Дополнительная образовательная программа вокального кружка «Осиктакан» (старшая, подготовительная группа)
рабочая программа (старшая группа) по теме
Рабочая программа разработано в соответствии ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства).В основу авторской программы положен опыт Н.А. Ветлугиной, М.Ю. Картушиной, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. Срок реализации программы – 2 года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 5-7 лет.
Цель – Совершенствование вокально-хоровых навыков дошкольников, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания ,правильного звукообразования, четкости дикции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дополнительная программа по вокальному кружку | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Хатынчан» МО «Алданский район» с.Кутана
Республики Саха (Якутия)
«Рассмотрена» на заседании Педагогического совета «Согласована» «Утверждаю» Протокол №___ от _____ 2016 г Старший воспитатель Заведующая МКДОУ д/с «Хатынчан» Руководитель МО _________/Н.В.Мартынова/ ____________/Е.А. Борисова/ ___________/В.В.Андросова/ «______»___________2016 г. «______»___________2016 г.
Дополнительная образовательная программа
вокального кружка «Осиктакан»
(старшая, подготовительная группа)
Срок реализации программы: 2 года
Составитель: Борисова К.А.
Воспитатель старшей группы
МКДОУ д/с «Хатынчан»
с. Кутана, 2016 г.
Пояснительная записка
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в детских садах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка. Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании дошкольников, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие на концертах и на утренниках, в конкурсах, фестивалях. Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребенка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. Рабочая программа разработано в соответствии ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Музыка»: на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства).В основу авторской программы положен опыт Н.А. Ветлугиной, М.Ю. Картушиной, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. Срок реализации программы – 2 года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 5-7 лет. Цель – Совершенствование вокально-хоровых навыков дошкольников, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания ,правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству; 2. Развитие певческих способностей. 3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса; 4. Развитие умений различать звуки по высоте; 5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции; 6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни; 7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естесственным голосом, без напряжения); 8. Совершенствование вокально-хоровых навыков; 9. Формирование навыков умения держаться правильно на сцене. 10.Формирование навыков работы в коллективе, коммуникативные умения.
Принципы построения программы:
1. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможности ребенка; 2. Принцип постепенного повышения трудных ,новых заданий, в постепенному увеличении объема и интенсивности нагрузок; 3. Принцип систематичности предусматривает непрерывность и регулярность занятий; 4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям;
5. Принцип повторяемости материала; 6. Принцип наглядности.
Методические приемы:
1.Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
↑ знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
↑ работа над вокальными и хоровыми навыками;
↑ проверка знаний у детей усвоения песни;
2.Приемы, касающиеся только одного произведения:
↑ споем песню с полузакрытым ртом;
↑ слоговое пение («ля», «бом» и др.);
↑ хорошо выговаривать согласные в конце слова;
↑ произношение слов шепотом в ритме песни;
↑ выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
↑ настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
↑ задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
↑ обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
↑ использовать элементы дирижирования;
↑ пение без сопровождения;
↑ зрительная, моторная наглядность.
3.Приемы звуковедения:
↑ выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
↑ образные упражнения;
↑ вопросы;
↑ оценка качества исполнение песни.
Занятия в вокальном кружке «Осиктакан» проводятся с октября по май, рассчитана на 36 занятий в год. Детей разделяю на две подгруппы. Первая группа – дети старшей группы, задача: подготовить детей к правильному пению, чистоте интонирования; вторая группа – подготовительная к школе группа, задача: совершенствование вокальных качеств детей, выступление на различных конкурсах, фестивалях. Основная форма работы с детьми – НОД, длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей в группе (24 человек). В результате обучения, дети должны уметь в различных видах коллективного исполнительства петь:
-песни хором в унисон;
-хоровыми группами (дуэт, трио и т.д);
-тембровыми подгруппами;
-при включении в хор солистов;
-пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого голоса каждого ребенка м чистоту интонирования мелодии, и в соответствии с природным типом голоса, определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха голоса) нужно соблюдение следующих условий:
↑ игровой характер занятий и упражнений;
↑ активная концертная деятельность детей;
↑ доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
↑ атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально-дидактические игры, пособия);
↑ звуковоспроизводящая аппаратура ( аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);
↑ сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу и необходимо проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
↑ восприятие музыки;
↑ развитие музыкального слуха и голоса ;
↑ песенное творчество;
↑ певческая установка;
↑ певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звуообразование; навык выразительной дикции).
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет, в первую очередь, работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
. выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
. умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
. умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
. гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
. гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
. «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
. слуховой самоконтроль;
. слуховое внимание;
. дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
. представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально – выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
. выразительностью мимики лица;
. выражением глаз;
. выразительностью движения и жестов;
. тембровой окраской голоса:
. динамическими оттенками и особенностью фразировки;
. наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
. короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
. опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. Детям обьясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
. спокойное постепенное ( без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
. не очень сильно прикусить кончик языка;
. высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
. покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
. сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
. упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
. пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь приозводить щелчки боле высокого и низкого звучания ( или в унисон);
. постукивая пальцами сделать массаж лица;
. делать нижней челюстью круговое движения вперед - вправо - назад -влево - вперед;
. сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт).Выдох – губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза.
Структура занятия.
1.Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапозоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1 – 2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют
Месяцы | Старшая группа | Подготовительная группа | Примичание |
октябрь | «О5о саада ынырар» Г.Петрова мел. | «Уэруу ырыата» Е. Неустроева мел. | Выступление на развлечении внутри детского сада |
ноябрь | «Чэ иккиэн оонньуохха» Н.Макарова мел. | «Кэтэр ат» Р.Спиридонова мел. | Подготовка к конкурсу «Зима Севера» |
декабрь | «Сана дьыл» Н.Макарова мел. | «Российский Дед-Мороз» | Выступление на новогоднем утреннике |
январь | «О5о-аймах уэруутэ» Н.Макарова мел. | «О5о саас ырыалара» | Выступление на различных мероприятиях |
февраль | «А5ам курдук буолуо5ум» В.Егоров мел. | «Моряки» и.т.д. | Выступление внутри сада |
март | «Мамочка моя» | «Эhэлэр ветеран геройдар» Г.Петрова мел. | Выступление на утреннике |
апрель | «Весенняя песенка» | «Прадедушка» | Конкурс «Музыкальная палитра» |
май | «Тыа5а тахсан олоруохха» М.Данилова мел. | «Уэруу ырыата» Е.Неустроев мел. | Выступление на конкурсе «Бэби Шлягер» |
Песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Календарно-тематический план
Ожидаемый результат
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, постепенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
Диагностика уровня развития певческих умений
п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
Качественное исполнение знакомых песен | |||||
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | |||||
Умение импровизировать Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | |||||
Навыки выразительной дикции |
0 – не справляется с заданием
н (низкий) – справляется с помощью педагога
с (средний) – справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) – справляется самостоятельно
Использованная литература:
1. Бочев Б. Эмоциональное пение в детском хоре. Развитие детского голоса.-М., 1963.
2. Венгер Л.А. Педагогика способностей.-М., 1973.
3. Веселый каблучок. /Составитель Л.В. Кузьмичева. Мн.:Беларусь,2003.
4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.:Музыка,1989.-
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.:Лексис, 2005.-
6. Гудимов В.,Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука.М.: ГНОМ-ПРЕСС,2000.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста.-М.,1963.
8. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА»,С-Пб,2010.
9. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2010.
10. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М.,1940,№ 11.
11. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. – М..,2010.
12. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. - М.
13. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань,1999.
14. Учим петь – система упражнений для развития музыкального слуха и голоса//Музыкальный руководитель. М.,2004 №5
15. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т.М. Орлова, С.И.Бекина. М.: Просвещение,1987.
16. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т.М. Орлова, С.И.Бекина. М.: Просвещение,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Удивительный мир сказок» Дополнительная Рабочая Программа с детьми старшей - подготовительной группы «Морячки» (5-7 лет) на 2016-2018 учебный год
Оглавление:Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 6Список детей…………………………………………………………………………7Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет………………………………..8 - 9Перспективный план работы с ...
Дополнительная образовательная программа "Учимся,играя"в подготовительной к школе группе
Актуальность данной программы состоит в том, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Мониторинг по реализации дополнительной образовательной программы «Конструкторское бюро» старшей группы
Реализация дополнительной образовательной программы "Конструкторское бюро"...
Дополнительная образовательная программа «Хочу все знать» подготовительной группы №10 «Фантазеры» в МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности 7 «Антошка» г. Урай. Руководитель: Видякина Н. И.
Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, разработана программа кружка «Хочу все знать!» для детей подготовительной к школе группы. Ведущая идея программы заключается в ор...
Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...