Творческий проект "Узнаем, познаем, развиваемся"
проект по окружающему миру на тему
Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uznaem_poznaem_razvivaemsya_dmitrieva.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 города Гусева
Творческий проект:
«Узнаем – познаем – развиваемся»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Дмитриева Ю. А.
г. Гусев
2015
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Предмет исследования: вода, воздух, статическое электричество
По количеству участников: групповой
Участники проекта: воспитатель; дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений. Проводя опыт, нельзя наносить вред и ущерб растениям и животным.
Цель:
- развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
- развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество, преломление света и др.);
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;
- интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.
Задачи:
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве и воздухе.
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
- Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
- Развитие связанной и диалогической речи; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
- Способствовать развитию любознательности, внимания, логического мышления, умения определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде, культуру поведения.
Обеспечение проекта: салфетки для стола; емкости с водой; трубочки для сока; бумажные листы; подносы, кисти; стакан граненый прозрачный; лупа, графин для воды стеклянный, материалы для исследований – цветные камушки; платки, пакеты полиэтиленовые; воздушные шарики; фольга пищевая, ножницы, расчески пластмассовые; фартуки для детей; бумажное полотенце.
Предварительная работа:
- ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
- беседы о воде, воздухе, электричестве;
- рассматривание и чтение детских энциклопедий.
Предполагаемый результат:
- создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;
- возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;
- стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
- удачное проведение экспериментов.
Этапы реализации проекта.
I. Организационный:
- Изготовление картотеки игр и опытов с детьми;
- Сбор и анализ литературы;
- Подбор материала для экспериментальной деятельности с детьми;
- Беседы «Зачем нужен воздух?», «Какая бывает вода?», «Что такое энергия?».
- Разработка плана реализации проекта
II. Практический:
- Опытно-экспериментальная деятельность:
«Свойства воды: пар, лед, вода», «Как поймать воздух?», «Воздух в человеке», «Можно ли склеить бумагу водой?», «Танцующая фольга», «Вода или лупа?», «Воздушные шарики»;
- Привлечение родителей к оформлению Центра познавательно-исследовательской деятельности «Узнаем – познаем – развиваемся»
III. Заключительный:
- Оформление фотовыставки об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.
- Викторина «Путешествие с гномом Экономом»;
- Проведение досуга совместно с родителями на тему: «Фокус – покус».
Экспериментальная деятельность.
Опыты с воздухом.
1. Воздух в человеке.
Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.
Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки.
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
2. Ловим воздух. Взять платок за четыре конца. Платком взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз - получается купол, заполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.
Ловим воздух пакетом. В пустом новом пакете воздуха нет, пакет плоский. Расправляем его и «ловим» им воздух. Пакет надувается, его можно завязать. Мы поймали воздух.
Эксперименты с давлением воздуха.
3. Вода в перевернутом стакане.
Наполняем стакан водой до самых краев, накрываем его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно перевертываем стакан. Убираем руку. Вода из стакана не будет выливаться.
Вывод. Давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Вот почему бумага не отпадает, а вода не выливается.
Опыты с водой.
1. Можно ли склеить бумагу водой?
Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.
А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно.
Вывод: вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
2. Вода или лупа? Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это можно заметить, посмотрев, как увеличивается размер камушка. А может быть, это стекло увеличивает? Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через воду.
Из-за преломления света между водой и воздухом расстояния и размеры кажутся нам не такими, как на самом деле – далекое кажется ближе на 25%, предметы становятся больше на 33% – на целую треть!
Понятие об электрических зарядах.
Статическое электричество можно заметить при расчесывании волос. Пластмассовые расчески заряжены отрицательно, а волосы - положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны.
1. Танцующая фольга.
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
2. Воздушные шарики.
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.
Наэлектризуйте шарик, потерев его о волосы. Приподнимая шарик над головой, вы почувствуете, как за ним тянутся волосы.
Наэлектризованный шарик прислоните к вертикальной стенке, к потолку, к своей одежде или голове – он будет долго висеть в таком положении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Тема: "Играя - познаем, развиваемся, растем"
Незаметно пролетит время, и наши дети пойдут в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка, или наоборот омрачиться неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, так как познавательный...
Проект "Узнаем, познаем, развиваемся"
Проект "Узнаем, познаем, развиваемся" в 1 младшей группе детского сада. ЦЕЛЬ:1. Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопр...
Долгосрочный проект по организации предметно-пространственной среды в коррекционной группе «ЧУВСТВУЕМ,ПОЗНАЕМ, РАЗВИВАЕМ»
Цель проекта: оформить доступную для изучения пяти органов чувств предметно-развивающую среду.Задачи проекта:Образовательные: закрепить знания детей об органах чувств (слух, вкус, зрение, обоняние, ос...
Педагогический проект «С театром растем, познаем, развиваемся!»
еатр для детей – это прежде всего постановка, которая доступна к детскому пониманию. Театр дает знания детям об окружающем мире, учит отличать добро и зло, выз...
Консультация для родителей «Наблюдаем - познаем, развиваемся! »
У каждого времени года есть свое неповторимое очарование. Отправляйтесь на прогулку в любой день. Самое главное – будьте вместе со своим малышом! Наблюдайте, разговаривайте, творит...