Программа творческой мастерской «Узнай Познай Поделись и Гордись»
рабочая программа (старшая группа)

Подорова Оксана Николаевна

Программа «Узнай Познай Поделись и Гордись», носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие познавательной и поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Творческой мастерской

«Узнай Познай Поделись и Гордись»

 для детей старшего дошкольного возраста

(познавательное)

        Воспитатель: Подорова О.Н.

с. п. Каркатеевы

Введение

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли изменения, требующие пересмотра и обновления многих аспектов. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Расширяются возможности получения дошкольного образования в разных формах его организации.

В связи с изменениями нормативной базы возникает необходимость пересмотра и обновления   в организации и содержании работы дошкольных образовательных организаций. В соответствии со ст.12 п.6. Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного образования и дает возможность на местах разрабатывать и внедрять авторские рабочие Программы.

На основании вышеизложенного разработана программа по познавательному развитию «Узнай Познай Поделись и Гордись», которая направлена на развитие у детей умения, находить информацию, анализировать, систематизировать накопленный материал, совершенствовать самостоятельность и инициативность старших дошкольников.

Программа составлена на основе образовательной программы «Счастливое детство» дошкольного образования НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО» в образовательной области «познавательное развитие»

Структура образовательной программы состоит из двух разделов: комплекс основных характеристик программы и комплекс организационно-педагогических условий.

Программа «Узнай Познай Поделись и Гордись» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для развития самостоятельности и инициативности, умение находить ответы на интересующие вопросы, анализировать полученную информацию, систематизировать накопленный материал. А познание окружающего мира, истории родного края и исторических событий позволит правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребёнок может в конце концов развить самостоятельность в познавательной деятельности накапливая свой жизненный опыт - это поможет в дальнейшем:

- Проявлять инициативу в поисковой деятельности.

- Умение обобщать собранную информацию.

- Делиться новой информацией со сверстниками. 

- Развивать индивидуальные творческие способности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Узнай Познай Поделись и Гордись» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, но дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).

Дополнительная образовательная программа «Узнай Познай Поделись и Гордись», носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие познавательной и поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность программы:

Дополнительная образовательная программа «Узнай Познай Поделись и Гордись» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования в округе и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует обеспечению духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания дошкольников.

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровье сберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству, удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в познавательно – поисковом развитии. Особое внимание уделяется поисковому творчеству в создании игровых пособий, информационных стендов, лэпбуков, которые способствуют планомерному исследованию и систематизации накопленного материала.

Новизна программы заключается в реализации новых подходов в работе с дошкольниками, в выборе наглядного и дидактического материала, в зависимости от способностей детей систематизировании занятий для прочного усвоения учебного материала.

При организации образовательного процесса используются педагогические технологии, которые развивают творческую инициативу детей, воображение. Для стимулирования активной работы и привлечения интереса детей, использую на занятиях в творческой мастерской, информационный, игровой и дидактический материал, собранный детьми и родителями.

Педагогическая целесообразность программы определена тем, что, она ориентирована на развитие у детей поисковой деятельности и направлена на развитие самостоятельности в познавательной активности и социальной уверенности старшего дошкольника. В процессе общения со взрослыми у детей накапливается опыт, знания, развиваются познавательные способности, формируются такие качества, как переживание, радость, удивление, любознательность. Главным помощником ребенка в этом является взрослый, который конкретными примерами, закладывает в нём основы ценностного отношения к окружающему миру.

Данная программа является образовательной, развивающей.

Уровень освоения программы – базовый

Возраст воспитанников   - 6 лет.

Состав группы - постоянный.

Наполняемость группы - 11 человек.

Форма обучения – очная.

Форма занятий - подгрупповая

Срок реализации – 1 год.

Количество занятий 1 в 2 недели

Продолжительность занятия – 30 минут

  1. Цель и задачи реализации Программы

Цель: Развивать познавательные способности детей по средствам поисковой деятельности старшего возраста.

Задачи:

Образовательные:

- развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами умения находить информацию, анализировать, систематизировать накопленный материал.

- формирование мотивации к познанию (приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа)

- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Развивающие:

- Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

- развитие духовно-нравственных, патриотических и социокультурных ценностей, правил и норм поведения в интересах семьи и общества.

- развивать познавательные, речевые способности, творческо-игровой потенциал каждого ребёнка.

- развивать память, внимание, восприятие, воображение, мышление на основе проблемных ситуаций.

- развивать личные качества детей (самостоятельность, ответственность, активность и т.д.).

Воспитательные:

- совершенствовать творческую активность, инициативу, самостоятельность.

- воспитывать интерес к созданию игровых пособий, информационных стендов, лэпбуков.

- воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.

  1. Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения дошкольники будут уметь:

- Проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам;

- Проявлять инициативу в наблюдательности, экспериментировании, выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- Интересоваться причинно-следственными связями;

- Проявлять инициативу в поисковой деятельности;

- Обобщать собранную информацию;

- Делиться новой информацией со сверстниками; 

- Развивать индивидуальные творческие способности;

- Следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимы:

  • материально-техническое оснащение:

Детские центры развития, их функциональная роль

Элементы РПС

Центр искусства  

  • набор цветных карандашей
  • набор фломастеров
  • гуашь
  • кисти
  • бумага различной плотности, цвета, размера
  • пластилин
  • доски (20х20)
  • готовые формы для выкладывания и наклеивания
  • подносы

- клеевой карандаш

- ножницы

Центр грамотности (познавательная, воспитание интереса к литературе)

Интеллектуально-эстетическое развитие детей. Развитие фантазии, речи, актерских данных

Литературный центр:

- тематическая подборка детской художественной литературы

- дидактические пособия

- настольно-печатные игры

- наборы картинок для группировки: животные, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, игрушки

- игры по познавательно - речевому развитию

 - словесное творчество детей (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми)

- увлечения детей (открытки, календарики и т.д.)

2. Театрализованная деятельность:

- шапочки, маски для игр – драматизации на темы любимых сказок

- кукольный театр

- плоскостной театр

- теневой театр и другие виды

- ширмы

- «Уголок ряженья»: костюмы, разнообразные украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках и т.д.

- атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов)

Релаксационная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живой природой

Уголок природы

- место для труда (инвентарь для трудовой деятельности и др.)

- календарь наблюдений

- ящики с посадками (лука, овса, рассады)

- календарь природы

- макеты

- модель «Времена года» (старший дошкольный возраст)

- оборудование для труда

- одежда (фартуки, халатики, нарукавники)

Творческая мастерская (эстетическая, развитие фантазии)

- различный бросовый материал

- ткань

- дерево

- природный материал и т.д.

- опорные схемы

- простейшие чертежи

Центр занимательной математики (игротека) (обучающая, игровая, развитие логико-математического опыта)

 Игротека для детей 5 -7 лет:

- игры из серии «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и др.

- серия «Сложи узор», «Куб – хамелеон», «Геоконд», «Волшебный куб», «Сложи картинку» и др.

- игры на развитие умения понимать символику, схематичность и условность («На что похоже?», «Дострой» и др.)

- модели: числовая лесенка, сериационный ряд величин, и др.

- игры на освоение величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»)

- альбомы с образцами логических упражнений

Центр Безопасности

- дидактические игры

- модель светофора

- макеты дорожных знаков

- папка бесед с детьми о правилах безопасности

2.2. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки

Тема

Количество

ОД

1

2

Тема: «Улица моя родная»

Тема: «Сердцу милый уголок»

2

3

4

Тема: «Достопримечательности»

Тема: «Мой любимый детский сад»

2

5

6

Тема: Акция «Милосердие»

Тема: «Моя группа».

2

7

Тема: Акция «Играй, веселись, мечтай и учись»

1

8

9

Тема: «О правилах юным финансистам»

Тема: «Знатоки в мире финансов»

2

10

11

12

Тема: «Дарить внимание нам в радость»

Тема: «Дети – защитники Родины»

Тема: «Конкурс стихов»

3

13

14

Тема: «Память на все времена»

Тема: «Помним и гордимся»

2

Итого:

14

2.3. Мониторинг

Мониторинг детского развития проводится на основании образовательной Программы «Счастливое детство» НРМДОБУ «Д/С «БУРАТИНО», два раза в год (сентябрь, май).  Для проведения мониторинга детского развития используется учебно-методическое пособие «Мониторинг в детском саду» /науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица.

2.4. Особенности методики обучения

Принципы:

Процесс обучения построен на реализации следующих принципов:

принцип сознательности и активности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей духовно – нравственных качеств, заинтересованности в овладении основ поисковой деятельности;

принцип наглядности, который способствует повышению интереса к созданию информационных, дидактических и игровых пособий;

принцип доступности - требует постановки перед обучающимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения сложности осваиваемого материала и соблюдения в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого - к трудному, от простого к сложному.

принцип систематичности - предусматривает непрерывность процесса формирования познавательных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности дошкольников, определенную последовательность в решении игровых заданий.

принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие традиции дошкольного учреждения в сочетании с инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны.

Методы обучения:

В процессе реализации программы используются следующие методы обучения:  

информационно-рецептивный – наблюдение, обследование предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций и слайдов, показ способов действий, объяснение, рассказ педагога) позволяет сформировать у дошкольников важнейшее качество личности, характеризующее её познавательную сферу – наблюдательность.

репродуктивный – беседа, вопросы, поощрение, совет, художественное слово, напоминание.

исследовательский – исследовательский и эвристический методы -направлены на поиск детьми самостоятельного решения познавательной или духовно-нравственной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения, пооперационное обучение чертам и процедурам творческой деятельности.

метод проблемного изложения. Включаем дошкольника в поиск решения не целостной задачи, а отдельных её элементов.

игровые методы: мотивация (игровая, личная).

Особенности обучения:

Основной формой организации образовательной деятельности является проведение подгрупповых занятий по освоению основ волонтёрской, поисковой, духовно-нравственной направленности.

Программой предусмотрены разнообразные формы проведения занятий: теоретические занятия, занятия практикумы, занятия-игра.

Теоретические занятия включают в себя объяснение нового материала (информация познавательного характера, беседы, просмотр иллюстраций, презентаций).

Практические занятия – приобретение и отработка навыков работы с шаблонами, искомым материалом, проведение акций волонтёрской направленности, создание детьми собственных творческих продуктов. Теоретический материал может излагаться как на отдельном этапе занятия, так и в процессе практической деятельности.

Структура проведения занятий:

- Игра на сближение.

- Вводная беседа или просмотр наглядного материала (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).

- Гимнастика для пальцев и кистей рук или игра.

- Практическая работа (реализация ранее изученных или искомых материалов).

- Анализ работы (продукта труда и деятельности).

- Планирование работы на следующее занятие (поиск решения, гипотезы).

- Уборка рабочего места.

2.5. Календарный учебный график

Дата начала обучения по программе

Дата

окончания обучения по программе

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

часов

Режим занятий

01 октября

30 апреля

30

14

1 раз в две недели

2.6. Методическое обеспечение

  1. Рабочая программа по реализации образовательной программы «Счастливое детство» дошкольного образования для воспитанников подготовительной (смешанной) группы (5-7 лет)
  2. Арапова-Пискарева Н.А.        «Мой родной дом»        Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004
  3. Белая К.Ю.        Формирование основ безопасности у дошкольников        Москва «Мозаика- Синтез», 2017
  4. Белоусова Л.Е.        Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.        СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  5. Буре Р.С.        Социально-нравственное воспитание дошкольников для занятий с детьми 3-7 лет Москва «Мозаика- Синтез», 2016
  6. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Савельева О.В.        Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста        Санкт-Петербург «Детство-Пресс, 2015г
  7. Николаева С.Н.         Парцианальная программа «Юный эколог» 3-7 лет        Москва «Мозаика- Синтез», 2017
  8. Поварницина Г.П., Кисилева Ю.А.        Финансовая грамотность дошкольника        ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ»
  9. Шалаева Г.П.        «Новейшие правила поведения для воспитанных детей»        М.: Филол. о-во СЛОВО, изт-во Эксмо, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

содержание программы "Творческая мастерская"

содержание программы занятия 1-26...

Образовательная программа «Творческая мастерская»

Программа развития творческих способностей у детей младшего возраста...

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку...

Районная программа творческой мастерской "Познаём мир"

В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимос...

Творческий проект "Узнаем, познаем, развиваемся"

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у ...