Знакомство с мордовской музыкой
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шадрина Лариса Николаевна

В конспект ООД включены произведения фольклора и современных мордовских композиторов. Дети знакомятся в эпическими и лирическими песнями. Понятием фольклор. Активно участвуют, исполняя музыкальные произведения оркестром шумовых инструментов, которые они сами выбирают по своему усмотрению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_mord_muzykoy.docx24.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №119»

Конспект ООД

«Знакомство с мордовской музыкой»

для старших дошкольников

                                                            Составила:

                                                                         Музыкальный руководитель

                                                             Шадрина Л.Н.

Цель: Формирование разносторонних и многообразных представлений о богатстве и разнообразии национальной мордовской культуры, о жизненных истоках народного творчества.

Задачи:

  1. Формирование эмоционально-нравственного отношения к музыке (развитие интереса к мордовской музыке, умение слушать и воспринимать мордовскую музыку)
  2. Формирование осознанного интереса к мордовской музыке (умение размышлять, анализировать, чувствовать, умение высказывать свое мнение, отстаивать его, умение не только слушать, но и слышать).
  3. Формирование деятельно практического отношения к музыке (умение петь мордовские песни, попевки, развитие мелодичного и ритмического слуха в процессе использования песен и сопровождения пения на музыкальных шумовых инструментах).
  4. Развивающие:

- развитие творческих способностей через импровизацию;

- развитие фантазии и воображения;

- развитие наблюдательности и умения видеть красоту Мордовского края;

- развивать умение передавать ритмический рисунок в игре на му4зыкальных шумовых инструментах и подбирать их в соответствии с образом музыки, играть в ансамбле.

- развивать вокальные навыки.

        5. Общеобразовательные:

- сообщить новые фамилии композиторов Мордовии и дать сведения о них (Л.Кирюков,  Г. Сураев-Королёв, Н. Кошелева, С. Терханов, А.Вдовин, Н. Бояркин, Е. Кузина).

- средства музыкальной выразительности (динамика, многоголосие, звуковедение, ритм, тембр).

 - жанры мордовской музыки (колыбельная, этические и лирические песни, обрядовые песни, плачи, танцевальная музыка).

- мордовские шумовые инструменты (пнчть, кальдердема, кальхциямат, пайгонят,шавома).

        6. Воспитательные:

- любовь и интерес к мордовской музыке различных жанров;

- способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетических вкусов учащихся).

- чувство национальной гордости, уважения к национальной культуре, самоуважение;

- патриотическое и интернациональное воспитание;

- глубже познать действительность, исторические национальные особенности своего народа;

        7. Связь с жизнью (доступность).

Оборудование и наглядный материал:

Магнитофон, фортепиано, интерактивная доска, музыкальные шумовые инструменты, портреты мордовских композиторов.

Музыкальный материал

  1. Музыкальное приветствие
  2. Мордовская народная колыбельная «Ай, баюня, бай»
  3.  Мордовская народная колыбельная «Удок, удок»
  4. Т.Вдовин «Колыбельная»
  5. Мордовская народная песня «Масторава»
  6. Мордовская народная песня «Васальга»
  7. Мордовская народная песня в эстрадной обработке в исполнении ансамбля «Торама»

Х О Д    З А НЯ Т И Я

Муз. рук.: Ребята, сегодня у нас занятие на тему: «Знакомство с мордовской музыкой», поэтому мы поздороваемся на мордовском языке.  

Приветствие на мордовском языке: Шумбрат!

Мордовская музыка включает мордовский фольклор и музыку современных профессиональных мордовских композиторов.

        Фольклор – это основа письменности, литературы и искусства, которую создал простой народ. А ученые исследователи, проделав кропотливую работу в области собирания народного творчества, донесли его до наших дней. Одним из таких исследователей просветителей является М.Е. Евсевьев, 4 слайд который одним из первых откликнулся на выдвинутую советской властью в начале ХХ века задачу – поднять общий национальный и культурный уровень народа. Записывая произведения фольклора, он побывал в 450 мокшанских и эрзянских населенных пунктах и собрал огромный материал по устно-поэтическому творчеству мордовского народа. Важное значение М.Е.Евсевьев придавал собиранию напевов песен, и еще в начале ХХ века он первым начал записывать мордовские народные песни на фонографные валики.

Благодаря ученым исследователям мы имеем возможность сегодня познакомиться с народным мордовским творчеством, с песнями, которые были созданы народом очень, очень давно.

        В давние времена, когда люди были еще не образованными или неграмотными, песни и народная поэзия передавалась из поколения в поколения, из уст в уста.

        И первое знакомство маленького человека с музыкой, с песней происходило через колыбельные песни, которые мама пела своему малышу.

5 слайд Муз. рук исп. «Колыбельную» («Ай. Баюня, бай!») Муз. рук.:  Название «колыбельная» песня произошло от слов «колыбель» и колебать (качать).

        В старину пением колыбельных песен овладевали с детства. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно баюкать.

        В мордовской крестьянской семье девочки 6-7 лет уже присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда нанимались нянями  в другие семьи, т.к. детских садов тогда еще не было, а родители должны были работать, чтобы как-то прожить.

        Народные колыбельные (те, что сочинил народ) существуют очень давно. Мордовский фольклор зародился во второй половине VIII века. Для колыбельной характерно то, что звучит она в спокойном темпе, не громко.

Слушание «Удок, удок» (Спи,усни) в исп. Муз. рук.

Муз. рук.: Позже, когда появились профессиональные композиторы, на основе народных колыбельных, появились авторские колыбельные. Сегодня вы послушаете «Колыбельную» мордовского композитора Т.Вдовина.

Слушание «Колыбельная» Т.Вдовина в исп. Муз. рук. на фортепьяно.

Муз. рук.: Скажите, в каком характере звучала «Колыбельная»?  Дети: - Мелодично, ласково, убаюкивающее, плавно.

Муз. рук.: Правильно. Давайте, послушаем еще раз мелодию колыбельной и свободно подирижируем, показывая рукой фразировки.

Учитель исполняет мелодию колыбельной, а дети свободно дирижируют.

Муз. рук.: Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам сыграть эту колыбельную вместе со мной. Но сначала давайте выберем вместе подходящие музыкальные шумовые инструменты.

        Муз. рук. предлагает несколько инструментов, дети выбирают и комментируют свой выбор, т. есть доказывают, почему можно в данном случае принимать именно этот (колокольчик, музыкальный треугольник), а не другой инструмент (бубен, румба, ложки).

Слайд 6 Дети вместе с Муз. рук.  исполняют «Колыбельную» Т.Вдовина.

Муз. рук.: Ребята, колыбельная – это первая песня, которую ребенок слышит в детстве от своей мамы. Но на протяжении всей жизни песня сопровождала человека.

        - Любовь к песне и пению – отличительная черта мордовского народа.

        - Порадует ли что мордвина – он в песнях выразит свою радость, случится ли горе – он выльет его в песнях протяжных и заунывных.

        - Действительно, труд, отдых, развлечения, события жизни всегда сопровождались песней. Мордовские деревни, расположенные, в большинстве, в лесах, около речек и озер, жили, звеня песнями. Очевидцы говорят, что приближаясь к деревне, в тихую летнюю ночь, уже верст за семь можно услышать песни.

        - Песни мордвы очень самобытны и оригинально, т.е. не похожи на песни других народов. И сейчас вы в этом убедитесь.

Слушание мордовской народной песни «Масторава» (в записи).

Муз. рук. Характерные черты мордовских песен это многоголосие, но не всегда, от двух до девяти голосов. Но так как музыкальное сопровождение почти не было, то начинал петь всегда один человек, тем самым, задавая тон песни. А остальные поющие подхватывали через одну или несколько музыкальных фраз (мотив). В этом заключается особенность мордовской народной песни.

        - Еще одна особенность и отличие мордовских песен это очень большое количество так называемых куплетов (в Мордовии – строфа). Правда, они не большие, но очень часто 12,18,37,50, 84.

        - Почему такое большое, непривычно для нас, количество куплетов? Дело в том, что мордовские песни отражали не только быт мордовского народа, т.е. все события, которые происходили в жизни (свадебные, похоронные плачи, колыбельные, детские песни-потешки, колядки, песни рождественского дома, масленичные песни, заклинания весны, вербные песни, заклинания дождя, корильные величания и плясовые песни).

        А так же мордовский фольклор включает в себя песни этические и лирические. Их пели в любое время при любых обстоятельствах.

        Этические песни – это песни, не имеющие отношения к действительности, т.е. песни – вымысел.

        А лирические, наоборот, отражают реальные события.

В лирических песнях всегда есть герой (героиня) с ярко выраженными горестями, думами, заботами. В них дается оценка событиям, поступкам героев, негативным явлениям противопоставляются понимания добра, правды, чести, социальной справедливости.

Например песня «Ульяна вышивает в конце села» («Уля сермады веле пеняса»)

«Памятники морд.нар.муз.ис-ва» относится к песням «Встреча девушки и парня». Это типичная лирическая песня, в которой есть два героя Ульяна и Ефимкин Троя, события, в ней поется о желаниях и поступках этих героев.

Муз. рук. знакомит детей с текстом песни и мелодией песни. Дети слушают.

Муз. рук.: К этическим песням можно отнести древнейшую песню «Васальга», в которой говорится о браке чудесно рожденной девушки с небесным покровителем – Громом. В наши дни удалось записать на магнитофонную плёнку эту песню лишь в одном селе. Очень-очень давно мордовский народ верил, что мир людей тесно связан с миром покровителей и миром злых сил. И в этой песне происходит чудесное рождение ребенка, наречение ребенка чудесным именем, обещание выдать в будущем плачущую девушку замуж за того, кто её успокоит, охрана девушки семерыми братьями; чудесное исчезновение девушки во время качания на качелях; тайное нарушение запрета (девушка заглядывает в крайний амбар), тоска замужней молодой девушки по родному дому и посещение ею родных.

        Эта песня уникальна ещё тем, что исполняется она на 5 голосов, в ней 84 строфы.

Звучит фрагмент многоголосной мелодии эпической песни «Васальга»

Муз. рук.: Я познакомила вас, ребята, с мордовским фольклором, т.е. песнями, который создал народ.

        Но время шло, всё в нашем мире развивается, и в середине ХХ века в нашей Мордовии появляется много профессиональных композиторов, которые создали и продолжают создавать множество мордовской музыки-песни, инструментальную музыку, музыку для оркестров народных инструментов и музыку для симфонического оркестра.

        Наша Республика гордится своими композиторами – (А.Кирюков, Т. Сураев-Королев., Н. Кшелева.,С. Терханов, Г. Вдовин, Н. Бояркин, Е. Кузина и др.) слайд 7,8,9

        Сегодня я познакомила вас с творчеством Г. Вдовина. Вы прослушали и исполнили вместе со мной «Колыбельную»

        А сейчас я предлагаю вам послушать в исп. морд. Коллектива «Торама» мордовскую музыку в танцевальном жанре.

Муз. рук.: Ребята, в каком характере звучала музыка? слайд 10  

Дети: Весело, энергично, задорно, ритмично.

Муз. рук.: Правильно. Скажите, на каких инструментах мы можем подыграть и исполнить эту музыку все вместе?

        Муз. рук. предлагает несколько мордовских народных инструментов, дети выбирают (ложки(пенчть), кальдердема, кальхциямат, пайгонят, шавома)

Дети и Муз. рук. исполняют вместе.

Муз. рук.: -Молодцы. Предлагаю послушать мордовскую народную песню «Луганяса келуня», а наши ребята сыграют на ложках.

Ансамбль ложкарей играет

Муз. рук.: Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Вам понравилось сегодня на занятии?

Дети: - Да.

Муз. рук.: Вам было интересно познакомится с мордовской музыкой?

Дети: - Да.

Муз. рук.:  Тогда мы обязательно продолжим изучение творчества мордовских композиторов. Будем и на других занятиях слушать и исполнять мордовскую музыку.

Муз. рук. поет: Вастомазонок!

Дети поют: Вастомазонок!

Дети выходят из зала

Список используемой литературы:

  1. Т.И. Одинокова «Мордовская музыка в начальной школе, Морд.кн.изд. 1993 г.
  2.  Н.И. Бояркин «Памятники мордвского народного музыкального искусства» под ред. Е.В. Гиппиуса, Морд..кн.изд. 1984 г в 2-х томах.
  3. А.А. Бражник, И.А. Галкина, С.Н. Павлова-Копаева «Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио», учебн.пособие, под ред. Н.И.Бояркина – Саранск: Морд.кн.изд.,1999 – ч.1.
  4. «Мордовское народное устно поэтическое творчество» под ред. Э.А. Померанцевой, К.Т. Самородова. – Саранск: морд.кн.изд., 1975 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с мордовским фольклором"

Конспект занятия  в старшей группе, направленного на продолжение изучения и углубление знаний дошкольников о мордовском фольклоре, способствует закреплению жанровых особенностей устного народного...

"ЗНАКОМСТВО С МОРДОВСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ"

Занятие предназначено для воспитателей логопедических групп....

знакомство с мордовским костюмом

знакомство с мордовским костюмом...

Конспект образовательной деятельности В подготовительной группе на тему: «Знакомство с мордовским национальным костюмом» 2019г.

Уточнить знания детей о родном крае, культуре, народном творчестве. Обратить внимание на национальный мордовский костюм, историю мордовского народного костюма, его особенности, разнообразия одеж...

Конспект НОД "Знакомство с мордовской народной игрушкой"

Конспектитоговой  непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (региональная модуль) на тему: «Знакомство с мордовской народной игрушкой» для детей средне...

"Знакомство с мордовской одеждой" (конспект занятия в старшей группе)

quot;Знакомство с мордовской одеждой" (конспект занятия в старшей группе)...

Конспект занятия "Знакомство с мордовским фольклором"

quot;Знакомство с мордовским фольклором"...