Консультация для педагогов "Знакомство с мордовским фольклором через мордовский танец"
консультация
Материал может быть полезен педагогам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukina-znakomstvo_s_mordovskim_folklorom_cherez_narodnyy_tanets.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Знакомство с мордовским фольклором через народный танец»
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Интерес и внимание к мордовскому народному искусству, в последнее время в нашей республике еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам мордовской национальной культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.
Значение различных форм мордовского фольклора в воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение мордовского фольклора в программу обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о мордовсском народном искусстве: музыке, колыбельных песнях, танцах, подвижных играх, потешках, прибаутках, считалках, дразнилках и поддёвках, загадках, скороговорках. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о традиционных обрядах, повседневной жизни мордовского крестьянства, учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Т.о., у детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизическое состояние ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость, развивают речь, обогащают словарный запас детей.
Решение этих задач возможно через проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми различного типа, проведение народных праздников мордовского крестьянства: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха и пр., проведение развлечений на материале мордовского фольклора: «Посиделки», «Зимний вечер» и другие для старших дошкольников. Через организацию самостоятельной музыкальной деятельности детей, организацию самостоятельной двигательной деятельности детей, организацию праздников, совместных с родителями.
Истоки и основы танцевальной пластики мордовской хореографии закладывались в обрядовых представлениях, которые вплетались в структуру религиозных и бытовых традиций народа.
Композиционное построение, лексическая нагрузка, рисунки перестроения характерные для мордовского танца берут свое начало в глубокой древности и на сегодняшний день, не смотря на обработку движений для показа танцевальных номеров на сцене, мордовский танец сохраняет традиции и смысловую нагрузку, которые закладывались при создании обрядовых ритуальных танцев, бытовых и свадебных плясках при их создании. Мордовский танец сохраняет в себе многообразие чувств и красок, остается самобытным и передается из поколения в поколения, являясь гордостью и историей представителями данного народа (хороводы-гадания, танцы-заклинания, обряды при начале пахоты, сева, уборки урожая, для вызывания дождя, для обеспечения удачи на охоте и так далее).
Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников"
Консультация "Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников"...
консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников»
Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста может содержательно обогатиться посредством устного народного творче...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»
Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...
Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с мордовским фольклором»
В настоящее время все более актуальной становиться проблема освоения ребенком социальной действительности, приобщения дошкольников к культурно-историческому опыту предшествующих поколений. «Погружени...
Консультация "Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста»
В данной публикации речь идет о роли фольклора (мордовского) в развитии речи дошкольников. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Потешки, скороговорки,...
Консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников»
Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. В связи с этим остро стоит вопрос о прим...
Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»
Программное содержание:- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.- во...