Творческий проект "Узнаем, познаем, развиваемся"
проект по окружающему миру на тему

Дмитриева Юлия Анатольевна

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,  умозаключениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uznaem_poznaem_razvivaemsya_dmitrieva.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 города Гусева

Творческий проект:

«Узнаем – познаем – развиваемся»
для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Дмитриева Ю. А.

г. Гусев

2015

 Тип проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Предмет исследования: вода, воздух, статическое электричество

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитатель; дети старшей группы, родители.

 

Актуальность проекта. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. 

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,  умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений. Проводя опыт, нельзя наносить  вред и ущерб растениям и животным.

Цель:

  • развивать познавательно - исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;
  • расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
  • развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество, преломление света и др.);
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;
  • интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.

Задачи:

  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве и воздухе.
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
  • Развитие связанной  и диалогической речи; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
  • Способствовать развитию любознательности, внимания, логического мышления, умения определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде, культуру поведения.

Обеспечение проекта: салфетки для стола; емкости с водой; трубочки для сока; бумажные листы; подносы, кисти; стакан граненый прозрачный; лупа, графин для воды стеклянный, материалы  для исследований – цветные камушки; платки, пакеты полиэтиленовые; воздушные шарики; фольга пищевая, ножницы, расчески пластмассовые; фартуки для детей; бумажное полотенце.

Предварительная работа:

  • ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
  • беседы о воде, воздухе, электричестве;
  • рассматривание и чтение детских энциклопедий.

Предполагаемый результат:

  • создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;
  • возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;
  • стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
  • удачное проведение экспериментов.

Этапы реализации проекта.

I. Организационный:

  • Изготовление картотеки игр и опытов с детьми;
  • Сбор и анализ литературы;
  • Подбор материала для экспериментальной деятельности с детьми;
  • Беседы «Зачем нужен воздух?», «Какая бывает вода?»,  «Что такое энергия?».
  • Разработка плана реализации проекта

II. Практический:

  • Опытно-экспериментальная деятельность:

«Свойства воды: пар, лед, вода», «Как поймать воздух?», «Воздух в человеке», «Можно ли склеить бумагу водой?», «Танцующая фольга», «Вода или лупа?», «Воздушные шарики»;

  • Привлечение родителей к оформлению  Центра познавательно-исследовательской деятельности «Узнаем – познаем – развиваемся»

III. Заключительный:

  • Оформление фотовыставки об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.
  • Викторина «Путешествие с гномом Экономом»;
  • Проведение досуга совместно с родителями на тему: «Фокус – покус».

Экспериментальная деятельность.

Опыты с воздухом.

1. Воздух в человеке.

Мы дышим воздухом – пузырьки в воде – воздух из легких. Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.

Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Выходят пузырьки.

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

2. Ловим воздух. Взять платок за четыре конца. Платком взмахиваем, поднимая его вверх и опуская концы вниз   - получается купол, заполненный воздухом. Платок похож на парашют, который спускается плавно. Воздух под куполом распирается и поддерживает его.

Ловим воздух пакетом. В пустом новом пакете воздуха нет, пакет плоский. Расправляем его и «ловим» им воздух. Пакет надувается, его можно завязать. Мы поймали воздух.

Эксперименты с давлением воздуха.

3. Вода в перевернутом стакане.

Наполняем стакан водой до самых краев, накрываем его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно перевертываем стакан. Убираем руку. Вода из стакана не будет выливаться. 

Вывод. Давление атмосферного воздуха на бумагу больше давления воды на нее. Вот почему бумага не отпадает, а вода не выливается.

Опыты с водой.

1. Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Сдвинуть листы невозможно.    

Вывод: вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

2. Вода или лупаПредметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это  можно  заметить, посмотрев, как увеличивается размер камушка. А может быть, это стекло увеличивает?  Нет,  ведь  рыбки  в  аквариуме  тоже кажутся больше, если смотреть только через воду. 

Из-за преломления света между водой и воздухом расстояния и размеры кажутся нам не такими, как на самом деле – далекое кажется ближе на 25%, предметы становятся больше на 33% – на целую треть!

Понятие об электрических зарядах.

Статическое электричество можно заметить при расчесывании волос. Пластмассовые расчески заряжены отрицательно, а волосы - положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны. 

1. Танцующая фольга.
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. 

2. Воздушные шарики.

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.
      Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.

Наэлектризуйте шарик, потерев его о волосы. Приподнимая шарик над головой, вы почувствуете, как за ним тянутся волосы.

Наэлектризованный шарик прислоните к вертикальной стенке, к потолку, к своей одежде или голове – он будет долго висеть в таком положении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Играя - познаем, развиваемся, растем"

Незаметно пролетит время, и наши дети пойдут в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка, или наоборот омрачиться неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, так как познавательный...

Проект "Узнаем, познаем, развиваемся"

Проект "Узнаем, познаем, развиваемся" в 1 младшей группе детского сада. ЦЕЛЬ:1.          Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопр...

Долгосрочный проект по организации предметно-пространственной среды в коррекционной группе «ЧУВСТВУЕМ,ПОЗНАЕМ, РАЗВИВАЕМ»

Цель проекта: оформить доступную для изучения пяти органов чувств предметно-развивающую среду.Задачи проекта:Образовательные: закрепить знания детей об органах чувств (слух, вкус, зрение, обоняние, ос...

Педагогический проект «С театром растем, познаем, развиваемся!»

еатр для детей – это прежде всего постановка, которая доступна к детскому пониманию. Театр дает знания детям об окружающем мире, учит отличать добро и зло, выз...

Консультация для родителей «Наблюдаем - познаем, развиваемся! »

  У каждого времени года есть свое неповторимое очарование. Отправляйтесь на прогулку в любой день. Самое главное – будьте вместе со своим малышом! Наблюдайте, разговаривайте, творит...