тема "День Космонавтики"
Форма проведения – ОД показом презентации.
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским, С. П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
Методы и приемы: беседа, презентация.
4) Тема "Русские народные песни и игры наших бабушек".
Форма проведения – Развлечение.
Задачи. Знакомить детей с традициями и особенностями проведения посиделок. Приобщать детей к духовным традициям русского народа.
Методы и приемы: творческие посиделки с народными играми и песнями.
3)Тема "Пасха".
Форма проведения – Развлечение.
Задачи. Обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми.
Методы и приемы: беседа, развлечение, д\и.
Май
1)Тема "Этот День Победы".
Форма проведения – ОД с показом презентации.
Задачи. Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ. Познакомить с почётными людьми г.Россоши– участниками и детьми войны, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш город.
Методы и приемы: Беседа, презентация.
2) Тема: "Мама, папа и я – Россошанская семья".
Форма проведения – ОД.
Задачи. Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.
Методы и приемы: беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном
отдыхе, выставка семейных альбомов.
3)Тема "Что я могу сделать для своего города?"
Форма проведения – трудовой десант.
Задачи. Формировать представление об экологических проблемах села.
Методы и приемы: Беседа, трудовой десант.
4)Тема "Экскурсия в Музей Пограничных войск"
Форма проведения – Экскурсия
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе и Родине.
Методы и приемы: беседа, экскурсия
5)«Что мы знаем о своей Родине?»
Форма проведения – КВН
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о родном Воронежском крае, г. Россошь и Родине.
Методы и приемы: беседа, КВН
2.7. Список детей
№ п/п | Ф.И.О ребенка | Дата рождения | Возраст на 01.09. 2022г. |
1 | Беликова Милана Андреевна | 18.04.2016 | 6 лет |
2 | Белоусова Мария Дмитриевна | 28.09.2016 | 5 лет |
3 | Бороденко Мария Александровна | 15.08.2016 | 6 лет |
4 | Землякова Злата Артемовна | 06.12.2016 | 5 лет |
5 | Колесник Владимир Витальевич | 22.12.2016 | 5 лет |
6 | Малющенко Ярослав Александрович | 23.11.2016 | 5 лет |
7 | Пасикова Диана Романовна | 18.11.2016 | 5 лет |
8 | Полтариков Владимир Андреевич | 14.09.2016 | 5 лет |
9 | Проскурин Владимир Александрович | 02.03.2016 | 6 лет |
10 | Пятигор Захар Сергеевич | 09.06.2016 | 6 лет |
11 | Салтырёв Юрий Алексеевич | 11.08.2016 | 6 лет |
12 | Фурсина Варвара Денисовна | 28.09.2016 | 5 лет |
13 | Шеншин Дмитрий Александрович | 19.12.2016 | 5ет |
14 | Шматко Анастасия Владимировна | 14.03.2016 | 6 лет |
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Поэтому, при организации краеведческой работы с дошкольниками планируются разнообразные виды деятельности - игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.
6-7 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех обучающегося и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать обучающимся о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к обучающимся с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
- при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (презентации, выставки и др.)
2.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
При реализации краеведческой программы важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса.
Вовлечение родителей в образовательное пространство: расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей; способствует формированию личности, воспитанию любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе, так как семья занимает ведущее место в нравственно-духовном, патриотическом воспитании детей.
Совместные занятия с мамой или папой - это качественное время, проведенное со своим малышом, которое помогает родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как правильно играть.
Формы и виды взаимодействия с родителями
- Консультирование, советы и рекомендации по вопросам посещения с детьми музеев, выставок, экспозиций, памятных мест;
- совместные экскурсии детей и родителей к памятникам архитектуры, посещение городского музея, выставочного зала, библиотеки, театра «Петрушка»;
- совместная подготовка и проведение народных праздников; театрализованных представлений;
участие в создании мини-музея в ДОУ (создание макетов, подбор экспонатов, оформление альбомов, составление рассказов, загадок и т.д.);
•организация выставок совместного творчества взрослых и детей, фотовыставок;
•оформление буклетов, памяток;
• Дни открытых дверей (просмотры занятий, игровой деятельности, др. режимных моментов);
• сетевое взаимодействие;
• участие в совместных акциях; творческих, познавательных проекта.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды
Понятие «Предметно-развивающая среда», как правило, определяется системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Материально – технические условия реализации программы соответствуют:
- Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;
- требованиям к оснащённости помещений, развивающей предметно – пространственной средой;
- требованиям к материально – техническому обеспечению программы (учебно - методический комплект), оборудование, оснащение.
Для эффективной организации занятий обустроена среда, где проводятся занятия с детьми.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к краеведению, создана предметно-развивающая среда:
- столы, стулья (по росту и количеству детей);
- глобус;
- ноутбук;
- проектор;
- презентации и учебные фильмы по темам занятий).
IV. Комплекс методического обеспеченияобразовательного процесса.
- Дидактические и наглядные пособия;
- Современные средства ТСО (компьютер, проектор и т.д.);
- Методическая, краеведческая, художественная литература;
- Репродукции и иллюстрации картин;
- Карта Воронежской области;
- Буклеты о городе;наборы открыток.
- Коллекция кукол в народных костюмах
- Набор картинок лекарственных трав и растений Воронежской области
- Красная книга Воронежского края
- Фотоальбомы «Россошь», «Знаменитые люди Россошанского края», «Памятные места и достопримечательности Россоши», и т.д.
- Художественная литература на тему: «Россошанские поэты о Россоши»;
- Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
- Видеозаписи и аудиозаписи;
- Символика России, города Россоши;
V. Информационные источники.
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.
2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
3. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003
5. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
6. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
7. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез. 2010
9Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003
10. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
11. Н. Веденеева «Азбука родного края», Воронеж, 1995.
12. Интернет ресурсы.
Приложение 1.
Диагностическаякартаопределенияуровнясформированностипредставленияородномкрае
Подготовительнаягруппа
№ | ФИ ребенка | Знанияипредставленияогороде | Знанияипредставленияо стране | Проявлениеинтересаиположительногоэмоциональногоотношениякмалой Родине. | Деятельностно –поведенческие проявления | итог | |||||||||||||||
Происхождение названиягорода | Домашнийадрес | ФИО родителей | Адресдетскогосада | Названиеулиц ближайшегоокружения | Городскаясимволика | Выдающиесяземляки | Достопримечательностигорода | Названиестраны СтолицаРоссии | ГербРоссии Флаг Гимн | Представление офункциональномназначениигосударственныхсимволов | Президент России | Интерес киллюстративнымматериалам | Эмоциональная положительнаяреакциянаизображения | Бережноеотношениекоборудованию научастке, зеленымнасаждениям | Проявлениеэмпатиипоотношению к героям,эмоциональноевосприятие событий изисториигорода | Соблюдение вповседневнойжизниправил поведения вприродеинаулице | Помощь взрослым вблагоустройстветерритории детскогосада | ||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "АЗБУКА ОБЩЕНИЯ"
В программе представлен теоретический и практический материал для проведения коррекционной работы, направленной на профилактику речевыхъ нарушений, формирование коммуникативных навыков и умения общать...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Осиктакан» (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа разработано в соответствии ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей во...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука безопасности"
дополнительная образовательная Программа «азбука безопасности» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука города"
дополнительная образовательная Программа по правилам дорожного движения «азбука города» для детей 5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука здоровья"
дополнительная образовательная Программа «Азбука здоровья» для детей5-7 лет срок реализации программы: 2 учебных года ...
Дополнительная образовательная программа "Азбука безопасности"
Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения. Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых...
Дополнительная образовательная программа «Азбука краеведения» с детьми подготовительной группы
Процесс воспитания чувства патриотизма многогранен, он включает в себя и знакомство с традициями, обычаями и народным искусством России, литературным и музыкальным наследием, формирование бережного от...
- Мне нравится (1)