Образовательная программа «Творческая мастерская»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Программа развития творческих способностей у детей младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_u_detey_mladshego_vozrasta.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
«Творческая мастерская»
( для детей младшего дошкольного возраста)
Актуальность, научная обоснованность, практическая значимость
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Творчество предполагает объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта.
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
В процессе созидательного творчества происходит следующее:
Осуществляется интересный и плодотворный досуг, что само по себе хорошо как вид позитивной привычки.
Развивается стремление к созиданию.
В процессе творчества происходит самовыражение, профилактика психосоматических заболеваний, выражение различных эмоций, проработка чувств и состояний, например страхов, избавиться от разрушительных тенденций и негативных накоплений, невольно получаемых от общества или в процессе внутреннего роста.
При этом возникает чувство единения в общей деятельности с детьми и педагогом, сближение реальностей, чувство сопричастности, общего дела.
Формируются зачатки креативности, дети мыслят самостоятельно, творчески, применяют свою логику, полученную в процессе своей работы.
Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторика, интеллект.
При работе с природными материалами появляется чувство единения с природой, бережное отношение к ее дарам.
При работе с подручными средствами типа ненужных коробочек и баночек, развивается креативность, ребенок придумывает, что можно сделать из коробки из-под каши – машину, гараж, кукольную кроватку, дом и т.д.
Продукты творчества могут стать участниками ролевой игры, героями настольного театра.
В творчестве развивается эстетическое чувство, вкус и тяга к прекрасному
Содержание программы
Месяц | Тема | Количество занятий в месяц | Основные образовательные области | Итог |
1. Ноябрь | Животные Африки | 8 | 1.Кругозор, познание -Знакомство с животными и природой Африки ( пальма, жираф, бегемот, зебра, слон, черепаха, крокодил), их внешние особенности. 2.Художественное творчество Аппликация: -Повторение геометрических форм и цветов -Развивать аккуратность, акцентировать внимание детей. Лепка: -Знакомство с понятием «Объем», «Полуобъем» Рисование: -формирование умений правильно и аккуратно закрашивать контурные рисунки гуашью, акварелью | Коллективная работа |
2. Декабрь | Зимняя сказка | 8 | 1. Кругозор, познание - Знакомство с праздником «Новый год» - Знакомство с основными героями и символами Нового года (Елочка, Дед Мороз, Снегурочка, белый мишка, снеговик, снежинка) 2. .Художественное творчество Аппликация: - Знакомство с основными видами аппликации (объемная, полуобъемная , обрывная ) Лепка: - Повторение понятия «Объем» Рисование: - Знакомство с новой техникой «Тампонирование» | Коллективная работа |
3. Январь | Морские обитатели | 8 | 1. Кругозор, познание - Знакомство с понятием «Море» - Знакомство с видами морских обитателей ( морские звезды, водоросли, осьминог, рыбы, медуза, морской еж, краб), их внешние особенности. 2. .Художественное творчество Аппликация: - Учимся правильно и аккуратно складывать «гормошку» из цветной бумаги - Повторение понятия «Полуобъем» Лепка: -Закрепление понятий «Объем», «Полуобъем» Рисование: - Знакомство с новой техникой «Лиссеровка» - Рисуем красками на объемной заготовке - Повторение техники «Тампонирование» | Коллективная работа |
4.Февраль | Теремок | 8 | 1. Кругозор, познание - Повторение сказки «Теремок», с его героями ( мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, медведь) 2. .Художественное творчество Основная техника месяца Аппликация: -Повторение геометрических форм и цветов - Продолжать учить детей наклеивать геометрические формы из цветной бумаги, располагая их в определенном месте, тем самым создавая образы героев сказки и дорисовывание деталей (глаза, нос, рот,уши) фломастерами; - Формировать умение предварительно выкладывать готовую форму на листе бумаги; -продолжать учить пользоваться кисточкой, клеем, тряпочкой; -Формировать интерес к сказкам и аппликационной деятельности; - Развивать детское воображение, а также мелкую моторику рук. | Коллективная работа |
5.Март | Подарок своими руками | 8 | 1. Кругозор, познание - Знакомство с понятием « Подарок» - Дать общее представление о подарках( какие они бывают, на какие праздничные события они дарятся) 2. .Художественное творчество Аппликация: -Знакомство с понятием «Объемное моделирование» - Повторение техники «Обрывная аппликация» Лепка: - Знакомство с техникой « Лепка по форме» Рисование: - Повторение техники « Тампонирование» | Коллективная работа |
6. Апрель | Нужные вещи | 8 | 1. Кругозор, познание - Знакомство и обсуждение «Нужных вещей» ( какие вещи нам нужны каждый день) 2. .Художественное творчество Аппликация: -Закрепление геометрических фигур -Самостоятельное решение для готовой заготовки -знакомство с техникой плоскостное моделирование» Лепка: - Закрепление основных техник лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание) Рисование: -Закрепление основных техник рисования( раскраска различными материалами),тампонирование | Коллективная работа |
Структура занятий:
Приветствие
Введение в тему занятия (игра)
Показ методов и техник работы
Основная часть
Заключительная часть
Обсуждение проделанной работы
Техники исполнения, используемые в работе с аппликацией, рисованием и лепкой
Аппликация (от лат. Applicatio – прикладывание, присоединение) – это способ получения изображения. Техника декоративно-прикладного искусства.
А также, аппликация — вырезание и наклеивание фигурок или целых картин из кусочков бумаги, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Один из наиболее распространенных способов аппликации — декупаж.
Какие изображения в аппликации можно получить :
1. Объемные и плоские.
Плоскую аппликацию выполняют путём вырезания деталей из бумаги и других материалов, и наклейки их на основание, которое может быть из бумаги, картона.
Объёмная аппликация. Широкое распространение в практической деятельности получила объёмная аппликация, создающая некоторую видимость объёма. Объёмная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения.
По приёмам изготовления её можно разделить на четыре группы.
1. Отдельные элементы наклеивают на фон только частью своей плоскости.
2. На развёрнутой обложке-сувенире приклеивают детали частью своей плоскости в 2-3 плана.
3. На фон наклеивают какую-нибудь объёмную деталь.
4. Некоторые детали приклеивают несколькими помятыми или выполненными из гофрированной бумаги, чтобы показать объём игрой материала.
2. Предметные, сюжетные и декоративные.
Предметные аппликации изготовляют из вырезанных геометрических фигур, листьев, фруктов, овощей, цветов, грибов, насекомых. Т. е. подбирают такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской.
Сюжетно-тематические аппликации состоящие из нескольких разных фигур, часто в динамике, т.е. в движении, служат для иллюстрирования литературных произведений (сказок, басен, стихотворений);
Эта разновидность аппликации предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой (сюжетом).
Декоративные аппликации применяют для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, поздравительных открыток, сценических декораций, костюмов.
Декоративная аппликация – вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.
3. Аппликацию можно выполнить в одном тоне (одноцветная), а можно использовать разную цветовую гамму (многоцветная).
Техники исполнения, используемые в аппликации:
Коллаж
Вид техники, в которой используются сразу несколько видов материалов. С маленькими детьми чаще всего выполняются аппликации из бумаги. От расцветки и вида выбранной бумаги зависит эстетический эффект аппликации и удовлетворенность ребенка от проделанной работы.
Работая с бумагой, ребенок учится её сгибать, складывать пополам или в несколько раз, вырезать, клеить. А также узнает, что бумага бывает разной фактуры: блестящей, глянцевой, гладкой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой (толстой на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой.
Давайте вкратце познакомимся с характеристиками наиболее используемых на занятиях аппликацией видов бумаги.
Для письма.
Писчая, потребительская, почтовая. Изготовляется из из тряпья и целлюлозы, легко складывается, скручивается, склеивается, хорошо окрашивается.
Пожалуй, самая используемая нами в качестве основы для аппликации и рисунков.
Чертежная. Служит для выполнения чертежно-графических работ тушью, карандашом и акварельными красками. Ее отличие заключается в том, что даже после многократных подчисток она не изменяет своих поверхностных характеристик.
Рисовальная. Изготавливается из 100% беленой целлюлозы. Выдерживает смывки, подчистки, способна к наполнению глубины красочного слоя и сохранению его яркости, обладает мягкой эстетической фактурой. Подходит для работы всеми видами водорастворимых красок, для выполнения работ в технике "по мокрому", "по сухому".
Калька. Пропитана для прозрачности воском и маслом. Применяется для изготовления объемных аппликаций путем наклеивания слоев бумаги разного цвета.
Для тех же целей служит папиросная бумага.
Бумага для печати.
Газетная. С желтоватым оттенком, непрочна на разрыв, рассчитана на кратковременное использование, т.к. изготавливается из небеленой целлюлозы и древесной массы.
Из неё можно делать силуэтные фигуры методом обрыва.
Книжно-журнальная. Предназначена для печатания книг, журналов, нот, цветных литографий, эстампов.
Используются старые журналы для коллажа.
Картографическая. Изготовлена из 100% целлюлозы, гладкая, прочная на разрыв и излом, не деформируется после увлажнения и высушивания. Можно использовать для коллажа.
Обложечная ( упаковочная) и форзацная. Выпускаются для книг, журналов и тетрадок. Обладают повышенной прочностью на изгиб и высокой степенью проклейки. Из них вырезают фигуры или используют обложки как фон.
Крашеная бумага.
Настольная. Изготовляется из обложечной или оберточной бумаги, имеет одностороннюю окраску мягких тонов. Применяется для крупных аппликаций оформительского характера. А также может служить фоном.
Глянцевая. Получается из писчей путем одностороннего крашения с последующим лощением, что создает блестящую, яркую поверхность. Является прекрасным материалом для аппликаций различного содержания и цвета.
Мраморная. Отличается от глянцевой лишь своеобразием обработки её поверхности мраморным рисунком – разводами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор. Может послужить для украшения столешниц и для создания декоративных аппликационных композиций.
Шагреневая. Производится так же, как и мраморная, но ещё дополнительно подвергается тиснению для придания ей вида кожи. Эта бумага плохо а, сгибы получаются нечеткими, они расходятся, поэтому не пригодна для симметричных вырезаний. Можно рекомендовать в качестве фона в декоративных аппликациях по мотивам народного орнамента.
Обойная. Применяется для изготовления обоев разных сортов. В аппликациях может найти применение и как фон, и как материал для изображений.
Оберточная. Изготавливается из волокнистых материалов: целлюлоза сульфатная небеленая, волокнистые отходы от упаковочных материалов (обрезки картона, бумаги, гильз). Экологически чистая, обладает повышенной прочностью и гладкостью. Может быть использована в качестве основы для ламинированной бумаги в производстве гофрированного картона.
Бумага впитывающая.
Промокательная, салфеточная, фильтровальная, пергаментная. Отличаются мягкостью, пушистостью, приглушенными цветовыми оттенками.
Нетрадиционные техники рисования
Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.
Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.
Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. Подходит для создания фона.
Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.
Рисование + аппликация из тонированной бумаги. Необходимо заготовить тонированную бумагу, это делается так: под лист белой бумаги положим текстурную поверхность (обои, любые трафареты и т.д.) проводим восковыми мелками по бумаге, для того чтобы отпечатался рельеф рисунка, затем красим акварельными красками контрастными цветами. Нарезаем тонированную бумагу на геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник) и строим из них сказочные домики, дворцы. Приклеиваем на большой лист бумаги и дополняем аппликацию рисунком или украшаем гелем с блеском.
рисование восковыми мелками + акварельными красками. Ребенок берет контурный рисунок, раскрашивает тщательно весь рисунок и фон восковыми мелками, затем сминает рисунок в комок (эту операцию сжатия повторить 5 раз), затем разглаживает рисунок и покрывает акварельными красками темных тонов большой кистью, весь рисунок. Затем окунает рисунок в ведро с водой, тем самым смывает основную краску. Получается эффект состаривания рисунка.
Печать губкой
Печатание при помощи губки - Очень занимательный и захватывающий вид художественного творчества. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды. Подобный вид нетрадиционного художественного творчества - отпечатки листьев.
Предпочтительнее использовать для печатания гуашь, так как эта краска достаточно густая и более равномерно ложится на губку. Этим способом можно сделать не только отдельные отпечатки в виде каких-то фигурок, когда, вырезая губку, придают ей определенную форму (клише), но и создают фоны для работ с использованием техники аппликация или тонируют поверхности, придавая ей очень декоративный вид.
Этот творческий процесс очень захватывает маленьких художников, которые могут проявить свою фантазию в столь несложном по исполнению процессе.
Техники лепки из пластилина:
Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
Конструктивный способ
Подобно игре в конструктор. Используя это технику, ребенок вылепливает отдельно составные части задуманной фигуры, затем слепляет в единый образ.
Этим способом маленькие дети пользуются инстинктивно: объединяя между собой шары в бусы, цилиндры в заборчики, соединяя фигуры различных форм, шар и цилиндр в грибы, предположим.
Скульптурный способ
Лепка из целого куска. Когда в голове сидит запланированный образ и ребенок начинает различными способами (оттягивать, скручивать, отщипывать…) формировать фигуру из целого куска пластилина. Малыш подобно скульптору создает свой шедевр.
Комбинированный способ
Этот способ совмещает в себе два вышеперечисленных. Он более универсальный. Обычно его предпочитают дети постарше, освоившие начальный этап.
Лепка по форме
Для этого способа используют различные формы: банки, бутылки, крышки, которые замазывают пластилином, а потом украшают пластилиновыми узорами.
Приёмы лепки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Для более выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества одинаковых заготовок в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты.
Рисование пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объемного изображения, то есть скульптуры.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Трафаретная пластилинография
1) Вырезаем из картона трафарет (форма тигренка), накладываем трафарет на чистый лист картона и замазываем отверстие пластилином. Налепляем тигринные полоски.
2) Снимаем трафарет. Получается ровный красивый контур.
Список используемой литературы
Григорьева Г.Г. “Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности”, М.: Просвещение, 1995 г.
“Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
“Коллективное творчество дошкольников”, п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г.
“Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
содержание программы "Творческая мастерская"
содержание программы занятия 1-26...
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «Знайка».
Пояснительная записка.В современных обучающих программах начальной школы большое значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логи...
Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста ( 4-7 лет )
Курс предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — ...
Дополнительная образовательная программа творческой направленности "Занимательные узелки"
Макраме - узелковое плетение нитями, является старинным видом рукоделия.В последнее время, макраме становится очень популярным. Изделия, выполненные в данной технике, могут украсить интерьер, дополнит...
Дополнительная образовательная программа Творческой студии «Калейдоскоп фантазий»
СодержаниеПояснительная запискаВозрастные особенности детей 3-4 летВозрастные особенности детей 5-6 летПеречень основных видов деятельностиПерспективный план занятий с детьми 3-4 летПерспективный план...
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская»
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Творческая мастерская» ...
Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская"
Рабочая программа кружка по области "хужожественно-эстетическое развитие" для детей 5-6 лет...