Проект «Группа выходного дня для юного тундровичка «Школан миӈава» (идем в школу)»
проект
Организация предшкольной подготовки детей в условиях семейного, производственного кочевья даст возможность ребёнку - тундровику полноценно прожить дошкольное детство, а в дальнейшем и легче адаптироваться к школе. Ведь с поступлением в первый класс детям - тундровикам необходимо адаптироваться не только к новым межличностным отношениям и к новому режиму в интернате, но и к системе обучения, к определенным умственным нагрузкам, и ко многому другому, что составляет понятие «обучение в школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_idem_v_shkolu.docx | 62.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с. НЫДА, НАДЫМСКОГО РАЙОНА» _____________________________________________________________________________________
629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72,
E-mail: cheburaschka_nida@rambler.ru
ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП 890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым
Проект
«Группа выходного дня для юного тундровичка
«Школан′ миӈава′′» (идем в школу)»
"
Ныда
2018
- Название проекта
«Группа выходного дня для юного тундровичка
«Школан′ миӈава′′» (идем в школу)»
- Введение
Приоритетом образовательной политики Ямало-Ненецкого автономного округа является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования для всех слоев населения, независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда, Надымского района» (далее по тексту – детский сад) на протяжении 4 лет является реализатором мероприятий регионального комплексного проекта «Модель этнокультурного образования», федерального проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование» и институционального проекта «Кочевая школа – детский сад: группа кратковременного пребывания «Малышок». Имеющийся опыт реализации форм дошкольного образования и предшкольной подготовки в местах кочевий позволил выявить ряд особенностей и проблем, над которыми еще предстоит работать:
- недостаточное количество граждан среди тундрового населения, имеющих педагогическое образование, для привлечения их в качестве кочевых воспитателей;
- отсутствие необходимой материально-технической базы, в том числе переносных жилищ (чумов), которые можно было бы использовать для организации обучения в местах кочевий;
- большая отдалённость мест кочевий бригад от детского сада с. Ныда;
- низкий уровень контроля, координации организации обучения в местах кочевий из-за большого расстояния и отсутствия обратной связи;
- расформирование оленеводческих бригад на частные стада с количеством детей дошкольного возраста от 1 до 3 и др.
Отличительной особенностью форм кочевого дошкольного образования является разновозрастность воспитанников, малочисленность по составу.
Актуальность, инновационная значимость проекта
Организация предшкольной подготовки детей в условиях семейного, производственного кочевья даст возможность ребёнку - тундровику полноценно прожить дошкольное детство, а в дальнейшем и легче адаптироваться к школе. Ведь с поступлением в первый класс детям - тундровикам необходимо адаптироваться не только к новым межличностным отношениям и к новому режиму в интернате, но и к системе обучения, к определенным умственным нагрузкам, и ко многому другому, что составляет понятие «обучение в школе».
Создание групп с гибким режимом работы и использованием альтернативных форм взаимодействия с детьми и их родителями по предшкольной подготовке остается актуальным и востребованным для семей, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни.
Наличие вариативности программ и форм получения предшкольной подготовки позволит устранить ряд проблем и расширится охват детей предшкольной подготовкой непосредственно в местах компактного проживания малочисленных народов Севера.
Предшкольная подготовка кочевых детей должна обеспечить уровень готовности детей к школе, характеризуемый: мотивацией к учению; первичными представлениями об окружающей действительности; позитивным отношением к самому себе, сверстникам, педагогам и школе; способностью к обучению (развитие речи, элементарный счёт т.д.); наличием элементарных социальных навыков.
Цель проекта: обеспечение готовности ребенка-тундровика к школе через расширение территории внедрения и реализации форм предшкольной подготовки.
Задачи проекта:
- создание условий для функционирования группы выходного дня на базе детского сада и в местах кочевий;
- формирование основ готовности к школьному обучению, создание предпосылок для успешности в обучении детей - тундровиков;
- педагогическое просвещение родителей и взаимодействие с ними для обеспечения полноценного и своевременного развития ребенка-тундровика.
Основная идея проекта заключается в расширении форм получения предшкольной подготовки с привлечение воспитателей детского сада. Организация работы группы выходного дня в двух форматах:
- На базе детского сада в период приезда кочевых семей в с. Ныда.
- В местах кочевий с выездом до 3 дней воспитателя детского сада.
Данная работа позволит повысить качество предшкольной подготовки в условиях кочевья за счёт привлечения профессионально подготовленного педагога.
Такой подход в работе нашего дошкольного учреждения позволит обеспечить:
- всестороннее развитие детей, проживающих с родителями в тундре;
- повышение уровня готовности детей – тундровиков дошкольного возраста к обучению в школе;
- условия для занятости представителей малочисленных народов Севера в системе образования округа. Увеличение доли воспитателей их числа малочисленных народов Севера;
- сохранение и поддержку традиционного образа жизни и этнической культуры коренных малочисленных народов Севера.
«Группа выходного дня» является не только реальным, но и перспективным направлением развития предшкольной подготовки в условиях кочевья.
Новизна проекта: совершенствование уже сложившейся формы предоставления образования в местах кочевий через выездную форму организации обучения детей на факториях, в стойбищах с привлечением воспитателей детского сада с применением современного учебно-дидактического оборудования.
- Основная часть
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Поэтому сегодня нужно обратить особое внимание на предшкольную подготовку детей, кочующих вместе с родителями и обеспечить им равные стартовые возможности для начала обучения в школе.
Психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе является важным шагом развития дошкольника. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку – это личностная, социальная, эмоционально-волевая, интеллектуальная готовность, его речевое развитие и соматическое здоровье, состояние мелкой моторики и кругозора.
Несмотря на многочисленные исследования, эффективность различных форм подготовки дошкольников не выявлена. На основе анализа опыта педагогов-практиков и существующих программ предшкольной подготовки коллективом авторов (Л. С. Колмогорова, Л. А. Никитина, Л. И. Шварко, О. И. Давыдова, О. Р. Меремьянина) была разработана концепция предшкольной подготовки.
На территориях Ямала существует сложившийся механизм формирования форм дошкольного образования и предшкольной подготовки в местах кочевий и организации их деятельности через реализацию проектов «Модель этнокультурного образования» («Кочевая школа»), «Дети Арктики. Дошкольное образование».
На сегодняшний день в Ныдинской тундре проживает 32 ребёнка в возрасте от 5 до 7 лет.
С 2014 года велась работа кочевых групп кратковременного пребывания для детей от полутора до 6 лет с режимом работы 3,5 часов без организации сна и питания (с перерывом на обед в домашних условиях). В летний период проводилась региональная акция «Готовимся к школе». Охват дошкольным образованием и предшкольной подготовкой специалистами детского сада вырос с 7 до 13 детей дошкольного возраста (23% от общего числа детей в возрасте от 3 до 7 лет).
Работа в группах осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями по организации предшкольного образования для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, чьи родители ведут кочевой или полукочевой образ жизни, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для расширения охвата детей-тундровиков предшкольной подготовкой в рамках проекта начнёт работу группа выходного дня для юного тундровичка «Школан′ миӈава′′» (идем в школу), в отличие от прошлых лет группа будет организована в двух форматах:
- на базе детского сада с увеличением времени работы в период приезда кочевых семей в село Ныда;
- в местах кочевий с выездом до 3 дней воспитателя детского сада.
Организация предшкольной подготовки детей в условиях семейного, производственного кочевья будет осуществляться по рабочей программе группы выходного дня и основной образовательной программе детского сада, что даст возможность ребёнку-тундровику полноценно прожить дошкольное детство, а в дальнейшем и легче адаптироваться к школе.
При этом отмечаем, если раньше наиболее приемлемым временем организации предшкольной подготовки являлся летний период (с учетом особенностей кочевого образа жизни), то в рамках новой формы предлагается выездная работа в течение года. Курс обучения будет краткосрочным, что позволит педагогу проходить дополнительную подготовку на базе детского сада и будет возможность оказывать методическое сопровождение в течение изучения всего курса. Одним из главных преимуществ станет наличие обратной связи и отсутствие нехватки информационно-коммуникационных ресурсов.
В проект включаются бригады и личные стойбища, которые находятся в 30-70 км от с. Ныда.
Основными целевыми группами, на которые направлен проект:
- дошкольники в возрасте от 5 до 7 лет, проживающие с родителями в тундре;
- родители (законные представители) детей дошкольного возраста, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни.
Сроки реализации проекта: апрель 2018 года – сентябрь 2019 года
Механизм и поэтапный план реализации проекта
№ | Этапы и сроки реализации проекта | Наименование мероприятия | Прогнозируемый результат | |
1 | Подготовительный этап /апрель – май 2018 года/ | Формирование рабочей группы на базе МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда» | План мероприятий по реализации проекта | |
Разработка и внесение изменений в локальные акты | Приказ, положение | |||
Внесение изменений в рабочую программу группы выходного дня с учетом этнокультурных, этнопедагогических, этнопсихологических и семейно-родовых традиций коренных народов Севера Ямала | Рабочая программа предшкольной подготовки группы выходного дня | |||
Установка связи с родителями-тундровиками о готовности принять в стойбищах воспитателя детского сада и оказать содействие в организации учебного процесса | График выезда | |||
Подбор и подготовка педагогических кадров для организации обучения в местах кочевий | Повышение педагогической грамотности воспитателя | |||
Открытие группы выходного дня для детей-тундровиков | План-график и режим работы группы | |||
2 | Основной этап /июнь – август 2019 года/ |
| ||
Организация занятий в группе: 1. по субботам для детей из числа КМНС в возрасте от 5 до 7 лет; 2. по субботам, воскресеньям и праздничным дням для детей-тундровиков из кочующих семей, приезжающих в село Ныда | Комплектование групп. Индивидуальный маршрут предшкольной подготовки дошкольника | |||
Организация праздничных мероприятий для детей –тундровиков и их родителей | Сценарий мероприятия | |||
Информирование родителей-тундровиков о режиме работы группы | Буклет, родительские собрания | |||
| ||||
Обеспечение условий для организации занятий в местах кочевий | Рабочее место | |||
Организация выезда воспитателя в места кочевий | Внедрение и совершенствование процесса дошкольного образования и предшкольной подготовки в местах кочевий. | |||
Организация занятий в кочевой группе выходного дня для детей-тундровиков в возрасте от 3 до 7 лет, занимается воспитатель по рабочей программе предшкольной подготовки группы выходного дня | ||||
Осуществление методического сопровождения воспитателя кочевой разновозрастной группы (практикумы, мастер – классы, курсы, консультации) | Повышение педагогической грамотности воспитателя кочевой группы | |||
3 | Заключительный этап / сентябрь 2019 года/ | Мониторинг готовности к школе первоклассников | Анализ мониторинга | |
Диссеминация педагогического опыта реализации группы выходного дня | Публикации | |||
Анализ эффективности реализации проекта | Аналитические, информационно – методические материалы по результатам реализации проекта |
Используемые и необходимые ресурсы
Кадровые ресурсы: 10 педагогических работников, 1 (10%) - высшая категория, 5 (50%) – первая категория.
Ф.И.О. | Должность в проекте | Обязанности | Место работы, занимаемая должность |
Ковалёва Ольга Михайловна | Руководитель и разработчик проекта | Общее руководство Координация деятельности | МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района», и.о. заведующего |
Вэлло Юлия Икловна | Консультант | Методическое сопровождение | МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района», воспитатель |
Салиндер Светлана Вадимовна | Исполнитель | Организация деятельности кочевой группы выходного дня | МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района», воспитатель |
Трушникова Мая Петровна | Исполнитель | Организация деятельности группы выходного дня | МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района», воспитатель |
Учебно-методические ресурсы:
- дидактический материал детского сада;
- методические рекомендации по организации предшкольного образования для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, чьи родители ведут кочевой или полукочевой образ жизни, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
- рюкзачок «Ямалко» с комплектом книг для чтения взрослыми.
Есть необходимость обновить дидактический материал в связи с его устарением.
Материально-технические ресурсы:
Для организации обучения на базе детского сада: имеется кабинет дополнительного образования. При этом необходимо оборудование для организации предшкольной подготовки.
Для организации обучения в местах кочевий необходимо приобретение:
- переносных жилищ (чумов), которые можно было бы использовать для организации предшкольной подготовки и оборудования этнопарка на территории детского сада;
- мобильной и легко транспортируемой мебели, обучающего оборудования.
Описание позитивных изменений в процессе реализации проекта в долгосрочной перспективе
Эффективность реализации проекта определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих приоритеты развития:
Показатель | Результат по годам | |
2018 | 2019 | |
Доля детей 5-7 лет, проживающих в местах кочевий на расстоянии 30-70 км от с. Ныда, охваченных работой группы выходного дня | 45% | 70% |
Уровень адаптации первоклассников–тундровиков к школе | Средний | Средний, высокий |
Количество педагогов, работающих в группе выходного дня | 2 | 3 |
Ожидаемые результаты
Для обучающихся:
- развитие личностной, социальной, эмоционально-волевой, интеллектуальной готовности, речевого развития и кругозора;
- преодоление дезадаптации к школе.
Для родителей:
- предшкольная подготовка детей без отрыва от семьи;
- занятость детей в рабочее время родителей.
Для педагогов детского сада:
- овладение новыми формами организации образовательной деятельности;
- совершенствование профессиональных компетенций, опыт работы в роли кочевого воспитателя.
Для образовательных организаций:
- внедрение нового формата группы выходного дня в целях ранней социализации детей – тундровиков;
- обеспечение плавного перехода от дошкольного образования в условиях кочевья семьи к воспитанию и обучению в школе – интернате.
Для региональной/ муниципальной системы образования:
- развитие вариативных форм оказания услуг дошкольного образования и предшкольной подготовки;
- решение «точечных проблем» в вопросах подготовки детей-тундровиков к обучению в школе.
Ожидаемый продукт:
- Рабочая программа предшкольной подготовки группы выходного дня.
- Буклет для родителей о работе группы выходного дня для юного тундровичка «Школан′ миӈава′′» (идем в школу).
- Памятка для родителей «Готовимся к школе».
- Набор дидактических игр «Школан′ миӈава′′» (идем в школу).
Методы оценки
Для оценки результативности работы группы выходного дня могут использоваться следующие методы:
- мониторинг готовности к школе детей-тундровиков;
- мониторинг адаптации детей-тундровиков;
- опрос «Удовлетворенность родителей работой группы выходного дня»;
- отчет о проделанной работе.
Риски и пути преодоления
Риски | Пути преодоления |
Формальный подход к реализации проекта со стороны исполнителей проекта. | Обеспечение качественного контроля над ходом реализации проекта, уровнем ответственности исполнителей проекта |
Отсутствие техники или топлива | Привлечение спонсорских средств |
Низкая заинтересованность родителей в оказании содействия организации обучения детей и готовности принять в стойбищах воспитателя детского сада | Взаимодействие с родителями и их информирование о необходимости дошкольного образования и предшкольной подготовки |
Природно-климатические условия | Изменение графика выезда в места кочевий |
Бизнес – план
Реализация проекта «Группа выходного дня для юного тундровичка «Школан′ миӈава′′» (идем в школу)» предусматривает его финансовую поддержку.
Финансирование необходимо для:
- организации работы группы выходного дня на базе детского сада: мебель, развивающее оборудование;
- пополнения и обновления дидактического материала;
- приобретения чума, мебели, развивающего оборудования, игрушек для организации образовательной деятельности в условиях кочевья.
Название статьи расходов | Название вида расходов | Коли-чество | Стоимость | Общая сумма расходов | |
средства гранта | другие источники финансирования | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| - | - | - | - | - |
| Конструкторы | 3 | 6674 | 6674 | - |
Магнитный конструктор Magformers Build Up Set | 3 | 13860 | 13860 | - | |
Набор геометрических тел | 3 | 1500 | 1500 | - | |
Конструктор Строитель 52 элемента | 3 | 1800 | 1800 | - | |
Бизиборд «Крокодил» | 1 | 43664 | 43664 | - | |
Бизиборд Куб | 1 | 8388 | 8388 | - | |
Игра «Пятнашки» | 1 | 6000 | 6000 | - | |
Кубики с буквами на подставке | 1 | 12860 | 12860 | - | |
Мозайка | 25 | 14298 | 14298 | - | |
Игры на магнитах | 15 | 5634 | 5634 | - | |
Каталка-Паровозик «Алфавит» на шнурке | 1410 | 1410 | - | ||
Железная дорога «Динозавры» | 1 | 38220 | 38220 | - | |
Тактильно развивающее оборудование | 1 | 26052 | 26052 | - | |
Игровой стол «Лабиринтик» | 1 | 29124 | 29124 | - | |
Плакат звуковой «Говорящая Азбука» | 3 | 2725 | 2725 | ||
Мольберт детский с магнитной азбукой | 2 | 8076 | 8076 | - | |
Стол регулируемый «Трансформер» с ящиками | 4 | 20721 | 20721 | - | |
Стол дидактический с набором игрушек | 1 | 11020 | 11020 | - | |
Стул детский регулируемый | 8 | 6172 | 6172 | - | |
Набор детской мебели Веселая азбука | 7 | 2660 | 2660 | - | |
Доска комбинированная №9 | 5 | 4470 | 4470 | - | |
Дидактический материал | 50000 | 50000 | - | ||
1 | 78672 | 78672 | - | ||
Фотосумка | 1 | 6000 | 6000 | - | |
Чум | 2 | 100000 | 100000 | - | |
| - | - | - | - | - |
Всего | 500000,00 | - |
Заключение
Группа выходного дня – это дополнительная возможность удовлетворения права каждого ребенка-тундровика на подготовку к школьному обучению; создание условий для образования кочевых детей дошкольного возраста, ориентированных на формирование успешности ребёнка, развития его индивидуальных способностей.
В идеи предшкольной подготовки в условиях кочевья воплощается гуманный подход к ребёнку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе.
Ребенок - тундровик выпускник группы выходного дня - это личность со сформировавшейся самооценкой, навыками общения и мотивацией к обучению в школе.
Проект может быть использован в практике работы системы образования по дошкольному образованию представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей и родителей подготовительной группы "Идем в школу с радостью"
Одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная готовность, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к...
Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников
Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...
Мы идем спасать весну. Занятие в средней группе по программе "Рифмы юные друзья"
Задачи: - Знакомство с м.ф.ф. - заклинками, поговорками (о весне).- Развитие пластики, чувства ритма, темпа и силы голоса, закрепление умения выполнять движен...
Проект группы выходного дня "Я + МАМА"
ПроектТема: «Группа выходного дня «Я + МАМА»Вид проекта: долгосрочный, групповойВремя реализации проекта: октябрь 2016 года – по май 2017годаУчастники проекта...
Проект в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Юный метеоролог"
Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемных ситуаций. 3ада...
Познавательный проект «Мы скоро идем в школу»
Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является отношение к школьному учению. У первоклассников возникает ряд трудностей. Учебная деятельность предполагает интенсивное общение и совм...
Проект группы «Божья коровка» тема: «Юный садовод»
Паспорт проекта«Юный садовод»Тип проекта: познавательно-творческийДлительность: краткосрочный (двухнедельный)Срок реализации проекта: апрель 2021г.Участники: дети и воспитатели второй млад...