Проект для детей и родителей подготовительной группы "Идем в школу с радостью"
проект (подготовительная группа) по теме

Одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная  готовность, которая выражается в мотивах  учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon idem_v_shkolu_s_radostyu1.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Бардымский детский сад № 4»

Педагогический проект:

«ИДЕМ В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ»

Сроки реализации: 09.2011-05.2012 гг.

Продолжительность: 1 год

База реализации проекта:

воспитанники подготовительной группы (30 детей)

родители воспитанников (30 человек)

МБДОУ №4 (8 педагогов)

МБОУ БСШ №2 (2 педагога)

Автор и руководитель проекта:

 педагог-психолог

 Пешина Альфиза Закирзяновна

Барда 2012

Начала, заложенные в детстве человека,

похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы,

растущие вместе ним, составляющие неотъемлемую часть его.

В. Гюго

 Мы находимся в уникальной ситуации модернизации системы образования, когда перед нами возникают новые задачи, требующие решения в связи с введением новых Федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы ДОУ.

К дошкольному образованию всегда предъявлялись повышенные требования. С одной стороны родители хотели видеть своего ребенка разносторонне развитым, с другой учителя желали, чтоб первоклассник был максимально готов к обучению в школе. Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей.

Исследователи психологической готовности к школьному обучению (Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман, Т.И. Бабаева и др.) сходятся во мнении, что готовность к школьному обучению не сводится к формированию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков, например, грамоты, решения задач, счета. При несомненной важности их нельзя считать обязательными и решающими.

Л.И.  Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин указывают, что важнейшей составляющей личностного развития ребенка шести-семи лет является мотивационная готовность к школе. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения, отношения к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе.

По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная  готовность, которая выражается в мотивах  учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.

В последние десять лет ученые констатируют значительный рост детей, неготовых к школе, не желающих идти в это образовательное учреждение. Психологи и педагоги озабочены тем, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. В чем причина этого явления?

На современном этапе (в связи с введением Федеральных государственных требований к общеобразовательной программе ДОУ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Не случайно компонент личностной готовности не просто включен в «портрет выпускника», а является определяющим этого понятия. Во-первых, он стоит на первом месте из перечисленных компонентов (наряду с познавательным, регулятивным, коммуникативным компонентом). Во-вторых, каждый из компонентов является составляющей частью личностной готовности. Регуляция собственного поведения является характеристикой волевой сферы ребенка, которая является одной из характеристик личности. Познавательный компонент определятся наличием у ребенка мотивов обучения. Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности.

В свою очередь «внутренняя позиция школьника» является основным понятием, характеризующим личностную готовность к школе.

Все вышеперечисленное позволяет актуализировать проблему формирования «внутренней позиции школьника».

Теоретический анализ и данные практики убедили нас в проведении  целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему разнообразных форм и методов в рамках данного проекта. Для реализации этих задач необходимо педагогу вместе с детьми обсуждать различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривать картины, привлекать внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организовывать театральные спектакли и игры.

Наш многолетний опыт работы по подготовке детей к школе и консультированию их родителей по данной проблеме позволил выделить следующие трудности и противоречия:

- недостаточное просвещение родителей в вопросах готовности ребенка к поступлению в школу, процессах адаптации к обучению в школе, психологических особенностях протекания кризиса семи лет;

 - слабая информированность родителей о психологических особенностях детей в период подготовки и адаптации к школе приводит к различным трудностям в обучении детей  в школе и коммуникации с родителями. Потребность в знаниях о психологии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляется в частом обращении родителей за консультациями к педагогам ДОУ,  активным посещением родительских собраний. Возникает актуальная потребность в создании системы мероприятий, способствующих просвещению родителей.

Другая трудность, с которой мы сталкиваемся на протяжении последних лет, состоит в слабой мотивационной готовности ребенка к обучению  в школе.

При итоговой диагностике мотивационной готовности к обучению в школе в 2010-2011 учебном году мы получили, что 80% выпускников психологически не достаточно готовы к обучению в школе: испытывают трудности в саморегуляции поведения, у них не сформированы учебные мотивы, дети слабо знакомы со школой.  

Сложившаяся ситуация диктует необходимость разработки  системы мероприятий, способствующих формированию «внутренней позиции школьников». Это требует от педагогов   определенной компетентности. Значит, возникает потребность в организации мероприятий, позволяющих педагогам повысить свою профессиональную компетентность и перестроить свою работу в соответствии с ФГТ.

С внедрением ФГОС в начальной школе особенно важной становится преемственность дошкольного образования и начального школьного обучения, так как вся деятельность детского сада ориентирована на развитие у ребенка универсальных учебных действий, на основании которых строится весь образовательный процесс школы. С этой точки зрения необходимо обеспечить условия тесного взаимодействия и сотрудничества детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.

При анализе материалов  и разработок по подготовке детей к обучению в школе мы столкнулись с большим количеством работ, посвященных данной проблеме.  Но мы не нашли для себя методических рекомендаций, которые смогли бы помочь решить поставленные перед нами задачи. Это связанно, прежде всего, с тем, что система дошкольного образования только начинает переход на новые Федеральные государственные требования, и поэтому данная область проблемы остается пока слабо разработанной.

Проблема. Изучение мотивов обучения выпускников нашего детского сада в рамках обследования на готовность к  обучению в школе в сентябре 2012 года выявило следующую картину: из 23 обследованных выпускников только  17% имели полностью сформированную «внутреннюю позицию школьника», у 74% детей наблюдалась частичная  сформированность, у 9% детей мотивационный компонент оказался не сформированным совсем.

Проблема недостаточной  сформированности «внутренней позиции школьника» в нашем учреждении оказалась явной.  

Кроме этого, следует отметить, что многие исследователи в своих работах приводят данные, показывающие наличие аналогичной проблемы. В исследовании Карабановой О.А. (2002) приведены следующие цифры: у 45% первоклассников выявилась сформированная «внутренняя позиция школьника», у 43,6% первоклассников -частично сформированная и у 11,4% первоклассников - не сформированная «внутренняя позиция школьника».

Гринева M.X. (2006) отражает следующие результаты: из 73 обследованных детей у 6,8% — отсутствует «внутренняя позиция школьника», у 17,8% выявлен низкий уровень развития, 57,4% детей обладали средним уровнем развития данного показателя и только у 17,8% детей «внутренняя позиция школьника» оказалась полностью сформированной.

Таким образом, недостаточный уровень развития «внутренней позиции школьника» не только проблема нашего образовательного учреждения, но и всего образовательного пространства в целом.

Объект проектной деятельности: система предшкольной подготовки.

Предмет проектной деятельности: механизмы и условия формирования социальной, в т.ч. мотивационной, компетентности дошкольника.

Цель проекта:  создание системы работы по формированию социально-личностной готовности выпускников ДОУ и повышение грамотности и компетентности родителей и педагогов.

Так как субъектами проектной деятельности являются и дети и их родители и педагоги, то целевые ориентиры выстроены с учетом их потребностей.

Задачи проекта: 

Для детей:

  1. Сформировать у детей подготовительной к школе группы правильное представление о школе и учении.
  2. Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе.
  3. Сформировать навык произвольности поведения и учебной деятельности.

Для родителей:

  1. Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного, младшего школьного возраста.

Для педагогов ДОУ:

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
  2. Разработать и внедрить в практику работы систему интегрированных занятий в рамках ФГТ.
  3. Разработать систему мероприятий, способствующих организации преемственности со школой.

Ресурсы проекта. Для реализации нашего проекта нам понадобятся следующее оснащение:

  1. Кадровые ресурсы: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО деятельности, учитель-логопед, руководитель по физическому воспитанию, учитель начальных классов, завуч УВР начальной школы.
  2. Нормативно-правовые ресурсы: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Концепция преемственности дошкольного и начального образования, Закон Российской Федерации "Об образовании" с дополнениями, конвенция о правах ребенка ООН, Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
  3. Информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, программы и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
  4. Материально-технические ресурсы: канцелярские товары (карандаши, краски, бумага, клей и т.д.), наглядные и дидактические пособия, сборники детских песен про школу, сборник книг про школу,  музыкальный центр, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат, доступ к мировой сети Internet, мультимедиа аппаратура
  5. Условия проведения:  наличие кабинета ИЗО, кабинета психолога, музыкального зала, логопедический кабинет
  6. Финансовые ресурсы: на создание портфолио дошкольника, призы и подарки.

Этапы проекта:

Подготовительный этап: корректировка образовательной деятельности в соответствии с Федеральными государственными требованиями, изучение литературы по подготовки детей к обучению в школе, первичная диагностика мотивов обучения детей, анкетирование родителей и педагогов, подбор кадрового состава участников проекта, заключение договоренности со школой.  разработка систему интегрированных занятий в рамках ФГТ.

Основной этап реализации проекта

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Работа с детьми

Выявить уровень  развития детей

Диагностика на готовность к школе

Сентябрь-октябрь

Март-апрель

Отбор коррекционной группы

Подготовка индивидуальных карт развития

Педагог-психолог, воспитатели, учитель-логопед, руководитель по физической культуре

Сформировать у детей правильное представление о школе и учении

Внедрить в практику работы систему интегрированных занятий в рамках ФГТ

Беседы о школе (1 раз в месяц)

Рисование по теме беседы

Рассматривание картин о школьной жизни

Чтение стихотворений и рассказов о школе (А.Барто «Мама или я?», М.Бородицкая «Первоклассник», М.Садовский «Первое сентября», М.Яснов «Подходящий угол», В.Орлов «Что написано в тетрадке», В. Голявкин «Не везет» и др.)

Экскурсия в школу. Встреча с учителем.

Октябрь-апрель

Ноябрь

Составление цикла бесед о школе.

Рисунки детей, посвященные школе.

Знакомство со школой

Воспитатели

Сформировать навык произвольности поведения и учебной деятельности.

Коррекционно-развивающие занятия

Ноябрь-февраль

Составление методических рекомендаций.

Формирование мотивации к обучению в школе

Педагог-психолог

Сформировать положительное эмоциональное отношение к школе

Составление семейного фотоальбома: «Когда деревья были большими…»

(Моя семья - первоклассники)

Создание фотовыставки «Наши родители - школьники»

Игровой занятие  «Первоклассник»

Составление альбома рисунков, коллажей  и рассказов:  «Школа – волшебный мир»

Музыкальное развлечение для детей и родителей: «Путешествие в страну Букварию»

Встреча с первоклассниками.

Беседа «Как здорово быть учеником» , «Что можно успеть сделать за перемену»

Рисунок: «Я - будущий первоклассник»

Выпускной бал

Октябрь

Февраль

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Выставка совместных работ детей и родителей

Выставка фотографии

Сформированы знания школьной атрибутики

Выставка совместных работ родителей и детей

Закрепление полученных знаний. Принятие роли ученика.

Выставка рисунков. Закрепление полученных знаний.

Формирование положительного отношения к школе. Принятие роли ученика.

Формирование положительного отношения к школе. Принятие роли ученика.

Воспитатели

Воспитатель по ИЗОдеятельности

Педагог-психолог

Воспитатель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатель по ИЗОдеятельнос-ти

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

(Ф.И.О)

Работа с педагогами

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Консультации по ФГТ

Октябрь

Педагоги научатся  интегрировать образовательные области в своей работе с детьми.

Старший воспитатель

Деловая игра «Брейн-ринг»

Март

Обмен опытом работы.

 Педагог-психолог

Работа с родителями

Познакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного, младшего школьного возраста

Выступление на родительском собрании. Встреча с учителем школы

Октябрь

Мотивация родителей для участия в проекте

Педагог-психолог

воспитатель

Размещение консультаций в родительском уголке (1 раз в месяц)

Темы: «Что такое готовность к школе?», «Стоит ли учить читать до школы?», «Постановка руки к письму», «Школа – волшебный мир», «Адаптация к школе. Не так страшен волк…», «Кризис семи лет» и т.д.

Октябрь-апрель

Оформление папок-передвижек. Составление сборника консультаций для родителей подготовительных групп.

Повышение уровня просвещения родителей по вопросам воспитания и обучения детей

Педагог-психолог

Клуб родителей будущего первоклассника (1 раз в месяц)

Темы: «Трудно ли быть родителем первоклассника?», «Подводные камни и рифы адаптационного процесса», «Когда ребенок меня бесит. Кричать или поддерживать?», «Как воспитывать не воспитывая?» «Готовим ребенка к школе» и т.д.

Октябрь-Март

Составление методических рекомендаций. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагог-психолог

Итоговый этап: итоговая диагностика мотивов обучения детей, анкетирование родителей и педагогов,  круглый стол для родителей и педагогов «Как готовы наши дети к школе».

Проект рассчитан на 1 учебный год с 1 сентября по 31 мая


Ожидаемый результат:

  • Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей (60%) подготовительной к школе группы
  • Повышение грамотности родителей (до 70%) в вопросах социальной и психологической готовности старших дошкольников
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.
  • Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе:
  • сборник консультаций для родителей подготовительных групп.
  • методические рекомендаций по проведению «Школы родителя будущего первоклассника».
  • методическая подборка картинок, стихов, песен, рассказов о школе.

Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей  сформированной мотивационной готовностью к обучению в школе, повышение психологической грамотности родителей ДОУ, повышения профессионального мастерства педагогов.

Для оценки эффективности используются следующие диагностические инструментарии:

  1. Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника  Н.И. Гуткина
  2. Анкетирование родителей по вопросам психологии детства.
  3. Анкетирование педагогов.
  4. Представление опыта работы на педагогическом совете.

Прогноз возможных негативных последствий. Мы предполагаем следующие возможные трудности и пути преодоления их:

  1. Слабая мотивация участников проекта педагогов ДОУ и МОУ, родителей.

Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.

  1. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу с углубленным изучением вопроса на протяжении всего проекта.

  1. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.


Список использованной литературы:

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием/Психологическая наука и образование, 2010, №3.
  4. Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - С. 164-170.
  5. Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.
  6. Эльконин Д.Б Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б.Эльконин. – М., 1997.

Ссылки сети Internet:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ « В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ».

Жизнь идет своим чередом и ставит перед нами все новые и новые задачи и проблемы, и  вот в ближайшее время ребенку предстоит пойти в школу. И, конечно, нас, взрослых, беспокоят возможные трудност...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью».

Консультация для родителей детей подготовительной группы « В школу с радостью». Как быстро бежит время.Еще совеем недавно ваш малыш  произнес первое слово « мама» , сделал первые, робкие шаг...

Рекомендации для родителей детей, идущих в первый класс "В школу с радостью"

Данный материал предназначен для родителей детей, идущих в школу, а именно в первый класс....

Проект для детей и родителей подготовительной группы "Читаем вместе"

Проект "Читаем вместе" направлен на формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста и предполагает активное сотрудничество детей, родителей и педагогов....

Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития физиологических особенностей и пси...

Проект для детей и родителей подготовительной комбинированной группы «Кукольный театр»

Тип проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, продолжительностью 1 месяц.Возраст: Дети 6-7 летПроблема: Внешний интерес детей и родителей к театру и театральной кукле.Актуальнос...