ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука безопасности"
рабочая программа (младшая группа) по теме
дополнительная образовательная Программа
«азбука безопасности»
для детей 5-7 лет
срок реализации программы: 2 учебных года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа-детский сад компенсирующего вида» г. Усинска
«Ичöт школа – челядьöс компенсируйтана видзанiн»
школаöдзса да ичöт класса челядьлы Усинск карса
муниципальнöй образовательнöй велöдан учреждение
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «НШДС» г.Усинска __________________С.В.Позднякова Приказ № 294 от 26 августа 2013 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
для детей 5-7 лет
срок реализации программы: 2 учебных года
направленность:
социально-педагогическая
г. Усинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – за маленьких детей. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как мот этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, с другими людьми, находясь на природе и дома. Привить ребенку чувство ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Воспитание уважительного отношения к другим людям и к окружающему миру.
Задачи:
- Научить детей правилам поведения на улице, дома, на природе и при общении с другими людьми.
- Учить решать типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, экстремальные ситуации дома.
- Развить познавательную деятельность детей, ориентированную на понимание опасности и безопасности жизнедеятельности.
- Воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать у ребенка самоконтроль и навык самоорганизации в сфере поведения в различных ситуациях.
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения, частота проведения – 1 раз в месяц.
Обучение безопасности поведения должно быть направлено не на механическое заучивание правил безопасного поведения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является сложным, учебно-воспитательным процессом, состоящим из трех видов деятельности:
-обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая воспитателем).
-игровая деятельность (игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные и настольные игры, моделирование ситуаций).
-практическая отработка координации движений, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дома, на природе и при общении с другими людьми).
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра – это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы «Азбука безопасности»
№ раздела | Наименование раздела | кол-во часов |
1. | Поведение на улице | 3 |
2. | Поведение в природе | 3 |
3. | Поведение дома | 3 |
Итого: | 9 |
В результате внедрения данной программы дети должны уметь:
- правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, дома, на природе и при общении с незнакомыми людьми;
- уметь пользоваться телефоном для вызова служб спасения.
Воспитание безопасного поведения не принесет желаемых результатов, если не будет тесного контакта с родителями учащихся. Необходима повседневная тренировка внимания дошкольника, его движений, в сочетании с постойным личным примером взрослых. Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить в форме лекций, тематических бесед, индивидуальной работы с родителями, дети которых входят в группу риска. Чтобы профилактика была целенаправленной, предлагается тематический план учебных занятий для родителей.
Успешность внедрения данной программы определяется способностью ребенка успешно адаптироваться в кризисный период перехода к школьному обучению. Сформированность умения прогнозировать опасность в экстремальных ситуациях и ее последствия, способностью правильно оценивать свои возможности в конвертной ситуации, осознанным поведением в реальных жизненных условиях.
В результате внедрения данной программы дети должны знать:
- опасные ситуации дома, на улице, на природе;
- основные предметы, опасные для жизни и здоровья;
- самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
Результаты внедрения этой программы отслеживаются в сравнительном анализе диагностики.
За каждый правильный ответ начисляется 2 балла, если ответ дан при уточняющих вопросах взрослого начисляется 1 балл, если ответ дан неправильно 0 баллов:
поведение на улице:
1. Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым мамы или папы, что вы будете делать?
2. Взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься. Что нужно делать?
поведение на природе:
1. После того как вы сходили в лес, посидели на полянке, перекусили и собираетесь идти домой, что нужно сделать?
2. Можно ли без помощи взрослых собирать незнакомые грибы и ягоды и есть их?
поведение дома:
1. Скажите какими предметами дома детям пользоваться категорически запрещается?
2. Как пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях?
Список использованной литературы
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144с.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программы «Азбука безопасности»
для детей 5-6 лет
(старшая возрастная группа)
ТЕМА | часы |
Поведение с незнакомыми людьми | 25 мин 25 мин 25 мин |
Спички детям не игрушка! | |
Если угрожает опасность | |
Поведение в природе | 25 мин 25 мин 25 мин |
Меньшие друзья | |
Мои друзья | |
Если ты потерялся на улице | 25 мин 25 мин 25 мин |
Мои родные | |
Итоговое занятие | |
Итого | 9 занятий |
Содержание дополнительной образовательной программы
по основам безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»
для детей 5-6 лет
№ п/п | дата | тема | задачи | содержание |
1 | сентябрь | Поведение с незнакомыми людьми | 1.формировать представление дошкольников о несовпадении приятной внешности и добрых намерений 2.ознакомить детей со стандартными опасными ситуациями контактов с незнакомыми людьми. 3.формировать представление, как правильно вести себя с незнакомым человеком 4.воспитывать у детей дружеское взаимопонимание | 1.вступительная беседа 2.творческое задание 3.сюжетно – игра 4.рефлексия |
2 | октябрь | Спички детям не игрушка! | 1.Рассказать детям о правилах, о действиях при пожаре 2.ознакомить детей с пожароопасными предметами 3.формировать представление о том, как важно учить правильно, пользоваться пожароопасными предметами 4.развивать способность решать проблему 5.воспитывать привычку безопасного поведения | 1.вступительная беседа. 2.наглядная демонстрация пожароопасных предметов 3.игра, загадки 4.рефлексия |
3 | ноябрь | Если угрожает опасность | 1.ознакомить детей с работой служб спасения 2.научить пользоваться телефоном для вызова службы спасения 3.расширить представления детей о предметах, которые могут быть опасными 4. воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями и передавать их другим | 1.вступительная беседа 2.тренинг 3.творческое задание, загадки 4.игра 5.рефлексия |
4 | декабрь | Поведение в природе | 1.развить у детей понимания того, что планета Земля – наш общий дом. 2.воспитывать у детей природоохранное поведение 3.Развить представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению 4.познакомить детей со съедобными и несъедобными ягодами и грибами | 1.вступительная беседа 2.чтение стихотворений и пословиц 3.прогулка, совместная трудовая деятельность 4.игра 5.рефлексия |
5 | январь | Меньшие друзья | 1.объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными 2.воспитывать привычку безопасного поведения 3.привить уважительное отношение к животной природе 4. воспитать понимание опасности общения с животными | 1.вступительная беседа 2.сюжетно – ролевая игра 3.рефлексия |
6 | февраль | Мои друзья | 1.научить детей справляться со своими страхами. 2.Объяснить детям, что такое конфликт 3.научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека 4.воспитать привычку пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться) | 1.вступительная беседа 2.тренинговое упражнение 3.совместное обсуждение 4.игра 5.рефлексия |
7 | март | Если ты потерялся на улице | 1.научить детей правилам поведения на улице 2.рассказать, к кому можно обратиться за помощью, если вы потерялись 3.развивать способность решать проблему | 1.вступительная беседа 2.сюжетно – ролевая игра 3.рефлексия |
8 | апрель | Мои родные | 1.помочь детям запомнить свой адрес, место расположения дома 2.формировать представление о безопасном поведении на улице 3.воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями | 1.вступительная беседа 2.игра 3.рефлексия |
9 | май | Итоговое занятие | 1.обобщить знания и представления дошкольника о правилах безопасного поведения 2. развивать смекалку и сообразительность 3. воспитывать внимание, терпение при разгадывании загадок | 1.загадки 2.творческое задание 3.сюжетно – ролевая игра 4.подвижная игра 5.рефлексия |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программы «Азбука безопасности»
для детей 6-7 лет
(подготовительная группа)
ТЕМА | часы |
Ребенок и другие люди | 30мин 30мин 30мин |
Пожар. Пожароопасные предметы | |
Служба спасения | |
Взаимодействия и взаимосвязь в природе | 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Контакты с животными | |
Детские страхи. Конфликты между детьми | |
К кому обратиться за помощью, если ты потерялся на улице | 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Знаешь ли ты свой адрес? | |
Итоговое занятие | |
Итого | 9 занятий |
Содержание дополнительной образовательной программы
по основам безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»
для детей 5-6 лет
№ п/п | дата | тема | задачи | содержание |
1 | сентябрь | Ребенок и другие люди | 1.формировать представление дошкольников о несовпадении приятной внешности и добрых намерений 2.ознакомить детей со стандартными опасными ситуациями контактов с незнакомыми людьми. 3.формировать представление, как правильно вести себя с незнакомым человеком 4.воспитывать у детей дружеское взаимопонимание | 1.вступительная беседа 2.творческое задание 3.сюжетно – игра 4.рефлексия |
2 | октябрь | Пожар. Пожароопасные предметы | 1.Рассказать детям о правилах, о действиях при пожаре 2.ознакомить детей с пожароопасными предметами 3.формировать представление о том, как важно учить правильно, пользоваться пожароопасными предметами 4.развивать способность решать проблему 5.воспитывать привычку безопасного поведения | 1.вступительная беседа. 2.наглядная демонстрация пожароопасных предметов 3.игра, загадки 4.рефлексия |
3 | ноябрь | Служба спасения | 1.ознакомить детей с работой служб спасения 2.научить пользоваться телефоном для вызова службы спасения 3.расширить представления детей о предметах, которые могут быть опасными 4. воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями и передавать их другим | 1.вступительная беседа 2.тренинг 3.творческое задание, загадки 4.игра 5.рефлексия |
4 | декабрь | Взаимодействия и взаимосвязь в природе | 1.развить у детей понимания того, что планета Земля – наш общий дом. 2.воспитывать у детей природоохранное поведение 3.Развить представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению 4.познакомить детей со съедобными и несъедобными ягодами и грибами | 1.вступительная беседа 2.чтение стихотворений и пословиц 3.прогулка, совместная трудовая деятельность 4.игра 5.рефлексия |
5 | январь | Контакты с животными | 1.объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасными 2.воспитывать привычку безопасного поведения 3.привить уважительное отношение к животной природе 4. воспитать понимание опасности общения с животными | 1.вступительная беседа 2.сюжетно – ролевая игра 3.рефлексия |
6 | февраль | Детские страхи. Конфликты между детьми | 1.научить детей справляться со своими страхами. 2.Объяснить детям, что такое конфликт 3.научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека 4.воспитать привычку пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться) | 1.вступительная беседа 2.тренинговое упражнение 3.совместное обсуждение 4.игра 5.рефлексия |
7 | март | К кому обратиться за помощью, если ты потерялся на улице | 1.научить детей правилам поведения на улице 2.рассказать, к кому можно обратиться за помощью, если вы потерялись 3.развивать способность решать проблему | 1.вступительная беседа 2.сюжетно – ролевая игра 3.рефлексия |
8 | апрель | Знаешь ли ты свой адрес? | 1.помочь детям запомнить свой адрес, место расположения дома 2.формировать представление о безопасном поведении на улице 3.воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями | 1.вступительная беседа 2.игра 3.рефлексия |
9 | май | Итоговое занятие | 1.обобщить знания и представления дошкольника о правилах безопасного поведения 2. развивать смекалку и сообразительность 3. воспитывать внимание, терпение при разгадывании загадок | 1.загадки 2.творческое задание 3.сюжетно – ролевая игра 4.подвижная игра 5.рефлексия |
Организация и содержание профилактической работы с родителями детей дошкольного возраста
Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознавали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.)
Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах, при общении с другими людьми и на природе. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста, педагог начальной школы должен методически обеспечить и работу с родителями.
Предлагаются три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»)
На занятиях педагог дает следующие установки родителям:
- постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах.
- Постоянно вести беседы с ребенком об опасностях, которые могут встретиться в лесу, или когда ребенок один дома.
- напоминать ребенку как вести себя при общении с незнакомыми людьми.
Педагог должен настраивать родителей на желание взаимодействовать с образовательными учреждениями, убеждает их в необходимости оказывать помощь ребенку дома, в самостоятельной работе с учебной книжкой – тетрадью.
Педагог дает советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического и физического развития. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.
Тематический план работы с родителями в рамках программы по ОБЖ
«Азбука безопасности»
№ п/п | тема | Формы занятий | Дата | Методы обучения |
1. | Правильное поведение в экстремальных ситуациях | Родительские собрания | Сентябрь | Лекция |
2. | Типичные ошибки в поведении детей дошкольного возраста при общении с незнакомыми людьми | Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями. | Ноябрь |
Беседа |
3. | Взаимодействие родителей и педагогов в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному и правопослушному поведению. | Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями | январь | Беседа |
4. | Основные опасные ситуации на природе. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения детей в лесу, на улицах. | Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями | Март |
Беседа |
5. | Как сделать каникулы безопасными? | Родительские собрания | Май |
Беседа |
Тематический план работы с педагогами в рамках программы по ОБЖ
«Азбука безопасности»
№ темы | Тема | Форма занятий | дата | Методы обучения |
1. | Составление общего плана скоординированной деятельности педагогов и специалистов учреждения по обучению детей безопасному поведению | Педагогический сорвет | сентябрь | Беседа |
2. | «Эффективные способы обучения детей правилам безопасного поведения» | Обучающий семинар | ноябрь | лекция |
3. | Конкурс среди педагогов на лучшее внеклассное мероприятие по правилам безопасного поведения | конкурс | февраль | |
4. | Встречи педагогов с инспектором ИДН | Обучающий семинар | апрель | лекция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет
Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности...
План по дополнительной образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, изучению правил дорожного движения и основ безопасности на дороге
АктуальностьВ современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, к...
Дополнительная образовательная деятельность (кружковая работа) «Школа безопасности» старшая группа «Любознайки» 2018-2019 г.
Кружковая работа «Школа безопасности» предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях....
Дополнительная образовательная программа "Уроки безопасности"
Дополнительная программа по ОБЖ "Уроки безопасности" разработана на основе парциальной программы Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б. Программа расчитана на детей 5-7 лет. Целью данн...
Дополнительная образовательная программа "Безопасная дорога"
В последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных...
Дополнительная образовательная программа "Безопасность от А до Я"
Дополнительная образовательная программа "Безопасность от А до Я". Направлена на формирование основ безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ "Детский сад ...
Дополнительная образовательная программа "Безопасность от А до Я"
Дополнительная образовательная программа "Безопасность от А до Я". МБДОУ "Детский сад "Крепыш" г.Гагарин...