Районная программа творческой мастерской "Познаём мир"
методическая разработка по окружающему миру по теме
В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна программы в том, что в ней предлагается формировать у детей эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_programma_poznayom_mir.doc | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Адыгея
Ст. Гиагинская
МБДОУ «Тополёк»
Руководитель творческой мастерской:
Коробкова Татьяна Викторовна
Обоснование программы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию функционирует с 1936 года. В 2005 году, проанализировав ситуацию, педагоги пришли к выводу, что «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартное мышление. Ребёнок-дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее.
Исходя из вышеизложенного, определилось приоритетное направление ДОУ - познавательно-речевое, конкретнее раздел сенсорика. С 2005 - 2009 годы на базе ДОУ работала творческая мастерская «Сенсорное развитие детей от 1,5 до 7 лет». Обобщив весь материал, педагогический коллектив пошёл дальше и в 2010 году открыли экспериментальную площадку «Чувствуем, познаём, размышляем». В 2012 году площадка была закрыта, но проблема познания мира и окружающей среды осталась. Не меняя направления, мы решили взять следующий раздел Познания – экологию.
Поэтому, в этом году перед педагогическим коллективом стало ряд проблем: как организовать экологическую работу в дошкольном учреждении, чтобы повысить уровень экологического развития, экологической культуры детей. Результат экологического воспитания детей большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры. Ребёнок-дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающую природу. Значение экологического развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления представления об окружающем мире, формирования экологической культуры. Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я.Ю. Иванова, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.С. Снитко, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др. С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы, понимание специфики живого, желание практически сохранить, создать для него нужные условия; понимания и сочувствия к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий, эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребёнка, если систематически на протяжении всего дошкольного возраста его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни животных и растений, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях. Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природе охранной деятельности. В решении задач по формированию базиса личностной культуры ребёнка дошкольного возраста, сформулированных в Концепции дошкольного воспитания, первостепенное значение отводится воспитанию осознанного отношения к себе и природе потому, что это является основой, на которой будет происходить социализация ребёнка, будет строиться его отношения с другими людьми, рукотворным миром. Характер отношения к живой природе, к своему здоровью во многом определяется глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в детском дошкольном учреждении. Исходя из вышеизложенного, педагогический коллектив принял решение о создании на базе МБДОУ «Тополёк» - районной творческой мастерской «Познаём мир», где приоритетным направлением работы будет экологическое развитие, формирование экологической культуры детей, так как она является важнейшей частью нравственного воспитания, духовности и интеллекта ребёнка. В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна программы в том, что в ней предлагается формировать у детей эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний.
Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для экологического развития.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),
- экологическое мышление,
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
- культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств, в повседневную норму поступка.
Вместе с тем в программе творческой мастерской «Познаём мир» происходит возрождение элементов народной культуры – этнопедагогики - приобщающих детей к традициям бережного, благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью жителей нашей Родины, республики Адыгея, к грамотному и разумному природоиспользованию.
В каждом возрасте перед экологическим воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено экологической культуры.
- на 1-ом году жизни – основная задача- предоставление богатства и разнообразия внешних впечатлений об окружающем мире, развитие внимания к свойствам предметов.
- на 2-3 году жизни - следует продолжать обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, об объектах неживой природы, встречающихся в ближнем окружении.(Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления).Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.
- на 4-5 году жизни основной задачей является - удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, формирование необходимых для разностороннего развития ребёнка представлений о ней, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления – это важные задачи работы с детьми в этот период.
- на 6 году жизни основные задачей является - расширение и углубление представлений детей о природе. Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательных и речевых умений. Помощь детям в освоении навыков и умений по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.
- на 7 году жизни важнейшей задачей является - обогащение личного опыта, положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе.
Изучив труды российских и зарубежных педагогов, я пришла к выводу, что эта тема актуальна на данном этапе развития детей. Были проведены беседы с родителями и диагностика детей с учётом личностно- ориентированного подхода. Всё это позволило сделать заключение, что дети слабо владеют экологическими знаниями, а поэтому необходимо:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- развивать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность;
- развивать чувство сострадания ко всему живому, что нас окружает;
- развивать коммуникативные качества;
- способствовать формированию положительных эмоций при ознакомлении детей с природой.
Цель данных задач:
Заложить основы эмоционального положительного настроя в усвоении экологических знаний, в формировании осознанного правильного отношения к объектам природы родного края, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Для осуществления поставленной цели был составлен перспективный план работы творческой мастерской «Познаём мир» с детьми от 2 до 7 лет по теме: «Экологическое воспитание. Методы и приёмы. Использование нетрадиционных форм обучения: Развитие эколого-туристических умений. Нормы и правила поведения в окружающей среде».
Были изготовлены настольные, дидактические игры и пособия. В группах создана предметно-развивающая среда: игрушки, настольно-печатные игры, развивающие игры. В группах есть природные уголки, мини-лаборатории, создаются коллекции природных материалов (камней, листьев, коры с деревьев). В группах созданы условия для проектной деятельности. Созданная предметная среда даёт большую возможность для самостоятельных действий детей, наталкивающих ребёнка на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути и решения поставленных задач. Проводится образовательная деятельность со всей группой и по подгруппам, на которой дети выполняют самостоятельные задания. Проводится индивидуальная работа. Организуются туристические походы по территории детского сада и по достопримечательностям станицы Гиагинской. Форма работы – кружковая. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю.
Раздел 1.
Общее положение
Цель: Комплексность в формировании экологической культуры во всех видах деятельности; реализация программы «Экологическое развитие» в районных целевых программах: «Растём здоровыми» и «Модернизация дошкольного образования»; организация работы по развитию способностей ребёнка.
Исполнители:
Руководитель творческой мастерской, педагоги и специалист МБДОУ «Тополёк», воспитанники, родители воспитанников.
Срок реализации: 2012- 2017годы.
Ожидаемый результат:
- повышение экологического развития педагогов и родителей, воспитанников МБДОУ;
- создание условий для обогащения впечатлений детей;
- формирование экологической культуры;
- повышение аналитического восприятия.
Раздел 2.
Основные принципы программы
- Принцип учёта сензитивного дошкольного детства,
- как периода наиболее благоприятного для развития различных видов одарённости.
- Принцип своевременного начала,
- выражающиеся в как можно более раннем начале работы по развитию способностей ребёнка.
- Принцип преемственности,
- реализуется через составление гибких учебных планов, разработку индивидуальных программ развития ребёнка.
- Принцип индивидуального подхода,
- реализуется через составление гибких учебных планов, разработку индивидуальных программ развития ребёнка.
- Принцип комплексного подхода,
- позволяет реализацию как специальных задач, так и задач общеразвивающих и общеобразовательных.
- Принцип равновесия,
- выражающийся в рациональном соотношении между индивидуальной и коллективной деятельности ребёнка между объёмом специальных и общеразвивающих знаний.
- Принцип взаимодействия и сотрудничества
- МБДОУ «Тополёк», учреждениями образования, культуры.
Раздел 3.
Основные задачи программы
1. Организационные:
-сотрудничество педагогов, детей, родителей, общественных и государственных структур;
- координация деятельности всех заинтересованных сторон на всех уровнях.
2. Методические:
- руководство по экологическому развитию дошкольников;
- планирование работы по экологическому воспитанию;
-осуществление целостного подхода к формированию экологической культуры.
3. Содержательные:
-уровень подготовки педагога в воспитании у детей экологической культуры;
-отбор экологического содержания в соответствии с целями развития ребёнка, его возрастными особенностями и интересами.
4. Контрольные:
- педагогический мониторинг.
Раздел 4
Структура внедрения экологического воспитания – поэтапно
1 этап / 2-3 года /
Копилка эстетических переживаний Первые экологические впечатления |
Пробуждение чувственной сферы. Ребёнок воспринимает и изучает мир не разумом, а чувствами окружающий мир |
2 этап /3-4 года/
Погружение в деятельность Первые признаки природного потенциала |
Максимальное погружение ребёнка в деятельность |
Предоставлять детям широкий спектр видов деятельности (исходя из условий, возможности и специфики работы МБДОУ «Тополёк») | Создавать экологическую предметно-развивающую среду, которая сама провоцирует ребёнка на деятельность. Её характеристика: |
Рисование
лепка разнообразие
худож. труд
игра доступность
и открытость
мобильность
ориентированность на зону
ближайшего развития ребёнка
3 этап / 4-5 лет /
Интерес, желание, творческий поиск |
Поддержать ребёнка, помочь ему определиться |
Учитывать желание, стремление, уровень развития его экологических способностей |
Творчество (креативность) | Объединение |
оригинальность
гибкость желание ребёнка
нестандартность
вариативность
4 этап /6-7 лет/
Поисковая деятельность | Исследовательская деятельность |
Поддерживать стремление ребёнка в поисковой, исследовательской, проектной деятельности. |
Модель работы по экологическому воспитанию |
Воспитатель |
Родители воспитанников
Воспитанники
Анкетирование МБДОУ «Тополёк»
МБОУ
Родительское собрание СОШ №1
(на экологическую тематику) МБОУ Образовательная
СОШ№4 деятельность
(экологическая)
Ширмы-передвижки
(на экологическую Экологические
тематику) игры
Кружки
(на экологическое развитие)
Консультации
Беседы Индивидуальная работа
Домашние задания Совместная работа
Педагогический анализ |
Цель :
Заложить основы эмоционального положительного настроя в усвоении экологических знаний, в формировании осознанного правильного отношения к объектам природы родного края, находящимся рядом (формирование экологической культуры). |
Задачи |
- развивать познавательный интерес к окружающему миру; - развивать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность; - развивать чувство сострадания ко всему живому, что нас окружает; - развивать коммуникативные качества; - способствовать формированию положительных эмоций при ознакомлении детей с природой. |
Пути реализации |
Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Рисование, образовательная деятельность по экологии, развитию речи,ФИЗО, аппликации, лепке, конструированию. Опыты, эксперименты. | Игры с экологическим содержанием, индивидуальная работа | Закрепление правил игр с экологическим содержанием в самостоятельной деятельности: настольные, настольно-печатные, строительные игры, художественная литература, подвижные игры |
Воспитательно-образовательная система по экологии в детском саду
1 уровень
Экологическое содержание познавательного материала Обеспечивает новый подход в ознакомлении детей с природой и вообще с окружающим миром. Система адаптированных экологических знаний, иерархически выстроенная для детей двух-семи лет, создаёт основу в формировании начал экологической культуры – понимание обязательной взаимосвязи любого живого существа со средой обитания, начальное понимание идеи единства организма и среды. |
2 уровень
Включение экологических знаний во все типичные для дошкольного детства виды практических и познавательных деятельностей Ребёнок изначально активен, его пребывание в детском саду – это постоянная смена действий: он играет, со всеми вместе занимается, рисует, лепит и конструирует в свободное время, вместе с воспитателем трудится в уголке природы и наблюдает за его обитателями. Наполнение этих видов деятельности экологическим содержанием, включение в них элементарных экологических знаний – это ведущая канва экологического воспитания. |
3 уровень
Эколого-педагогические технологии Включают в себя разнообразные педагогические мероприятия и виды деятельности, построенные на экологическом содержании в полном соответствии с сезонами на всю протяжённость учебного года для каждой возрастной группы. Все вместе (технологии для детей двух-семи лет) они составляют единую воспитательно-образовательную систему формирования у детей начал экологической культуры на этапе дошкольного детства. |
4 уровень
Организационно-управленческий На этом уровне сотрудники детского сада создают условия для экологического воспитания, развивают свою экологическую культуру и реализуют её в профессиональной деятельности. |
Коррекционная работа по экологическому развитию |
Индивидуальная работа | Домашнее задание |
Итоговая диагностика |
Типы экологической образовательной деятельности |
1. Первично-ознакомительный тип |
Главным компонентом образовательной деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчётливые и правильные представления. Темами могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и т.д. Обучение детей в образовательной деятельности осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы. |
2. Углублённо-познавательный тип |
Содержание образовательной деятельности направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика образовательной деятельности определяется рядом конкретных зависимостей, которые как показали исследования и практика детских садов доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Углублённо-познавательное тип - завершающее звено локальной системы работы с детьми в старшем дошкольном возрасте. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ. |
3. Общий тип |
В образовательной деятельности воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщённое представление. Формирование обобщённых представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определённой последовательности «вопросов – ответов». Обобщение позволяет интенсивно развивать интеллекта детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. |
4. Комплексный тип |
В образовательной деятельности в рамках одной темы решаются разные задачи развития детей. Образовательная деятельность строится на разных видах деятельности. Можно проводить во всех возрастных группах, особенно они полезны со старшими дошкольниками. |
Структура комплексной образовательной деятельности с экологическим содержанием |
используются в разных возрастных группах |
Первая часть: |
Решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Н-р: Воспитатель уточняет и обобщает представления детей о времени года, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе. |
Вторая часть: |
Предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. Н-р: Организуется специальная небольшая выставка на тему времени года: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты – это другой вид деятельности, который несёт в себе решение эстетических задач. |
Третья часть: |
Это художественное творчество детей, ручная деятельность детей. Н-р: В ней дети сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть рисование, аппликация, лепка. Это могут быть поделки из природного материала. |
Заключительная часть : Подведение итогов |
Организация системы экологического образования в детском саду |
Экологическое образование дошкольников |
Координация
Экологизация работы с
различных родителями
видов Экологическое подготовка и
деятельности просвещение переподготовка
ребёнка родителей Экологизация кадров
развивающей
предметной Оценка
среды окружающей
среды
Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ
1. Модель «ЭКОЛОГ» |
Особенность модели «эколог» - создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников. В рамках модели «эколог» каждый сотрудник берёт на себя определённые функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога, который координирует работу всех педагогов. |
2. Модель «ВОСПИТАТЕЛЬ» |
В рамках модели «воспитатель» реализуются только отдельные компоненты системы экологического образования (экологизация различных видов деятельности ребёнка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей). |
Обе указанные модели нацелены на реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании и способствуют всестороннему развитию личности ребёнка. |
Направления работы воспитателя по организации экологической деятельности в дошкольном учреждении
Экологизация видов деятельности дошкольников в группах |
Проведение наблюдений на прогулках, экскурсиях, туристических походах и в группе: фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки |
Выполнение отдельных экологических проектов |
Создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования |
Подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми) |
Работа с родителями (оформление необходимой информации и т.п.) |
Участие в диагностике (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определённым темам ит.п.) |
Участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада |
Экологическое воспитание детей
Предполагает:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) |
Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) |
Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься) |
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране окружающего мира |
Критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе
Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её пользе для человека |
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практическую деятельность |
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умение оценить) |
Экологические знания
Включают: |
Представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, их потребностях |
Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности к среде обитания. |
Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой. Исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. (биологическое равновесие) и все они могут существовать одновременно. |
Вся работа в МБДОУ «Тополёк» по экологии определена следующими направлениями
Эколого-туристическое
Эколого-просветительное
Эколого-познавательное
Эколого-оздоровительное эколого-нравственное
Эколого-эстетическое эколого-краеведческое
Интеграция эколого-краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процесс МБДОУ в старшем дошкольном возрасте
Формы работы | Время проведения | Ст. подгруппа | Подгот. подгруппа | |
Образовательная деятельность | Образовательные игровые ситуации/беседы | 1 раз в месяц | 2х25 = 50 мин | 2х30=60 мин |
Художественное творчество | 1 раз в месяц | 25-30 мин | 25-30 мин | |
Чтение художественной литературы | 1 раз в месяц | 20 мин | 25 мин | |
Просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов | 1 раз в 3 месяца | 20 мин | 20 мин | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Подвижные игры на прогулке | 1 раз в неделю (каждый месяц вводится новая игра | 12 мин х 5 =60 мин | 14 мин х 5 = 70 мин |
Экскурсии, походы | 1 экскурсия – в 2 месяца походы – 2 раза в месяц | 30-40 мин | 30-40 мин | |
Самостоятельная деятельность детей | Дидактические игры с экологическим содержанием | По желанию детей | 5-10 мин | 10-15 мин |
Народные подвижные игры в группе | каждый месяц вводится новая игра | |||
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций | 1 раз в месяц | |||
Процесс взаимодействия с семьями | Экологическая проектная деятельность совместно с родителями | 3 проекта в год | ||
Конкурсы для детей и родителей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца | ||
Тематические праздники | Экологические праздники в группе | 4 раза в год | 40 мин х 2 = 80 мин | 40 мин х 2 = 80 мин |
Конкурсы для детей | 2 раза в год | Реализация конкурса – 2 месяца |
Примерный годовой план совместных мероприятий с родителями по экологии
Название мероприятия | Форма | Ответственный | Сроки проведения |
«Гиагинская семья» | Спортивное соревнование с экологическим содержанием | Воспитатель разновозрастной группы (старшая-подготовительная) | апрель |
«Творческая мастерская» | Мастер-класс | Руководитель творческой мастерской «Экологическое развитие ребёнка» | Октябрь, декабрь Март |
«Фейерверк талантов» | Фестиваль семейного творчества (поделки из природного материала) | Воспитатели групп | февраль |
«Моя семья в истории станицы Гиагинской» | Реализация проекта | Воспитатели групп | в течение года |
«Природа станицы Гиагинской» | фотоконкурс | Воспитатели групп | сентябрь |
«Мой любимый край» | Конкурс детских рисунков | Воспитатели групп | март |
«Моя станица» | Конкурс детских рисунков | Воспитатели групп | ноябрь |
«Мой дом – республика Адыгея» | Конкурс рисунков среди родителей | Воспитатели групп | май |
Примерный план работы с педагогами по экологическому воспитанию дошкольников
месяц | 1 год реализации | 2 год реализации |
Сентябрь | Анкетирование педагогов | Памятка «Народный календарь» |
Октябрь | Консультация «Воспитание у детей эколого-эстетических чувств в процессе знакомства с природой родного края» | Консультация «Ознакомление дошкольников с природой родного края через адыгейский народный фольклор». |
Декабрь | Консультация «Влияние знаний о природе родного края на игры детей» | Открытый просмотр образовательной игровой ситуации |
Февраль | Открытый просмотр образовательной игровой ситуации | Мастер-класс «Организация экологической проектной деятельности совместно с детьми и родителями» |
Март | Консультация «Как знакомить детей с дикими животными республики Адыгея» | Совместная с воспитателями, детьми и родителями других групп реализация проекта «Твой рисунок – на календарь природы» |
Апрель | Открытый просмотр образовательной деятельности | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
Система экологической культуры
Элементы системы |
Система экологических знаний (естественно—научные, ценностно-нормативные, практические) |
Экологическое мышление |
Культура чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма) |
Культура экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний мышления и культуры чувств, в повседневную норму поступка |
Траектория воспитания экологической культуры человека
| Детский сад | Школа | ВУЗ | ||||
Воспитание | Воспитание | Воспитание | |||||
Для успешного решения задач развиваем: | |||||||
• Интеллект | • Анализ | • Системность | |||||
Отсутствие результатов приводит к: | |||||||
страху
|
безответственности |
дилетантизму | |||||
Это проявляется в: | |||||||
• потере связи с | • агрессивных формах | • разрушении среды | |||||
Профессиональная деятельность
Воспитание чиновника, педагога, исследователя, ремесленника и т.д. |
Содержание программы
Программа состоит из 10 разделов.
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – “Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – “О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Рассказ о деревьях, растущих в республике Адыгея.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – пихта, сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – “Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, медведе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными республики Адыгея, занесенными в Красную книгу. Показ видеоматериала «Дикие животные родного края».
6 раздел – “Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – “Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в групповой комнате, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – “Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира занесённых в Красную книгу родного края.
10 раздел – “Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Примерный тематический план.
№ | Наименование раздела | Всего Образовательных игровых ситуаций | В том числе образовательные игровые ситуации | |
Первично-ознакомительного типа/ общего типа | Углублённо-познавательного тип/ комплексного типа | |||
1 | Введение в экологию | 11 | 7 (первично-знакомительного типа) | 4 (комплексного типа) |
2 | Молчаливые соседи | 6 | 3 (общего типа) | 3 (углублённо-познавательного типа) |
3 | Пернатые друзья | 7 | 1 (общего типа) | 6 (комплексного типа) |
4 | О чем шепчут деревья | 6 | 2 (первично-ознакомительного типа) | 4 (углублённо-познавательного типа) |
5 | Загадки животного мира | 7 | 2 (общего типа) | 5 (комплексного типа) |
6 | Секреты неживой природы | 5 | 3 (первично-ознакомитального типа) | 2 (углублённо-познавательного типа) |
7 | Оранжерея на окне | 9 | 3 (общего типа) | 6 (углублённо-познавательного типа) |
8 | Человек – часть живой природы | 9 | 2 (первично-ознакомительного типа) | 7 (углублённо-познавательного типа) |
9 | Охрана природы | 4 | 1 (общего типа) | 3 (комплексного типа) |
10 | Досуговые мероприятия | 6 | - | 6 |
| ИТОГО: | 70 | 24 | 46 |
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Информационные ресурсы:
Для педагога:
Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10
Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999
Республика Адыгея
Станица Гиагинская
МБДОУ «Тополёк»
Руководитель:
Коробкова Татьяна Викторовна
Месяц /Образовательная деятельность/ | Кружок «Туристята» по разделу: «Эколого-познавательное развитие» для детей разновозрастной группы (2 младшая- средняя) /3-5/ лет | Кружок «Туристята» по разделу: «Эколого-познавательное развитие» для детей разновозрастной группы (старшая-подготовительная) /5-7/ лет | Кружок «Капитошка»: (эколого-эстетическое развитие, развитие творческих способностей в изобразит. деятельности) для детей /2-3/ лет | Кружок «Чудеса из солёного теста»: (эколого-эстетическое развитие, развитие творческих способностей) для детей /4-5/ лет |
Сентябрь: Тема образовательной игровой ситуации: | 1 неделя: «Дары природы» 2 неделя: «Гуляем по лугу» 3 неделя: «Куда исчезают насекомые» 4 неделя: «Кто такая рыбка?» | 1 неделя: «Планета Земля в опасности» 2 неделя: «Кто живёт в лесу» 3 неделя: «Комнатные растения» 4 неделя: «Животные степей и пустынь» | 1 неделя: «Как мы рисуем» -рисование «Знакомство с пластилином» - лепка 2 неделя: «Дорожки для цыплят» - рисование «Заборчик для петушка» - лепка 3 неделя: «Орехи для белочки» -рисование «Покормим птиц» - лепка 4 неделя: «Осенние листочки» - рисование «Пластилиновая мозаика» - лепка | 1 неделя: «Овощи» 2 неделя: «Фрукты» 3 неделя: «Капуста» 4 неделя: «Корзина с клубникой» |
Октябрь Тема образовательной игровой ситуации: | 1 неделя: «Кому нужна вода» 2 неделя: «Как помочь растению» 3 неделя: «Деревья и кустарники на участке» 4 неделя: «Какие разные птицы» | 1 неделя: «В лесном царстве» 2 неделя: «Насекомые» 3 неделя: «Как узнать растение» 4 неделя: «Я - человек» | 1 неделя: «Дождик» - рисование Листопад, листопад, листья жёлтые летят» - лепка 2 неделя: «Поможем жучкам спрятаться в траве» - рисование «Блинчики» - лепка 3 неделя: «Листья жёлтые летят» - рисование «Дожди, дождик, кап-кап-кап» - лепка 4 неделя: «По ровненькой дорожке» - рисование «Разные цветные мячи» - лепка | 1 неделя: «Гусеница» 2 неделя: «Божья коровка» 3 неделя: «Пчёлка» 4 неделя: «Бабочка» |
Ноябрь Тема образовательной игровой ситуации: | 1 неделя: «Где живут дикие звери» 2 неделя: «Как живут домашние животные» 3 неделя: «Почему болят зубы» 4 неделя: «Осень золотая» | 1 неделя: «Птицы осенью» 2 неделя: «Сон для человека» 3 неделя: Чувства животных и человека» 4 неделя: «Осень золотая» | 1 неделя: «Дожди, дождик, пуще» - рисование «Бусы» - лепка 2 неделя: «Веточка рябины» - рисование «Чудесные карандаши» - лепка 3 неделя: «Спрячь картинку» - рисование «Сидит белка на тележке» - лепка 4 неделя: «Полюбуйся на герань» - рисование «Витамины в баночке» - лепка | 1 неделя: «Золотая рыбка» 2 неделя: «Морской конёк» 3 неделя: «Краб» 4 неделя: «Морская черепаха» |
Декабрь Тема образовательной игровой ситуации: | 1 неделя: «Какие разные деревья» 2 неделя: «Птицы» 3 неделя: «Комнатные растения» 4 неделя: «Хвойные деревья» | 1 неделя: «Человек и природа» 2 неделя: «Как кожа помогает человеку» 3 неделя: «Как узнать птиц» 4 неделя: «Красавица ёлка» | 1 неделя: «Домик с забором» - рисование «Красивая тарелка» - лепка 2 неделя: «Снег идёт» и рисование «Как у нашего кота» - лепка 3 неделя: «Ёлочка – зелёная иголочка» - рисование «Снег идёт» - лепка 4 неделя: «Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» - рисование «Наряжаем ёлочку» - лепка | 1 неделя: «Снеговик» 2 неделя: «Снежинка» 3 неделя: «Ёлочка» 4 неделя: «Ёлочные игрушка» |
Январь Тема образовательной игровой ситуации: | 1 неделя: Каникулы 2 неделя: каникулы 3 неделя: «Дикие звери зимой» 4 неделя: «Органы дыхания человека» | 1 неделя: Каникулы 2 неделя: Каникулы
3неделя: «Как растёт растение» 4 неделя: «Жизнь на крайнем Севере и в Тундре» | 1 неделя: «Зимний узор» - рисование «Бублик для куклы» - лепка
2 неделя: «Снеговик» - рисование «Веточка рябины» - лепка 3 неделя: «Покормим птичек» - рисование «Шоколад с орехами» - лепка 4 неделя: «Бусики» - рисование «Сшили Тане сарафан» - лепка | 1 неделя: «Ёжик» 2 неделя: «Мышь» 3 неделя: «Бельчонок» 4 неделя: «Зайчик» |
Февраль Тема образовательной игровой ситуации: | 1 неделя: «Дикие звери зимой» 2 неделя: «Птичка в клетке» 3 неделя: «Путешествие в деревню к бабушке» 4 неделя: «Зимушка- зима» | 1неделя: «Экологические цепочки в лесу» 2 неделя: «Откуда берутся болезни» 3 неделя: « О диких зверях и домашних животных» 4 неделя: «Прошла зима холодная» | 1неделя: «Полосатые варежки» - рисование «Шла собака через мост» - лепка 2 неделя: «Снежинки» - рисование «Колобок» - лепка 3 неделя: «Снежные колобки» - рисование «Рыбка» - лепка 4 неделя: «Бусинки» - рисование «Петя, Петя петушок» - лепка | 1 неделя: Овощи и фрукты для игры в «Магазин» 2 неделя: Пальчиковый театр «Колобок» 3 неделя: Пальчиковый театр «Теремок» 4 неделя: Пальчиковый театр «Курочка Ряба» |
Март Тема образовательной игровой ситуации: | 1 неделя: «Весенний букет» 2 неделя: « У нас в гостях морская свинка» 3 неделя: «Посещение зоопарка» 4 неделя: «Посадим фасоль» | 1 неделя: «Кто где живёт и почему» 2 неделя: «Кому нужна вода?» 3 неделя: Связь живой и неживой природы» 4 неделя: «Птицы прилетели» | 1 неделя: «Букет для мамы» - рисование «Цветы» - лепка 2 неделя: «Свети солнышко в окошко» - рисование «Яблоки» - лепка 3 неделя: «Капель» - рисование «Дождик» - лепка 4 неделя: «Ай, качи, качи , качи…» - рисование «Колечки для пирамидки» - лепка | 1 неделя: «Цветы для мамы» 2 неделя: «Воробей» 3 неделя: «Ласточка» 4 неделя: «Чиж» |
Апрель Тема образовательной игровой ситуации: | 1 неделя: «Весна в лесу» 2 неделя: «Птицы весной» 3 неделя: «Посадим лук» 4 неделя: «Насекомые» | 1 неделя: «Жизнь в степи» 2 неделя: «Все нужны на земле» 3 неделя: «Комнатные растения весной» 4 неделя: «Лес в жизни человека» | 1 неделя: «Плывёт кораблик по весенним ручейкам» - рисование «Пуговицы для платья» - лепка 2 неделя: «Яблоки» - рисование «Солнышко» - лепка 3 неделя: «Трава на лужайке» - рисование «Колбаски на тарелке» - лепка 4 неделя: «Деревья проснулись» - рисование «Апельсины» - лепка | 1 неделя: «Лепим ромашку» 2 неделя: «Лепим подсолнух» 3 неделя: «Колокольчик» 4 неделя: «Анютины глазки» |
Май Тема образовательной игровой ситуации: | 1 неделя: «Будь здоров и весел, хомяк» 2 неделя: «Цветущие деревья» 3 неделя: «Советы Айболита» 4 неделя: «Весна-красна» | 1 неделя: «Цветущие деревья» 2 неделя: «Жизнь в воде» 3 неделя: Чем богаты недра земли» 4 неделя: «Весна –красна» | 1 неделя: «Бабочки» - рисование «Ёжик» - лепка 2 неделя: «Забавные зверюшки – полосатые игрушки» - рисование «Гусеница» - лепка 3 неделя: «Цветочная поляна» рисование «Бабочка» - лепка 4 неделя: «Цветущая веточка» - рисование «Одуванчик» | 1 неделя: «Неволяшка» 2 неделя: «Поросёнок» 3 неделя: «Крокодил» 4 неделя: «Собачка» |
В 2012 году педагогический коллектив принял решение о создании на базе МБДОУ «Тополёк» - районной творческой мастерской «Познаём мир», где приоритетным направлением работы является экологическое развитие, формирование экологической культуры детей, так как она является важнейшей частью нравственного воспитания, духовности и интеллекта ребёнка. Творческая мастерская функционирует в течение одного года. В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна программы в том, что в ней предлагается формировать у детей эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний.
Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для экологического развития.
Вместе с тем в программе творческой мастерской «Познаём мир» происходит возрождение элементов народной культуры – этнопедагогики - приобщающих детей к традициям бережного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью жителей нашей Родины, республики Адыгея, к грамотному и разумному природоиспользованию.
В каждом возрасте перед экологическим воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено экологической культуры.
- на 1-ом году жизни – основная задача- предоставление богатства и разнообразия внешних впечатлений об окружающем мире, развитие внимания к свойствам предметов.
- на 2-3 году жизни - следует продолжать обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, об объектах неживой природы, встречающихся в ближнем окружении. (Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления). Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.
- на 4-5 году жизни основной задачей является - удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, формирование необходимых для разностороннего развития ребёнка представлений о ней, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления – это важные задачи работы с детьми в этот период.
- на 6 году жизни основные задачей является - расширение и углубление представлений детей о природе. Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательных и речевых умений. Помощь детям в освоении навыков и умений по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.
- на 7 году жизни важнейшей задачей является - обогащение личного опыта, положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе. В начале учебного года были проведены беседы с родителями и диагностика детей с учётом личностно-ориентированного подхода. Всё это позволило сделать заключение, что дети слабо владеют экологическими знаниями. А поэтому было решено развивать у детей:
- познавательный интерес к окружающему миру;
- самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность;
- чувство сострадания ко всему живому, что нас окружает;
- коммуникативные качества;
- способствовать формированию положительных эмоций при ознакомлении детей с природой.
Цель данных задач:
Заложить основы эмоционального положительного настроя в усвоении экологических знаний, в формировании осознанного правильного отношения к объектам природы родного края, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Для осуществления поставленной цели был составлен перспективный план работы творческой мастерской «Познаём мир» с детьми от 2 до 7 лет по теме: «Экологическое воспитание. Методы и приёмы. Использование нетрадиционных форм обучения: Развитие эколого-туристических умений. Нормы и правила поведения в окружающей среде».
Творческая мастерская строилась в форме работы кружковой деятельности. Образовательная деятельность на кружках проводилась 1 раз в неделю. В рамках творческой мастерской на базе МБДОУ «Тополёк» в течение года функционировали кружки: «Капитошка» по эколого-эстетическому развитию, развитию творческих способностей в изобразительной деятельности) для детей 2-3 лет, кружок «Туристята» по формированию эколого-туристических умений (изучение норм и правил поведения в окружающей среде) для детей разновозрастных групп (2 младшая-средняя и старшая-подготовительная), кружок «Чудеса из солёного теста» по эколого-эстетическому развитию, развитию творческих способностей). Проводилась образовательная деятельность со всей группой и по подгруппам, на которой дети выполняли самостоятельные задания. С детьми проводилась индивидуальная работа.
В группах создана предметно-развивающая среда: игрушки, настольно-печатные игры, развивающие игры и пособия. В группах созданы природные уголки, мини-лаборатории. На протяжении года с детьми создавались коллекции природных материалов (камней, листьев, коры с деревьев). В группах созданы условия для проектной деятельности. Созданная предметная среда дала большую возможность для самостоятельных действий, наталкивающих ребёнка на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути и решения поставленных задач.
В течение учебного года с детьми велась опытно-экспериментальная деятельность. Результаты опытно-экспериментальной деятельности записывались воспитателем в дневник. Дети наблюдали за явлениями живой и не живой природы. Вели дневники наблюдений, календари наблюдений, зарисовывали погоду. Учились ухаживать за комнатными растениями. Воспитатели водили детей в туристические мини-походы по территории детского сада, парка и по достопримечательностям станицы Гиагинской. Было организовано посещение музея. Для детей были организованы экскурсии в детскую библиотеку, где они познакомились с творчеством М. Пришвина и В. Бианки. Дети участвовали в проектной деятельности. В детском саду проводились выставки совместного творчества детей и взрослых: «Осень золотая»; «Зимушка-зима»; «Встречаем весну»; «Краски лета». Проводились экологические праздники и развлечения. Дети участвовали в экологических сказках.
Для педагогов Гиагинского района на базе МБДОУ «Тополёк» проводились 3 методических объединения районной творческой мастерской «Познаём мир». На первом методическом объединении, районной творческой мастерской «Познаём мир», было раскрыто содержание работы творческой мастерской», были рассказаны цели и задачи работы. Показан мастер-класс для педагогов: «Осенний цветок из листьев». Второе методическое объединение районной творческой мастерской было посвящено опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Была показана образовательная деятельность с опытами и экспериментами: свойства воды, песка, воздуха. Проведён мастер-класс для педагогов: «Картонный самолёт из спичечного коробка» (подарок для пап). Третье методическое объединение районной творческой мастерской было посвящено просмотру экологического праздника «Земля – наш общий дом».
Хоть районная творческая мастерская «Познаём мир» функционирует не так давно, но у нас уже есть успехи. Под моим руководством дети участвовали в конкурсах. В рамках кружка «Чудеса из солёного теста» Удовиченко Ярослав – 4 года, 27.04.2013г. занял 3 место и стал дипломантом Всероссийского творческого конкурса для дошкольников и учащихся 1-8 классов «Уши, лапы и хвосты». На конкурс была представлена поделка из солёного теста «Бегемот». Николаенко Антон – 6 лет, в рамках кружка «Туристята», 12 марта 2013 года, стал дипломантом Международного детского творческого фестиваля «Апельсин». Раздел: «Наука и исследования» за научную работу (проект) по декоративно-прикладному творчеству «Застенчивый кленовый ёжик». Мошкина Варвара – 6 лет, в рамках кружка «Капитошка» заняла 1 место во Всероссийском творческом конкурсе для дошкольников «Мой любимый детский сад». Номинация (рисунок, посвящённый детскому саду). Тесленко Кирилл – 4 года, в рамках кружка «Туристята», 5 мая 2013 года, занял 3 место и стал дипломантом Международного творческого конкурса «Я придумал этот мир» - /декоративно - прикладное творчество/ с поделкой из солёного теста: «Собачка». Чунтыжев Дамир – 4 года, в рамках кружка «Туристята», 5 мая 2013 года, стал лауреатом Международного творческого конкурса «Я придумал этот мир» - /декоративно - прикладное творчество/ с поделкой из солёного теста: «Яблонька». В рамках кружковой деятельности «Капитошка», 21 мая 2013года, Кургузова София – 4 года, Мошкин Ярослав – 4 года, Шевченко Валентина – 4 года, стали участниками 2 Международного конкурса рисунка «Портрет живого слова» и получили сертификаты участников.
Кроме того, я, как руководитель районной творческой мастерской «Познаём мир», 15 мая 2013 года, приняла участие в Международном конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!» с программой творческой мастерской и получила сертификат участника. Участвовала в этом конкурсе и с методической разработкой педагогического проекта «Человек и природа» для детей разновозрастной группы (2 младшая – средняя) по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента. Получила сертификат участника..
В конце учебного года были подведены итоги работы районной творческой мастерской. Была проведена заключительная диагностика кружковой деятельности. Результаты показали, что уровни показателей экологического развития детей увеличились, а это значит, что необходимо продолжать экологическую работу в детском саду, совершенствовать знания и умения детей в области «Познание». На следующий год планируется продолжать работу районной творческой мастерской «Познаём мир». Будет продолжать функционировать кружковая деятельность. У детей будем продолжать развивать наблюдательность и опытно-экспериментальную деятельность. Привлекать детей к проектной деятельности в рамках кружка «Туристята». Устраивать выставки совместного творчества детей и родителей. Дети будут участвовать в «Экологических сказках», «КВН», «Туристических соревнованиях» и «Викторинах». Для педагогов Гиагинского района будут проведены методические объединения районной творческой мастерской «Познаём мир». Под руководством воспитателей, дети будут продолжать участвовать в конкурсах.
Республика Адыгея
Станица Гиагинская
МБДОУ «Тополёк»
Руководитель:
Коробкова Татьяна Викторовна
Дата проведения: 11.06. 2013г.
Ст. Гиагинская
В 2012 году педагогический коллектив принял решение о создании на базе МБДОУ «Тополёк» - районной творческой мастерской «Познаём мир», где приоритетным направлением работы является экологическое развитие, формирование экологической культуры детей, так как она является важнейшей частью нравственного воспитания, духовности и интеллекта ребёнка. Творческая мастерская функционирует в течение одного года. В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна программы в том, что в ней предлагается формировать у детей эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний.
Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для экологического развития.
Вместе с тем в программе творческой мастерской «Познаём мир» происходит возрождение элементов народной культуры – этнопедагогики - приобщающих детей к традициям бережного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью жителей нашей Родины, республики Адыгея, к грамотному и разумному природоиспользованию.
В каждом возрасте перед экологическим воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено экологической культуры.
В начале учебного года были проведены беседы с родителями и диагностика детей с учётом личностно-ориентированного подхода. Всё это позволило сделать заключение, что дети слабо владеют экологическими знаниями. Поэтому было решено развивать у детей:
- познавательный интерес к окружающему миру;
- самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность;
- чувство сострадания ко всему живому, что нас окружает;
- коммуникативные качества;
- способствовать формированию положительных эмоций при ознакомлении детей с природой.
Цель данных задач:
Заложить основы эмоционального положительного настроя в усвоении экологических знаний, в формировании осознанного правильного отношения к объектам природы родного края, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Для осуществления поставленной цели был составлен перспективный план работы творческой мастерской «Познаём мир» с детьми от 2 до 7 лет по теме: «Экологическое воспитание. Методы и приёмы. Использование нетрадиционных форм обучения: Развитие эколого-туристических умений. Нормы и правила поведения в окружающей среде».
Творческая мастерская строилась в форме работы кружковой деятельности. Образовательная деятельность на кружках проводилась 1 раз в неделю. В рамках творческой мастерской на базе МБДОУ «Тополёк» в течение года функционировали кружки: «Капитошка» по эколого-эстетическому развитию, развитию творческих способностей в изобразительной деятельности) для детей 2-3 лет, кружок «Туристята» по формированию эколого-туристических умений (изучение норм и правил поведения в окружающей среде) для детей разновозрастных групп (2 младшая-средняя и старшая-подготовительная), кружок «Чудеса из солёного теста» по эколого-эстетическому развитию, развитию творческих способностей). Проводилась образовательная деятельность со всей группой и по подгруппам, на которой дети выполняли самостоятельные задания. С детьми проводилась индивидуальная работа.
В группах создана предметно-развивающая среда: игрушки, настольно-печатные игры, развивающие игры и пособия. В группах созданы природные уголки, мини-лаборатории. На протяжении года с детьми создавались коллекции природных материалов (камней, листьев, коры с деревьев). В группах созданы условия для проектной деятельности. Созданная предметная среда дала большую возможность для самостоятельных действий, наталкивающих ребёнка на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути и решения поставленных задач.
В течение учебного года с детьми велась опытно-экспериментальная деятельность. Результаты опытно-экспериментальной деятельности записывались воспитателем в дневник. Дети наблюдали за явлениями живой и не живой природы. Вели дневники наблюдений, календари наблюдений, зарисовывали погоду. Учились ухаживать за комнатными растениями. Воспитатели водили детей в туристические мини-походы по территории детского сада, парка и по достопримечательностям станицы Гиагинской. Было организовано посещение музея. Для детей были организованы экскурсии в детскую библиотеку, где они познакомились с творчеством М. Пришвина и В. Бианки. Дети участвовали в проектной деятельности. В детском саду проводились выставки совместного творчества детей и взрослых: «Осень золотая»; «Зимушка-зима»; «Встречаем весну»; «Краски лета». Проводились экологические праздники и развлечения. Дети участвовали в экологических сказках.
Для педагогов Гиагинского района на базе МБДОУ «Тополёк» проводились 3 методических объединения районной творческой мастерской «Познаём мир». На первом методическом объединении районной творческой мастерской «Познаём мир», было раскрыто содержание работы творческой мастерской», были рассказаны цели и задачи работы. Показан мастер-класс для педагогов: «Осенний цветок из листьев». Второе методическое объединение районной творческой мастерской было посвящено опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Была показана образовательная деятельность с опытами и экспериментами: свойства воды, песка, воздуха. Проведён мастер-класс для педагогов: «Картонный самолёт из спичечного коробка» (подарок для пап). Третье методическое объединение районной творческой мастерской было посвящено просмотру экологического праздника «Земля – наш общий дом» и подведению итогов работы творческой мастерской.
Районная творческая мастерская «Познаём мир» функционирует не так давно, но у нас уже есть успехи. Под моим руководством дети участвовали в конкурсах. В рамках кружка «Чудеса из солёного теста» Удовиченко Ярослав – 4 года, 27.04.2013г. занял 3 место и стал дипломантом Всероссийского творческого конкурса для дошкольников и учащихся 1-8 классов «Уши, лапы и хвосты». На конкурс была представлена поделка из солёного теста «Бегемот». Николаенко Антон – 6 лет, в рамках кружка «Туристята», 12 марта 2013 года, стал дипломантом Международного детского творческого фестиваля «Апельсин». Раздел: «Наука и исследования» за научную работу (проект) по декоративно-прикладному творчеству «Застенчивый кленовый ёжик». Мошкина Варвара – 6 лет, в рамках кружка «Капитошка» заняла 1 место во Всероссийском творческом конкурсе для дошкольников «Мой любимый детский сад». Номинация (рисунок, посвящённый детскому саду). Тесленко Кирилл – 4 года, в рамках кружка «Туристята», 5 мая 2013 года, занял 3 место и стал дипломантом Международного творческого конкурса «Я придумал этот мир» - /декоративно - прикладное творчество/ с поделкой из солёного теста: «Собачка». Чунтыжев Дамир – 4 года, в рамках кружка «Туристята», 5 мая 2013 года, стал лауреатом Международного творческого конкурса «Я придумал этот мир» - /декоративно - прикладное творчество/ с поделкой из солёного теста: «Яблонька». В рамках кружковой деятельности «Капитошка», 21 мая 2013года, Кургузова София – 4 года, Мошкин Ярослав – 4 года, Шевченко Валентина – 4 года, стали участниками 2 Международного конкурса рисунка «Портрет живого слова» и получили сертификаты участников.
Кроме того, я, как руководитель районной творческой мастерской «Познаём мир», 15 мая 2013 года, приняла участие в Международном конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!» с программой творческой мастерской и получила диплом участника. Участвовала в этом конкурсе и с методической разработкой педагогического проекта «Человек и природа» для детей разновозрастной группы (2 младшая – средняя) по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента. Получила диплом участника.
В конце учебного года подведены итоги работы районной творческой мастерской. Была проведена заключительная диагностика кружковой деятельности. Результаты показали, что уровни показателей экологического развития детей увеличились, а это значит, что необходимо продолжать экологическую работу в детском саду, совершенствовать знания и умения детей в области «Познание». На следующий год планируется продолжать работу районной творческой мастерской «Познаём мир». Будет продолжать функционировать кружковая деятельность. У детей планируется развивать наблюдательность и опытно-экспериментальную деятельность. Будем продолжать привлекать детей к проектной деятельности в рамках кружка «Туристята». Устраивать выставки совместного творчества детей и родителей. Дети будут участвовать в «Экологических сказках», «КВН», «Туристических соревнованиях» и «Викторинах». Для педагогов Гиагинского района будут проведены методические объединения районной творческой мастерской «Познаём мир». Под руководством воспитателей, дети будут продолжать участвовать в конкурсах.
Республика Адыгея
Станица Гиагинская
МБДОУ «Тополёк»
Руководитель:
Коробкова Татьяна Викторовна
Дата проведения: 11.06. 2013г.
Ст. Гиагинская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
II открытый районный конкурс творческих работ "Рождественский вертеп" 2019
http://ugraeparhia.ru/mitropolit-hantyi-mansiyskiy-i-surgutskiy-pavel-prinyal-uchastie-v-rozhdestvenskoy-vstreche-v-pgt-izluchinsk-2/ ...
Рождественские встречи с Владыкой Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом. III открытый районный конкурс творческих работ «Рождественский вертеп» 2020 год.
III открытый районный конкурс творческих работ «Рождественский вертеп». Торжественное награждение в культурно-досуговом комплексе "Арлекино". https://vk.com/wall-33970...
Рабочая программа Творческой студии Художественного воспитания Обучения и развития детей 4-7 лет «Чиполлино» Срок реализации программы – 1год
Рабочая программаТворческой студииХудожественного воспитанияОбучения и развития детей 4-7 лет«Чиполлино» Черная Наталия Анатольевна воспитатель МДОУ №16 «Самолётик»Срок ре...
Грамота коллективу "Искорка", занявшему I место в районном детском творческом конкурсе "Азбука пожарной безопасности"
Номинация "Хореографическое искусство"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Речевичок» (далее - Программа)социально- педагогической направленности для детей
В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложн...
Участие в районном конкурсе творческих работ «Весна идет - весне дорогу»
Участие в ррайонном конкурсе творческих работ "Весна идёт - весне доргу"...
Районный конкурс творческих работ «Созвездие Гагарина», апрель 2021 г.
http://gagarin.library67.ru/nawi-vystavki/rajonnyj-konkurs-tvorches/ http://gagarin-gazeta.ru/2021-04-20/itogi-konkursa-sozvezdie-gagarina-nagrazhdenie-24-aprelya/...